Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые философские учения

  • Период

  • Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.)

  • Специфика и основные этапы развития античной философии.

  • В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа

  • Основными особенностями

  • Третий этап греческой философии

  • Классическая античная философия: Сократ, Платон, Аристотель.

  • Платон

  • 9. Статус и функции философии в средневековой культуре. Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах.

  • Ее назначение предполагало выполнение

  • Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

  • Философская мысль эпохи Возрождения.

  • В развитии философии Возрождения можно выделить 4 периода

  • Становление

  • Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 211.33 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
    Анкорshopry_filosofia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер211.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshopry_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #15280
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Философские учения Древнего Китая.


    Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н. э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители древнего Китая (протофилософский период). В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

    Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу(8-6 вв. до н. э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии - идея перемен - и складывается учение об инь иян.Последовательность перемен, их ритмичность и направленность, объяснялась взаимопревращениями противоположных начал иньи ян, круговоротом жизненной энергии ци.В этот период появилось учение о Даои Великом Пределе - Тайцзи.

    Период, когда оформились философские школы в древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI-III вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют шесть важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь-ян» и школу имен.

    Период кризиса классической древнекитайской философиисвязан с правлением деспотической империи Цинь (221-207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм.

    Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских ученийи разработана неоконфуцианская идеология.Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.

    Специфика древнекитайской цивилизации определила особенности китайской философской традиции. Прежде всего ее нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма.Иероглифическая письменность определила афористический стильфилософских текстов, образность, метафоричность языка. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм.Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуалов. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.

    Характерные черты: ценностные ориентации китайского философа, консервативныйхарактер философствования в Китае, прогматизм, светский рационализм.

    1. Специфика и основные этапы развития античной философии.

    Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию начиная с VI века до н.э. по VI в. н.э.

    В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:

    - натурфилософский; 6-5 в до н.э.

    - классический; 4-3 века

    - эпоха эллинизма.

    Основными особенностями античной философии является космологизм, объективизм, синкретизм.

    Первый этап – носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Первые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

    Второй этап — период расцвета— отличается от первого, во-первых, расширение предмета изучения Ф, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. Центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии.

    Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

    Натурфилософский период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).

    Классический период. В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.

    Эпоха эллинизма - характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. При разрушении мира, нужно найти и обрести счастье. Помочь человеку в обретении покоя, гармонии и счастья. Представители: Диоген (человек страдает, мучается, т.к. его что-то связывает. Цель достичь счастья), Эпикур (счастье в наслаждении), Зенон (счастье в безмятежности, в умении не расстраиваться и не переживать), Гирон (основы скептицизма, ничего не утверждать). Основные течения этого периода - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

    1. Классическая античная философия: Сократ, Платон, Аристотель.

    Второй этап развития античной философии. Др. Греция – сер 5 в до н.э. – демократическая форма государственности с элементами аристократического правления. Софисты помогали в обучении риторики, эристике (ис-во спора). В центре внимания софистов оказывается конкретный, индивидуальный человек, с его желаниями и чувственными стремлениями. Для софистов человек является носителем мнения, знанием объективной истины он не обладает. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Ход рассуждений софистов таков: мир материален, но основное свойство материи - изменчивость. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. Учитывая невозможность объективных общекосмических критериев добра и зла, истинности и ложности, Протагор объявляет таким критерием представления самого человека: «Человек есть мера всех вещей». Указывая на разнообразие законов и религиозных обычаев различных стран, софисты считали закон и религию безосновательными, изобретенными человеком, а не данными богами. Поэтому уже в конце 5 века софисты стали рассматриваться как реальная угроза основам полисной государственности. Деятельность софистов была официально запрещена.

    Сократ, сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости («я знаю, что ничего не знаю»). Поэтому слово «философия» - «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. Стремление философа к самопознанию («познай самого себя»), к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья — способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.

    Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителями Древней Греции, фоном развертывания указанной философии являлся кризис древнегреческой полисной системы.

    Платон выражал свои мысли в творениях, равно принадлежащих античной литературе и философии. Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Обе они - причины предметного мира. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо.

    Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение.

    Аристотель тяготел к энциклопедизму. Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков». Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме. Аристотель критикует Платона в разрыве идей и их материальных копий. Мир, по его мнению един и один. В основе движущегося мира лежит Ум -перводвигатель (Бог).

    Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику, развивая ее в духе идей морального абсолютизма (добродетель поступка есть благо само по себе) и «золотой середины».

    9. Статус и функции философии в средневековой культуре.

    Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, в ранней христианской апологетике декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым и отягощенным чувственностью человеческим разумом - «верую, ибо абсурдно»(Тертуллиан). Следствием данной максимы явилось открытое неприятие философии как наследницы античного рационализма. Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания и поставив на защиту религиозной догматики. Максима «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ан-сельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия». В-третьих, в поздней средневековой схоластике была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно максиме «понимаю, чтобы верить»(Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к интерпретации священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Подчиняясь авторитету теологии, философия не могла претендовать на познание божественных истин. Ее назначение предполагало выполнение апологетической, герменевтической исистематизаторскойфункций.

    Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, принцип оппозиции души и тела, идею «обожения», провиденциализм, эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий.

    Теоцентризмбыл связан с идеей Бога - абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Он получил дальнейшее развитие в идеях креационизма и супранатурализма. Согласно этим идеям, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Бог создал природу из «ничего», и она, будучи тварной (сотворенной), стоит бесконечно ниже своего творца. Бог не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром. Он пронизывает универсум божественным светом (энергией), поддерживая его существование, порядок и целостность.

    Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога.

    Принцип оппозиции души и теласоставлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога. Душа человека - бессмертная субстанциальная форма тела, в котором она достигает полноты своего осуществления. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. «Обожение» (богоуподобление) рассматривалось как высшая цель человеческого существования. Это предполагало аскетическое ограничение плотских желаний, отказ от материальных благ, воспитание нравственной чистоты помыслов на основе моральных заповедей и просветления духа в молчании и молитве.

    Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди - только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» - вечности. Таким образом, проблематика средневековой философии воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

    1. Философская мысль эпохи Возрождения.

    В философии возрождаются идеи и положения античного рационализма. Философствование приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви. В развитии философии Возрождения можно выделить 4 периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский, социально-политических концепциях.

    Становление гуманизмабыло связано с творческой деятельностью таких мыслителей, как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Л. Альберти, Л. Валла, творчеством Эразма Роттердамского, Т. Мора, М. Монтеня. Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта