Главная страница
Навигация по странице:

  • Быстрый кислый фиксаж, г/л

  • ИСТОЧНИКИ СВЕТА Излучение

  • ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА

  • Типы люминесцентных ламп, разделяемые по цветности

  • Опасность УФ - излучения

  • Расстояние до источника света

  • Таблица экспозиций (расстояние в 100 см принято за стандарт)

  • Ступенчатая шкала экспозиции

  • КОПИРОВАЛЬНАЯ РАМА Общие сведения

  • Аверьянов Шелкография. Пособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеПособие по трафаретной печати. М. Издательский дом гамма. 1998
    АнкорАверьянов Шелкография.pdf
    Дата11.02.2018
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАверьянов Шелкография.pdf
    ТипПособие
    #15451
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Раствор № 2
    Сульфат натрия безводный 10
    Формальдегид-бисульфат натря 15
    Гидрохинон 22,5
    Дистиллированная вода до 500 мл
    Растворы № 1 и № 2 готовят отдельно и выстаивают 12 часов. За час до работы с прояви- телем растворы № 1 и № 2 сливают. В приготовленный проявитель вводят 10% препарата КФ-
    2698, требуемое количество устанавливается опытным путем.
    Закрепить проявленные пленки можно растворами фиксажа, которые подразделяются на обыкновенные, кислые, быстрые и дубящие. Главная их составная часть - тиосульфат (гипосуль- фит) натрия.
    В полиграфии предпочитают пользоваться следующим раствором:
    Быстрый кислый фиксаж, г/л:
    Тиосульфат натрия 250
    Тиосульфат калия 30
    Хлорид аммония 50
    Вода до 1000 мл

    В 750 мл горячей воды (50°С) растворяют поочередно указанные компоненты и доливают водой до 1000 мл. Раствор фильтруют через вату. Среднее время фиксирования 10-15 минут.
    Калька
    Для изготовления диапозитива вручную применяют прозрачную чертежную кальку (для работы тушью) или любую синтетическую пленку, например, лавсановую пленку, которая имеет специально обработанную поверхность для лучшего смачивания краской. Основное требование ко всем пленкам состоит в том, чтобы они были ровными, хорошо принимали краску и плотно приле- гали к фотослою во время копирования.
    Наносят рисунок черной тушью, черной поливинилацетатной (ПВА) темперой, битумным лаком или любой темной краской на органических растворителях. Главное условие в том, чтобы краска быстро высыхала и давала плотный непрозрачный для света слой. Особое внимание необходимо обратить на то, что при высы- хании некоторые краски уменьшаются в размере и сморщивают тонкие пленки.
    Так, коробление кальки может быть вызвано сильным поверхностным натяжением свя- зующего туши. Добавление глицерина, меда или патоки в раствор туши уменьшит этот отрица- тельный фактор.
    Торжокский завод полиграфических красок выпускает краску серии 4000-06 для ретуши, предназначенной для усиления темных участков изображения и устранения технических дефектов на негативах и диапозитивах фототехнических пленок на триацетатной основе. Этой краской можно не только ретушировать, но и выполнять полностью оригиналы на разных прозрачных ма- териалах.
    ИСТОЧНИКИ СВЕТА
    Излучение
    Копировальные растворы и пленки превращаются в нерастворимый полимер под воздейст- вием лучистой энергии света. Основная спектральная область чувствительности слоя лежит при- близительно между 360-420 миллимикрон, то есть воспринимается ультрафиолетовое, фиолетовое и синее излучение, хотя незначительная восприимчивость некоторых фотослоев достигает до 510 миллимикрон. Излучение ниже 350 (жесткое ультрафиолетовое излучение) практического значе- ния не имеет из-за того, что стекло и пленки, применяемые в трафаретном копировании, не про- пускают его.
    Лампы, используемые для копирования изображения на фотослой, должны иметь самую высокую степень интенсивности в применяемой области спектра. Интегральная светочувстви- тельность (способность реагировать на воздействие света) хромированных слоев находится на низком уровне - около lO-s-IO-
    6 единиц ГОСТ, что не позволяет получать трафаретные формы ме- тодом проекционного копирования. Чтобы произошло закрепление фотослоя на сетке, необходима высокая величина светового потока на единицу поверхности, то есть освещенность должна быть не менее 10-20 тыс. люкс. Такие условия можно получить только при контактном методе копиро- вания, когда количество источников света над диапозитивом в копировальной раме определяется величиной их мощности. Но и в этом случае экспозиция может длиться несколько минут, в зави- симости от состава и толщины фотослоя.
    Для этих целей применяют следующие виды источников света: металлогалогенные лампы ксеноновые лампы дуговые угольные лампы ртутные лампы ртутные лампы высокого давления галогенно-ртутные лампы люминесцентные лампы дневного света
    При подборе источника света необходимо сразу определиться, для каких копировальных слоев он будет применяться. Если трафареты будут изготавливаться только на основе дихроматов или диазосоединений, то нет необходимости использовать специальные лампы УФ-излучения; хо-
    тя хромированные коллоиды имеют максимальную чувствительность к нему, но эксплуатация этих ламп требует особой осторожности.
    Это относится к копировальным установкам, которые изготавливаются собственными си- лами мастерской, не оснащенной приборами контроля за безопасностью излучения. Особенно важно это при засветке трафаретов больших форматов, когда источник света находится не в копи- ровальной установке, а в отдельном корпусе и может отодвигаться на необходимое расстояние и в зону его излучения может попасть обслуживающий персонал.
    Если мы рассмотрим графики спектральной чувствительности и излучения некоторых ис- точников света, то можем сделать определенные выводы.
    Глаз человека имеет максимальную чувствительность в желтом спектре, и источники света, испускающие излучение в этой области нам кажутся наиболее яркими. Достаточно наглядный пример можно продемонстрировать с люминесцентными лампами типа БС (белый свет) и ДС
    (дневной свет), которые воспринимаются человеком практически одинаково, так как в зелено- желтом излучении имеют близкие показатели. Но в зоне фиолетово-синей, менее заметной для че- ловека, расхождение в интенсивности излучения возрастает в несколько раз. Так, визуально мало заметные характеристики ламп БС и ДС при применении их в копировальной установке дают раз- ницу экспозиции в несколько раз, что немаловажно при засветке подряд нескольких рам. Лампы с неверно подобранным спектром излучения растягивают процедуру копирования на несколько ча- сов.
    ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА
    Для удобства сравнения между собой различных температурных источников света по спек- тру пользуются не истинной температурой, а искусственной величиной - цветовой температурой излучения, представляющей собой температуру абсолютно черного тела, при которой цветность его излучения одинакова с цветностью сравниваемого излучения. Она указывает только на спе- ктральное распределение энергии излучения, а не температуру источника. Только так можно срав- нивать спектр излучения раскаленной вольфрамовой нити лампы накаливания и холодное свече- ние газа в люминесцентной колбе.
    Цветовая температура выражается в градусах абсолютной шкалы (градусах Кельвина - °К), отсчитываемых от абсолютного нуля, соответствующего 273°С ниже нуля. Так, свет голубого неба соответствует цветовой температуре 12000-25000°К, то есть гораздо выше температуры Солнца.
    По международному соглашению за стандарт прямого солнечного света принимается излу- чение с цветовой температурой 5400°К.
    Условным стандартом белого света излучения для электрических ламп накаливания счита- ется цветовая температура 2854°К. На этом необходимо остановиться подробнее. Так, применяе- мая в фотоосветительной аппаратуре кварцевая галогенная лампа накаливания мощностью
    500 ватт имеет цветовую температуру 3200°К и световой поток 13000 люмен, но это не значит, что 10 ламп накаливания по 50 ватт, укрепленные на одном щите, будут давать такую же цветовую температуру и световой поток.
    Поэтому при выборе в качестве источника света ламп накаливания необходимо отдавать предпочтение макси- мальным по мощности (1-3 кВт) осветительным и прожекторным лампам с углом рассеивания не менее 50°. Лампы накаливания большой мощности имеют высокую тепловую отдачу, и это выну- ждает располагать их на достаточном расстоянии от копировальной рамы, которая в таком случае
    находится в вертикальном положении. При необходимости оборудование снабжают системой вен- тиляции и охлаждения, так как повышенная температура способствует «темновому» дублению не- засвеченных участков фотослоя.
    Люминесцентные лампы также различаются цветовой температурой в зависимости от типа ламп и световым потоком от мощности. Если лампы имеют небольшой световой поток , то его компенсируют количеством ламп, устанавливаемых вплотную, одна к другой, и на небольшом расстоянии до засвечиваемой поверхности в связи с низким тепловым излучением.
    Типы люминесцентных ламп, разделяемые по цветности:
    1. Лампы дневного света типа ДС 6750 ± 800°К
    2. Лампы белого света типа БС 4700 ± 400°К
    3. Лампы холодного белого света типа ХБС 3500 ± 300°К
    4. Лампы теплого белого света типа ТБС 2700 - 2800°К
    Люминесцентные лампы имеют длительные сроки эксплуатации (до 10000 часов непре- рывного горения) и стабильность светового потока, который только после 3000 часов понижается на 20 - 30%. Яркость лампы к центральной части трубки является максимальной, спадая к концам, что надо учитывать при копировании изображения, которое превышает длину трубки лампы.
    Для получения тонких и часто расположенных штрихов рисунка на трафарете применение люминесцентных ламп становится проблематичным из-за рассеянного излучения большой площа- ди. Происходит боковая «паразитическая» засветка штрихов. Чтобы уменьшить этот дефект, мож- но применять ограничительную решетку, не позволяющую лучам света падать под углом меньше чем 60°.
    При изготовлении растровых трафаретов триадной печати или шрифтовых форм с очень мелким шрифтом рекомендуется применять прожекторный тип ламп, которые позволяют полу- чить лучи света с минимальным отклонением. Удаление источника света до трафарета устанавли- вают в максимально возможное положение.
    Надо также учитывать напряжение в электрической сети. При напряжении ниже 85 - 90% от номинала люминесцентные лампы не загораются, а лампы нака- ливания снижают световой поток на 25 -30 %, что приведет во время копирования трафарета к недостаточной экспози- ции и частичному смыванию фотослоя, Лампы накаливания имеют определенный срок эксплуатации, при котором све- товой поток остается относительно стабильным, но качеству работы не помешает, если перед каждым копированием его уровень проверять экспонометром. Если напряжение в элек- трической сети колеблется в течение суток, то во избежание брака устанавливают стабилизаторы напряжения.
    Производители трафаретного оборудования изготавливают специальные осветительные установки со встроенными стабилизаторами напряжения и автоматической регулировкой интенсивности светового потока.
    Люминесцентные лампы, применяемые для уличного освещения, выполнены в виде колбы с винтовым цоколем крепления и имеют мощность 500 ватт. Они включаются не сразу на полную мощность, а плавно наращивают свой световой поток, и только через несколько минут излучение достигает номинального значения. Некоторые умельцы вскрывают колбу такой лампы и ос- тавляют для работы внутренний источник УФ- излучения, чтобы засвечивать обычные слои хро- мированных коллоидов. При таком применении, естественно, время засветки снижается, но и уве- личивается опасность УФ -облучения.
    Опасность УФ - излучения
    При воздействии на человека больших доз УФ - излучения могут возникнуть заболевания кожи, глаз, нервной системы. Кроме того, УФ - излучение большой интенсивности ионизирует воздух. Это повышает содержание в нем озона, который по степени опасности относится к перво-
    му классу вредных веществ (предельно допустимая концентрация озона в воздухе рабочей зоны -
    0,1 мг/м
    3
    ).
    Поэтому во время работы экспонирующих установок обязательно включается местная вы- тяжная вентиляция для удаления озона. Исключается возможность открытия защитных кожухов для контроля горения ламп. Используются очки с защитным фильтром типа ЗНР-Э, темный фла- нелевый халат, матерчатая маска, перчатки, а при непосредственной близости от источников излу- чения - щиток на голову типа НН.
    Расстояние до источника света
    Чтобы трафарет соответствовал изображению на пленке, во время копирования лучи света должны падать на поверхность диапозитива вертикально. Такое условие практически невыполни- мо, так как в этом случае источник должен находиться достаточно далеко. Считается, что макси- мально допустимым углом падения луча света является 60°.
    Приемлемым расстоянием между копировальной рамой и лампой будет длина диагонали копируемого изображения, умноженного на коэффициент 1,5.
    Интенсивность освещенности при удалении источника света падает очень быстро. Так, при увеличении расстояния в два раза необходимо экспозицию увеличить в четыре раза. Чтобы узнать новую экспозицию, при изменении расстояния необходимо величину нового расстояния разделить на величину старого расстояния, полученное число возвести в квадрат и умножить на величину старой экспозиции. Например, если лампу отодвинули с 1 метра на 1,4 м , то экспозицию необхо- димо увеличить в (1,4:1)
    2
    =1,96 раза.
    Таблица экспозиций (расстояние в 100 см принято за стандарт)
    Расстояние в см от источника света до трафарета
    50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 180 210 250
    Изменение экспозиции
    0,2 0,3 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,9 2,2 3,2 4,4 6,2
    Ступенчатая шкала экспозиции
    Экспозиция не может быть величиной постоянной. Любое изменение компонентов в создании трафарета (тип и цвет сетки, тип фотоэмульсии, количество нанесенных слоев, прямой или ком- бинированный способ и т.д.) вызывает изменения времени засвет- ки. Никогда не надейтесь на интуицию в этом ответственном деле.
    И сделанная раз удачно экспозиция без применения ступенчатой шкалы еще не показатель для ее игнорирования.
    Необходимо завести специаль- ный журнал регистрации, где фикси- руются параметры всего цикла изго- товления трафарета в виде таблицы.
    Накопления в достаточном количестве такого статистического материала из- бавит мастера в дальнейшем от лиш- них затрат времени и материалов на определение правильной величины экспозиции. Достаточно заглянуть в журнал и сделать соответствующие поправки.
    Чтобы изготовить ступенчатую шкалу, необходимо иметь контрольный диапозитив, выполненный идентично рабочим диапо- зитивам, с которых будет проводиться копирование, Контрольный диапозитив представляет собой полоску с повторяющимися фрагмен- тами изображения или текста. Выбранные участки должны иметь минимальное расстояние между штрихами. Удобнее пользоваться
    постоянной шкалой, на которой нанесены параллельные штрихи, нанесенные с различным интер- валом. Подобная шкала применяется в фотографии для определе- ния разрешающей способности фотоматериалов и объективов под названием «мира».
    Мира создается на прозрачной пленке, на которую нанесены группы черных штрихов (или, наоборот, прозрачные штрихи на черном фоне). Каждая группа имеет четыре квадрата, заштрихо- ванные горизонтально, вертикально и по диагонали. Группы отли- чаются по ширине штрихов, причем у всех групп ширина штрихов равна промежуткам между ними. Ширина штриха измеряется в миллиметрах и ставится рядом с группой. Интервал размеров мо- жет быть выбран по собственному усмотрению или в соответствии с задачами испытаний.
    Для проведения испытаний готовят небольшую раму с фото- чувствительным слоем, который нанесен в той последовательности, как и на основных рабочих сетках. На высохший копировальный слой монтируют контрольный диапозитив и помещают в ко- пировальную раму. Если в качестве контроля используют изобра- жение миры, то она дублируется на пленке подряд 5-6 раз. Чтобы поэтапно закрывать шкалу от воздействия света, используют маску в виде прямоугольника черной бумаги или картона.
    Засветка проводится по следующей схеме:
    1. Делают расчет предполагаемой величины экспозиции.
    2. Включают источник света на время, соответствующее
    50% от расчетного времени.
    3. Закрывают маской пятую часть диапозитива (или одну миру).
    4. Включают источник света на время, соответствующее
    25% от расчетного времени.
    5. Закрывают маской 2/5 пятых диапозитива (или две миры).
    6. Включают источник света на время, соответствующее
    25% от расчетного времени.
    7. Закрывают маской 3/5 пятых диапозитива (или три миры).
    8. Включают источник света на время, соответствующее
    25% от расчетного времени.
    9. Закрывают маской 4/5 пятых диапозитива (или четыре ми- ры).
    10. Включают источник света на время, соответствующее
    25% от расчетного времени.
    В результате на копировальном слое получились участки, засвеченные на 50%, 75%, 100%,
    125% и 150%. Здесь приведена схема засветки с шагом в 25%, но можно шаг увеличивать или уменьшать, а предельную норму доводить до 200-300% и более, в зависимости от наличия инфор- мации о применяемой светочувствительной эмульсии.
    Последующие операции по проявке трафарета проводятся в стандартном режиме. При удовлетворительной проявке трафарета необходимо осуществить контрольную печать, чтобы на- глядно увидеть полученные результаты. Они позволят сразу сделать выводы и внести необходи- мые поправки во время копирования рабочих трафаретов. Повторяют испытания в том случае, ес- ли расчетное время, взятое за основу вычислений во время засветки, было ошибочным и имело большое отклонение от требуемого.

    КОПИРОВАЛЬНАЯ РАМА
    Общие сведения
    Все, что связано со светочувствительными копировальными слоями, не обходится без ко- пировальной рамы, задача которой состоит в создании макси- мально плотного контакта между диапозитивом и фотослоем на время засветки мощным источником света. Вроде бы простые ус- ловия требуют достаточно мощной технической оснащенности, особенно для больших размеров рам. В полиграфической про- мышленности, где формы в основном плоские, применяют копи- ровальные установки с вакуумным прижатием резиновым коври- ком диапозитива и пластины с фотослоем к стеклу, через которое происходит засветка. Подобные установки можно применять только для косвенного копирования трафаретов.
    Для прямого копирования трафаретов различными фирмами также созданы специальные копировальные уста- новки.
    Так как отечественная промышленность не выпускала копировальные установки для трафаретной печати, то печат- ные мастерские обходились различными самодельными при- способлениями. Изготавливался большой ящик, на дно кото- рого устанавливался одиночный источник света или пакет люминесцентных ламп. Сверху все закрывалось толстым вит- ринным стеклом или органическим стеклом, которое пропус- кает ультрафиолетовое излучение. На стекло монтировался фотодиапозитив или прозрачная калька с нарисованными изо- бражениями.

    Трафаретная рама с копировальным слоем прижималась к диапозитиву различными спосо- бами. Это могли быть мешочки с песком, которые размещались внутри формной рамы по всей сетке. Некоторые заменили песок на поваренную соль, чтобы случайно рассыпанные песчинки не порезали сетку во время печати, а соль во время проявления водой растворяется. Чем больше тра- фарет, тем большая тяжесть укладывалась на раму и, естественно, все это давило на стекло, что могло привести к катастрофе. Особое беспокойство вызывают деревянные трафаретные рамы, ко- торые при всей тщательности изготовления и изоляции от воды могут деформироваться, а сильно натянутая сетка способствует этому. Наиболее часто образуется «винтовой» перекос рамы, потому что соединению деревянных брусков сложно придать жесткую неподвижную конструкцию.
    Небольшие трафареты с крупными элементами рисунка на таких установках получаются достаточно хорошо, и нет необходимости приобретать дорогую копировальную раму.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта