поурочка10_кл РЯ. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Скачать 1.41 Mb.
|
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста. Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.) — В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте. Орфоэпический анализ слов. Упр. 10 (выполнить все задания к упражнению). Ответы к упражнению под цифрой 2: Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скво- ре[шн]ик, Ильини[шн]а. Упр. 14, 15. Упр. 12 (написать диктант по памяти). Выполнить задания к упражнению. — Что хотел сказать писатель? (Учащиеся пишут небольшое сочинение-размышление, 5-7 предложений.) В это время один ученик работает по карточке у доски. Задание: — Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных: Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, г.. рированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский. Ответы к заданию: Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], го рированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк]. IV. Итоги урока — Что такое ударение? — Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна? — В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.) — Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков? — Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков? Домашнее задание Упр. 25 (Выполнить все задания к упражнению). Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока. Подобрать 2—3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?» (Задания 1, 3 учащимися выполняются на выбор по желанию.) Урок 10 (10) Принципы русской орфографии Цели урока: Знакомство с принципами русской орфографии; отработка навыков правописания. Ход урока I. Проверка домашнего задания Дать связный ответ об основных нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке. А в это время на доске выполнить задания 1, 4, 5 к упр. 25. Проверить выполнение задания 3 (прослушать 2-3 учащихся). В классах, работающих по углубленной 68-часовой программе, вместо проверки домашнего задания в начале урока можно провести проверочную работу на знание основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задание 1 Выписать слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными; б) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; в) с сочетанием чн, произносимым как [шн]; г) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [ч’н] Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай войти в булочную, конечный результат, конечно исполнишь, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность. Задание 2 Выписать слова в таком порядке: а) слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные; б) слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист анеры, молодёжное ка е, чашка ко е, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне. Задание 3 Поставить ударение в данных словах: Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, амор ный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бута ория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение, гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат. Ответы к заданию 3: Аллего рия, алыча , альтруи зм, алья нс, амо р ный, анало гия, аутса йдер, багрове ть, бази ровать, бездыха нный, бижуте рия, благовещение, блоки ровать, бута о рия, бюрокра тия, ва льдшнеп, вве ргнуть, ве нчанный, ве рование, ветла , воровски , воскресе ние, гребень, грилья ж, дегусти ровать, дремо та, дубли ровать, единонача лие, жа ловать, жалюзи , жури ть, закупориться, запломбирова ть, заржаве ть, избалова ть, ика ть, катало г, краси вее, уме рший, электора т. II. Работа по теме урока Учащиеся делают краткие записи в тетрадях. — Что такое орфография? (Ор огра ия — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, су иксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.) Слово учителя: 1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, ас альтовый; столом — утболом, выговором). Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, неть — нетяной). Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать. В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и онетические мены. Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли. К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:
Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяс- нимы фактами современного языка. Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, само и служебные, раздельно. В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова (сначала, вкрутую, нехороший и т. д.). Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке (сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями). Используются в русской орфографии и написания с дефисом — прежде всего в наречиях и сложных словах (читать по- ранцузски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научнотехнический). Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных (Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты. Недалеко от санатория проходило Севастопольское шоссе.). Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова (пе-дагог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше). При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим слова- рям. III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков Орфографический диктант по теме «Особенности традиционного и морфологического принципа орфографии»: Доверчивый, услужливый, усидчивый, смешливый, заносчивый, вспыльчивый, вежливый, дрозд, трубка, здравствуй, подвёл, подсказал, в старом (замке), спрыгнуть, сгибать, коридор, галерея, коллектив, укрыться под навес, ценить на вес золота. — В чем особенности написания данных слов? На каком принципе написания они основаны? (Значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. Написание слов основано на мор ологическом принципе.) По материалам учебника (стр. 7) и лекции учителя составить схему «Принципы русской орфографии», отразив основные отличия данных принципов.
Выборочно-распределительный диктант по теме «Особенности морфологического и фонетического принципов орфографии». — Запишите слова с орфограммой «о-ё после шипящих» в два столбика, обоснуйте свой вы- бор: Освещён, счёт, зашёл, горячо, шов, чопорный, расчёска, свежо, шёлковый, сургучом, отражённый, скворчонок, этажом, сушёный, печёт, ночёвка, сжёг, жёлтый. — В каких словах написание о-ё можно проверить, изменив слово (или подобрав однокорен- ное)? (Написание ё можно проверить в тех словах, в которых при изменении слова вместо ё следует писать е: счёт — счета, расчёска — чесать, шёлковый — шелка, жёлтый — желтеть, раскорчёвка — раскорчевать. В написании остальных слов надо знать часть речи.) Упр. 2. Выполняются все задания к упражнению. Домашнее задание Упр. 1. Определить принципы написания орфограмм, о которых говорится в пунктах 7—9, 11— 18; рассказать правила по этим пунктам. Упр. 112. Урок 11 Принципы русской орфографии Цели урока: Закрепить умение классифицировать орфограммы в соответствии с принципами орфографии. Обобщить знания по теме «Орфограммы в корне», закрепить навыки правописания. Ход урока I. Проверка домашнего задания Работа в парах. Взаимопроверка упр. 1. — Проговорите правила по пунктам 7—9, 11—18 (стр. 6—7 учебника). — По памяти составьте схему «Принципы русской орфографии». Приведите соответствую- щие примеры, отражающие основные отличия данных принципов. II. Закрепление изученного по теме «Принципы русской орфографии» Орфографический диктант «Удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне»: Коллаж, альянс, антенна, бу ет, бассейн, баталист, балласт, баркас, ветреник, пассаж, группа, кристалл, воздать, воззвание, перила, оппонент, террариум, тенториум, воссиять, сантиметр, воспоминание, галлюцинация, гегемония, гепард, эллипс, гладиолус, госстрах, гостиная, гранула, грипповать, группировать, гуманизм, дискуссия, дистанция, драпировать, иррациональный, каллигра ия, калори ер, количество, территория. — Какому принципу русской орфографии подчиняется написание удвоенной согласной в данных словах? (Традиционному.) Слово учителя. Слова, подчиняющиеся традиционному написанию, можно запомнить, используя этимологический анализ: количество (от старославянского «колико» — сколько); терраса, территория, террариум, терракота (от латинского «терра» — земля). Обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне» — Какие орфограммы, встречающиеся в корнях слов, вы знаете? (Учащиеся под руково- дством учителя составляют таблицу «Орфограммы в корне».) Орфограммы в корне
Закрепление знаний по теме «Орфограммы в корне» С целью проверки знаний можно разделить класс на 6 групп (вариантов). Каждый вариант получает свое задание. После выполнения каждый вариант озвучивает свое задание. Чередование гласных в корне Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, прик..саться, прик..снешься, соприк..саться, нал..гать, разл..жение, обм..кнуть, вым..кнуть, выск..чить, непром..каемый плащ, попл..вок, з..ренька. Отп..рать замок, разж..гать костер, пож..мать руки, зан..ть позицию, выч..сть одно число из другого. Безударные гласные в корне слова Св..дить, прим..рение, изм..рение, объед..нение, вызд..роветь, ед..ница, м..лодой, нар..диться, од..рить, тр..стинка, ук..р..тить, щ..б..танье, св..щенник, сум..рки, разг..вор. Б..тон, д..легат, вин..грет, рев..ранс, нав..ждение. Правописание гласных после шипящих и ц Аж..рный, ж..лудь, ож..г (руки), пощ..чина, прож..рливый, чащ..ба, ц..ган, ц..ркуль, синиц.., корниш..н, чеч..тка, маж..рный, изж..га, ц..корий, никч..мный, ш..колад, печ..нка, ж..ри, параш..т, щ..т. Правописание двойных согласных А(л, лл)ея, ба(л, лл)ада, га(л, лл)ерея, кило(м, мм)етр, гра(м,мм)ы, иску(с, сс)ный, пе(р, рр)он, на(п, пп)ерсник, ка(р, рр)икатура, а(т, тт)ракцион, экспре(с, сс)ия, ко(л, лл)онка, шо(с, сс)е, то(н, нн)ель, тро(л, лл)ейбус, те(н, нн)ис, си(м, мм)етрия, иску(с, сс)твенный, ша(с, сс)и. Правописание непроизносимых согласных Влас..ный, глас..ность, звез..ный, окрес..ный, опас..ный, праз..ный, безыскус..ный, лес..ница, ровес..ник, сверс..ница, рен..геновский, я..ственный, ше..ствие, гиган..ский, хлес..че, ярос..ный, чу..ствовать, здра..ствуйте, лан..ша т, дерма..тиновый. Правописание звонких и глухих согласных Варе..ка, во..зал, у..бол, засте..ка, ко..ьба, развя..ка, сма..ка, е..жай, моло..ьба, бран..спойт, скла..чина, э..зотика, па..гауз (пакгауз), ла..шток, прести.., ля..ка, про..ьба, сва..ьба, уча..ствовала, деревя..ка. V. Подведение итогов урока — С какими группами орфограмм вы познакомились на уроке? — Расскажите о написании сомнительных согласных. — Расскажите о правописании непроизносимых согласных. — Расскажите о правилах написания гласных после шипящих и ц. — Проговорите правила правописания безударных гласных в корне слова. Домашнее задание Упр. 104. Выполнить задание к упражнению. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на тему «Нет без слова и имени… мыш- ления вообще...» (А. Ф. Лосев.)1 «Уже давно было замечено и неоднократно выставляемо, что мышления не существует без слов. Слово и, в частности, имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и развития. Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием... Слово — могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где, казалось бы, уже нет никаких надежд на новую жизнь. Когда под влиянием вдохновенного слова пробуждается в рабах творческая воля, у невежд — светлое сознание, у варвара — теплота и глубина чувства; когда родные и вечные слова и имена, забытые или даже поруганные, начинают сиять и светом, и силой, и убеждением, и вчерашний лентяй делается героем, и вчерашнее тусклое и духовно-нищенское состояние — ярко творческим и титаническим порывом и взлетом; — называйте тогда это как хотите, но, по-моему, это гораздо больше, чем магия, гораздо сильнее, глубже и интереснее, чем какая-то суеверная и слабенькая «магия»... Без слова нет ни общения в мысли, в разуме, ни тем более активного и напряженного общения. Нет без слова и имени... мышления вообще...». (В сочинении можно опереться на этот текст, использовать ключевые слова.) Урок 12 (11) Фонетический разбор Цели урока: Закрепить навыки фонетического разбора, закрепить навыки правописания; отработать на- выки пунктуационного анализа текста. Ход урока Проверка домашнего задания Учащиеся читают сочинение-размышление (см. домашнее задание), остальные анализируют, выделяя достоинства и недостатки. За домашнее задание учащиеся получают оценки. Работа по теме урока — Прочитайте высказывание: Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н. В. Гоголь). — Какова основная мысль высказывания? Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль. У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль и звон. Порой заставляют содрогнуться бронзовый, суровый стих Державина, пленяют и услаждают слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полные боли, негодования многие стихи М. Ю. Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. — Обоснуйте постановку знаков препинания. (Первая запятая отделяет главное предложение от придаточной части, вторая запятая ставится между следующей придаточной частью, третья и четвертая запятые выделяют вводное слово (разумеется) в третьем предложении. В конце ставится точка.) — Запишите данное высказывание в фонетической транскрипции (при затруднении учитель сопровождает выполнение учащимися этой работы). [н’изнай’у / фкакой’ другой’ л’ит’иратур’ь паказал’и ст’ихатворцы такой’э б’искан’эч’нъй’э разнаабраз’ий’э ат’энкъф звука / ч’иму ач’ас’т’и / разум’эицца / спасопстфавъл сам паит’ич’эский’ й’азык наш //] — Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. — Охарактеризуйте звукобуквенный состав каждого слова. У согласных укажите характери- стику звука по глухости/звонкости и мягкости/твердости, у гласных — ударный или безударный. Материал для учителя Транскрипция (в языкознании) — совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись. Непарные звуки Твердые непарные согласные: ж, ш, ц. Мягкие непарные согласные: ч, щ, й. Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й. Непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ. Буквы, обозначающие два звука Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если: стоят в начале слова (яма — [й’ама]); после гласного (поел — [пай’эл]); после разделительного ь и ъ (пью — [п’й’у]). Правила произношения гласных звуков
Правила произношения согласных звуков
Основные фонетические мены
Образец фонетического разбора слова Стихотворцы — [ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога). с [с] — согласный, глухой парный, твердый парный т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный и [и] — гласный, безударный х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный о [а] — гласный, безударный т [т] — согласный, глухой парный, твердый парный в [] — согласный, звонкий парный, твердый парный о [] — гласный, ударный р [] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный ц [] — согласный, глухой непарный, твердый непарный ы [] — гласный, безударный 11 букв, 11 звуков. III. Отработка умений и навыков Выполнение тренировочных упр. 8, 9. Ответы к упр. 8: Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол. В слове «лебедятами» [т] — твердый согласный звук. 6 согласных звуков в пословице. 4 звука [ш] в пословице. 4 звука [ф] в четверостишии А.Яшина. Без жилья — 8 звуков; рассмеяться — 10 звуков; стать — 4 звука; без шума — 6 звуков; детство — 6 звуков; расщедриться — 10 звуков. Ответы к упражнению 9: В первой строфе рифмуются 1, 3 строки, 2, 4 строки, открытые слоги в 1, 3 строках произносятся долго, за счет этого создается картина необозримой, необъятной равнины, в 2, 4 строках открытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определенного эмоционального настроя, восприятия. Во второй строфе стихотворения А. Фета тоже рифмуются 1, 3, 2, 4 строки, так как во 2, 4 строках происходит оглушение г — [х]. В стихотворении М. Лермонтова чередуются 1, 3, 2, 4 строки. Рифмующиеся строки закрытые, особенно в первой строфе ощущается сила, мощь реки Терека, ей тесно, пытается вырваться на свободу, что помогает понять душевное состояние лирического героя. Но в жизни бывает все: за чередой неудач наступает время простора, удовлетворение одухотворенности. Поэтому вторая строфа носит светлый, радостный оттенок за счет 1, 3 строк (мягких ласкающих звуков [с]). В стихотворении Ф. Тютчева образ майской грозы воссоздают фонетические средства — сочетание гласных звуков (аллитерация): [гр — р — гр —р’ — гр — гр — гр’ — р] (грозу — первый гром — резвяся — играя — грохочет — гремят раскаты). Звуки имитируют грозовые раскаты. Картина становится такой яркой, что слышится эта «гроза в начале мая». 1. Фонетический разбор согласных: Чудная ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный н — [н] — согласный, звонкий парный, твердый парный й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный Картина р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Буре р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный Плач п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный Его е — [й’э], [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный Подобен п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Он н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Лукавый л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный в — [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный Принял п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Вид в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный Солнце с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный л — звука не обозначает н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный ц — [ц] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный Нити н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный Золотит з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный Все в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный Вторит в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный Весело в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Громам г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный Чуд-на-я, кар-ти-на, бу-ре, е-го, по-до-бен, он, лу-ка-вый, при-нял, вид, солн-це, ни-ти, зо-лотит, все, вто-рит, ве-се-ло, гро-мам. 2. а) Слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: картина, родня, грозу, небе и др. б) Слова, в которых звуков больше, чем букв: чудна, белая, молодые, дождевые, воет. в) Слова, в которых букв больше, чем звуков: пыль, солнце. Домашнее задание Упр. 4. Выполнить все задания к упражнению. Урок 13 Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» Цель урока: Проверка знаний учащихся по изученной теме. I вариант Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке. Спишите слова, поставьте в них ударения: Закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены), языковая (колбаса), каталог, красивее, недуг, умерший восприняв, начав, памятуя, отняв, зевота, искони, некролог, перистый, посыпать, призреть, прогневить. Запишите слова в фонетической транскрипции. Бульон, расческа, антенна, занимается, чудесного, обжечься. Произведите фонетический разбор слов: Объясниться, девчонка, вновь. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Верн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно при..клеить где угодно. (Японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены п..требностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент-Экзепюри.) 7) Зрелость — не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.) 6. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. [кагда чилавʼэка бран’ат / эта абычнъ азнач’аjʼит што он абладаjʼит j‘аснъ выражэнным ха- ракт’иромъ //]. («Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером». Т. Эдвардс.) [чʼилавʼэк б’эс пр’инцыпаф и б’ис вол’и пахош на карабл’/ у каторавъ н’эт рул’а и компъсъ / он м’ин’аj’ит сваjʼо направл’эн’иjʼэ с каждъй п’ир’им’энъй в’этра// ] («Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет снос направление с каждой пере меной ветра». С. Смайлс.) II вариант Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке. Спишите слова, ставя в них ударения. Неврология, отчасти, партер, приобретение, обеспечение, балуешь, позвонить, жалюзи, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань), опрометчиво, метеоролог, нарост, обаяние, озимый, парадокс, ожесточиться, пуловер, сковорода. Запишите слова в фонетической транскрипции. Компаньон, расчет, в шинели, открывается, широкого, испечься. Произведите фонетический разбор слов. Разъехаться, скворчонок, вплавь. Перепишите, вставив пропущенные буквы. 1) Сомнение — камень пр..ткновения на пути к пр..движению. (Б. Борис енит.) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их пр..умножить. (Амер. пословица.) 3) Большое пр..пятствие для счастья — это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.) 4) Зависть обв..няет и судит без д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим ошибкам громкие н..звания; язык ее н..полнен желчи, пр..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству, сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.) 7) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.) 6. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. [jʼэслʼи вынач’н’от’и суд’ит’ л’уд’эй / у вас н’ихват’ит вр’эм’ин’и на то / штобы л’уб’ит’ их // ] («Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их». Мать Тереза.) [кагда мал’ин’к ий’ ч’илавʼэк задумываит в’илʼикаjʼэ прʼитпрʼиjʼатʼиj’э / он всʼигда канч’аит тʼэм / што умʼинʼшаит j’эвъ дауравнʼа сфаjʼэйʼ паср’этств’эннаст’и //] («Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности». Наполеон Бонапарт.) |