Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЕЧАТЬ Способы совмещения печатной формы с материалом Общие сведения

  • Модернизация

  • Расположение формы над оттиском

  • Перемещение ракеля по форме

  • Подвижный стол

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕЧАТИ Сетка и копировальный слой

  • Рама и сетка

  • Особенности эксплуатации

  • Аверьянов Шелкография. Пособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеПособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998
    АнкорАверьянов Шелкография.pdf
    Дата11.02.2018
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАверьянов Шелкография.pdf
    ТипПособие
    #15451
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Упрощенный вариант
    Поиск в упрощении процесса копирования привел к достаточно простому решению замены сложной установки на прозрачный пластиковый мешок, имеющий при этом достаточно высокую результативность.
    На сетку со светочувствительным слоем монтируется диапозитив с помощью липкой лен- ты. Внутри рамы помещается вкладыш, равный ее толщине и с наклеенным со стороны, обращен- ной к сетке, гладким пластиком или органическим стеклом. Раму с вкладышем вставляют в тонкий полиэтиленовый или лавсановый мешок, к которому с другого конца прикрепляется шланг, иду- щий к вакуумному насосу.
    Широкое отверстие мешка, в который вставлялась рама, закрывают, заворачивая свободный конец на деревянную пал- ку несколько раз. Теперь, если мы включим насос, пленка мешка плотно обтянет трафарет и прижмет диапозитив к сетке.
    Появляющиеся складки необходимо сразу разглаживать, рас- тягивая пленку к краям. Лучше вкладыш выполнить из твердо- го некрошащегося пенопласта, и тогда мешок с рамой можно легко переносить и засвечивать в вертикальном или другом удобном положении. Источник света можно теперь удалить на необходимое расстояние от рамы для получения направления лучей света под минимальным уг- лом.
    При отсутствии вакуумного насоса, его с успехом может заменить обычный бытовой пыле- сос, подключенный через регулируемый понижающий трансформатор, который не позволяет ему работать в форсированном режиме, а следовательно, нагреваться во время длительной экспозиции трафарета. Напряжение понижают с 220 до 150-120 вольт и ниже, подбирая оптимальный режим разрежения воздуха в мешке и не допуская нагрева корпуса пылесоса.
    ПЕЧАТЬ
    Способы совмещения печатной формы с материалом
    Общие сведения
    Трафаретная печать использует в практике различные конфигурации печатного оборудова- ния, то есть взаимное расположение печатной формы и запечатываемой поверхности. Также име- ются различные способы подачи рабочего стола, на котором укрепляется запечатываемый матери- ал. В одних случаях поднимается вверх формная рама, в других от- клоняется вниз рабочий стол.
    Наиболее простой, часто применяемый в ручной трафарет- ной печати способ А, когда форм- ная рама закрепляется с одной сто-
    роны на петлях и поднимается под небольшим углом, для того, чтобы удалить готовый оттиск и положить новый лист.
    На первый взгляд операция кажется довольно элементарной, но требования, которые надо соблюдать, одинаковы для любого вида печати - после каждого цикла печати и подъема формы трафарет должен точно опускаться на одно и тоже место. Это позволяет правильно размещать изображение на листе относительно его краев при одноцветной работе или точно совмещать контуры рисунка при многоцветной, когда на один и тот же лист нано- сят изображение через несколько трафаретов.
    Прежде всего печатник сталкивается с тем, что незначительный люфт в соединениях деталей петель вызывает достаточно большие ко- лебания рамы в горизонтальной плоскости. Чем дальше от петель на- ходится точка, тем заметнее отклонения, особенно при больших разме- рах рам. Поэтому петли подбирают очень тщательно или заказывают в слесарной мастерской по точным чертежам. К петлям крепятся зажи- мы, которые позволяют быстро менять рамы при переходе к печати новой работы. Дополнительно петли снабжают струбцинами для закрепления их к столу, что удобно в тех случаях, когда шелкографией занимаются эпизодически.
    Отрицательные стороны способа А проявляются в следующих случаях. Так как зажимы удерживают раму за одну сторону, то при больших размерах от веса рамы возникают сильные вращающие деформации, которые действуют разрушающе на соединения, главным образом дере- вянных рам. Изгиб бруска рамы, за который зажато приспособление, может вызвать ослабление натянутой сетки и изменить линейные размеры рисунка.
    Модернизация
    Выход из этого положения найден в постоянной прочной раме, внутри которой помещают обычную печат- ную форму, закрепляемую специальными зажимами.
