Главная страница
Навигация по странице:

  • Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

  • "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков".

  • "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений".

  • "в совокупности на сердце, ум и руку

  • "Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить"

  • "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь".

  • "получая впечатления и обогащаясь опытом".

  • "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника"

  • П.Ф.Каптерев - педагогика как прикладное знание. Цели воспитания. Автономия педагогического процесса. Стадии процесса познания у ребенка. Специфика женского образования.

  • Педагогика, как прикладное знание

  • Автономия педагогического процесса

  • Педагогический процесс должен быть автономным от государства, от церкви, от борьбы классов

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница10 из 27
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27

    Социально-философский смысл и гуманистический характер педагогического новаторства И.Г.Песталоцци. Концепция подъема внутренних сил человеческой природы. Проблема развития творчества и индивидуальности личности. Теория элементарного образования.


    Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).
    Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме - высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

    Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

    Он организовал "Учреждение для бедных"в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

    В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекраснуюидею соединить обучение и трудно не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

    Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

    Педагогические идеи:
    Всестороннее гармоничное развитие- это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

    1. Интеллектуальноеэлементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

    2. Физическоеэлементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками".

    3. Нравственноеэлементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

    Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

    Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует "в совокупности на сердце, ум и руку".

    Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. "Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить", — пишет Песталоцци в "Лебединой песне".

    Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь".Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его".

    Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом".

    "Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы", - утверждает Песталоцци.

    Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника" - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

    И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: "Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента".

    В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

    В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

    Песталоцци рассматривал «Лебединую песню», как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания: Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

    Принцип природосообразности у Песталоцци характеризуется следующими очень важными для понимания его педагогической системы элементами.

    Прежде всего, это самопроизвольность. Песталоцци, как уже отмечалось, считает, что образование должно исходить из собственных сил воспитанника (как и Кант, он заявляет, что человек сам должен дать себе закон человеческого развития, творить себя).

    Во-вторых, это метод — способ саморазвертывания человеческого духа по законам природы.

    В-третьих, созерцание (anschaung). Созерцание у Песталоцци не чувственное постижение и не внечувственное знание идей (как у Платона), а оно есть у него, как и у Канта, фактическое обнаружение идеи, которая изначально заложена в человеке, и созерцание — это только ее конкретное обнаружение. Иначе говоря, созерцание — это деятельность рассудка, которая творит, образует предмет. Практически Песталоцци воспроизводит здесь мысль Кан га о том, что у каждого человека с самого начала лежит зародыш всего человеческого развития, что человек по отношению к этому развитию является своим собственным творением, т.е. сам дает себе закон своего существования и развития. И хотя обстоятельства (природные и социальные) помогают формировать человека, тем не менее человек все же сам выстраивает эти обстоятельства и делает их такими, чтобы они могли служить его развитию, а значит и его образованию. Получается, что для Песталоцци образование является по существу самообразованием. Другими словами, он ратует за автономность образования, поскольку считает, что учитель должен дать ученику, воспитаннику лишь путеводную нить, определенную направленность его действий по своему собственному развитию.

    Четвертый момент его системы — момент «равновесия сил». Песталоцци отстаивает здесь принцип гармонического развития человеческих сил. В человеке все должно быть гармонично, а поэтому педагог обязан в своей педагогической деятельности равномерно воздействовать и способствовать формированию головы (ума), сердца (чувств) и рук (дела).

    И, наконец, пятый элемент его системы — общественный фактор. Воспитательная работа наиболее успешно совершается в обществе, в группе и должна именно в ней осуществляться.

    Лучшей средой воспитания человечности, по Песталоцци, является атмосфера семейной любви, семья. Именно эта атмосфера, доказывал он, согласуется с природой. Ведь недаром природа дала родительское чувство любви к своим детям. Какими бы ни были дети, родители, за очень редким исключением, всегда любят своих детей. Под действием любви становятся возвышенными, благородными и отношения ребенка к людям и ко всему миру вообще. И наоборот, если нет любви, то ребенок не находит руководящей нити в своих взаимоотношениях с другими, он становится бесчувственным, душевно черствым существом, чем-то сродни животному. Именно поэтому, подчеркивает Песталоцци, влияние любви и семейственности должно стать условием и домашнего, и школьного воспитания. Вот почему, кстати, он вообще против раннего отрыва ребенка от семьи, родителей, раннего помещения его в интернат, школу. Дети должны в полной мере испытать тепло любви своих родителей, братьев, сестер, родственников. Однако атмосфера семейной любви в воспитании детей, отмечает Песталоцци, не исключает дисциплину, порядок послушания во взаимоотношениях родителей и детей, их поведении.

    Общим принципом, определяющим все методы воспитания «человечности», Песталоцци считает, согласие с природой. Это, согласно созданной им педагогической системе, основа воспитания. Он разъясняет, что всем человеческим силам по самой природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию, т.е. стремление выйти из состояния безжизненности. (Глаз хочет смотреть, ухо — слушать, нога — ходить, рука — хватать и т.д.) Однако одной самодеятельности природы крайне недостаточно для развития истинной человечности. Песталоцци, как и Кант, тоже считает, что человек, если он предоставлен самому себе, растет на свободе, вне общественной дисциплины, вообще бывает далек от совершенства. Вот поэтому, доказывает он, и необходимо к самодеятельности природы, в помощь ей задействовать воспитание.

    Человек становится человеком, говорит Песталоцци, только с помощью воспитания, но оно (воспитание) должно во всех своих действиях придерживаться приемов природы. Таким образом, и педагогическая система Песталоцци, так же, как и педагогическая система Я. Коменского, строится на принципе природосообразности. Однако, если у Я. Коменского принцип согласия воспитания с природой понимается натуралистически (Комен- ский разумел иод природой больше внешнюю природу, природу мира), то у Песталоцци природа — это сами силы человека, его внутренние потенции, разум, которые педагог должен задействовать в процессе воспитания.

    Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827) — выдающийся швейцарский педагог и мыслитель-демократ, основоположник теории элементарного (начального) обучения. В детском доме, которым он руководил, разработал систему обучения и воспитания детей, связанную с их развитием. Основные труды — «Лингард и Гертруда» (1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

    Две основные мысли проходят через всю его педагогическую систему:

    — мысль об истинной человечности как цели воспитания и

    мысль о ходе природосообразности как методологической основе воспитания людей.

    Согласно Песталоцци, человек, воплощающий в себе истинную человечность, — это идеальный человек, и он всегда — цель воспитания. Идеальный человек имеет, во-первых, развитый ум, во-вторых, возвышенные чувства (Богопочитание) и, в-третьих, развитую способность к действию. Песталоцци поясняет, что обладающий только одной из особенностей не может быть признан идеальным человеком. Соответственно, человеческое воспитание — это выделка каждого отдельного звена в той огромной цепи, посредством которой образуется единое целое человечества. Как видим, в понимании цели воспитания Песталоцци близок к Канту. Ведь высшая цель воспитания и у того, и у другого совершенствование человека, развитие в нем человечности. Песталоцци, как и Кант, полагал, что основа совершенствования — духовное — находится в самом человеке. Однако духовное совершенство может иметь место в человеке не в обособлении от человечества, но только как у члена общественного целого. Человек должен воспринимать все лучшее, что есть у всего человечества, ибо он сын человечества. Но одновременно человек должен отдавать все лучшее от себя человечеству и тем самым выражать свое отцовство по отношению к людям. Обратим внимание, что у Песталоцци, в отличие от Руссо и некоторых других просветителей, нет субъективного, индивидуалистического оттенка в понимании цели воспитания. Идеальный человек Песталоцци это не просто психологически развитая индивидуальность, особь, но нравственная личность, которая чувствует и должна всегда чувствовать в себе единение со всем человечеством.


    1. П.Ф.Каптерев - педагогика как прикладное знание. Цели воспитания. Автономия педагогического процесса. Стадии процесса познания у ребенка. Специфика женского образования.


    Пётр Фёдорович Каптерев - видный русский педагог второй половины XIX - начала XX веков. Его научно-педагогическое наследие велико и многогранно. Труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики и дошкольных учреждений. Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

    Педагогика, как прикладное знание

    Успешность исполнения замысла работы даёт возможность вдумчивому и внимательному педагогу, только ещё начинающему профессиональную деятельность, изучив содержание данного очерка о каптеревской теории и в дальнейшем отталкиваясь от её наиболее ценных в прикладном отношении составляющих, лучше спланировать свой педагогический процесс.

    Педагогика - прикладная наука, потому что она изучает не объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Предметом педагогики является «изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае». Ученый утверждает, что педагогика как прикладная наука обще человечна, служит всему человечеству, а не отдельным группам или слоям общества.

    Автономия педагогического процесса

    У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого - ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие "педагогический процесс". Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии.

    Педагогический процесс должен быть автономным от государства, от церкви, от борьбы классов
    Это предельно четко сформулированная Каптеревым идея отстаивалась им до конца жизни. Автономия школы включала доверие общества к учителям и детям решать их внутренние проблемы, отказ от обязательного внешнего давления, в какой бы форме оно ни проявилось.
    Как бы предвидя процессы превращения педагогической науки в инструмент большой политики, направленной на манипулирование сознанием и поведением личности, Каптерев отвергал возможность осуществления советской, капиталистической или империалистической педагогики. Педагогика как наука универсальна, заявлял он, она фиксирует закономерности и принципы воспитания вообще, а не как они проявляются в отдельно взятой стране. «Если нелепо говорить в точном смысле слова о русской физике или немецкой химии, то точно так же нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических начал в условиях английской и немецкой жизни данного времени, другими словами об английском или немецком педагогическом искусстве, о педагогической технике» (Каптерев П.Ф. Выступление // Труды 2 Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Пг., 1913. С. 35). Автономность школы, по Каптереву, означала невмешательство ее в политическую борьбу, которая в начале века захватывала Россию. В детском возрасте невозможно осознанно выработать политическую позицию, и всякое навязывание идей «сверху» губительно и разлагающе действует на ребенка. Политика должна быть оставлена на пороге школы. До революции идея автономии воспитательных учреждений от государства горячо поддерживалась большевиками. Они требовали отказа от вмешательства государственных структур в дела школы, свободы от господствующей идеологии, но как только пришли к власти, то заменили эту идею на прямо противоположную.
    Каптерев отстаивал принципиальные взгляды и убеждения. Каждый учитель и воспитатель имеет право занимать определенную политическую позицию. Но учитель, настаивал Каптерев, должен быть лишен права обращать учащихся в свою веру, превращать школьный класс в трибуну политических споров и разгула политических страстей. Школа - территория, свободная от политики. Только индивидуально-общественная школа может способствовать всестороннему раскрытию дарований и способностей ребенка. Правоту Каптерева показала вся дальнейшая история развития советской школы. Индоктринация в политическую жизнь подрастающего поколения привела к трагическим результатам. Спустя десять лет после смерти Каптерева в советском обществе ребенок поощрялся за донос на отца, спрятавшего какие-то вещи при вступлении в колхоз, за вовлечение в колхоз родственников и соседей. В условиях тоталитарного режима, когда семья оказалась не в состоянии противопоставить традиционные нормы и ценности массированному воздействию средств массовой коммуникации, идеологической обработке, вовлечение детей в политическую жизнь стало основой формирования их агрессивного поведения в настоящем и будущем.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27


    написать администратору сайта