Главная страница
Навигация по странице:

  • Памятники фольклора об идеале личности, целях, задачах и средствах воспитания.

  • Концепция «свободного» и «космического» воспитания К.Н.Вентцеля.

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница14 из 27
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27

    Практика воспитания у восточных славян. Памятники фольклора об идеале личности, целях, задачах и средствах воспитания.


    Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания.

    Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины - в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла так называемая круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

    В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие человека – повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность - охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей.

    Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины. Каждый ее член приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была естественной сутью духовного развития и воспитания.

    Восточные славяне отличались определенным характером, поведением, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству Прокопия Кесарийского (VI в.), других источников, "славам" были присущи вера в высшее божество и магию, добронравие, воинское умение. Византиец Маврикий говорил и о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закаленность ("легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище").

    В воспитании детей и подростков у восточных славян было много сходного. Вместе с тем у различных социальных групп проявлялись и свои особенности.

    Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: "молодой" (3-6-летнее дитя), "чадо"(7-12-летний ребенок), "отрок" (подросток 12-15 лет).

    До 3-4 лет мальчики и девочки находились преимущественно под опекой матери. В славянских языках слова "родить" и "воспитывать" произошли от одного корня, что подтверждает важнейшую роль матери в воспитании младенца. "Какова матка, таковы и детки", - гласит древняя поговорка. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли "матерым", т. е. воспитанным матерью.

    В 3-4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим и прежде всего матери. Детей знати часто отдавали до 7-8-летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался "кормильством" или "кумовством". "Кума да кум наставляют на ум", - говорит об этом обычае древняя поговорка. Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода.

    С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14-15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах. В семье ремесленника овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному искусству; с 12-летнего возраста они жили в особых домах - гридницах, где овладевали военным искусством.

    Памятники фольклора об идеале личности, целях, задачах и средствах воспитания.

    Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний. Что-то было упущено педагогикой 10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина — «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее — «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой? Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, станет духовным наследником его традиций. А значит, вырастет настоящим человеком. Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт буквально пропитан фольклором. Именно через фольклор формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Педагогическая направленность мира, в котором живет и формируется ребенок (народные песни, игры, сказки…) — очевидна. Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиции, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности. Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви. Что такое воспитание, в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть решены все или почти все задачи воспитания. В школьной практике знакомство с фольклором обычно проходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. В нашей школе занятия построены таким образом, чтобы фольклор изучался не как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как мир человека прошлого, а во многом и настоящего. Изучение фольклора включено в предмет «Слушание музыки», проводятся выставки работ по пройденным темам, учащиеся посещают краеведческий музей (экспозиции, посвященные народному творчеству), фольклорные концерты, сами готовят концертные программы. Особой любовью у наших детей пользуются занятия в ансамбле народной песни «Лада», который является постоянным участником народных праздников: «Масленица», «Пасха», «Весенние святки», «Зимние колядки», «Посиделки». Конечно, это только начало работы и она требует дальнейшего усовершенствования, но практика уже показала, что открываются большие возможности для нравственно-эстетического воспитания детей: они развиваются духовно, развивается их вкус, кругозор, они учатся петь, танцевать, декламировать, играть на традиционных народных инструментах. Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, передает информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна… Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски. Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели — ради людей, ради самой жизни. Следы ритуалов и обрядов можно отыскать в детских играх «А мы просо сеяли», «Каравай», «Баба сеяла горох». У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся на уроках привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы, через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни. Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Жизнь ребенка школьного возраста должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь народным искусством. Механически внести в программу музыкальных занятий игры и песни, обряды и народные промыслы — значит не сделать почти ничего, если не внести в занятие сам дух фольклора. Только через практическое освоение фольклорного материала в его целостности через общение с народными мастерами, посещение выставок, музеев, просмотр кинофильмов, проведение фольклорных праздников постепенно раскрывается уникальное единство красоты и пользы, характерное для мироощущения и быта многих народов. При этом принципиально важно, чтобы освоение фольклорного материала происходило как в жизни, то есть естественно, без нажима, на добровольных началах.         Программа для детей среднего возраста полностью строится на жанрах русских народных песен. Ориентируясь на общерусские песенные традиции и историю становления жанров русской народной песни, материал выстроен следующим образом: от самых древних образцов песен-сказов-былин к историческим песням, которые помогут начать разговор о богатстве лирики. У детей складывается понятие о народной песне как об азбуке нравственности: все народные песни — это размышления о главных для человека вопросах — как прожить жизнь счастливо, о чем мечтать, что беречь. Вечное стремление человека быть свободным — услышат дети в песне «Ах, ты степь, широкая», потребность иметь семью, родных, близких — в песнях «Степь, да степь кругом», «Черный ворон»; желание любить и быть любимым в «То не ветер ветку клонит», «Вниз по Волге-реке», любовь к Родине, к родному краю в песне «Вижу чудное приволье». На контрасте построен переход к теме «Песни с движением», «Хороводы» и «Плясовые песни». Если исполнение предыдущих жанров требует «работы души», то в хороводах и плясках понадобится знание законов хореографии и актерского мастерства. Познакомившись с основными правилами, ребята, пофантазировав, сочиняют свой хоровод и придумывают новые элементы пляски. Завершить разговор о народной песне лучше всего частушкой. Это один из жанров, который бытует и сегодня. Песенный фольклор следует выделить в особую категорию дисциплин, которая обладает наиболее сильным воздействием, как в образном, так и воспитательном плане. Постижение содержания народных песен, игр, проникновение в их характерный склад, способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет им стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа. Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней раскрытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни. В конечном итоге, для всех нас важно осознать не только то, каковы истоки тех или иных традиций, но и то, что питает в течение долгих лет мировую жизнь людей разных национальностей; как, сохраняя свою самобытность, наши предки умели уважать обычаи других народов и стремились сохранить согласие между собой. Хочется верить что русские, татары, казахи — основные представители национальностей среди жителей Астраханской земли — способны сохранить все то лучшее, что было накоплено их поколениями и передать это бесценное наследие нашим детям, внукам и правнукам.


    1. Концепция «свободного» и «космического» воспитания К.Н.Вентцеля.


    Личность Вентцель понимал как неотъемлемую часть всеобщего целостного космоса, исходил из нерасторжимости органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Идеалом стала свободная творческая личность, сознающая единство, цельность и гармонию со все более расширяющимся творческим космосом, способная к самотворчеству.

    К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть Вселенной, космоса, то совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве гражданина космоса, Вселенной. По его мнению, новую культуру можно строить только на космической основе. При этом он подчеркивал приоритет социальной педагогики над индивидуальной, а космической - над социальной, поскольку космос, согласно Вентцелю, это целое, а человеческое общество – его часть.

    Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, ученый пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога - Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что эта религия отрицает какой бы то ни было догматизм. По идее К.Н. Вентцеля, она должна строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности. Эта религия не требует церкви как особой формы общественного объединения лиц, исповедующих ее. Формулируя психолого-педагогические основы новой религии, ученый утверждал, что в Культе творческой личности важнейшую роль будет играть Культ ребенка, потому что Ребенок - это утверждение вечной жизни человечества, непременное условие сохранения «свежести и аромата молодости». В Культе ребенка педагог видел ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает его существованию характер вечной, никогда не увядающей весны. Вместе с тем он подчеркивал, что эти формы Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить естественным, свободным и самым чистым выра-

    жением любви, уважения и благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок, как «нежный росток той личности, из которой должна вырасти Творческая Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании».

    По теории К.Н. Вентцеля, в процессе «космического воспитания» должны получить развитие форму три идеи: личности, общества, космоса. Воспитанник должен осознать себя творческой личностью, членом творческого общества, частью творческого космоса.

    В качестве высшей задачи «космического» воспитания К.Н. Вентцель определял развитие в ребенке космического самосознания, т.е. о сознание себя неотделимой частью космоса, поэтому цель «космического» воспитания «заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли он этого или не хочет, так или иначе принимает то или иное участие в этом процессе развития космической жизни». Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с этим важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи означала бы для ребенка возможность поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расширение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в возвышении космоса на все более и более высокую ступень развития.

    К.Н. Вентцель пришел к выводу, что должна существовать отрасль антропологии - космическая педагогика, в рамках которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Педагог понимал космос как целостное единство вселенской жизни. Составными частями космоса являются человеческие индивиды, а потому высшей задачей космического воспитания является развитие в ребенке космического самосознания, т.е.

    понимания единства со всем космосом. К.Н. Вентцель полагал, что космос по аналогии с обществом подразумевает некую общность жизни и в то же время связь между воспитателем и воспитанником. Считая индивидуума неотъемлемой частью космоса, высшую задачу индивидуального воспитания он определял как наиболее полное и широкое развитие личного самосознания, а социального воспитания - развитие социального самосознания, социализацию личности, задачей космического -развитие космического самосознания.

    Помочь воспитаннику осознать сущность и смысл личной жизни «самой по себе», ее связь с жизнью общественной, а затем с жизнью космоса - значит, по К.Н. Вентцелю, подготовить его к самовоспитанию в индивидуальном, социальном и космическом направлениях. Утверждая, что воспитание достигает цели, если оно вооружает ребенка, молодого человека умениями и навыками самовоспитания и самообразования, он выдвигал при этом требование творческого подхода к воспитанию и делал акцент на развитии у воспитанников силы воли, активности и творчества.

    К.Н. Вентцель был убежден в необходимости воспитания у каждого человека сознания собственной причастности к жизни других людей, космоса, Вселенной. Представляя космос целостным единством вселенской жизни, а индивида - его неотъемлемой частью, он выдвигал основную задачу космического воспитания - наиболее полное и широкое развитие у воспитанника социального самосознания, осознания единства личной жизни с жизнью всего беспредельного космоса.

    Педагогика К.Н. Вентцеля ставила задачей непрерывное формирование у воспитанника потребности в самостоятельном развитии себя как личности и способности к самовоспитанию. Саморазвитие, считал педагог, благодаря постоянной активной работе личности над собой, обеспечивает ее духовное становление, развивает волю ребенка, способствует формированию интеллектуально-нравственной свободы, самостоятельности и личной независимости.

    Процесс «космического» воспитания – процесс свободного творческого взаимодействия воспитанника и воспитателя по достижению космического сознания. Отвергаются принуждение, всякое духовное и физическое насилие. Воспитатель опирается на побуждающие поисковые приемы организации деятельности (принцип воспитывающего общения), на совместные усилия всех участников процесса «космического» воспитания (принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания). Исходя из идеи органического единства человека, человечества и космоса, ученый выражал веру в силу гармонии творческой человеческой личности и творческого космоса, призывал каждого к активному преобразованию себя и мировой реальности, к добру и красоте путем неустанной творческой работы над собой.

    К.Н. Вентцель сформулировал идеал свободы применительно к содержанию и процессу «космического» воспитания: воспитатель и воспитанник равны в свободной возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и творческого космоса (принцип свободы). В этом процессе главенствующую роль занимает развитие в человеке стремления к установлению гармонии между собой, человечеством и космосом (принцип гармонии целей), осознание себя как неотъемлемой части космоса, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости (принцип развития творческой индивидуальности).

    Опираясь на принцип органического единства человека, человечества и космоса, педагог призывал к активному преобразованию себя и окружающего мира, к Гармонии и Добру путем постоянной творческой работы над собой. Важно, считал ученый, воспитывать ребенка не только как уникальную, самобытную личность, но и как члена космического братства, сына космоса, с тем, чтобы он принимал космос как живое органическое целое.

    К.Н. Вентцель разработал гуманистическую педагогику, признающую личность развивающегося человека высшей ценностью. В основу его теории свободного воспитания положены ведущие принципы антропологизма, природосообразности. В его теории свободное, природосообразное воспитание рассматривалось как организация жизнедеятельности воспитанников в общине, вместе с родителями и педагогами, в производительном труде, разносторонней познавательной деятельности, общении.

    К.Н. Вентцель считал, что сознание в своем развитии проходит три ступени. На первой ступени оно узко, что не позволяет человеку осознавать собственную цельность и единство. На второй ступени сознание значительно расширяется, развивается интеллект, затем - самосознание. Интеллект открывает перед человеком понятие Вселенной, но Вселенной, разделенной на части. Чем выше степень развития интеллекта, тем сильнее стремление к цельности и гармонии со Вселенной. На третьей, высшей ступени Вселенная представляется человеку гармоническим целым, а Человек и Человечество - частью этого целого, переходящей в своем неустанном развитии ко все более совершенным формам единства, цельности и гармонии. На этой ступени развития сознания начинает формироваться то, что педагог называл Космическим Чувством, или Космическим Сознанием. Под Космическим Сознанием он понимал осознание человечества как единого развивающегося целого. Для достижения высшей стадии человеческого сознания необходим переворот в воспитании и молодого, и взрослого поколения. К.Н. Вентцель считал, что воспитание необходимо сделать свободным, а индивидуальную человеческую личность сделать основой воспитания и «верховной целью».

    Космическое Сознание, по Вентцелю, имеет две стороны: эмоциональную (чувствительную) и познавательную, которые составляют единое целое и тесно взаимосвязаны. Познавательная сторона Космического Сознания состоит из ощущений, которые человек получает от Вселенной. эмоциональная же - из чувств и воли.

    Развивать Космическое Чувство К.Н. Вентцель предлагал посредством эмоционального переживания Жизни Космоса с тем, чтобы сделать живые чувства постоянной частью сознания. Процесс «вчув-ствования» естественно предполагает развитие у человека воли. Умение переживать и сопереживать тесно связано с волевым усилием («надо захотеть слиться»), с происходящим и в человеке жизненными процессами. Таким образом, Космическая Воля развивается одновременно с Космическим Чувством, т.е. возникает стремление слиться с Вселенной, чувствовать ее жизнь как свою собственную.

    К.Н. Вентцель считал космическое воспитание не «фантастической утопией», а актуальной педагогической проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение, от разрешения которой зависит все будущее человечества, с правильной постановки которой и попыток теоретического и практического разрешения надо начинать сейчас. Ученый проводил аналогию между необходимостью социального воспитания человека как члена общества и необходимостью его «космического» воспитания как части Вселенной, своего рода универсального общества, подчеркивал примат «космической» педагогики над социальной.

    Концепция «космического» воспитания К.Н. Вентцеля проникнута идеей максимально полного плодотворного развития творческой индивидуальности человека в процессе принятия и осознания им своей миссии как творца новых форм «космической» культуры. Эта концепция является перспективной для развития и совершенствования гуманистической педагогики. Она способствует эволюции материальной цивилизации к развитию человеческой нравственности и духовности.

    В начале XXI в. проблема «космического» воспитания становится одной из ключевых в отечественной и мировой педагогике. Научное наследие К.Н. Вентцеля способствует ее дальнейшей разработке в контексте традиций гуманистических ценностей.

    Таким образом, К.Н. Вентцель сделал значительный шаг в разработке аксиологических основ российской «космической» педагогики. Идеи теории свободного воспитания привели его к заключению о том, что отдельный человек взаимосвязан с Цельностью, Человечеством, Космосом. Он исходил из того, что связь между индивидуумом и миром, частью и целым носит принципиальный характер, а задачу воспитания видел в помощи ребенку осознать свое единство с другими людьми, окружающей действительностью.

    «Космическая» педагогика К.Н. Вентцеля, вобравшая в себя естественнонаучное знание своего времени, предложила новую идеологию и новые общечеловеческие и надчеловеческие ценности. Она ант-ропоцентрична по своей модели и гуманистична по содержанию и вполне может претендовать на то, чтобы стать одной из основ современного воспитательного процесса.

    Не вызывает сомнения тот факт, что взгляды Вентцеля на космическое воспитание, основываясь на идеях космизма,

    представляют довольно цельную систему, ориентированную на достижение каждым человеком единства и гармонии с окружающим его миром - Человечеством и Космосом. По мнению М.В.Богуславского, образовательные цели «космической» педагогики, развивавшиеся Вернадским, Циолковским и Вентцелем, заключаются «в стимулировании у ребенка способности к диалогу с Космосом, Вселенной, в понимании проблем всего человечества как своих собственных».

    1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27


    написать администратору сайта