    Рама для легкости подъёма снабжена с противопо- ложной стороны противовесом. Передние углы рамы име- ют регулирующиеся упоры, а оси вращения, расположен- ные на противоположных углах рамы, дают ей возмож- ность подниматься и опускаться, чтобы создать необходи- мый зазор между трафаретом и запечатываемой плоско- стью. Такое регулирование важно при переходе печатания с тонкого листа на толстый картон.
    Некоторые фирмы для удобного и прочного закрепления рам, как металлических, так и де- ревянных, монтируют в брусках печатной рамы резьбовые вкладыши, в которые вкручиваются винты для соединения с основой несущей рамы. Это делает удобной работу с любыми рамами, помещающимися внутри несущего каркаса.
    Остаются проблемы, связанные с наклоном формы во время смены оттиска. Прежде всего, при достаточно жидкой краске может происходить сползание ее вниз, что не всегда удобно в ра- боте.
    Способ Б
    Подъём формы вверх, с сохранением горизонтального положения, связан с достаточно сложной инженерной про- блемой, которая реализована в автоматических станках с электро- или пневматическим приводом. Четыре стойки по углам станка одновременно поднимают рабочую раму с формой на некоторую высоту.
    Для ручных печатных станков горизонтальный подъ- ем реализован через принцип параллелограмма. Конфигура- ция поднимающих рычагов и способ крепления их зависит от разработчиков той или иной фирмы. Основное требование - это точность приводки, то есть ми-
    нимальные отклонения при возврате в печатную позицию, плавный подъем и фиксация в верхнем положении. Рычаги перемещают постоянную раму жесткой конструкции, а печатная форма, за- крепленная внутри, не испытывает никаких деформаций.
    Способ В
    Удобный доступ к печатному столу, на котором закрепляется запечатываемый материал, достаточно прост в способе В. При неподвижной форме стол отклоняется на определенный угол, позволяя снять готовый оттиск и положить новый лист. Могут возникнуть проблемы при печати на тонких пленках и тканях, так как они могут сворачиваться на наклонной плоскости.
    Расположение формы над оттиском
    При непосредственном контакте формы и запечатываемой поверхности во время печати краска прилипает не только к основе, но и удерживается ячейками сетки. Чтобы отделить оттиск от сетки, требуются усилия, которые возрастают при увеличении вязкости краски и площади, за- печатываемой сплошными заливками. В таком случае будет потеряно много времени на отслаива- ние каждого оттиска от трафарета.
    Прежде всего, было принято не прижимать трафарет к основе, а удерживать его на некото- ром расстоянии. Из-за эластичности сетки во время движения ракеля трафарет прогибается и вхо- дит в контакт с основой, передает на нее краску. После прохождения ракеля сетка сразу отходит от оттиска. Узкая полоса контакта уменьшает силы прилипания между оттиском и сеткой, но не ликвидирует их полностью.
    Если запечатываемый материал жесткий, не эластичный (картон, листы пластмассы и т.п.), то никакой проблемы не возникает - сетка легко отскакивает. Но тонкая бумага или пленка де- формируется и поднимается вместе с сеткой. Чтобы избежать этого, конструкторами печатных станков был применен вакуум, который через тонкие отверстия в плоскости стола плотно удержи- вает оттиск от поднятия во время печати. При смене листов вакуум отключается.
    Печать на текстиле не позволяет использовать вакуум, и вместо него применяют слабо- клеящееся покрытие рабочего стола, временно удерживающее ткань от смещения. Такое слабо- клеящееся покрытие употребляют и для удержания листов бумаги, пленки и других материалов при ручной печати, когда отсутствует какое-либо вспомогательное оборудование. Такой клей вы- пускают в аэрозольной упаковке, позволяющей периодически напылять его на печатный стол.
    Зазор между сеткой и плоскостью оттиска, а также длина ракеля влияют на величину рас- тяжения трафарета. При формате печати 30х40 см зазор устанавливают в 1-3 мм, а для формата
    80х100 см увеличивают до 3-5 мм.
    Так, при внутреннем размере рамы в 1 метр и ракеле длиной 75 см, линейное растяжение сетки поперек движения печати будет равной при зазоре:
    1 мм = 0,008 мм
    2 мм = 0,032 мм
    3 мм = 0,072 мм
    Вдоль движения ракеля:
    1 мм = 0,002 мм
    2 мм = 0,008 мм
    3 мм = 0,018 мм
    Чем меньше длина ракеля по сравнению с размером рамы, тем меньше требуется растяже- ния сетки, чтобы входить в контакт с оттиском. Печатное поле изображения должно занимать не
    более 50% от площади сетки. Остальная площадь используется для сохранения краски во время смены оттисков и дополнительно уменьшает линейную деформацию нитей при прогибе трафаре- та. Это сохраняет защитный слой от осыпания и позволяет напечатать большее количество оттисков без корректуры трафарета.
    В практике применяют два метода создания зазора: параллельный и наклонный (чаще всего в машинной печати), когда приподнята только задняя часть рамы.

    При параллельном методе обязательно замеряют зазор рамы со всех сторон. Для удобства замера изготавливают из- мерительный клин, длиной 15-20 см, с делениями, каждое из которых показывает возрастание толщины клина на 1 мм. Де- ления помечают соответствующими цифрами. Вдвигая клин под раму, можно быстро получить необходимые результаты и отрегулировать высоту.
    Печать по текстилю, наоборот, выполняется без зазора. Сетка трафарета плотно прижимает ткань и уменьшает возможность её смещения при прохождении ракеля. Рама поднимается мед- ленно, так как краске, во время контакта с зернистой неровной поверхностью ткани, необходимо некоторое время для её смачивания.
    Перемещение ракеля по форме
    Для качественного оттиска правильно заточенный ракель должен двигаться не только под углом в 75°, но и с равномерной скоростью и по- стоянным давлением на сетку. Это особенно важно для полутоновой пе- чати, где изменение количества крас- ки на оттиске и увеличение размеров точки приводит к искажению тональности изображения.
    Когда вышеперечисленные условия выполняются только руками печатника, то очень трудно сохранить постоянные пока- затели оттиска на протяжении всего тиража. Усталость приводит к непропечатке тонких элементов рисунка, а если это шрифтовые надписи, то к браку в работе.
    Чтобы уменьшить случайности при ведении ракеля, разрабо- таны приспособления различной степени сложности для создания постоянного угла наклона ракеля и определенного давления на трафарет. Вдоль несущей рамы устанавливаются гладкие направ- ляющие, по которым с одной стороны скользит замкнутая втулка, а по другой вертикальный упор, оканчивающийся вращающимся ро- ликом. Упор предохраняет от избыточного давления, а контакт ро- лика с направляющей дает показатель оптимального давления, ко- торое было предварительно выставлено на пробных оттисках. Ра- кель крепится на шарнире в одной точке, чтобы давление передава- лось на кромку равномерно.
    В трафаретной печати оттиск получается за один прогон ра- келя в одну сторону, но сразу возникает вопрос, как вернуть остав- шуюся краску в первоначальное место на сетке. Практика показала, что лучше краску не возвращать полностью, а равномерно покрыть трафарет тонким слоем. Для этого ракелем захватывается остав- шаяся краска и перемещается без давления в стартовое положение.
    Краска орошает (смачивает) трафарет, не просачиваясь через ячей- ки из-за своей вязкости. Элементы рисунка не только сохраняются от пересыхания, но и успевают заполниться краской для следующе- го оттиска. Печать в таком случае идет намного ровнее. В трафа- ретной печати по текстилю делают иногда несколько прогонов с орошением по одному оттиску, чтобы краска пропитала ткань на всю толщину.

    В автоматических печатных трафаретных станках возвратное движение краски и орошение формы обеспечивается вторым допол- нительным ракелем, который во время основного прогона находился в поднятом положении. В обратном направлении основной и допол- нительные ракели меняются местами и цикл повторяется. Давление на каждом ракеле регулируется отдельно.
    Подвижный стол
    Во время смены оттисков, а также при обслуживании рабочего стола, бывает недостаточно той высоты, на которую поднимается ра- ма. Чтобы не поднимать раму выше, конструкторы некоторых печат- ных станков применили выдвижной стол, позволяющий без помех протирать поверхность стола, монтировать на ней упоры для листов и накладывать оттиски во время печати. Естественно, что стол дол- жен точно возвращаться на прежнее место и фиксироваться во время печати. Чтобы оттиск во время движения стола случайно не сместил- ся, станок обязательно оборудуется вакуумным прижимом.
    ПРИМЕЧАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕЧАТИ
    Сетка и копировальный слой
    -
    Линии, скопированные с одного диапозитива на один и тот же номер сетки, но разных категорий, то есть различающихся толщиной нити, будут печататься неодинакового качества. Более тя- желая категория снижает четкость краев штриха. Очень тонкие штри- хи становятся зазубренными.
    -
    «Пилообразные» края штрихов или сливание близко расположенных линий и мелких деталей часто вызвано тем, что нане- сен недостаточно толстый копировальный слой. Такой слой повторя- ет зернистую структуру сетки с печатной стороны трафарета и не- плотно прилегает к запечатываемой поверхности. Краска за счет та- кой волнистости беспрепятственно проникает на пробельные места.
    Чем крупнее ячейки и толще нити сетчатого полотна, тем заметнее влияние тонкого слоя.
    -
    Если печатные элементы на оттиске имеют по краям увеличенное отложение краски , то это вызвано очень толстым копи- ровальным слоем. Это заметно уже на деталях рисунка шириной бо- лее 2 мм. При недостаточно вязкой краске контуры начинают расплываться, ухудшая четкость изображения.
    Рама и сетка
    -
    Непропечатки или, наоборот, чрезмерная заливка краской оттиска при использовании деревянных рам вызываются постепенной деформацией брусков рамы, находящихся под постоян- ной нагрузкой во время эксплуатации. Натяжение сита и переменная влажность часто вызывают винтовой перекос рамы, не позволяющий трафарету располагаться параллельно печатному столу.
    Периодически необходимо проверять геометрические размеры рам, устанавливая их на стеклян- ную поверхность.
    -
    Желание максимально использовать полезную площадь приводит к тому, что между контуром трафарета и внутренним краем рамы остаются маленькие поля. Чтобы подобная сетка прогибалась во время печатания, требуются повышенные усилия на ракель. При ручном способе печати печатник в этом случае быстрее устает, труднее становится удержать ракель под необхо-
    димым углом и с надлежащем давлением. Стоимость брака может свести на нет или превысить в несколько раз все результаты, полученные от экономии сетки.
    -
    Рабочая кромка ракеля по краям подвергается повышенному трению, быстрее изна- шивается, приводит к появлению пропусков деталей рисунка по периметру изображения.
    Рама и стол
    -
    Рабочая плоскость, на которой размещается материал для печати, требует периодиче- ского контролирования ее геометрических параметров. Стол во время эксплуатации может под воздействием влаги, температуры и других факторов искривляться. Незаметные на глаз деформа- ции поверхности приводят к неплотному прилеганию трафарета, а следовательно, непропечатке или, наоборот, к сильной заливке краской отдельных фрагментов изображения. Особенно это важ- но при ручной печати, когда используют случайные столы или древесностружечные плиты (ДСП), покрытые пластиком и на первый взгляд кажущиеся абсолютно ровными. Дополнительно на стол можно положить толстое витринное или органическое стекло.
    -
    Для печати на тонкой листовой бумаге или пленке требуется обязательно вакуумный стол, не позволяющий листу сворачиваться и прилипать к трафарету при подъеме рамы. Оргстек- ло легко сверлится и может служить прекрасным материалом для изготовления вакуумного стола.
    РАКЕЛЬ
    Ракель является инструментом, который продавливает краски сквозь сетку и по своей зна- чимости сравним с порохом, без которого огнестрельное оружие теряет свой смысл. Правильно рассчитанные параметры инструмента позволяют получить высококачественный оттиск.
    Материал
    Рабочая часть ракеля изготавливается из натуральной или синтетической резины, стойкой к растворителям. Полоса резины закрепляется в деревянный держатель, который позволяет печатать вручную или закреплять ракель в специальные зажимы печатной машины или станка .
    С развитием химической промышленности появились искус- ственные материалы, такие, как полиуретаны, обладающие боль- шой водостойкостью, эластичностью и химической устойчивостью, прочностью к истиранию и на разрыв. Но у них имеется тенденция к образованию электростатического заряда на сетке во время печа- ти.
    Резиновую ленту берут толщиной не менее 8-10 мм, монти- руют в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35 мм.
    Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, прибли- зительно на 3 см с каждой стороны. Для удобства в работе необходимо иметь несколько ракелей разной длины, которые хранятся на специальном стенде.
    Когда ракель изготавливается для ручной печати, то держатель выполняется с овальными краями и пазами для удобного захвата руками.
    Твердость резины или пластика, применяемых в трафаретной печати, имеет также важное значение и колеблется от 55°до 90° по Шору. Более твердые применяют для больших площадей и полутоновой печати изображения. Мягкий ракель применяют для запечатывания твердой грубой поверхности.
    Значение твердости у данных материалов не постоянно, со временем происходит процесс старения и они становятся менее эластичными, то есть жесткость возрастает.
    Особенности эксплуатации
    Необходимо обратить внимание на чувствительность ракеля к различным растворителям, особенно к тем, которые входят в состав печатной краски. При впитывании растворителя ракель неравномерно набухает и становится волнистым и непригодным для печати.
    После печати, когда ракель промывается от краски активными растворителями, следует дать ему хорошо просохнуть, прежде чем начинать печатать следующую работу. Не следует ос- тавлять засохших пятен краски на рабочих кромках ракеля, которые приведут к полосатой струк-
    туре на оттиске, особенно на сплошных цветных заливках. Иногда это может быть ткацкий дефект ткани при её изготовлении (например: сдвоенная нить). Чтобы в дальнейшем подобное не повто- рялось, сетку натягивают под углом 5-10° к раме.
    Ни в коем случае нельзя применять ракель, равный внут- реннему размеру рамы, хотя ло- гически можно предположить, что раствору краски некуда бу- дет деваться и его можно пере- мещать полностью во время про- хода ракеля. Но такой широкий ракель будет создавать давление по линии крепления сетки к раме.
    Это приведет к отслаиванию сетки от рамы и проникновению краски в зазор, из которого удалить ее стоит больших усилий. Краска может частично затекать и при нормальном размере ракеля.
    Чтобы этого не случилось, надо заклеить место контакта сетки по всему внутреннему периметру рамы узкими полосками кальки или липкой лентой.
    Ракель не должен двигаться по защитным полоскам, которые имеют определенную толщи- ну и приподнимают его над сеткой, что может привести к непропечатке изображения. Кроме это- го, при таком широком ракеле нет возможности печатать методом, когда между сеткой и запеча- тываемым материалом остается зазор, облегчающий отрыв сетки от оттиска. При обширных пло- щадях запечатывания повышаются силы адгезии между сеткой и оттиском.
    Учитывая то, что изображение на сетке занимает не более 50% общей площади, между краями ракеля и рамой должно оставаться по 10-12 см свободных полей сетки, которые позволяют трафарету эластично прогибаться и входить в плотный контакт с запечатываемой поверхностью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта