Главная страница

Психология. Пояснительная записка 1 Теоретический раздел эумк. Тексты лекций по психологии Раздел 1 Основы общей психологии


Скачать 3.53 Mb.
НазваниеПояснительная записка 1 Теоретический раздел эумк. Тексты лекций по психологии Раздел 1 Основы общей психологии
Дата06.01.2023
Размер3.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПсихология.doc
ТипПояснительная записка
#874766
страница3 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Тема№3: Познавательные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Мышление. Память


  1. Ощущение. Свойства и виды ощущений

  2. Восприятие. Основные классификации и свойства восприятия

  3. Внимание. Виды и свойства внимания

  4. Память, ее виды. Процессы и законы памяти, способы организации информации в памяти

  5. Мышление. Формы мышления. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

  6. Воображение. Приемы и способы процесса воображения. Воображение, его виды и формы




  1. Ощущение. Свойства и виды ощущений

Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы органов чувств или анализаторы.

Виды ощущений

В основе различных классификации видов ощущений, лежат разные признаки:

I. По модальности анализатора (по тому какие органы чувств отвечают за те или иные ощущения) выделяют зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные ощущения.

Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.

Кожные (осязательные) ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Осязание или кожная чувствительность включает в себя: тактильные (или ощущения прикосновения, давления и вибрации), температурные (или ощущения тепла и холода) и болевые ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.

Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.

II. По расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функции (классификация англ. физиолога Ч. Шеррингтона) выделяют: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения (внешние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира. Экстероцептивные рецепторы, расположены на поверхности нашего тела. Выделяют две группы экстероцептивных ощущений: контактные и дистантные ощущения. Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К ним относится осязание и вкус. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относится зрение и слух.

Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в тоже время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Проприоцептивные ощущения (ощущения движения) – это ощущения, которые дают человеку информацию о движении и положении его тела в пространстве. Проприоцептивные рецепторы расположены в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках).

Интероцептивные ощущения (внутренние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах.

Свойства ощущений

Выделяют первичные и вторичные свойства ощущений. К первичным свойствам каждого ощущения относят: качество (или модальность ощущения), интенсивность, длительность и пространственную локализацию раздражителя.

Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека.

Длительность включает в себя латентный (скрытый) период и время последействия раздражителя.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к опр6еделенному воздействию.

Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве (если имеем дело с дистантными раздражителями) или какова локализация раздражителя на поверхности тела. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем локализация всех других видов ощущений.

К вторичным свойствам ощущений относятся: абсолютные и разностные пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст. Причем, абсолютные и разностные пороги позволяют измерять чувствительность, а адаптация, сенсибилизация, синестезия и контраст – характеризуют изменение чувствительности.

Чувствительность – это способность человека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Существуют два основных метода измерения чувствительности: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.

Нижний абсолютный порог – определяется минимальной силой раздражителя, вызывающей едва заметное ощущение. Чем ниже нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность системы. Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Верхний абсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное ощущение. Верхний абсолютный порог характеризует выносливость системы. Чем выше верхний абсолютный порог, тем выше выносливость (устойчивость организма к сильным воздействиям) системы.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т.д.

Разностный порог (или относительная чувствительность) – определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное различие в ощущениях.

Различительная способность зависит от величины исходного раздражителя. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя выражается формулой:

S = K lg J +C,

где S – интенсивность ощущения, J – сила раздражителя, K и C – константы.

Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя – это закон Вебера-Фехнера или основной психофизический закон.

Свойства, характеризующие изменение чувствительности

Адаптация (от лат. adapto – приспособление, привыкание) – это изменение чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Адаптация всегда зависит от условий среды. При воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей и при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в процессе взаимодействия анализаторов или упражнений. Она зависит от собственных состояний организма (физиологических и психологических причин).

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействие слуховых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Контраст – данное ощущение зависит от тех, на фоне которых оно возникает.

  1. Восприятие. Основные классификации и свойства восприятия

Восприятие – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Продуктом восприятия является образ предмета или явления.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо активности со стороны субъекта.

Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название апперцепция.

Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как текущего психического процесса служит активное движение.

Виды и свойства восприятия

  1. По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II. По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и удаленности предметов, линейную и воздушную перспективу. Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зрительных иллюзий (неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предмета).

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

III. В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV. В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции. К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и восприятие социального окружения.

Свойства восприятия

Выделяют первичные и вторичные свойства восприятия.

Первичные свойства восприятия соответствуют (но не полностью повторяют) первичным свойствам ощущений. К ним относится модальность, интенсивность и пространственно-временная структура восприятия.

Пространственно-временная структура восприятия включает две характеристики, которые есть у ощущений: пространственно-временную локализацию и длительность.

