Главная страница
Навигация по странице:

  • Юнг подверг

  • 35. Социальная природа сознания. Мышление и язык. язык

  • 36. Познание как предмет фил. Виды и формы позн. Проблема познаваемости мира. Познание

  • 2 важнейшие идеи

  • Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 211.33 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
    Анкорshopry_filosofia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер211.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshopry_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #15280
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    31. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.

    Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме. В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека.

    Экзистенциальные характеристики личности предполагают акцент на его индивидуальных, личностных качествах. Это феномены смысла жизни, свободы, смерти.

    Смысл жизни. Натурализаторский подход: человек должен ценить жизнь как таковую, нет места страданию (гедонизм и эвдемонизм), качество жизни определяется наличием счастья и наслаждения. Религиозный подход: цель существования человека соотнесена с потусторонним (трансцендентным) бытием, где вся земная история лишь подготовка. Рационалистический подход: счастье в познании и разуме (религиозный контекст, рай тебе будет, если всё будешь понимать и знать). Ригоризм: принцип должествования. Экзистенциализм: счастье в моменте «здесь и сейчас», уникальность каждой секунды.

    Смерть. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл.можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или ради других, в конечном итоге смерть уравнивает всех, не проводя различий межу гением или злодеем, богатым или бедным. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное. 

    Свобода. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Фаталистические установки древних цивилизаций, в христианском вероучении -свобода воли как способности самостоятельного выбора между добром и злом, Рационализм новоевропейской философии - Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения. Отказ от приоритетов разума и «антропологический поворот» в неклассической философии - свобода в культуре модерна. Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Свобода – это творчество. Плюсы: Человек преобразовывает окружающую среду под себя, делает то, что ему удобно и нужно, реализует себя как хочет, а не просто вписывается в среду. Минусы: ответственность, возможно это просто иллюзия, так как мы многое не выбираем, потому что случай и обстоятельства решают больше чем мы. Смерти не важно, она придёт внезапно, свободы нет.


    32. Сознание как предмет философ анализа. Проблема сознания в различ философ традициях. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. первые представления о сознании возникли в древности. Платон: Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Дуализм. Декарт.: Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Подходы к проблемам. Натуралистически-функциональный подход берет начало в философии Нового времени. Согласно подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах) и опиравшимся на достижения физиологии и медицины, сознание - это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (Маркс,Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей. Постклассические варианты заданы в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них ( Э. Гуссерль, Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект-объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку. Психоаналитическая традиция (Фрейд, Юнг, Э. Фромм)поставила перед философией проблему бессознат.

    33. Структурно-функциональные характеристики сознания

    Внутренняя структура сознания:

    - чувственно-эмоциональный уровень – содержит первичный материал, мало осознаваемый и вербализируемый;

    - абстрактно-дискурсивный уровень – является результатом логической обработки чувств, осознанных и вербализированных, но здесь многое не проверено, а лишь принято на веру;

    - интуитивно-волевой уровень – синтез чувственного с осознанным.

    Проекции сознания:

    - когнитивная – механизмы восприятия;

    - аксиологическая – ценностная матрица;

    - регулятивная – побуждения к поступкам.

    !!! в реальном сознании все это целостно, тотально.

    Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Отличительными признаками сознания человека от психики животных являются: абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; целеполагание как способность прогнозировать свою деятельность; самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды; язык как вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям. Можно выделить следующие уровни сознания: чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности; рационально-дискурсивный, предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом;

    Надо иметь в виду, что в реальном опыте сознания достаточно трудно отграничить чувственное от рационального или волевого. Все ур-ни и все проекции сознания функционируют как единая целостная сист. При этом динамика сознания описывается через катег-и памяти, внимания и воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания, так и целевое предвосхищение будущего; как чувства, так и разум.Выделяют 2 типа сознания – обыденное (возникает в процессе повседневной практики, направлено на получение пользы индивидом; расплывчато, не систематизировано, это готовые знания, ценности, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются анализу) и теоретическое (систематиз., нацелено на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковых формах – научных текстах и т.п.)

    Динамику сознания обеспечивают: память - внимание (в нем собраны прошлые знания и предвосхищения будущего) – воображение.

    Функциональное ядро сознания – мышление (интеллектуальное решение проблем), противопоставляемое «спонтанной активности сознания», то есть «потоку сознания». Результаты мышления имеют идеально всеобщий характер и репрезентированы в языке (проще говоря, мышление у наших авторов = болтовне на отвлеченные темы).

    Два типа мышления: образно-ассоциативное (первичней и значимей, но логике в принципиально доступно, хоть и богаче ее всегда) и абстрактно-логическое.
    34. Сознание и психика: феномен бессознательного

    Бессознат — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознат, досознат). Разнообразие форм и проявлений бессознат исключительно велико. Среди них называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии и др).Предысторией бессознат можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции были созданы в XX в. З. Фрейдом и психологом К.Юнгом. суть концепции Фрейда: разработанные им идеи основаны на представлении о доминирующей роли бессознат в человеч жизни, инстинктов — в основном сексуального характера. Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трехинстанций — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознат Оно — это, поФрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознат Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я, представительобщества. Оно (Ид) — является психическим образованием, содержащем в себе безудержные примитивные телесныеинстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функции всецело подчинены принципу удовольствия. Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. «влечение, желание») — психическая энергия сексуальных влечений, желаний, г. е. половой инстинкт. Я (Эго) — та часть личности, кот осознается и реагирует на окруж среду посредством своих познават способностей. Я — посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Фрейд установил, что люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деят-ти Я ( могут быть сильными или слабыми). Сверх-Я (Супер-Эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Сверх-Я служит источником моральных и религиозных чувств,контролирующим и наказующим агентом. Сверх-Я — это система социальных фильтров. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая,  недопустимость анализа всех проявлений бессознат лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознат, Юнг исходил из того, что оно:вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе историческогоразвития человека; вместилище утраченных воспоминаний, а также аппаратинтуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания; действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности наболее высокую, ступень развития. Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознат, существует более глубокий пласт внутреннего мира — коллективное бессознат, которое имеет всеобщую сверхличност природу. Носителей коллективного бессознат Юнг назвал архетипами (греч. «начало, образ»), кот и составляют его содержание (структуру) и присущи от рождения всем людям. Архетипы многообразны, важнейш из них: Анима (женск начало), Анимус (мужск начало), Тень, Чудовище и др. Архетипы мифические вневременные и внепространственные образования, общие для всех людей. Это «дремлющие мыслеформы», в которых сосредоточена колоссальная энергия. Архетипы — это образы-символы, предст собой выражения всеобщ человечес нужд, инстинктов, стремлений и потенций, это некие структуры, кот являются человеку через сны, образы, фантазии, воображение.

    35. Социальная природа сознания. Мышление и язык.

    язык - система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Речь - это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.Значение языка огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного мех-ма сохранения и трансляции информ-ии, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь через призму языка. В языке можно выделить естественную сист. знаков или виды языка, используемые чел-ом: устная и пис. речь, жесты, мимика, матем-ий язык, фил-ий яз., яз. музыки, живописи, дорожные знаки. Мышление – обобщающее, синтезирующее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у чел-а возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию пон-ми. Его продуктами явл. мысли, суждения, умозакл-я. Мышление – сложный психический процесс. 2 формы внешнего выражения М: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медитации и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный и бессловесный вид. Конкретное М более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное М выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. Идея социокультурной размерности сознания осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу. О социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рационально-дискурсивному. Соответственно, будучи социально детерминированным, сознание не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Сознание также способно опережать действительности. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только детерминированы исторической ситуацией, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности. В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, - это коммуникация. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях, однако особое значение она имеет для интуитивно-волевых характеристик, определяющих природу «Я», самосознания.

    36. Познание как предмет фил. Виды и формы позн. Проблема познаваемости мира.

    Познание это социально-организованная форма духовно-творческой деят-ти человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познават отношения чел-ка к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире чел-ка, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природн и социокультур мира. Реализация познавательного отношения чел-ка к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках 1-ой из них следует различать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества б) духовно-теоретическую форму познават деят-ти, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного произв-ва знаний и семиотических образований культуры.2-я классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познават деят-ти как относительно самостоят духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологичес, религиозн, образно-художествен, философск, научное познание.Становление философск образа познания происходило в античной фил-фии. Важно выделить 2 важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философ учений о познании. К ним относятся: а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная прежде всего в философии Платона б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем. Однако одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс и др), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. Впоследствии усилиями представителей античного скептицизма была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности чел-ка достичь достоверного и истинного знания. В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Бейля и особенно английск философа Д. Юма, который сформулировал систему аргументов против способности разума постичь природу каузальных связей в мире. Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согл кот мир объектов принципиально непознаваем и чел-ку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наибизвест. представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе».
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта