Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 211.33 Kb.
|
46. Проблема субъекта, движущих сил и факторов исторического процесса. Основные факторы, влияние которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществах: Геоклиматический фактор - влияние размера занимаемой цивилизациями (народами, этносами) территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным). Аристотель: достижения древнегреческой цивилизации связаны с тем, что Греция расположена не в жарком или холодном, а в умеренном климатическом поясе, что обусловливает сбалансированность и гармонию ее развития. В XVI веке Ж. Боден: суровые условия природного существования, требующие большой активности от человека, обеспечивают больше потенциальных возможностей в общественном развитии у северных народов, чем у южных. Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, потом А. Богданов, И. Ильин: существование определенной связи между размером территории государства и существующей в нем формой правления (обширная территория – монархическое или деспотическое правление, требующее централизованной власти, а небольшая территория - республиканская форма правления и демократия). И. Мечников и А. Уемов разрабатывают «водную» версия: роль «великих рек» в возникновении древних цивилизаций Востока, затем – факторы морского и океанского сообщения). Демографический фактор: численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей. Уровень рождаемости связан с различными условиями жизни, традициями и другими ценностными ориентациями, средняя продолжительность жизни, уровень смертности и, в частности, динамика суицида – с социально-психологическим климатом в обществе и его социально-экономическим состоянием и т.д. С этим фактором связана концепции «золотого миллиарда», согласно которой при нынешних темпах роста населения Земли и ограниченности природных ресурсов, появляется своего рода элита населения – та его часть, которая и сможет реально существовать в нормативных и достойных человека условиях, пользуясь всеми благами постиндустриальной цивилизации. Технико-технологический фактор в трех аспектах. 1) в воздействии техники на содержание и темпы социодинамики. Техника в доиндустриальную и особенно индустриальную эпоху – стимул развития не только производственной и сопутствующих ей областей экономики – товарно-денежной, торговой, транспортной инфраструктуры, но и других важнейших сфер общественной жизни. 2) во влиянии технологий на образ жизни человечества и его деятельность. 3) в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления. Исчезает ценностно окрашенный смысл существования человека в мире, остается рационально просчитанная цель, которая, в свою очередь, редуцируется к решению прагматических задач. Другие факторы: производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т.д. Существует однофакторный и многофакторный подходы в решении рассматриваемой проблемы. Если в первом случае какому-либо из факторов придается решающее значение, то во втором признается их относительная равноценность. В философии истории используются два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различным – степень осознанности этого влияния.. 3 подхода к решению данной проблемы: 1) роль масс и великой личности в истории, и имеет два решения. Первое решение в качестве субъекта – творца истории рассматривает великую личность (или личностей) – вождей, правителей на том основании, что именно их деяния и принятые ими решения меняют историю. Другое решение вопроса связано с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. (К. Маркс и Ф. Энгельс). Аргументом в пользу решения: народ выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества; является реальной социально-политической силой, преобразующей общество; создает народную духовную культуру, способствующую преемственности в развитии общества. 2) концепция элитаризма (в конце XIX – начале ХХ вв.)В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс: общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главным признаком является способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Различные виды элит: политические, экономические, военные, культурные, церковные. В. Парето: два главных типа элит, последовательно сменяющих друг друга – «львы» и «лисы». Для элиты «львов» характерен консерватизм и использование силовых методов управления, «лисы» же – мастера политических комбинаций и интриг, целью которых является достижение соглашения, консенсуса между противоборствующими силами. Стабильная политическая система - преобладание элиты «львов», а неустойчивая требует прагматически мыслящих и энергичных деятелей, новаторов – «лис». Неэлита (масса) может выступать в роли движущей силы, но не субъекта истории. 3) анализ феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории ( XIX - ХХ вв.) - Г. Лебон, Ф. Ницше, З. Фрейда, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Канетти: особенности толпы как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д. Очевидно, что рассматривать толпу (массу) в качестве субъекта истории также неправомерно. 47. Линейные и нелинейные интерпретации истории. Концепция устойчивого развития современного общества. Социальный прогресс и его критерии. Существует христианская теория истории и светская философия истории. Христианская «идея истории»: развитие общества - закономерный процесс, обладающий смыслом и целенаправленным характером – от прошлого через настоящее к будущему. Нечто похожее наблюдается в светской философии истории, в которой существуют нелинейные и линейные интерпретации исторического процесса, имеющие отличный от сакрального смысл. Нелинейные интерпретации - представления о циклической модели исторического процесса. К интерпретации истории существует несколько подходов, концепций: натуралистического редукционизма: ХVIII в. Дж. Вико: в истории человечества три эпохи – божественная, героическая и человеческая, последовательно сменяющие друг друга, это связано со сменой типов человеческой деятельности. принцип морфологизирующей физиогномики: И.В. Гете - рассмотрение истории общества подобно сезонным циклам природы: весна – пробуждение и цветение, лето – расцвет, осень – «сбор плодов», зима – затухание как природы, так цивилизации и культуры общества. концепция культурно-исторических типов русского историка Н.Я. Данилевского -данные типы: «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая, тем самым, замкнутый цикл развития. Выделяя в развитии человечества 10 культурно-исторических типов ( для них общий язык общения, политическая независимость и способность к духовному развитию.; отличается приоритетом ценностных ориентаций Концепции «морфологии культуры» начало ХХ в. О.Шпенглер: истории общества = истории животного, дерева, цветка. Существует 8 великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, особое внимание на западную культуру, которая стала на путь индустриального развития, утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации – этап угасания культуры. Концепции локальных цивилизаций А. Тойнби: этапы социодинамики: возникновение – рост – надлом – распад». Существует в истории человечества 37 цивилизаций, причины их возникновения, развития и гибели заключаются в действии двух механизмов: механизм «Вызова – и – Ответа» (реакция сообщества на внешние воздействия географической среды и других сообществ); механизм «Ухода – и - Возврата». Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому, во многом непонятному и внутренне противоречивому обществу периода цивилизации. Нашел отражение в представлениях иудаизма и христианства, в Новое время у Ж.-Ж. Руссо (регресс человеческой свободы составляет главное достояние личности) Прогрессизм: Ж.А. Кондорсе: 10 последовательно сменяющих друг друга исторических эпох - от племенной организации человечества до эры долгожданного «действительного совершенствования человека», также связывает прогресс с развитием наук и человеческого разума. К.Маркс: закономерной смены типов общественно-экономической формации. Возникают концепции «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «золотого миллиарда» и др., имеющие регрессистский оттенок. Прогрессизм представлен в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен) и информационного общества (О. Тоффлер - три «волны истории» - аграрной, промышленной и Информационной). Концепция устойчивого развития провозгласила программу эволюционного перехода мирового сообщества к стабильному развитию с учетом решения не только социальных, но и экономических проблем. Идея перехода к новой цивилизационной стратегии через состояние системного социоприродного кризиса (хаоса) к последующему усложнению и самоорганизации, становлению глобального общества коррелирует с установкой международного сообщества на устойчивое социоэкономическое развитие. Импульс к переходу к гуманистическому, экономическому, единому и одновременно разнообразному обществу может дать личность, наделенная новой нравственностью, этикой. О поиске новых духовных ориентиров свидетельствует активная моральная рефлексия (этика ненасилия, биоэтика, «живая этика», этика «благоговения перед жизнью», экологическая этика. В основе такого поиска лежит идея синтеза достижений западной цивилизации и духовных ценностей Востока.Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исто рического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического нера венства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоре чив, а типы и темпы его различны. 48. Развитие общества как цивилизационные процесс. Основные типы цивилизаций. термин «цивилизация» - либо только материальная культура, либо материальное воплощение культуротворчества человечества, либо современное общество в целом, либо следующи за первобытным варварством этап развития человечества, либо стадия развития общества, характеризующаяся упадком культуры и сменяющая ее. Версий цивилизационного подхода,из которых имеет свой оригинальный вариант рассмотрения социодинамики и цивилизационно-стадиально/ , цивилизационно- региональной и цизилизационно-локальной версиях, Зачатки цивилизационно-стадиального подхода появились в XVIII в, первоначально характеризовавшее закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы.В рамках данной версии цивилизационного подхода широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустрнальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества. Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество характеризуется ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства, прямым насилием как опорой власти. В конце XVIII—XIX века - индустриального общества. Оно характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, превращением капитала в рычаг власти. НТП становится системообразующим фактором развития общества. Концепции: Р. Арона, трактовавшего индустриальную цивилизацию как общество такого типа, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий, Главное, по мнению Арона, не количество, а качество. Концепция: У. Ростоу, выделившего пять последовательно сменяющих друг друга типов общества: традиционное (аграрное, иерархичное, в котором власть принадлежит землевладельцам), переходное (интенсифицируется сельское хозяйство и происходит разделение государств по национальному признаку), общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции), общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложений капитала. НТП, всплеск урбанизации), «эра высокого массового потребления» Концепция пост индустриального общества сформировалась в двух основных вариантах: радикальная и либеральная. Радикальным вариант возник в работах французских социологов Ж- Фу- растье, А. Турена и Р. Арона, исходивших из потребностей преодолеть недостатки индустриальной цивилизации и возвратиться к ряду ценностей традиционного общества — пригородному образу жизни, реабилитации религии, более соответствующему экологическим стандартам ручному или полуручному труду и, на этой основе, к «нулевому росту» производства и прекращению интенсификации труда, к созданию «экономики услуг». Либеральный Г. Каном, Дж. Гэлбрейтом, Д. Беллом. Вычленяя в новом обществе три основные подсистемы — культуру, политику и социальную структуру — и подразделяя последнюю на сферы экономики, технологии и профессиональной системы, Д. Белл называет пять основных признаков, характеризующих новационность постиндустриальной цивилизации. Эти признаки: доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений, а также средства осуществления социального контроля за развитием общества, создание экономики услуг, создание новой «интеллектуальной» техники и технологий; преобладание в социальной структуре технических специалистов; возможность планирования и контроля за техническим развитием. Парадигме