Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-политическая мысль.

  • К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся

  • Становление классической науки и особенности философии Нового Времени. Изменение статуса философии в контексте развития науки и техники

  • Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса

  • Теория «общественного договора» и концепция «естественного права» в философии Х VII - XVIII .

  • Томас Гоббс и Джон Локк

  • 13.Немецкая классическая философия и ее историко-философское значение.

  • Первая особенность

  • 14. Особенности и основные направления русской философии(р.ф) XIX - XX вв.

  • Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 211.33 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
    Анкорshopry_filosofia.docx
    Дата06.02.2018
    Размер211.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshopry_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #15280
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Неоплатонизм. Во второй половине XV в.Для него характерно возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной (М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский).

    Натурфилософия. Развитие в Европе было связано с деятельностью Леонардо да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, Д. Бруно и Н. Коперника. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистскаямодель природы. Леонардо да Винчи: положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

    Социально-политическая мысль. Концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469–1527) и Франческа Гвиччардини (1482–1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479–1555) и Томмазо Кампанеллы (1568–1639).

    К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:

    1. В противоположность средневековой культуре - первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность, потому что он обладает несравненным божественным даром – разумом.

    2. В основе мировоззрения Ренессанса – идея безграничного жизнеутверждения.

    3. Человек Ренессанса преодолевает античную и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.

    4. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.

    5. Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством.

    6 . Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.

    7. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.

    8. Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.

    Общественно-политическая проблематика этого времени была связана со становлением идеалов свободы, равенства и братства. Особую роль в гуманистической философии играло понятие человеческой деятельности.Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Философское обоснование принципов дружбы, любви, человечности отражало республиканские идеалы итальянских городов-государств. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии.

    1. Становление классической науки и особенности философии Нового Времени.

    Изменение статуса философии в контексте развития науки и техники

    Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-вторых, совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Успехи классической механики привели к тому, что натурфилософский гилозоизм Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, в которой устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. Были сформулированы принципы классического философского мышления, разработана новая рационалистическая методология.

    Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Она должна была способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. При этом ее целью является систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки. Созерцательному идеалу философского познания была противопоставлена идея практической эффективности знания.

    Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект - творец техники, культуры и государственности. Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

    Основные гносеологические программы в философии Нового времени и проблема метода научного познания.3 основных методов, определивших векторы развития европейской науки XVI-XVII вв.

    Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологиипознания («Новый Органон»). Самое главное в нем - правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэконутверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта. Поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент. Прежде всего он должен быть воспроизводимым. Все рассуждения ученого должны строиться по законам и правилам логики.

    Г. Галилей также рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Но гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации. Рациональный анализ составляет суть эксперимента. Поэтому главное значение Г. Галилей уделяет дедуктивно-математическому осмыслению результатов опыта, в силу чего его метод называется гипотетико-дедуктивным.

    Р. Декарт, в отличие от Бэкона, начинал с наиболее общих положений и от них продвигался к более частным выводам конкретных наук. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода: 1) истинным может быть признано только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью (принцип интеллектуальной интуиции). 2) требуется мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними, установив тем самым внутренние связи частей объекта; 3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

    Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.

    Эмпиризм: новые знания из опыта, источник и критерий истины чувственные данные. Методология индуктивная (от частного к общему). Исходила из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности.

    Рационализмв противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей. Главный критерий истины только знания. Дедуктивный путь познания от общего к частному. Р. Декарт, Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц – утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума - единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею («мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.


    1. Теория «общественного договора» и концепция «естественного права» в философии ХVII-XVIII.

    Просвещение XVII-XVIII в.в. - это социально-политическое и философское течение, которое впервые открыто и конструктивно выступило против идеологии феодального общества. Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс и Джон Локк, внесшие серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора.