Пространственные компоненты образа восприятия – это локализация предмета, характеристики рельефа предмета, формы и величины.

Временные компоненты образа восприятия – это последовательность в восприятии каких-либо элементов, одновременность в восприятии каких-либо элементов и длительность.

К вторичным свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность – это характеристика отображаемого предмета как обособленного в пространстве и времени физического тела. Наиболее ярко данное свойство проявляется в выделении фигуры из фона.

Целостность – это объединение отдельных частей предмета в целостный образ. При этом имеется четкая органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

Структурность. Восприятие в значительной мере не является простой суммой наших ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Константность – это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов, воспринимаются нами как постоянные, не смотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые предметы кажутся нам неизменной величины, вне зависимости от этого расстояния в определенных пределах.

Виды константности

1. Константность восприятия величины предмета.

Восприятие не зависит от расстояния до предмета, если это расстояние может быть оценено.

2. Константность восприятия формы предмета.

Восприятие не зависит от угла наклона предмета, если мы имеем возможность оценить этот угол наклона.

3. Константность восприятия цвета. Например, белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени.

Осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств, тем не менее, оно неразрывно связано с мышлением. Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные особенности в восприятии.


  1. Внимание. Виды и свойства внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточение на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности и общения.

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Оно возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека, без каких-либо усилий с его стороны.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):

  • Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.

  • Изменение физических свойств действующих раздражителей.

  • Ослабление или прекращение действия раздражителя.

  • Перемещение раздражителей в пространстве.

  • Появление нового, необычного раздражителя.

  • Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).

  • Контраст.

2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):

  • Потребности, значение для индивида.

  • Интерес.

  • Направленность.

  • Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.

Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.

Произвольное внимание будет поддерживаться, если: человек осознает долг и обязанности при выполнении работы, созданы привычные условия для работы (время, место), косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат), созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).

Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания на его основе, т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой. По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.

В зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).

Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.

К свойствам внимания относят следующие:

1. Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).

2. Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.

3. Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Т.е. несколько объектов одновременно сохраняются в центре внимания и не один из них не теряется из поля внимания. Например, сеанс одновременной игры.

4. Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Выделяют полное, завершенное переключение внимания либо неполное, незавершенное. При неполном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Успешность переключения зависит от ряда условий: а) переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности (например, успешность переключения снижается при переходе от легкой деятельности к трудной), б) успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности (например, чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее будет переключение), в) переключение зависит и от типологических особенностей, в частности, от подвижности нервных процессов (темперамент).

5. Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.


  1. Память, ее виды. Процессы и законы памяти, способы организации информации в памяти

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.Память – обязательное условие любой деятельности. Никакое актуальное действие немыслимо без памяти, т.к. протекание даже самого элементарного психического акта предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти.

2. Эмоциональная память – память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память – память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти – эйдетическую память –это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическая память(символическая) – память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1.Мгновенная память – чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2.Кратковременная память – характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). При повторении может удерживать на более длительный срок.

3.Долговременная память – длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных – повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала.

4.Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения – до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминаниеопределенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про­цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель­ности того, что запомнилось, требует воспроизведения.Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы­ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо­мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1.Запоминание – это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения. Способы произвольного запоминания: составление плана; выделение смысловых опорных пунктов; представление материала в форме наглядного зрительного образа; соотнесение с имеющимися знаниями; конкретизация; понимание материала; сравнение; воспроизведение; нахождение искусственного смысла; установка на запоминание; установка на время запоминания и т.д.

2.Забывание и сохранение – два обратных процесса. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение – это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение, «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение, «назад действующее»). Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей.

3.Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания.

Выделяют также непроизвольное и произвольное воспроизведение. О непроизвольном воспроизведении речь идет, когда человек не ставит задачу воспроизвести. Непроизвольное воспроизведение возникает под влиянием представлений, чувств, мыслей, вызванных каким-либо объектом или ситуацией, либо деятельностью, выполняемой в данный момент. О произвольном воспроизведении говорят, когда человек ставит задачу вспомнить. Существуют специальные способы произвольного воспроизведения: составление плана, использование наглядных средств и т.д.

Кроме этого выделяют непосредственное и отсроченное воспроизведение. Непосредственное воспроизведение происходит сразу после заучивания, без перерыва на выполнение других видов деятельности. Используется при заучивании стихов, правил и т.п. Отсроченное происходит через большой промежуток после запоминания. Причем, между запоминанием и воспроизведением происходят другие процессы.

Все процессы памяти взаимосвязаны, т.к. мы запоминаем для того, чтобы воспроизвести; воспроизводим при заучивании; забываем, если не воспроизводим и т.д.

Законы памяти

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобиться для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

3. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек, прежде всего, найдет то, на что у него есть установка.

4. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационального и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым, мешают запоминанию.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 + 2 (закон Миллера).

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации и хуже запоминается середина ряда.

10. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом повторение должно быть активным. В воспроизведении оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

Способы организации информации в памяти:

  1. пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

  2. ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

  3. иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).




  1. Мышление. Формы мышления. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Основные формы мышления

Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Само понятие существует в виде слова. В понятиях знания людей могут обобщаться в настолько абстрактном виде, насколько это только возможно. И именно этим понятие отличается от восприятия и представления памяти, так как они обязательно опираются на опыт, что делает их более конкретными. Понятие – более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой содержится утверждение или отрицание положения, которое может быть присуще как предметам, так и явлениям окружающей действительности.

Виды суждений: общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений); частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием); единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).

Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.




Процессы мышления (мыслительные операции):

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то. Сравнение бывает односторонним и многосторонним, глубоким и поверхностным, неопосредствованным и опосредствованным.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Таким образом, на основе сравнения строится обобщение. Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Например, зеленый цвет – полезен для глаз, но мы не называем, какой предмет зеленого цвета. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Виды мышления

Выделяют следующие виды мышления по форме:

Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта, т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста, существует он и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассудочное, отвлеченное) – мышление в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, продолжают развиваться все виды мышления. Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. С понятием творческого и воспроизводящего мышления связан ряд других понятий.

По степени развернутости мышление бывает: дискурсивным (поэтапно развернутый процесс) и интуитивным (быстрота протекания, минимальная осознанность).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

В зависимости от характера предметной области: естественнонаучное и гуманитарное.

В зависимости от характера обобщения в процессе мышления выделяют эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое опирается на чувственный, практический опыт. Теоретическое опирается на логические, абстрактные категории.

По степени вовлечения личности в процесс мышления различают такие виды мышления: аутистическое (проявляется в том, что человек пытается выдавать желаемое за реальное), эгоцентрическое (проявляется в том, что личность любую задачу соизмеряет со своей самооценкой, пропустить через свое самосознание и выразить свою позицию), реалистическое (мышление с учетом реальных фактов).

В зависимости от стратегии решения поставленной задачи выделяют следующие виды мышления: дивергентное и конвергентное.

Дивергентное – мышление, при котором человек в состоянии на один вопрос дать несколько правильных ответов, творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации, или отыскание ранее неизвестных решений проблемы. Решение некоторых задач требует широты взглядов, гибкости, оригинальности, беглости мышления, изобретательности, нахождения оригинальных алгоритмов. Подобные решения осуществляются посредством дивергентного мышления. При этом возможными фазами дивергентного мышления являются: 1) фаза подготовки, 2) фаза инкубации, 3) фаза озарения, 4) фаза верификации.

Дж.Гилфордом были описаны 4 способности дивергентного (творческого) мышления: 1) беглость ‒ способность генерировать большое количество идей; 2) гибкость ‒ способность генерировать идеи в разных направлениях; 3) оригинальность ‒ способность выдавать необычные, нестандартные идеи; 4) разработанность ‒ способность детально разрабатывать возникшие идеи. В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы).

Конвергентное – мышление, при котором человек считает, что на данный вопрос существует только один правильный ответ, основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.


  1. Воображение. Приемы и способы процесса воображения. Воображение, его виды и формы

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

По степени активности в процессе создания новых образов различают:

1) активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию. Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). В данном случае речь может идти как об объективно (такие предметы действительно не существуют), так и о субъективно новом (это ново для данного человека). Мечта – вид активного творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Мечты связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы.

2) пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). Галлюцинации – фантастические видения, в которых человеком воспринимается несуществующий объект. В отличие от грез, галлюцинации обычно являются результатом нарушений психики или работы организма, они сопровождают многие болезненные состояния.

По структуре создаваемых образов выделяют такие виды воображения:

1) пространственно-схематическое – создание образов с помощью букв, цифр, символов, т.е. различных условных знаков (в математике, информатике), отражающие пространственные и логические отношения. За ними стоит какая-то техническая реальность;

2) конкретно-индивидуальное (конкретные образы, например, новый прибор);

3) конкретно-обобщающее (создаются типические образы: в художественной литературе, живописи, музыке).

По виду деятельности выделяют: воображение в производственно-технической деятельности, воображение в жизни, воображение в научном творчестве, воображение в художественном творчестве, воображение в педагогической деятельности.

Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Процессы создания образов воображения.

1. Агглютинация (в переводе с греч. – склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян).

2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола - уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

4. Если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира и т.д.).

5.Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта