Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики. Появившийся в середине прошлого века термин стилистика
Скачать 85.18 Kb.
|
Вводные слова и вставные конструкции, их стилистические функции. Употребление в речи вводных слов и словосочетаний требует стилистического комментария, поскольку они, выражая те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов. Все это вызывает несомненный стилистический интерес. Если отталкиваться от традиционной классификации основных значений вводных компонентов, легко выявить их типы, закрепившиеся за тем или иным функциональным стилем. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение: разумеется, вероятно, возможно, - тяготеют к книжным стилям. Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия - устная речь. Но писатели, искусно вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу. К таким вводным единицам относятся: послушайте, представьте, вообразите, верите ли, помнишь, понимаешь. Злоупотребление ими резко снижает культуру речи. Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения: к счастью, к удивлению, к сожалению, к стыду. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях. Вводные предложения, выражающие примерно те же оттенки значений, что и вводные слова, в отличие от них стилистически более независимы. Это объясняется тем, что они разнообразнее по лексическому составу и по объему. Но основная сфера их употребления - устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдается предпочтение более коротким вводным единицам. Вводные предложения могут быть достаточно распространены, но чаще они достаточно лаконичны: ты знаешь, если не ошибаюсь. Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями. Приведем несколько примеров стилистически совершенного включения вставных конструкций в поэтический текст: И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений Выступая как тропы, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу. Однако неверно было бы считать, что тропы используются писателями лишь при описании необычных, исключительных предметов и явлений. Тропы могут быть ярким средством создания реалистических картин Тропы встречаются и в описаниях явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку читателя Юмористы и сатирики любят тропы, которые «снижают» предмет описания, придавая речи комическое звучание Для стилистической оценки тропов важна не их условная «красивость», а органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения, эстетическими задачами автора. Речь, оснащенная тропами, называется металогической она противопоставлена речи автологической, в которой тропы отсутствуют. Иногда неверно полагают, что только металогическая речь может быть высокохудожественной, отсутствие же в стиле тропов будто бы свидетельствует о недостаточном мастерстве писателя. Это суждение в корне ошибочно. Высокохудожественной может быть и автологическая речь. Даже в поэзии можно найти немало примеров эстетически совершенного использования слов в их прямых лексических значениях Предпочтение тропам или отказ от них еще не дают основания говорить о степени мастерства автора-все зависит от того, как используются тропы, насколько оправдано обращение к ним в контексте, убедительные, достоверные или слабые, фальшивые образы создает писатель.
Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. Тропы могут быть ярким средством создания реалистических картин. Тропы встречаются и в описаниях явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку читателя. Для стилистической оценки тропов важна не их условная «красивость», а органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения, эстетическими задачами автора. Речь, оснащенная тропами, называется металогической; она противопоставлена речи автологической, в которой тропы отсутствуют. Иногда неверно полагают, что только металогическая речь может быть высокохудожественной. Это суждение в корне ошибочно. Высокохудожественной может быть и автологическая речь. Все зависит от того, как используются тропы, насколько оправдано обращение к ним в контексте. При изучении тропов обычно противопоставляются две контрастные формы выражения – речь художественная и речь нехудожественная. Однако использование тропов возможно не только в художественных произведениях. Функциональные стили заимствуют образность у художественной речи, но при этом качественно преобразуют ее, приспособляя к своим нуждам. Из функциональных стилей наиболее открыт для тропов публицистический, в котором слово часто выполняет эстетическую функцию. Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Горит восток зарею новой. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени. Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Спит земля в сиянье голубом... Олицетворение - один из самых распространенных тропов. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать. Олицетворение - один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал), публицистическом (Начался обычный поединок батарей). Особым видом олицетворения является персонификация – полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик. Тут сохранилось нормальное хозяйственное кровообращение. Аллегорией (иносказание) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, глупость, упрямство воплощаются в образе Осла. Метонимией называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Фарфор и бронза на столе. Интерес представляет метонимия определений. Перекрахмаленный нахал. Особый вид метонимии - антономасия - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература. Разновидностью метонимии является синекдоха. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. По домам идет Европа. Эпитетом называется образное определение предмета или действия. К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении (золотая осень). Эпитеты - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными. К лексическим образным средствам примыкает сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого [Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит]. Сравнение - одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Гиперболой называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега). Литотой называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка). Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи совмещаться. К лексическим образным средствам примыкает перифраза (перифраз). Перифразой называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. Не все перифразы носят метафорический характер, есть и такие, в которых сохраняется прямое значение образующих их слов [город на Неве]. Такие перифразы, в отличие от образных, можно определить как необразные. К тропам принадлежат лишь образные перифразы, так как только в них слова употребляются в переносном значении.
Стилистические фигуры - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы. Стилистические фигуры можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах. Фигуры стилистические протяжённости делятся на: 1) Фигуры стилистические убавления — эллипсис, умолчание. 2) Фигуры стилистические добавления — результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Точный повтор, анафора, эпифора, анадиплосис, симплока, мезархия; тавтология; антитеза. Фигуры стилистические связности делятся на: 1) Фигуры стилистические разъединения; парцелляция; парантеза, сегментация. 2) Фигуры стилистические объединения: градация, параллелизм, повторение союзов. Фигуры стилистические значимости делятся на: 1) Фигуры стилистические уравнивания: прямой порядок слов; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Фигуры стилистические выделения — результат выбора конструкции с неравноценными составными частями: инверсия, градация. Существуют Фигуры стилистические, усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание. Использование в речи Фигуры стилистические (как и тропов) — частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое наличие или отсутствие Фигуры стилистические вовсе не определяет стилистических достоинств текста. Анафора – повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид... Эпифора – повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. Параллелизм – однородное синтаксическое построение двух предложений. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль Градация – стилистическая фигура, в которой определения группируются в определенном порядке - нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу. Усиливает эмоциональное звучание Бессоюзие (асиндетон) – такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Усиливает выразительность фразы. И опять в мире тьма, холод, утомление Многосоюзие (полисиндетон) - такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами. И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют... подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи. Придает своеобразный выразительный оттенок. Тучки небесные. Парцелляция связана с расчленением высказывания. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Эллипсис – пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Татьяна в лес; медведь за нею. Умолчание – пропуск того, что очень значимо и неоднозначно. С его помощью несказанное приобретает большую значимость. А вечером, когда куры Обсиживали шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала. Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. Оксюморон – Сочетание противоположных по значению слов «живой трупПарономазия - стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов. Нечего их ни жалеть, ни жаловать!
Стилистические функции прямой речи в художественном тексте многообразны: она не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию; узнаем, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию. Прямая речь персонажа для художника - это и предмет изображения, и средство самовыражения героя. Диалоги, внутренняя речь героев, авторские ремарки к прямой речи - все это служит важнейшим средством изображения жизни в ее различных проявлениях. В прямой речи героев, в соответствии с замыслом писателя, получают отражение «самые разнообразные стилистические разновидности исходного языка. В этом смысле литература является отражением не только внеязыковой действительности, но и языковой жизни общества». В иных же случаях, стилизуя речь героев, писатель должен так отобрать стилистически окрашенные элементы, чтобы у читателя появилось ощущение определенного стилистического качества. Большое стилистическое значение имеет и способ введения прямой речи в авторское повествование. Как правило, писатели используют для этого различные ремарки, которые дополняют читательское представление о говорящем персонаже, уточняют его реплики, а в особых случаях помогают осмыслить их глубинный подтекст, понять скрытое в них значение |