Главная страница
Навигация по странице:

  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕЧАТИ. КРАСКИ Общие сведения

  • ЦВЕТ Цвет и оттенок

  • Насыщенность

  • Шкалы цветового охвата

  • Особенность трафаретной печати

  • Пигменты Кроющие способности.

  • Аверьянов Шелкография. Пособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеПособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998
    АнкорАверьянов Шелкография.pdf
    Дата11.02.2018
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАверьянов Шелкография.pdf
    ТипПособие
    #15451
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Заточка ракеля
    Вставить резиновую ленту в держатель - не значит изготовить ракель. Основой инструмен- та является рабочая кромка, которая непосредственно продавливает краску сквозь сито и опреде- ляет дальнейшее качество оттиска. Ракель работает по принципу шпателя, соскабливая всю краску с поверхности и заодно при- нудительно заполняя углуб- ления, в нашем случае штри- хи изображения. В принципе, можно печатать и тонким стальным шпателем, резуль- тат будет одинаков, но опас- ность повредить тончайшую сетку возрастает. На ав- томатических печатных ма- шинах устанавливают сталь- ные ракельные пластинки, которые сохраняют стабильную упругость. На рабочую кромку наклеи- вают резиновую или пластиковую полоску определенной твердости, в соответствии с видом печа- ти.
    Прежде всего рабочая кромка должна быть абсолютно ровной и гладкой, иметь определен- ный геометрический профиль, который зависит от того, какие элементы изображения содержит трафарет. Если край лезвия ракеля от длительного использования, особенно при печати пигмента- ми, имеющие абразивные свойства, становится округлым, то он оставляет больше краски на тра- фарете. Это может изменить толщину штрихов рисунка, увеличить время сушки оттиска и расход краски.
    Прямоугольный профиль ракеля предназначен для общих условий. В случае печати тонких штрихов ( мелкого шрифта) и растровой полутоновой передачи рисунка ракель имеет острый угол. Для обширных заливок специально закругляется, ему придается овальная форма.

    Средний угол наклона ракеля при печати равняется 75°. При более вертикальном положе- нии требуется нажимать сильнее на ракель, а при более острых углах увеличивается расход краски и возможны пропуски мелких деталей рисунка, непропечатки.
    Существует комбинированная заточка, когда прямоугольный профиль имеет небольшую фаску в 1,5 мм с рабочей стороны и под углом от 5 до 30°. Угол под- бирается в зависимости от вязкости печатной краски.
    Получение ровного лезвия ракеля и правильного угла заточки требует практических навыков. Вручную ракель затачивают на шлифовальной шкурке с бумажной или тканевой основой, которую размещают на толстом витринном стекле. Номера абразивов шлифовальной шкурки берут от № 16 для грубой обработки, до № 5,
    № 4 - для чистовой. Отполировать поверхность можно № МЗО и №
    М20 или № М10 (ГОСТ).
    Чем тоньше элементы рисунка, тем тщательнее и точнее обрабатывается кромка ракеля. Упрощает эту операцию применение электромеханических приспособлений с рабочим инструментом в виде абразивного круга или бесконечной абразивной ленты, надетой на один или два растягивающих колеса. При больших скоростях и сильном нажиме на ракель возникает местный перегрев, что может разрушить материал или привести к деформации кромки ракеля.
    Необходимо обязательно контролировать температурный режим во время шлифовки.
    Если шлифовальная лента крепится на одиночный круг, то его диаметр должен быть не ме- нее 250 мм. Лента может забиться ракельной пылью и перестать снимать резиновый слой, что тре- бует своевременной очистки поверхности. Абразивные круги имеют преимущество перед лента- ми. Лучше применять абразивные круги или ленты только тех модификаций, которые предназ- начены для обработки резины.
    Максимально облегчена заточка ракеля в автоматических станках, которые серийно выпус- кают специализированные фирмы для трафаретной печати. Ракель зажимается в устройстве не- подвижно, вертикально или под определенным углом, а шлифовальная лента движется в автома- тическом режиме по направляющим вдоль кромки лезвия. Микропроцессор следит за величиной прижимного усилия и регулирует его, чтобы не перегревался материал ракеля.
    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕЧАТИ. КРАСКИ
    Общие сведения
    Помимо выпуска издательской продукции, процессы полиграфической технологии исполь- зуются для запечатывания тары и упаковки, шкал и циферблатов приборов, маркировки разных изделий. Все это называют специальными видами печати. К ним относятся и краски для печатания трафаретным способом.
    Характерным для этих прикладных полиграфических процессов является печатание на не- бумажных и невпитывающих материалах. Это затрудняет адгезию красок, которая при печатании на бумаге обеспечивается благодаря полярности и поверхностной активности целлюлозы. В крас- ках для трафаретной печати адгезия обеспечивается подбором состава связующего применительно к молекулярной природе запечатываемой поверхности.
    Адгезия (от лат. adhaesio - прилипание) — слипание разнородных твердых или жидких тел
    (фаз), соприкасающихся своими поверхностями. Обусловлена межмолекулярным взаимодействи- ем.

    Отсутствие пористости у большинства небумажных материалов определяет способ закреп- ления красок. Это либо химическое пленкообразование, либо испарение растворителя с помощью сушильных устройств.
    Краски для трафаретной печати, выпускаемые централизованно на российских предпри- ятиях, классифицируются в соответствии с видом запечатываемого материала и типом пленкооб- разующего. При этом применяются буквенные и цифровые обозначения. Номенклатура таких кра- сок еще не устоялась и выражается разными системами буквенных и цифровых обозначений.
    Зарубежные фирмы имеют свою собственную маркировку, содержащую также буквы и цифры. Дополнительно краска может иметь название фирмы или название серии, которая по смыслу может быть отвлеченным понятием, не связанным с технологией печати. Необходимо придерживаться рекомендаций по применению, которыми фирма сопровождает краски, так как рецептура является коммерческим секретом и, естественно, не публикуется.
    ЦВЕТ
    Цвет и оттенок
    Цвет - свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спек- тральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого ими видимого излучения.
    Видимый свет представляет собой смесь излучений с различными длинами волн, причем каждой длине волны соответствует определенный спектральный цвет излучения.
    При количественном измерении цвет полностью и однозначно определяется тремя характе- ристиками: доминирующей длиной волны ^., чистотой цвета р и яркостью L. Так как глаз человека не может количественно оценить эти характеристики, то в цветоведении для передачи ощущения цвета пользуются соответственно следующими показателями цвета - цветовой тон, насыщенность и светлота.
    Все существующие в природе цвета делятся на ахроматические (бесцветные), отсутствую- щие в солнечном спектре, и хроматические (цветные).
    К ахроматическим относятся цвета белый, черный и нейтральные серые, получаемые сме- шением белого и черного; между собой различаются только количеством отраженного света, то есть светлотой.
    Хроматические цвета не в одинаковой степени поглощают и, следовательно, отражают лу- чи различных длин волн. По цветовому тону хроматические цвета делятся на красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Эти семь основных цветов составляют видимую часть солнечного спектра и могут быть выделены из солнечного света с помощью прозрачной стеклянной призмы.
    Солнечный свет, падая на белую краску, отражается практически в том же спектральном составе, а черной - поглощается. В природе не существует идеального вещества (тела), которое бы полностью поглощало свет, и идеально белого, отражающего весь упавший на него свет. Цветная краска поглощает часть спектра, и отраженный свет приобретает окраску, состоящую из комби- нации цветных излучений непоглощенной части спектра. Следовательно, при избирательном по- глощении отраженные лучи с различными длинами волн суммируются и, попадая на сетчатку гла- за, вызывают ощущение цвета.
    Краски, обладающие одним и тем же цветовым тоном, могут различаться по светлоте.
    Светлота цвета характеризуется коэффициентом отражения, который равен отношению количества отраженных лучей к количеству упавшего на краску света. Одинаковой светлотой мо- гут обладать цвета, различные по цветовому тону, например, светло-зеленый и светло-розовый.
    Светлота - это количественная характеристика, так как она зависит от общей величины отражен- ного света и не зависит от спектрального состава.
    Насыщенность цвета определяется содержанием спектрального показателя, присущего данному цвету, в общем, отраженном от краски, свете. Цветная краска в какой-то степени, более или менее, отражает или поглощает также часть белого света. Если цветная краска минимально
    поглощает падающий свет, а отраженный свет будет содержать минимальное количество белого
    (ахроматического) цвета, то такая краска считается максимально насыщенной.
    Цветовые свойства печатных красок являются важнейшими, так как от них зависит качест- во передачи цвета на оттисках. Однако следует помнить, что цвет краски на изображении зависит от спектрального состава источника света. Поэтому при оценке полиграфической продукции не- обходимо использовать естественное освещение или люминесцентные лампы дневного света.
    Из семи основных цветов выделено три цвета, которые при взаимном смешивании дают не- достающие части спектра: желтый с красным - оранжевый, желтый с голубым - зеленый, красный с голубым - синий, фиолетовый. Это открытие в свое время послужило толчком для применения трехкрасочного способа печати в передаче многокрасочных изображений при тиражировании.
    При наложении прозрачных красок (голубая, желтая, пурпурная) в результате трехцветного синте- за получается множество различных оттенков всех видимых цветов.
    Шкалы цветового охвата
    Реальные краски, составляющие «триаду», значительно отличаются от идеальных, что ог- раничивает возможность точного воспроизведения цветов. Колористическая характеристика триа- ды дается в виде шкал цветового охвата, показывающих результат наложения основных красок в разных соотношениях в виде графика цветового охвата.
    Триадные краски - желтая, пурпурная и голубая, которые применяют в полиграфии для формирования полноцветного изображения Печатные формы для каждой краски изготавливаются с диапозитивов, отснятых через специальные цветоделительные фильтры.
    Производители печатных красок стремятся использовать пигменты, спектральные характе- ристики которых наиболее приближены к идеальным краскам. Чтобы продемонстрировать реаль- ные возможности выпускаемого ассортимента, они по конкретным краскам издают специальные атласы в виде шкал, где представлено все многообразие цветов и оттенков, которое можно полу- чить при трехкрасочной печати. Каждый цвет и оттенок дополнительно сопровождается количест- венными показателями в виде процентного или весового содержания той или краски, входящей в данную смесь.
    Прозрачные краски наносятся на белую основу, и в зависимости от ее физической природы, отражающей способности, могут изменяться колористические показатели цвета. Поэтому атласы цветового охвата часто имеют повторные оттиски на разных бумагах (например: обычная и мело- ванная). Это позволяет наглядно представить, что менее впитывающие и обладающие высокой бе- лизной поверхности дают более насыщенные, интенсивные по цвету, оттиски. Потребитель печат- ной продукции должен знать, что использование дешёвой бумаги с высокой впитывающей спо- собностью приводит к заметному снижению интенсивности цвета и красочности оттиска, несмот- ря на то, что краска была взята по каталогу.
    Так как не существует идеальных триадных пигментов, то для получения отдельных цветов и оттенков при однокрасочной печати производители вынуждены применять дополнительно пиг- менты, которые точнее отражают промежуточные цвета спектра. Так, в России в основу была по- ложена восьмикрасочная система смешения цветных красок «Радуга», разработанная ВНИИ по- лиграфии. Основой системы являются триадные краски: пурпурная, желтая, голубая. К ним добав- лены красная, сине-фиолетовая, зеленая, а также красно-фиолетовая и оранжевая. Эти восемь цветных красок при попарном смешивании в разных соотношениях дают базовые краски разного цветового тона с максимально возможной насыщенностью и равномерным охватом всего диа- пазона цветовых тонов. Смешивание каждой базовой краски с белой или черной дает ряд красок с различной светлотой и насыщенностью.
    Введение системы «Радуга» позволило нормализовать цветовое воспроизведение в одно- красочной цветной печати и существенно упростило ассортимент красок. Атлас смешения цветов системы «Радуга» был напечатан красками, предназначенными для офсетной печати, но по своей наглядности может с успехом применяться в трафаретной печати. Цвет триадных красок соответ- ствует международным стандартам, принятым в полиграфии.
    Многие фирмы, выпускающие комплекты печатных красок для разных способов печати, обязательно создают соответствующие атласы для практического применения в издательствах и типографиях. Печатают их в виде альбомов или цветовых шкал, скрепленных подобно вееру.

    Можно достаточно точно и быстро подобрать оттенок цвета в соответствии с оригиналом и смешать краску для печати, опираясь на приведенные цифровые ( или весовые) данные.
    При надлежащих условиях освещения и наблюдения человеческий глаз обладает весьма высокой чувствительностью в определении цветового различия (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) двух близко расположенных образцов - цветовой шкалы и оригинального образца. Результаты определения цвета визуальным методом не уступают по точности инструментальным . Однако визуальный метод, в отличие от инструментальных, не позволяет количественно определить характеристики цвета (А., р, L). Кроме того, визуальный метод предполагает наличие у печатника определенных навыков и предъявляет достаточно строгие требования, поскольку индивидуальные особенности зрения могут повлиять на оценку цвета.
    Для объективной характеристики используют приборы
    (колориметры или денситометры, приспособленные для этой цели, то есть снабженные тремя светофильтрами), дающие оценку цвета по содержанию в контролируемом образце стандартных цветов. Для измерения и записи цвета широко применяется спектрофотометр.
    Полученная по его показаниям спектральная кривая показывает относительное отражение лучей по спектру от испытуемого образца и служит основанием для суждения о цветовых свойствах поверхностей
    (в том числе и красок).
    Персональные компьютеры имеют различные программы
    (графические редакторы), которые быстро и наглядно дают информацию о цвете образца, введенного через считывающее устройство (сканер, цифровая фотокамера или видеокамера). Показа- тели определяются в формате триадной печати (и плюс черная краска) или в других общепризнанных международных стандартах. Не- которые фирмы-производители полиграфических красок выпускают программное обеспечение, которое позволяет получать рекомендации по получению цветных колеров из имеющегося ассортимента с учетом прозрачных или кроющих красок. Специальное устройство под управлением компьютера смешивает в определенных пропорциях базовые краски для получения заданного оттенка.
    Особенность трафаретной печати
    Получение рельефного изображения с большой толщиной кра- сочного слоя - до 100 мкм и более - отличительная черта шелкографии.
    Это создает изобразительный эффект, используемый при печатании поздравительных открыток, визиток, пригласительных билетов, художественных изданий, реклам и плакатов. Если не предъявлять вы- соких требований к качеству печати, то один и тот же трафарет может применяться для печати различными трафаретными красками и на раз- ных материалах.
    Пигменты
    Кроющие способности. Способность трафаретной краски пере- крывать темный тон зависит не от толщины краски, а прежде всего от пигмента и его коэффициента преломления света. Чем больше разница между коэффициентами преломления пигмента и связующего (олифа, смола, латекс и т.п.), тем краска будет более кроющей. Из белых пигментов самый большой показатель у оксида титана (ти- тановые белила) - 2,7, средний у оксида цинка (цинковые белила) - 2, а наименьший у сульфата
    бария (баритовые белила), мела, гидроксида алюминия, талька и ка- олина - 1,5-1,6. Если смешать отдельно каждый белый пигмент с олифой или лаком (показатель п = 1,45 - 1,75), то получим кроющие титановые и цинковые белила, но остальные пигменты дадут прозрач- ную краску. Но те же белые пигменты в смеси с водорастворимыми связующими дают только кроющую краску. Цветные пигменты также имеют широкий спектр показателей преломления света, и это опре- деляет их применение в тех или иных смесях.
    Металлические пигменты представляют собой порошки (пудры) алюминия, бронзы, меди, цинка, имитирующие покрытие под "зо- лото», «серебро» и т.д. Алюминий хорошо окрашивается красителями, что позволило выпустить порошки всех цветов радуги. Металлические пигменты характеризуются высокой светостойкостью, укрывистостью и большой отражательной способностью.
    Пигменты во время производства покрываются тончайшей пленкой парафина, чтобы не слипались во время хранения, а во время нанесения всплывали на поверхности связующего. Краски на основе металлических пигментов с некоторыми связующими делают двухкомпонентными из-за того, что парафин при длительном контакте с органическими растворителями растворяется и пигмент выпадает в осадок - краска теряет свои декоративные и технологические свойства.
    Смешивают компоненты непосредственно перед печатью.
    Перламутровые пигменты представляют собой тонкие, толщи- ной не более 0,15 мкм листочки слюды, покрытые полупрозрачным слоем оксидов металла. Слюдяные порошки отличаются высокой кроющей способностью.
    Флюоресцирующие пигменты трансформируют энергию, поглощаемую из УФ - лучей и видимой части коротковолновых лучей дневного света в видимые световые лучи с максимумом в длинноволновой части спектра, которые суммируются с избирательно отраженными лучами па- дающего света, благодаря чему отраженные лучи становятся в 1,5 - 2 раза ярче, чем у обычных пигментов. В качестве флюоресцирующих пигментов чаще всего используют красители трифе- нилметанового ряда, переведенные в нерастворимое состояние.
    Краски
    Исходя из вышесказанного, для трафаретной печати выпускают отдельно кроющие и про- зрачные (лессировочные) краски. Для получения светлых тонов в кроющие краски добавляют бе- лила, а для прозрачных изготавливается бесцветная краска (паста), которая имеет такую же вяз- кость, что и цветная.
    Вязкость. По условиям печатания краски должны быть достаточно текучими, чтобы под воздействием ракеля проникать через сетчатую форму, но не настолько жидкими, чтобы самостоя- тельно вытекать через штрихи на обратную сторону трафарета.
    Для получения четкого изображения трафаретной краске необходимо быть аномально вяз- кой, то есть изменять свою текучесть в зависимости от приложенной на неё нагрузки. Это предот- вращает растекание толстых красочных слоев на оттиске и укорачивает красочные тяжи (нити), образующиеся при отделении сетки от оттиска. Поэтому кроме пигмента и связующего в краску добавляют тиксотропные (тиксотропия - способность систем обратимо восстанавливать в изотер- мических условиях свою структуру, разрушенную механическим воздействием) добавки. Напри- мер, аэросил, который прозрачными игольчатыми кристаллами активно создает пространственную структуру в краске, замедляя её растекание во время покоя, но не мешает движению краски сквозь трафарет под воздействием ракеля.
    Аэросил - синтетический кремнезем SiOg. представляющий собой коллоидную двуокись кремния SiOg плотностью 1,95-2,25 г/см
    3
    в виде белого чрезвычайно пушистого порошка. Имеет
    исключительно мелкие частицы размером 0,15-0,20 мкм и большую удельную поверхность - до
    380 м2/г.
    Краски в зависимости от связующего можно разделить на следующие группы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта