Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование Московского университета педагогическая деятельность и воззрения М.В.Ломоносова, его борьба за бессословную школу.

  • Третий этап

  • Ломоносовской программой организации просвещения в России.

  • Четвертый этап

  • Педагогическая концепция Н.И.Пирогова. Его педагогическая деятельность и роль в утверждении гуманистических, общечеловеческих идеалов воспитания.

  • Особенности развития образования в эпоху просвещенного абсолютизма. Реформаторские проекты И.И.Бецкого и проблема формирования «новой породы людей».

  • Иван Иванович Бецкой.

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница23 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    Образование в России в XIX в. Воспитание в дворянских семьях, его задачи и содержание. Создание в России государственной системы начального, среднего и высшего образования.


    В первой половине XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируются национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки в таком направлении являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.

    В первой половине XIX в. школа продвинулось вперед скорее в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, без сколько-нибудь систематического образования. Глубину сложившегося противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

    Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственным. Обычно пансионное многие воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814). Из его стен вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.

    В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.

    1.В начале XIX в. в России сложилась система высшего, среднего и начального образования.

    2. 1803- реформа в области образования (при Александре I).

    В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В этих школах предусматривалось "укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания". Закон Божий должен был преподавать местный священник или по разрешению церкви специальный учитель. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный уездным школьным советом.

    К важным школьным реформам 1860-х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

    По всей России с конца 1850-х годов возникают воскресные школы. Делаются первые попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах. К моменту организации таких земских народных школ в стране существовало ничтожное количество народных училищ - 1015 на губернию. Они находились в ведении министерств и, как свидетельствует теоретик и практик тогдашней начальной школы Н.Ф. Бунаков, "были плохи до невероятия, с учителями-невеждами и совершенно неумелыми, только забивавшими детей".

    В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно этим документам, в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах.

    В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно этим документам, в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах.

    Произошли изменения, которые послужили толчком к развитию высшего женского образования в центральных городах России: Москве, Петербурге, Киеве и Казани.


    1. Образование Московского университета педагогическая деятельность и воззрения М.В.Ломоносова, его борьба за бессословную школу.


    В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов. Первый этап (1742-1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

    Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.

    Второй этап (1745-1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

    Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750 - 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России.
    Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский.

    Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

    Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

    1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);

    2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);

    3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

    При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.

    Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.

    Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.

    Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.


    1. Педагогическая концепция Н.И.Пирогова. Его педагогическая деятельность и роль в утверждении гуманистических, общечеловеческих идеалов воспитания.


    Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н.И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

    Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком -- вот к чему должно вести воспитание»,-- писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,-- восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.

    Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера - борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма.

    Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

    Таким образом, педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии (в политическом смысле Пирогов не был революционером.


    1. Особенности развития образования в эпоху просвещенного абсолютизма. Реформаторские проекты И.И.Бецкого и проблема формирования «новой породы людей».


    В преобразовательных планах «просвещенного» правления Екатерины II вновь предъявлялись повышенные требования к подготовке профессионалов. Создание системы просвещения следовало закончить и получить эффективные результаты.

    Екатерина стремилась предстать в образе «мудреца на троне» и формировала новую политику самодержавия, которую историки называют «просвещенным абсолютизмом». Суть этой политики заключается в следующем. Отношения государя и подданных развиваются по прежней формуле «отец—сын», но основаны они теперь не на слепом послушании, а на сознательной совместной деятельности на «благо государства».

    Другими словами, новому типу государя нужны и новые подданные: образованные, умные, светские. Государству теперь требовались не просто умелые моряки, знающие артиллеристы и искусные архитекторы. Понадобился целый слой просвещенных людей в качестве опоры «просвещенного монарха» и залога процветания нации. Появляется новый идеал, новый фетиш: «благо нации», «служение Отечеству», «благо народа». Благо народа и благо государства фактически отождествлялись, а слово «Отечество» приобрело торжественное, святое (сакрализованное) звучание. Школе теперь надлежало не просто обучать каким-то наукам, но «вкоренить в сердца добронравие», воспитывать нового человека, нового подданного, который бы сознательно готовил себя для службы Отечеству.

    Можно говорить, что именно тогда в России появилась педагогика как наука о воспитании. Екатерина пробует ввести в России гуманистический тип воспитания, основанный на уважении к личности и беспредельной вере в разумного педагога, который способен вылепить из любого «материала» «новую личность». Единомышленником Екатерины в этом замысле был ее личный секретарь Иван Иванович Бецкой. Уже спустя год после воцарения Екатерины II, в 1763 г., он представил свой план учебно-педагогической реформы. Его сочинение «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола» содержало достижения педагогической мысли Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. План был немедленно утвержден, и первая екатерининская реформа образования началась.

    Практическим выражением политики просвещенного абсолютизма явилась педагогическая система, созданная Екатериной II в “соавторстве” с И.И. Бецким, сыгравшим выдающуюся роль в становлении системы народного образования в России. Бецкой был высокообразованным человеком. После службы в Коллегии иностранных дел вышел в отставку и в течение долгих лет жил за границей; в 1764—1794 гг. был президентом Академии художеств. За границей он изучал педагогические идеи западноевропейских мыслителей и создал свою собственную педагогическую систему, поддержанную Екатериной, и в теории, и в практике вполне самобытную, но у нас не изученную и по достоинству не оцененную.

    Неизвестным для многих остается и литературное наследие самой Екатерины II. Она вела обширную литературно-публицистическую деятельность, издавала сатирический журнал “Всякая всячина”, писала статьи, большое количество художественных произведений разных жанров: пьесы, комедии, стихи и сказки для детей, а также исторические сочинения, автобиографические “Записки”. В ряде своих произведений Екатерина разрабатывала просветительские идеи о воспитании. Она сама составила “наставление о воспитании великих князей” (внуков Александра и Константина) Н.И. Салтыкову. Их воспитанием до семи лет Екатерина занималась лично и собрала для них целую учебную библиотеку.

    История екатерининских реформ в области образования во многом повторяет историю реформ, проводимых ею и в других областях, однако их особенностью было то, что разработка общих принципов шла параллельно с проверкой некоторых из них на практике. Основой новой педагогической системы и всего законодательства Екатерины II по народному образованию был разработанный Бецким Генеральный план “О воспитании юношества обоего пола” (1764 г.). Была сформулирована цель новой школы — не только подготовка профессионального работника, но и воспитание человека и гражданина. “Преодолеть суеверие веков, — писал Бецкой, — дать народу своему новое воспитание: есть дело, совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается вся потомству”'. Авторы новой педагогической системы понимали трудность своей задачи. Одно лишь образование не даст должных результатов, нужно воспитание нравственности. Поэтому главная цель педагогики — создание “новой породы” людей. Разделяя взгляды Локка (что из ребенка, поскольку он рождается не плохим и не хорошим, а нейтральным, можно вылепить все что угодно) и Руссо (что в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного), Екатерина и Бецкой создали сеть закрытых воспитательно-образовательных учреждений (по сословному признаку), где воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 18—20 лет. Для всех остальных учебных заведений разрабатывались специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплощались в обязательные нормы. Именно задачей создания “нового общества” и “новой породы” людей определялся характер вновь открываемых учреждений. Одним из первых был Смольный институт, основанный в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием “Воспитательное общество благородных девиц”, имевший особое место в истории русской школы: это было первое женское учебно-воспитательное заведение, включавшее женское образование в общую систему школьного образования и просвещения.

    Для проведения более масштабной школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ (1782 г.), работавшая под руководством специально выписанного из Австрии по рекомендации Иосифа II педагога Ф.И. Янковича де Мириево. Комиссия разработала план создания двух типов народных училищ: в уездах — двухклассные (изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис), в губернских городах — четырехклассные (добавлялись русский язык, история, география, геометрия, архитектура, механика, физика, иностранный язык, закон Божий). Вновь создаваемые училища являлись всесословными, содержались за счет государства и находились в ведении местных органов власти. В результате в России впервые была создана общероссийская система общеобразовательной школы: возникла единообразная система учебных заведений с единой методикой и однообразной организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе. Школьная реформа Екатерины II соответствовала духу XVIII в., духу Просвещения, ее убежденности в том, что “только заведением народных школ разнообразные обычаи России приведутся в согласие, исправятся нравы”. Нельзя не признать, что осуществленные в екатерининскую эпоху реформы в области народного образования и просвещения были грандиозными как по своим масштабам, так и по своему долговременному значению, способствовали неуклонной европеизации и гуманизации русского общества.

    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта