Индивидуальные особенности развития. Подходы к определению индивидуальных особенностей развития мышле. Подходы к определению индивидуальных особенностей развития мышления ребенка
Скачать 83.83 Kb.
|
1.2 Индивидуальные особенности развития мышленияПознание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось ранее. На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что известно о них. В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Поиски опыта, который не может быть получен прямо из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляют собой мыслительную деятельность или процесс мышления. Мышление неразрывно связано с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Основная функция мышления — познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Человек создает новые предметы, позволяющие удовлетворять развивающиеся потребности, как личности, так и общества. Прежде чем сделать что-либо, человек представляет, что надо сделать и как он будет делать. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто ими, составляет из характерных особенностей труда как специфически человеческой деятельности. Создание нового сначала в форме лишь «идеального» (образа, представления или идеи), есть процесс воображения, в нем осуществляется преобразование прошлого опыта. Таким образом, мышление и воображение — два взаимосвязанных психических познавательных процесса, в которых опосредствованно достигнутыми знаниями отражается действительность. Это позволяет не только проникать в сущность предметов и явлений, но и осуществлять творческую деятельность. Человек познает окружающий мир (вещи, явления, других людей) и самого себя для того, чтобы, выполняя различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественную и т. д.) и воздействуя на эти объекты, добиваться каких-то определенных общественно и личностно значимых целей. Ощущения, восприятия и представления совместно с непроизвольным вниманием и наглядно-образной памятью дают человеку сведения о конкретных объектах и их непосредственно познаваемых свойствах. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира недостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи: «Что и как делать в сложившейся ситуации и что должно получиться в результате действия?» Знание единичного не дает основания для предвидения. Мысля, человек исходит из познания единичного, полученного в ощущениях и восприятиях. Обобщая, мы скрываем общее в единичных предметах и явлениях действительности. Вне восприятия единичного не может быть и обобщения. Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений. Человек обозначает их словом. Обозначая каждый воспринимаемый предмет. Его признаки или действие. Состояние или отношение. Человек отражает их обобщенно! Каждый частный случай человек подводит под общее правило. Обобщенность — первый важнейший признак мышления. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Этот опят закреплен с помощью языка в устной и письменной речи (в лекции, которую читает преподаватель; в инструктаже, который дает мастер при выдаче задания; в содержание учебников по данному предмету). Поэту мышление обобщает познание многих людей. Вторым важным признаком мышления является опосредованность отражения действительности в нем, позволяющая выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы, а становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, часто получаемым при посредстве приборов. Вообще к опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 1) Когда непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих анализаторов (у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей, проникающей радиации); 2) Когда непосредственно познание было бы принципиально возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено, поскольку излучаемые процессы либо уже произошли когда-то, либо еще должны произойти (при изучении истории, палеонтологии, археологии и т. п.); 3) Когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явления и отражении их в сознании. Связи эти обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выяснить их, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы. Таким образом, мышление, как уже отмечалось, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Источником мыслительной деятельности является практика. Труд, учение, игра, любые виды деятельности людей требуют решения мыслительных задач. Так же, как для ощущений, восприятия, для мышления практика является критерием истины. Обобщения и выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются практикой, которая вносит поправки в мыслительную деятельность, играет корригирующую роль. Практика есть также область применения результатов мыслительной деятельности. В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна. Оно необходимо как для планирования деятельности, так и для ее выполнения и контролирования. Действуя, человек осмысливает свои действия, намечает, что надо сделать, какие изменения внести в деятельность, как преодолеть имеющиеся затруднения, улучшить качество работы [9]. Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением деятельности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение деятельности является высшим психическим процессом, свойственным только человеку. У животных имеются только зачатки мышления в виде конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования. Физиологической основой мышления являются рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в корне больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием вторых сигналов (речь), отражающих реальную действительность, но возникают они обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, предусловий). В отличие от первосигнальных, второсигнальные (речевые) связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями. В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом [16]. Вторая сигнальная система, будучи высокоорганизованным инструментом для обмена информацией, дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и высшее приспособление человека — наука. При этом вторая сигнальная система опирается на первую. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обуславливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений. Следует, однако, отметить, что ведущую роль в мышлении играет вторая сигнальная система, поскольку мышление есть обобщенное при помощи слова отражение действительности. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности, различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, важнейшим из которых являются широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума (рис. 1). Рис. 1. Составляющие продуктивности ума Широта мышления — это способность охватить весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Широта мышления проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Формирование этого качества являются одним из важнейших условий развития творчества и инициативы у каждого сотрудника предприятия [24]. Гибкость мысли выражается в ее свободе от складывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действии при изменении обстановки. Косность, шаблонность, стереотипность мышления — качества, противоположные гибкости мысли, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствии обсуждения при вырабатывании решений. Для предупреждения косности, шаблонности мышления необходимо не только разнообразить задачи, но и добиться от учащихся решения их разнообразными способами с последующим анализом преимуществ и недостатков каждого из них. Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом. Быстрота ума зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуально темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в корне головного мозга. Нужно, однако, отличать быстроту ума от торопливости ума. Последняя есть проявление несформированности привычки к длительной и упорной работе, к основательному анализу ситуации. Часто люди с такой характерной особенностью ума, не продумав всесторонне вопроса, выхватывают какую-то одну сторону и спешат дать решение. В работе с ними следует проявлять терпеливость и сдерживать их от недостаточно продуманных ответов. Определенная замедленность мыслительной деятельности может иногда обуславливаться типом нервной системы — малой ее подвижностью. В этом случае нужно способствовать вырабатыванию индивидуального стиля мыслительной деятельности. Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. Если окажется, что его суждения не соответствуют действительности, он, проанализировав ситуацию, отбросив их и, будет искать новые пути решения. Критичность к продуктам собственного мышления может распространяться и на продукты деятельности других лиц. Однако для этого необходимо развитие у личности таких качеств, высокая требовательность к себе и другим [19]. Итак, к индивидуальным особенностям мышления относится и отмеченная ранее предпочтительность использования наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. |