постиндустриализма близка концепция информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлео). Масуда: Информационное общество связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности. Знание же как важнейшая форма интеллектуальной, собственности превращается в главный ресурс общества. Инфосфера занимает ведущее место в обществе, определяя развитие экономики, политики, культуры, привносит радикальные изменения в социальную структуру. О. Тоффлер —Прослеживая цивилизационные сдвиги в развитии общества, он вводит метафору трех волн, каждая из которых способствовала становлению особого типа цивилизации. В их характеристике используются четыре параметра, позволяющие сопоставить и оценить цивилизационные сдвиги: техника, власть, богатство и знание. Первая волна — аграрная, началась примерно 10 тысяч лет назад и характеризовалась ведущей ролью ручного труда, властью в форме насилия, производностью богатства от власти, зависимостью знания от традиции. Вторая волна — индустриальная, приходится на XIX — пер пол XX века и характеризуется ведущей ролью капитала, способствующего высокому росту промышленного производства, нтп, ценностью знания. Третья волна — постиндустриальная, начинается примерно в 1955 году и характеризуется господством наукоемких и информационных технологий, а также превращением знания в источник богатства и власти. Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации — одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, и она тесно связана с другой отчетливо проявляющейся тенденцией — его глобализацией. Западная цивилизация обычно характеризуется целерациональным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, к фундаментальным исследованиям. Восточная цивилизация чаще всего характеризуется как традиционалистская. При этом обращают внимание на социально-политические и духовные особенности конкретного региона. Среди последних отмечается господствующая авторитарно-административная система, характеризующаяся высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Такими обстоятельствами определяются научные и духовные ориентации Востока. Развитие научных знаний характеризовалось формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя. 49. Культура как предмет философского анализа. Термин «культура» используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятия культуры появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа: употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Сложные, своеобразные феномены культуры изучались и изучаются множеством наук(археологией, историей, этнографией, антропологией, лингвистикой, семиотикой). Каждая из этих дисциплин формирует представление о культуре как предмете собственного исследования. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению- задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. Становление философии культуры- осознание факта многообразия путей культурной эволюции человечества, не совпадение исторического и культурного развития, кризисных явлений в культуре ХХ в. Философия культуры отличается от культурологии- это междисциплинарная область гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм. Философий культуры выполняет функцию общей методологии по отношению ко всему комплексу культурологических дисциплин. Философия культуры осуществляет рефлексию над культурой в целом, эта рефлексия носит рационально-теоретический характер, задача философской рефлексии- выявить смысл и предназначение культуры как тотальности. Многоплановость и полуфункциональность культуры- основания для становления различных теоретических подходов к ее исследованию. Каждый из подходов акцентирует внимание на существенно важных аспектах феномена культуры, поэтому они взаимодополняют друг друга. Деятельностный: К- специфический способ человеческой жизнедеятельности. Акцентирует внимание на процессуальном характере культуры и не позволяет строго разграничить культуру и общество. Семиотический: сущностная характеристика культуры- механизм хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий социально наследство. Культура- это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт. Аксиологический (ценностный): Культура- сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов. Культура- специфическая человеческая деятельность , объективированная в материальных и духовных ценностях. 50. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство и религия как феномены культуры. Духовная культура подразделяется на: 1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия. 2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д. Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно. Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов. Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом. В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне. Культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни. Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры. Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное. Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности. Наряду с категорией «общественное сознание» все более широко используется понятие «духовная жизнь общества». Средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства массовой информации. Если обыденное сознание человека синкретично отражает в живой целостности многогранность его индивидуального и социального бытия, то на теоретическом уровне духовные явления дифференцируются в виде специфических форм общественного сознания. Общественное сознание и его основные формы не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее и неизменное: они отражают общество в его развитии. В своей совокупности мораль, искусство, философия и другие формы общественного сознания составляют духовную основу человеческой культуры. В формах общественного сознания в той или иной степени наличествуют все уровни сознания — обыденного и теоретического, общественной психологии и идеологии. Каждая из форм общественного сознания развивается, опираясь на тот духовный, мыслительный материал, который уже в этой форме сознания был произведен ранее, стал своего рода субъективной реальностью, т.е. здесь имеет место диалектическое снятие, включающее преемственность. Об относительной самостоятельности форм сознания свидетельствует их обратное активное воздействие на все процессы жизни общества и образ жизни людей. |