    Гоббс. («Левиафан») Исходил из признания естественных прав людей, которые, в своем естественном состоянии, т.е. по природе, мало чем отличаются по своим способностям друг от друга, не являясь ни добрыми, ни злыми. Осуществляя же свое естественное право, желая безопасности и мира, индивиды сталкиваются друг с другом, постоянно вовлекаясь в конфликты, т.к. в своем естественном состоянии руководствуются природными законами самосохранения. Естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер. Путем общественного договора между всеми участвующими индивидами создается сильная централизованная власть, обеспечивающая политический порядок и выживание человечества, ограниченная естественными законами, выражающимися в стремлении к миру и утверждению справедливости. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Гоббс насчитывал 12 законов, но, по сути, они сводились к одному «золотому правилу» морали: «не делай другому того, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Эта максима предполагала самоограничение эгоизма индивида, заставляя его считаться с эгоизмом других. Отрицая божественное происхождение государства, Гоббс видел в нем необходимое условие культуры и общественной жизни, оставаясь при этом убежденным монархистом, но допускал существование различных форм неограниченной государственной власти.

    Локк. "Два трактата о государственном управлении" не только отразил идеи предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма. Видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. Но здесь не было специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, права, свобод личности, поэтому люди могли время от времени причинять ущерб друг другу. Именно для этого человеческий разум привел людей к общественному договору об образовании государства. Только государство может обеспечить гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного гражданского общества от его догосудорственного, естественного состояния. Источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. Частную собственность как естественное право человека, позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы. Личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество - государство. Локк также выдвинул идею правового государства: кто бы конкретно ни владел государственной властью, он должен "управлять в соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем импровизированных указов". Идея разделения властей: полномочия принимать законы предоставляется парламенту, а компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и кабинету министров.

    Если Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Локк считал, что это противоречит естественному праву и закону - обосновывал необходимость ограниченной монархии.

    13.Немецкая классическая философия и ее историко-философское значение.
    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии. Для немецкой классической философии характерны систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем. Преодолевая созерцательность предшествующей философской метафизики, немецкая классическая философия, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности. Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития.Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Напротив, третья особенность немецкой классической философии как раз и заключается в том, что благодаря ей господство метафизического — недиалектического — метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. Тем самым открылись поистине грандиозные возможности применения диалектического метода. Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» известны – «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.Фихте, Шеллинг, Гегель якобы искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые по причине своей всеобщности не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.Диалектика Гегеля (?!) – универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.Фейербах доказал, что Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.

    14. Особенности и основные направления русской философии(р.ф) XIX-XX вв.
    Специфика русской философии – в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Безусловной доминантой в русской философии начала ХХ в. является ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персонализм в виде религиозной философии человека. Первая особенность р.ф - глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования. Вторая особенность р.ф XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Это была тема, талантливо заявленная И.Киреевским, Вл.Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоит П.Я.Чаадаев (1794-1856). Он одним из первых осознал необходимость синтеза восточной и западной культур, поставил вопрос о необходимости развития России в русле мировой цивилизации. Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и западники. Самая характерная черта славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин и др.) – антибуржуазность. Спасение России славянофилы видели в ее самобытности, т.е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Подчеркивалась необходимость сочетания личностного и коллективного начал при преобладающей роли второго. Славянофилы отстаивали идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в живое и высшее единство. В качестве высших ценностей на первое место славянофилы поставили общинную жизнь, мораль, обычаи и традицию, религию. Западники (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, Б.Н.Чичерин, В.П.Боткин) выступали за буржуазное развитие России по пути западноевропейской цивилизации, индивидуальности, науки. Если славянофильство ориентировалось на российский вариант общеевропейского консерватизма, то западничество – на российский вариант европейского либерализма. И тех, и других волновали пути и судьбы общественного развития отечества. Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Франк и др.). Рациональному знанию и иррациональной воле западной философии русская философия противопоставила понятия любви, стыда, совести. В.С.Соловьев (1853-1900) построил систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты, обосновал концепцию «богочеловеческого всеединства». Соловьев выделяет 3 основы нравственности: стыд, жалость и благочестие, в соответствии с которыми должен действовать человек. Деятельным выражением чувства стыда является воздержание и пост, делом жалости – милостыня, делом благочестия – молитва. Спасение и возрождение человека возможно лишь на путях утверждения этики всеединства, ибо моральный человек творит добро независимо от обстоятельств, а смысл жизни человека заключается в сотворении добра и его приумножении. Философия русского космизма. В философии космизма выделяют следующие направления: религиозно-философское (Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский); методологическо-философское (В. Вернадский, Н. Xолод-ный, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский). Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. Соловьев), создатель ноосферы (В. Вернадский).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта