Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура первобытного общества.

  • Управление, власть.

  • Нормативное регулирование.

  • Три группы цивилизаций - мировые цивилизации

  • Локальные цивилизации

  • Региональные цивилизации

  • Теория государства и права билеты. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине Теория государства и права


    Скачать 268.14 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов к экзамену по дисциплине Теория государства и права
    АнкорТеория государства и права билеты
    Дата03.01.2023
    Размер268.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория государства и права билеты.docx
    ТипЗакон
    #871388
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим дисциплинам выступает наукой обобщающей, имеющей направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и специальными юридическими науками. Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.

    Замечено, что любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем большую, чем выше уровень теории. Это со всей убедительностью относится к теории права и государства, ибо последняя выступает не как механический итог знаний, накопленных частными науками. Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современной государственной практике, на действующем праве, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина государственно-правовой действительности становится более верной и целостной. В конечном счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования - а, видимо, в этом и состоит задача любой науки - получают адекватное, объективно-научное обоснование.

    Таким образом, теория права и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

    По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

    Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

    Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

    В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

    Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

    Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

    Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

    - общественной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

    - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

    - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом (как и положено теории).

    Теория (греч. theoria - наблюдение, исследование) - это система руководящих идей той или иной отрасли знания, система принципов, утверждений относительно некоторого объекта реальной действительности. Теория - всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Теория - это система знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.

    Теория государства и права - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

    1. Отличие государственной власти от общественной власти первобытного общества.

    Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

    Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

    Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

    В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

    Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

    Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - "хомо сапиенс", он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Какими же они были и как они менялись?

    Экономика первобытного общества была основана на общинной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в "общий котел") и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

    В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

    - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

    - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

    Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

    Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда. Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.

    Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

    Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

    Примерно 1 0 - 12 тысяч лет назад в ряде регионов земного шара произошел переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. На смену присваивающему хозяйству пришла производящая экономика. Произошла "неолитическая" революция. С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей.

    Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

    Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось, произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

    Названные обстоятельства оказали существенное влияние на процесс возникновения государства и права, а также на характер и государства, и права.

    Общество и государство - понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

    Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

    Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

    Хронологические рамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

    С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система, государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль - возвышаться над создавшим его обществом, превращаться из "слуги" в "хозяина" и т.п.

    «Неолитическая революция» (переход к производящей экономике) приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к своему финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов., зарождению государства

    Необходимость управления территорией

    4. Типология государств.

    Формационный ( Карл Маркс, Фридрих Энгельс)

    Изначально первобытное общество – появление прибавочного продукта, частная собственность, общество раскалывается на классы появляется господствующий класс и эксплуатируемый класс

    • Рабовладельческое (рабовладелец – раб) возникновение городов-государств ( имущественное расслоение, разделение труда, формируется первоначальный аппарат управления, появляется функция информационного обслуживания общества ( учёт) , усложняется социальная структура

    • Феодальное (феодал – крестьянин)

    • Капиталистическое (буржуазия и рабочие)

    • Коммунистическое ( социалистическое)

    цивилизационный

    • Западное( Рим Греция)

    • Восточное ( Китай Индия_

    Цивилизационный подход к типологии государства связан с цив. Концепцией истории.

    Подход сложился в конце XVIII-XIX вв. в качестве гипотезы ю Разработан в XIX-XXвв. Цивилизация от слова civil – гражданский , городской. Характеризует общество которое приходит на смену сельскому обществу . На первое место выдвигается культура и в следствие религия. Цив. подход рассматривает как круговорот исторических цивилизаций в отличите от марксизма, где развитие государства носит поступательное движение. Сторонники цив. Подхода полагают, сто у любой цивилизации может наступить деградация, спад, даже более глубокая чем в момент зарождения. Пример Шпенглер «Закат Европы» - Европа на грани загнивания, деградации. Цив. Подход обращает внимание на ту особенность, что интеллектуальный и нравственный потенциал не растет. Современники лишь пожинает плоды прошлых достижений. НО Статистика приведенная Н. Сорокиным говорит о том, что основные открытия были сделаны в последние сто лет. Это можно трактовать как качественный скачок в результате накопления количественных знаний.

    Гуманизация стала не результатом нравственных потребностей, а скорее рациональным подходом. Прогресс в развитии производительных сил и технологий не сопровождается развитием нравственных качеств.

    Цивилизация рассматривается как комплекс:

    - системы духовных ценностей

    - системы экономических ценностей

    - -экономическая система

    - технологическая систем

    -человек

    Три группы цивилизаций

    - мировые цивилизации - крупные этапы в развитии человеческой истории, связанные с революционными переменами в развитии производительных сил ( пример неолитическая цивилизация ( переход от присваивающей к производящей), и индустриальная цив – постиндустриальная цив.)

    - Локальные цивилизации ( цив. Основанные на господстве той или иной религии. Арнольд Тойнби: западное общество, православное общество, мусульманское общество, индуистское общество, дальневосточное общество ( буддизм + нетрадиционные религии)

    Для западного общества характерна государственность, основанная на признании идей политической свободы,, политического плюрализма и культа прав и свобод человека и гражданина, господство частной собственности.

    Для православного общества характерна развитие государственности , основанной на приоритете общегосударственных целей и интересов. Православие формирует этатизм ( от франц и англ etat – государство) – идеологию решающей роли государства в решении общественных проблем. Господство власти собствености Приоритет духовных ценностей перед материальными - жертвенность, отказ от личного благополучия, стремление к страданиям.

    Ислам – создает условия для формирования чисто теократического государства, - государства основанного на основе умозрительной системе религиозных ценностей, система органов государственной власти, правовая система, стереотипы политического поведения диктуются в исламском обществе системой религиозных ценностей.

    Для индуистского общества характерно создание общества и государства, базирующихся на жесткой социальной стратификации , в сознательном разделении общества на касты, культ предопределенности – тхам.

    Для дальневосточного общества характерна государственность патерналистского ( патер – отец) образца , предполагающая заботу властей об интересах населения и сыновнее отношение населения к власти, рассматриваемой как продолжение отцовской власти

    - Региональные цивилизации (средиземноморско-ближневосточная цив., африканская цив., азиатская цив.. североазиатская цив.

    Типология на основе цив подхода основана на выявлении влияния культуры и религии,

    а развитие политического прогресса. В современной теории цивилизация рассматривается как совокупность общественных отношений среди которых доминирующее значение имеет культура и религия. Широко распространен также взгляд на цивилизацию как совокупность отношения, охватывающей все сферы жизни человека. Сфера духовной жизни, политические отношения и государственное устройство, экономический способ производства, технологический способ производства, человек и его потребности, мотивы, интересы

    Существует такая классификация цив., которая выделяет основные цив и дополнительные цив.

    Основные – существующие в нескольких странах на протяжении длительного исторического периода и развивающихся самостоятельно. ( пример китайская, индуистская, египетская)

    Дополнительные ( или вторичные, особенные) - цив. догоняющего развития, развиваются в самостоятельные цив. на базе уже существующих. ( русско-евроазиатская, цив. Юго-восточной Ащии

    5. Понятие и признаки государства.

    Необходимо отметить, что в политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов), и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович), и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров), и как "союз людей, властвующий самостоятельно исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой), и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта