Главная страница
Навигация по странице:

  • Ощущение

  • 38. Проблема истины в философии и науке: классическая и альтернативная концепция истины.

  • 39. Понятие науки. Специфика научного познания.

  • 40. Формы и методы научного познания.

  • 41. Проблема динамики научного знания. Социальный статус и функции науки.

  • Н. как социальный институт

  • Превращение науки в производительную силу

  • Функции науки: 1) познавательная

  • Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 211.33 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
    Анкорshopry_filosofia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер211.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshopry_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #15280
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    37.Структура познавательного процесса. Чувственные и рациональные уровни познания.

    Исходным пунктом научного познания является выбор и постановка научной проблемы. Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос. Новые явления, ранее неизвестные, появляющиеся новые неизвестные факты требуют своего объяснения.
    Познавательный процесс проходит путь от эмпирического уровня к теоретическому.
    Особенности эмпирического уровня научного познания: его объект чувственно-опытный, доступный наблюдению или включенный в различные виды эксперимента. Знания - это эмпирические факты, первоначальные гипотезы. Методы – наблюдения, описания, измерения, сравнение, эксперимент.
    Особенности теоретического уровня научного познания: объект – мысленная реконструкция эмпирического объекта. Это – абстракция, логическая модель реального объекта (ненаблюдаемые объекты, например, периодическая система Менделеева), знания – первоначальные гипотезы, понятия, категории, законы, теории, и методы – идеализация, моделирование.
    Основные методы, используемые на эмпирическом уровне:
    1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира 2) Эксперимент – планомерное и целенаправленное исследование, обеспечивающее возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. два вида эксперимента: натуральный – ставится непосредственно с объектом и модельный – ставится с моделью-заместителем объекта. Метод (это способ достижения целей) – это совокупность правил, приемов, операций практического и теоретического освоения действительности, которая служит для получения и обоснования истинного знания.
    Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
    АНАЛИЗ – это способ мысленного или реального расчленения объекта на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.
    СИНТЕЗ – понятие, противоположное анализу, характеризует соединение различных элементов в единое целое.
    ИНДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получается общее.
    ДЕДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики получают истинное заключение. Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Формы чувственного познания: Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств; Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа. К формам рационального познания относят: Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве); Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»; Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

    38. Проблема истины в философии и науке: классическая и альтернативная концепция истины.

    Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Именно этот аспект был положен в основание классической концепции истины. Впоследствии британским философом XX в. Дж. Муром эта концепция истины была названа корреспондентской теорией истины. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания, т.к. она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированного научного и философского познания. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие: а)действительность, которая является предметом познания, всвоем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания. б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью. в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие междузнанием и действительностью. г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания. В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблеем: а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации. б) проблему характера соответствия знания действительности. в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины. Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях. Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины, предложив различные версии решения ее проблем. В рамках этого направления была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Программа усовершенствования и рационализации классической концепции истины была также предложена в семантической теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. В рамках второго направления критики классической концепции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы: Когерентная концепция истины: истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. Прагматическая концепция истины: истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. Конвенционалистская концепция истины: истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории. Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания. Научная истина - это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.
    39. Понятие науки. Специфика научного познания.

    Наука - это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная и предметная структуры. Субъектная структура включает субъект деятельности с его целями, ценностями, мировоззренческими ориентациями, знаниями операций деятельности, использующий определенные средства. Предметная структура предстает как взаимодействие средств с предметом деятельности (в качестве которого может выступать не только природа, но и человек, его бытие в жизненном мире, социум в целом). В структуру деятельности включаются также ее результат как опредмеченная цель. Результатом научного познания явл-ся научное знание. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах. Основные формы знания - факт и теория. Наука - это феномен культуры и предстает как явление социальное. Взаимодействие науки и общества предполагает ее институциональную интерпретацию. Институциализация науки (функционирование науки как социального института) связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск; она связана с организацией научных исследований и со способом воспроизводства субъекта научной деятельности. В развитии науки как социального института выделяется несколько этапов. Начало процесса ее институциализации относится к XVII в. В этот период появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности. За наукой закрепляется ее самоценный статус. Второй этап институциализации науки относится к концу XIX - началу XX в., когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчетливо осознает экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство. Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине XX в. Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т. д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, все отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.

    40. Формы и методы научного познания.

    Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и другими способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания.

    Специфическая особенность научного познания - стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой - язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Поскольку наука дисциплинарно организована, то каждая наука внутри себя создает определенный категориальный аппарат. Средства и методы, используемые в науке, способствуют достижению результата, в качестве которого выступает научное знание, обладающее особыми свойствами (системностью, обоснованностью, непротиворечивостью, воспроизводимостью и др.). Для достижения такого типа результата необходим субъект научного познания. Это специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск. Структуру научного знания можно определить как сумму следующих ее элементов: фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; результаты его первоначального обобщения; основанные на фактах проблемы и научные предположения; законы, принципы и теории; философские установки; методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания; стиль мышления. Научное познание включает 2 уровня – эмпирический и теоретический.

    Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: философия науки, материалистическая диалектика, феноменология, структурализм, постпозитивизм, герменевтика - теории интерпретации текста

    Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.

    Классификация методов научного познания:

    I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания

    II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования

    III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

    Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

    Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.

    Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

    Методы теоретического исследования:

    1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

    1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;

    2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

    2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

    3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики

    4. моделирование - исследование объектов на основании модели.

    Модели - физические и знаковые

    Обще логические методы познания:- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части,- синтез - воссоединение целого из частей,- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер,- дедукция - рассуждения от общего к частному, - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах, - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств,- обобщение - установление общих признаков ряда объектов.

    41. Проблема динамики научного знания. Социальный статус и функции науки.

    Наука находится в состоянии непрестанного развития. В ходе научного познания меняется совокупность актуальных проблем, открываются и вводятся в рассмотрение новые факты, отбрасываются прежние теории и создаются более совершенные. В самой философии и методологии науки – проблема динамики. Если в пер. пол. XX века преобладали проблемы, связанные с логическим анализом научного языка, структуры теории, процедур дедуктивного и индуктивного вывода, то со втор. пол. XX века становится весьма заметен поворот от логики к истории. Динамика науки, закономерности и движущие факторы ее развития, проблемы взаимоотношения и соизмеримости старых и новых теорий, соотношение консерватизма и радикализма в науке, вопросы рационального преодоления научных разногласий и рационального перехода от одних теоретических позиций к другим — объект проблематики. Кумулятивизм - развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Концепцию Стивена Тулмина выдвигает на передний план другой тип организации научного мышления, основанный на понимании. Понимание задается стандартами и проблемными моментами. По Тулмину, учёный считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в «матрицу понимания, считается аномалией, устранение которой (т. Е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки. Решающее условие выживания тех или иных понятий — значительность их вклада в улучшение понимания. Иногда модель кумулятивизма объясняют на основе принципа обоб¬щения фактов и генерализации теорий; тогда эволюция научного знания истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а смена научных теорий понимается как смена менее общей теории более общей. Антикумулятивизм - предполагает будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий, методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Пример модель научных революций Томаса Куна. Основное понятие этой концепции — парадигма, т. е. господствующая теория, задающая норму, образец научного исследования в какой-либо области науки, определенное видение мира учеными. Парадигма основана на вере. Структура парадигмы: 1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля—Ленца и т.д. 2. Концептуальные модели, примерами которых могут служить общие утверждения такого типа: «Теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело». 3. Ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом. 4. Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается, например, студент в процессе обучения. Уникализм начинает выдвигаться на передний план в 70-е годы. В работах такого рода прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Процесс индивидуализации изучаемых исторических событий, который начался с выдвижения на передний план в качестве предмета изучения строя мышления определенной эпохи, радикально трансформирующегося с ходе глобальной научной революции, завершается ситуационными исследованиями, которые являются уже прямым антиподом кумулятивистских, линейных моделей развития науки. В исторических работах прежнего типа историк стремился изучить как можно больше фактов с тем, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности развития. Теперь историк изучает факт как событие, событие многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других. Исследования сосредоточены не столько на некотором готовом факте, окончательном итоге научного открытия, сколько на самом событии, по возможности целостном и неповторимом. Берется событие малое по объему: это, как правило, не культура какого-то длительного периода времени в истории, не культура большого региона, нет, изучаются события локализованные, такие, как отдельный текст, научный диспут. Возможность охарактеризовать события как некую воронку, в которую втягиваются и предшествующие события, и последующие. Анархизм. Полу Фейерабенду было суждено завершить развитие логико-аналитического направления в философии науки, которое тогда еще только зарождалось в стенах Венского университета. 1. Принципа пролиферации. каждый ученый — вообще говоря, каждый человек — может изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее. 2. Принципа несоизмеримости. Теории невозможно сравнивать друг с другом, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Так, если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с ней расставаться, то с этим нельзя ничего сделать: нет фактов, которые можно было бы ей противопоставить. Не существует ни одного методологического правила или нормы, которые не нарушались бы в то или иное время тем или иным ученым.

    Социальный статус науки (Н). Ф-ции науки.

    В кач. соц. явл Н включ. в себя 3 сост. части: систему знаний; деятельность по их производству; социальный институт. В некоторых учебных пособиях по философии указывается также на статус науки как производительной силы и как формы общественного сознания. Н. как система знаний представляет собой целостное, развивающееся единство всех ее составных элементов (научных фактов, понятий, гипотез, теорий, законов, принципов и т.д.). Эта система постоянно обновляется благодаря деятельности ученых. Н. как деятельность представляет собой специфич., организ-ый процесс производства достоверных знаний, осуществляемый специально подготовленными для проведения исследований людьми – учеными. Иными словами, наука – это форма дух-ой деят. людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука как система знаний, является результатом творческой, научной деятельности. Н. как социальный институт представляет собой сов-ость специфических организаций, учреждений, союзов, школ, творческих групп, временных формирований, которые занимаются прогнозированием, организацией, осуществлением, контролем исследований, фиксацией и распространением (внедрением) научных знаний. Как социальный институт наука возникает в XVII в. в Западной Европе. Решающими причинами обретения наукой статуса социального института явились: возникновение дисциплинарно организованной науки, рост масштабов и организованности практического использования научных знаний в производстве; формирование научных школ и появление научных авторитетов; необходимость систематической подготовки научных кадров, появление профессии ученого, рост авторитета науки, превращение ее в фактор прогресса общества и формирование научной деятельности как постоянного условия жизни социума, превращение ее в относительно самостоятельную сферу. Превращение науки в производительную силу заключается в постоянно расширяющейся тенденции взаимозависимости развития исследовательской, внедренческой и производственной деятельности, в росте экономической эффективности применения научных знаний, в прогрессивном обновлении техники и технологии на их основе, увеличении производительности труда и улучшении качества продукции. Как форма общественного сознания наука представляет собой отражение реальности в системе знаний. Функции науки:1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности; 3) образовательная содержательно наполняет образоват-ый процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обуч., наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта