Главная страница
Навигация по странице:

  • К.Д.Ушинский о духовно-нравственном воспитания: задачи, содержание, методы и роль в формировании личности. Значение трудовой активности ребенка. Содержание и направленность образования в школе.

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница21 из 27
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27

    Общественная и религиозная мысль о путях развития отечественной школы. Создание Славяно-греко-латинской академии и ее деятельность.


    В конце XVIII и первой половине XIX в. общая политическая ситуация в Европе, в том числе и в России, складывалась под влиянием буржуазно-демократических движений вообще и буржуазно-национальных в частности. Во всех странах Европы росло освободительное движение, которое проявлялось в стихийных крестьянских восстаниях, в организованных выступлениях буржуазно-демократических элементов. Повсеместно отмечалось обострение классовой борьбы.

    Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. характеризовалось дальнейшим углублением процесса разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Развитие капиталистических отношений, растущее товарное производство, оживление торговли, появление крупных городов с промышленными окраинами ставили новые задачи перед существующей системой образования. Новые средства транспорта, новые машины и оборудование требовали специально подготовленных работников, имеющих профессиональное образование.

    К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х гг. XVIII в. К 1800 г. насчитывалось всего 315 училищ, в которых обучалось 18 128 учащихся мужского и 1787 - женского пола. В них преподавали 790 учителей.

    Но стране необходимо было гораздо больше образованных людей. Остро осознается важность и необходимость расширения начального образования как основы всей системы народного просвещения. Возникает вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ, так как без этого невозможно было осуществить назревшие практические вопросы просвещения.

    В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название Эллино-греческая академия). Идею создания Академии высказали в 1666–1667 гг. С. Полоцкий и митрополит Паисий. Это мотивировалось необходимостью укреплять единство церкви, противостоять невежеству, в котором винили раскольников, а также потребностями в ликвидации упадка учения на "эллинском языке". План открытия высшего учебного заведения обсуждался в 1680 и 1682 гг. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет реализацию плана.

    Соучредителями Академии стали Типографское училище и школа Богоявленского монастыря. К моменту создания Академии в Типографском училище насчитывалось немногим более 200 учеников, из которых около 70 занимались греческим языком. В школе Богоявленского монастыря насчитывалось до 80 учеников; в программу входили занятия греческим, латинским и итальянским языками, которые вели братья Лихуды.

    Первыми руководителями Академии были назначены братья Лихуды. В Академии насчитывалось восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15–20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Академия оказалась компромиссом греческого и латинского направлений. Учредители не были последовательны в своих педагогических намерениях. В Привилегиях (указе об открытии), с одной стороны, подчеркивалось, что Академия создается, "дабы тьма невежества искоренилась", а с другой – исключалось любое свободомыслие среди учителей и учащихся: "от всяких еретиков и ересей... охранение". "Привилегии" определяли принципы деятельности Академии как инструмента государственной образовательной политики по защите православия.

    Преподавание в Славяно-греко-латинской академии поначалу велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала курс западной латинской школы. "Привилегии" предусматривали преподавание гражданских (светских) и духовных наук: богословия, славянской грамматики, латыни и греческого языка, риторики, логики, физики, диалектики, философии, юриспруденции. Светские науки преподавались в духе схоластики. Вместе с тем обсуждались иные научные толкования. В споре между приверженцами бесконечной делимости (аристотелисты) и атомистики (зенонисты) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

    Деятельность Лихудов в Академии длилась семь лет. Лихуды подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, II. Головина, П. Рогова. Ученики переводили на русский язык труды братьев. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь. Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и латинской учености, ориентацию на греко-русскую традицию в образовании.

    Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки". Однако Академия так и не превратилась в подлинно научный центр университетского образования, встав на стражу национальной старины и православия против всяких иноземцев. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде умершей схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на полноценное обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей, подвергались угрозе конфискации имущества. По словам русского историка С. М. Соловьева, Академия оказалась "страшным инквизиционным трибуналом". Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. В конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие преподаватели Академии не справлялись со своим делом и предпочитали занятие "справщиков" в типографии.


    1. К.Д.Ушинский о духовно-нравственном воспитания: задачи, содержание, методы и роль в формировании личности. Значение трудовой активности ребенка. Содержание и направленность образования в школе.


    В качестве рабочей гипотезы К.Д.Ушинский выдвинул положение о том, что в природе человека существует возможность прижизненного, онтогенетического генерирования нравственного чувства. Эта возможность заключается в способности человека, данной ему природой, к рассмотрению себя самого в качестве объекта собственного наблюдения, то есть в обладании способностью к самосознанию; поэтому ключевым понятием в теории нравственного воспитания К.Д.Ушинского является понятие самосознания. духовный нравственный воспитание

    В задачу К.Д.Ушинского входило соотнести понятие духа и понятие самосознания, проанализировать природу нравственности с педагогических позиций, рассмотреть самосознание в генезисе, исследовать акт зарождения нравственной установки, проследить развитие духа в онтогенезе.

    По К.Д.Ушинскому, своеобразие рассудка человека заключается в том, что им руководят не потребности тела, а потребности самосознания. Они первичны по отношению к рассудку, поэтому не рассудок формулирует нравственный закон, а самостоятельные законы духа, которые К.Д.Ушинский отождествляет с самосознанием, диктуют законы развития человеческого рассудка и разума. Рассудочный процесс в человеке отличается не только средствами своего развития, но и вопросами, которые он решает. В его теории дух перестает быть метафизическим абстрактом и приобретает качество особой субстанции, входящей в структуру личности. От рождения человеку дан не сам дух, но способность к его генерированию; дух является прижизненно формируемым индивидуальным качеством каждого человека; именно дух придает личности ее индивидуальность.

    Самосознание, то есть человеческий дух, выполняет в жизнедеятельности человека свои собственные функции. Дух не произволен ни из рассудка, ни из разума; он представляет собой продукт особой деятельности человека в комплексном процессе бытийного, эмоционального, эстетического, языкового, художественного освоения мира. Каждый из этих процессов изолированно не генерирует целостное нравственное чувство, не создает условий для цепей актов сравнения в поле человеческой свободы.

    Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы. В нравственном воспитании большое значение придавал выработке у ребёнка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. По Ушинскому предмет воспитания - человек (работа "Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии").

    Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Эти знания совершенно необходимы учителю. Считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Говорил о необходимости учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Выделял принцип наглядности, опыт, который приобретается с помощью внешних чувств. Требовал единство теории и практики.

    Говорил об использовании в обучении игры, как воспитательно-образовательном средстве. Дидактические идеи Ушинского опирались на принципы основательности и прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения. Главной формой организации обучения для обеспечения единства образования, воспитания и развития считают урок. По мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное направление и используются разнообразные методы обучения.

    Главное место в теоретическом наследие Ушинского занимает его теория образования. Не отделяя обучение от воспитания, он отдавал приоритет воспитанию, в основу которого был положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно нравственной традиции православия.

    Цель нравственного воспитания: формирование личности, которое бы стало любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувствам собственного достоинства. Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Выступал против телесных наказаний. С позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием.

    Моральное поощрение - лучший способ нравственного воспитания. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя. Труд и его воспитательное значение. Большое значение, придавал режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

    Принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:

    1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.

    2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.

    3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

    4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа,за его счастье, за его прогресс.

    5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», - писал Ушинский.

    6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо

    Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы:

    1) в основу воспитания был положен труд,

    2) воспитание и обучение проводились на родном языке,

    3)школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания,

    4) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной,

    5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа. К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние физического труда на физическое развитие ребенка.

    Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и составляет суть отдыха: отдых после умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переменить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого напряжения и внимания

    Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

    В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

    Ушинский придерживается принципа, что язык является сокровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни народа и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духе народности. Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается».

    Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

    Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, за развитие национальной культуры.

    Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка". Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.

    Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове. "Язык, - писал Ушинский, - не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив - органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее". Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. "Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно".

    К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: "Детская природа ясно требует наглядности"; "Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе". Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. "Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово".

    В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

    Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.

    Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

    1. 1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27


    написать администратору сайта