Главная страница
Навигация по странице:

  • Потребность

  • цели

  • 43. Социальная структура обществ и стратификационные отношения в современном мире.

  • 44. Феномен власти в жизни общества. Власть, политика и государство.

  • 45. Общество как развивающаяся система. Проблема источника исторического развития.

  • Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 211.33 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
    Анкорshopry_filosofia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер211.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshopry_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #15280
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    42. Общество как специфическая система объективной реальности. Проблема построения философско-теоретической модели общества.

    Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др. Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и др. Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуалльно-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания – философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

    Неклассическая философия истории обрела устойчивые черты к концу ХIХ-ХХ в.в. в творчестве В. Дильтея, О. Шпенглера, К.Ясперса, А. Тойнби, П. Сорокина, Ж. Броделя, П. Бурдье и др. В центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии исторического познания (история в человеке). Отказ от объективистских и умозрительных установок инициировал интерес к многообразию исторической реальности, единичности и уникальности культур, особенностям исторического времени и пространства, проявлениям нелинейности в истории и др.

    Принципиальный плюрализм современных историко-философских воззрений не исключает постановки ряда инвариантных проблем, раскрывающих специфику исторической реальности: становления общества и закономерности его развития; источника и факторов исторического развития; направленности и периодизации истории; субъектов и движущих сил исторической динамики; единства и многообразия истории и др.

    Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза - возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса.

    Креационистский подход (лат. сreacio – творение) формировался в русле религиозного понимания общества. Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как привило, не рассматривали. Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важными вехами социогенеза явились: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.

    Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ веке игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд, психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса.

    При анализе общества как объективной реальности необходимо учитывать: 1. материально-трудовую деятельность. 2. наличие сознания, цели

    Проблема построения модели общества:- вся история зависит от к-л фаворитного лица, - история – это воплощение идей отдельных людей, - история – цепь случайностей. Материалистическое понимание истории (Маркс): показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.
    43. Социальная структура обществ и стратификационные отношения в современном мире.

    общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них - это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков. Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. К основным элементам этнической структуры общества относятся род, племя, народность, нация. Роду и племени свойственны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования. С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение, на их место приходят социально-территориальные связи. Формируется следующая этническая общность - народность как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей. С возникновением капиталистических отношений появляется такая этническая общность, как нация, отличающаяся единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, а также общенародным литературным языком.

    Специфика социальных отношений проявляется в том, что они непосредственно связаны и с материальными, и с идеологическими отношениями, как бы «синтезируя» их определенные стороны. Носителями (субъектами) социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы, слои внутри классов и групп) и социальные ячейки общества (семья, а также в некоторых отношениях трудовые коллективы, целевые группы, территориальные общности).

    Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определенные устойчивые объединения — социальные общности и социальные ячейки. В свою очередь социальные общности, социальные ячейки вступают в различные перекрестные связи между собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и нередко имеет место на одном геопространстве. В социальных связях получают воплощение отношения равенства и неравенства по положению общностей, групп и ячеек в обществе.

    Структура общества.

    Социальные образования и исторические формы их эволюции.

    Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц.сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья).

    Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению.

    44. Феномен власти в жизни общества. Власть, политика и государство.

    Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти. М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.
    45. Общество как развивающаяся система. Проблема источника исторического развития.

    Если рассматривать общество как итог развития природы, то оно включает 4 сферы: экономич., политич., соц., дух. Огюст Конт – основоположник позитивизма – выделяет понятие социологии, форм. закон трех стадий в развитии человеческого общества, которые различаются по способу осмысления человеком мира:

        1. религиозная (мифологич.);

        2. метафизич. (мир истолковывается через абстрактные категории, разум);

        3. позитивная (19в., мир понимается на основе научных знаний).

    Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделил три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Вебер идеальный тип, модель - по культурным ценностям. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественноисторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Способ пр-ва историческое единство производительных сил и произв. отношений, характеризующее социальные аспекты деятельности человека, направленные на создание мат.благ.

    Существуют два основных подхода к истории человечества. Первый из них заключается во взгляде на историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает выделение стадий развития человечества в целом. Поэтому его автор называет унитарно-стадиальным. Возник такой подход в XVI-XVIII веках. Он нашел свое выражение в делении истории человечества на такие стадии, как дикость, варварство и цивилизация (А. Фергюсон и др.), в подразделении этой истории на охотничье-собирательский, пастушеский (скотоводческий), земледельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). Тот же подход проявился и в выделении вначале трех, а затем четырех всемирно-исторических эпох в развитии цивилизованного человечества: древневосточной, античной, средневековой и новой (Л.Бруни, Ф.Бьондо, К.Келер и др.)
    Марксистская концепция общественно-экономических формаций. В результате всемирная история предстает как сумма историй социоисторических организмов, каждый из которых в принципе, в норме должен 'пройти' все формации. Провозглашая единство истории, ортодоксальная версия теории формаций практически сводит его к общности законов, действующих в каждом социоисторическом организме. Такой вариант унитарно-стадиального подхода может быть назван линейно-стадиальным. Линейно-стадиальными были и другие существовавшие в XIX в. унитарно-стадиальные концепции. Как реакция на недостаток такой интерпретации унитарно-стадиального подхода возникло второе основное понимание истории, которое можно назвать плюрально-циклическим. Оно получило начало во второй половине XIX века в трудах Ж. Гобино, Г. Рюккерта, Н.Я. Данилевского и стало ведущим на Западе в первой половине XX века. Особенно известны концепции О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби.
    Если теория формаций даже в своем линейном варианте формально исходит из единства истории, то этот подход, который сейчас принято называть цивилизационным, исключает взгляд на историю как на единый процесс. Человечество делится на большее или меньшее число социальных образований (их называют по разному: культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы и суперэтносы и т. п.), развивающихся совершенно независимо друг от друга. Каждое из них возникает, расцветает и с неизбежностью рано или поздно погибает.. Единого исторического процесса с точки зрения этого подхода нет. Если линейно-стадиальный подход абсолютизирует единство исторического процесса, доводя его до отрицания разнообразия, то плюрально-циклический абсолютизирует разнообразие, доводя его до отрицания единства. И то, и другое - крайности, обычные для метафизического мышления
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта