Главная страница

русские народные. Практическая работа по формированию личностных ууд при работе с русскими народными сказками во 2 классе Заключение


Скачать 289.08 Kb.
НазваниеПрактическая работа по формированию личностных ууд при работе с русскими народными сказками во 2 классе Заключение
Дата29.05.2022
Размер289.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларусские народные.docx
ТипПрактическая работа
#554783
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические основы формирования личностных представлений младших школьников в процессе изучения народных сказок………………..7

    1. Характеристика уроков литературного чтения их задачи посредствам русских народных сказок во 2 классе………………………………………7

    2. Сказки и их применения на уроках литературного чтения во 2 классе ………………………………………………………………………………...19

Глава 2. Содержание и анализ опытно-практической работы по формирование личностных УУД у детей 2 класса посредством русских народных сказок…………………………………………………………………………….25

2.1 Личностные понятия об УУД и их особенности………………………….25

2.2 Опытно - практическая работа по формированию личностных УУД при работе с русскими народными сказками во 2 классе…………………………32

Заключение………………………………………………………………………57

Список использованной литературы ………………………………………….59


Приложение …………………………………………………………………….62



Введение
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главной задачей учителя в этой ситуации становится организатором процесса самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями и обучение применению полученных знаний в решении познавательных, учебно- практических и жизненных проблем.

Эти задачи находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Стандартом предполагается достижение младшими школьниками трех групп планируемых результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной.  В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Существует концепция развития универсальных учебных действий разработаная на основе системно-деятельностного  подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников с позиции личностно-ориентированного подхода будет осуществляться их вовлечением в личностно-ориентированные ситуации, где будет востребован их учебный, познавательной, жизненной субъектный опыт.

Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у младшего школьника необходимо формировать:

- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Личностные универсальные учебные действия описаны в трудах следующих авторов: А. Г. Асмолов, И. П. Подласый, А. В. Леонтьев, В.С. Мухина, В.С. Сластёнин. Исходя из этого, тема выбранная нами «Формирование личностных универсальных учебных действий детей 2 класса посредством русских народных сказок » является актуальной.

Проблема: Как формировать личностные УУД у детей 2 класса по средствам русских народных сказок?
Объект исследования: процесс обучения литературному во 2 классе

Предмет исследования: условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников по средствам русских народных сказок.

Цель исследования: обосновать и реализовать условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения при изучении русских народных сказок.

Гипотеза исследования: формирование личностных универсальных учебных действий при изучении сказок младшими школьниками будет более эффективно при условии целенаправленного использования специальных приемов. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Определить сущность понятия личностных универсальных действий;

2. Рассмотреть теоретические основы формирования мотивации у младших школьников ;

3. Выявить психологические особенности восприятия младших школьников русских народных сказок

4. Проанализировать УМК «Школа России» (автор Л.Ф. Климанова) по литературному чтению для выявления предлагаемых средств формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников;

5. Изучить приемы формирования метапредметных результатов при работе с русскими народными сказками;

6. диагностические работы для выявления сформированности личностных универсальных учебных действий и предметных результатов по теме «Русские народные сказки»;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, классификация;

-эмпирические: изучение психологической и педагогической литературы, наблюдение, беседа, самоанализ уроков, опытно-практическая работа

Опытно - практическая база исследования: МОУ «Нерчинско-Заводская СОШ », 2 «а» класс.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в систематизации методических приемов, направленных на формирование у младших школьников личностных универсальных учебные действия.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны уроки, методические рекомендации и диагностические материалы, помогающие учителю формировать личностные универсально учебные действия на уроках литературного чтения при изучении русских народных сказок и выявить уровень их сформированности.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования личностных представлений младших школьников в процессе изучения народных сказок.

    1. Характеристика уроков литературного чтения их задачи посредствам русских народных сказок во 2 классе


 Одной из важнейших теоретических проблем современной методической науки является "...проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира". А формированию духовного мира современного школьника во многом способствует развитие читательской активности, это одна из важнейших задач преподавания литературы.

Народные сказки не случайно выбраны средством развития читательской активности. Со сказок начинается знакомство детей с художественной литературой и продолжается в течение всего периода начального обучения.

Значение сказок в развитии детей огромно. Изучение их "необходимо для совершенного знания свойств русского языка" (А.С. Пушкин), для формирования моральных и эстетических идеалов ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке".

«Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать» [6:158]. Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А..  Этого же мнения придерживается и В.Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности» [7:6]. Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям.

Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь – самодур грозится погубить героя.  Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно- эстетическая сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления» [8:10].

В.А.Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую  делали сами дети. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана,  которую необходимо вылечить. Педагог не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка; средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени   человеческого мышления и речи» [4:181]. Сухомлинский считает, что дети так любят сказки и охотно их слушают, так как сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа  нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так,  как через каналы связи–сигналы.

Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её   надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [4:30]. Теперь мы понимаем, что сказка помогает нам формировать активного читателя через развитие мышления, воображения, помогает различать понятия добра и зла.

Чем вызывается эта активность? Прежде всего, программными уроками по чтению, их содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения сказок мы проводим работу с учащимися, направленную на изучение жизни, культуры, быта, творчества русского народа. В нашем распоряжении целый арсенал побудительных средств - рассказ о быте, ремёслах, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением, подготовка к литературному турниру, конференции, выпуск литературной газеты. На уроках чтения работа над сказкой проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет четыре этапа работы над сказкой: подготовительная работа, первичный синтез, анализ, вторичный синтез.

Процесс работы над сказкой представлен в следующей таблице 1:


Этапы работы над сказкой


Этапы урока

Особенности этапов урока




Подготовитель-ная работа

Создание сказочной атмосферы

Первичный синтез

Первичное чтение и проверка читательского восприятия

Оценка героев, событий

От главной мысли

Анализ

Повторное чтение (можно по частям) и их анализ


Работа над планом
Обучение пересказу

Направление анализа:

1.сюжет

2.действ. лица

3.наблюдение над языком сказки

4.композиция

5.оценка мотивов поведения действующих лиц

6.характер сказки

Виды работ в анализе:

1.ответы на вопросы

2.выборочное чтение

3.язык сказки

4.чтение по ролям

5.словесное иллюстрирование

6.творческие формы

7.приём возврата


логический, картинный

подробный, творческий


Вторич-ный синтез

Обобщающая беседа

раскрытие главной мысли

характеристика литературного героя


Содержание подготовительной работы может быть следующим:

      • Анализ известных сказок

      • Если сказки о животных, то беседа об их повадках

      • Если бытовая сказка, то беседа о жизни народа и проведение словарной работы

При подготовительной работе в качестве наглядности используются яркие книжки-сказки, волшебные предметы (волшебные палочки, сундучки, шкатулки, клубки, письма, книги...). Работа может проводиться в форме викторины, кроссворда, слова учителя, беседы, неправильной сказки, центона...

Создание сказочной атмосферы целиком зависит от фантазии и воображения учителя. Может использоваться яркая наглядность, наличие тайны, загадки, внешний вид и поведение учителя-сказителя (при чтении сказки): накинутая шаль, использование в речи присказок, тихий напевный голос, можно сидеть при чтении... Для поддержания сказочной атмосферы при обобщающей беседе должно произойти раскрытие тайны.

При первичном чтении учитель должен не читать, а сказывать сказку. Допускается подготовленное комбинированное чтение, использование аудиозаписи, чтение с опорой на книжку - театр...

Но не всегда на уроке хватает времени, чтобы использовать некоторые виды деятельности. И тогда мы включаем в свою работу уроки внеклассного чтения. Само название - урок внеклассного чтения - нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и другие вспомогательные средства. [5]

А внеклассные мероприятия призваны не только систематизировать знания, полученные на программных уроках и уроках внеклассного чтения, но и дать детям дополнительную информацию, служащую ещё одним толчком для пробуждения интереса и активности школьников.

Все это, вместе взятое, и создает в классе ту систему, атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности. [9] В данной работе мы постарались разработать такую систему работы с русской народной сказкой, которая поможет ребёнку стать активным читателем. Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое[1], система — это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала[2].

Разработанная нами система изучения русских народных сказок направлена на формирование читательской активности детей 2 класса и включает в себя программные уроки, уроки внеклассного чтения и внеклассные мероприятия.

На программных уроках представлены следующие темы для изучения русских народных сказок: народная сказка – отражение представления древних людей о мире, волшебная сказка и авторская сказка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мужик и медведь», «Старик – годовик», «Снегурочка», "У страха глаза велики", "Липунюшка", кумулятивная сказка как произведение устного народного творчества, докучная сказка, "Мороз, солнце и ветер", сравнение народной и авторской сказки, литературный праздник.

Для уроков внеклассного чтения представлены темы: "Кот, петух и лиса", "Кот и лиса", черты характера и имя сказочного героя, "Кузьма Скоробогатый", "Морозко", "Мороз Иванович", "Волшебное кольцо", литературная викторина.

На уроках применяются следующие методы, приёмы и средства.

Методы

Приёмы и формы

Средства

Информационные

Реализуются с помощью таких приёмов как беседа, рассказ, иллюстрация, де-монстрация... Используются такие формы как викторина, рассматривание картин, слушание музыкальных произведений...

Картины, наглядность, аудиовизуальные сред-ства: музык. произве-дения, мультфильмы, фрагменты художест-венных фильмов, пре-зентации

Операционные

Реализуются через работу с учебником, опорными схема-ми... Формы работы: чтение по ролям, ответы на вопросы.

Схемы, учебники, кни-ги-коллективки, игровые карточки, фишки

Методы творческого восприятия

Выразительное чтение учи-телем и учащимися, слово учителя, комментированное чтение, чтение по ролям, словесное рисование, мини-инсценирование, сочинение сказок, театрализация...

Картины, музыка, театр на ладошке, нагляд-ность, сценарии сказок, книга-театр

Методы контроля и обратной связи

Находят своё отражение в читательской конференции, театрализации, промежу-точном и итоговом контроле... Формы работы: ведение читательского днев-ника, экзамен по билетам, тестирование, доклад, перес-каз, викторина, решение и составление кроссвордов

Выставки книг, билеты, литературоведческое лото, тесты, нагляд-ность


Сказка – благодатный материал для формирования позиции активного читателя, для полноценного восприятия произведений читателем.

 Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

 Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

  Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

 Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

 Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование и мини-инсценирование. Под руководством взрослых детьми составляют киносценарий по сюжету сказки. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

  Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

  Как видно из таблицы, формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

 Пример вопросов и заданий:

 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

 3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

Поскольку самой существенной методической особенностью обращения к сказке является то, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве можно предложить такие задания:

Похожи ли эти сказки: "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;

"Терем мышки" – русская народная сказка;

"Лесные хоромы" – Михайлов;

"Руковичка" – украинская народная сказка;

"Теремок" – С.Я. Маршак;

"Морозко" – русская народная сказка;

"Мороз Иванович" – Одоевский;

"Бабушка Метелица" – братья Гримм.

  • Узнай героя по описанию или придумай про героя загадку.

  • Подбор пословиц к сказкам.

 Задания подобного типа акцентируют внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

  Большой интерес у детей вызывают литературные игры. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника.

Литературная игра - это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, активности, интереса и эмоциональной включенности. Очень нравится детям игра "Путаница" (составление одной сказки из текстов других). Первоначально они с удовольствием отгадывают сказки, а впоследствии с увлечением составляют путаницу сами, обращаясь к текстам и стараясь найти новые, интересные сказки. Данную игру можно проводить в виде соревнования между командами или отдельными учениками. Соревновательные литературные игры - это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений.

В. Давыдова считает, что игра-соревнование позволяет решить самые разные воспитательные и образовательные задачи:

- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

- обеспечивает настрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации. [28]

Игра-соревнование может иметь несколько вариантов, различные условия и правила. Примером игры-соревнования может являться литературоведческое лото или «Экспедиция в страну Сказочного языка». Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений, большое число слов с суффиксами субъективной оценки, употребление настоящего времени в значении прошедшего и др. Цель экспедиции - написать самим три сказки.

Адрес экспедиции - сказка - дает возможность использовать некоторые атрибуты и этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, Василиса Премудрая, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах, которые читают глашатаи, и т.п. Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).

Проведение игр-соревнований имеет большое значение еще и потому, что учащиеся видят сразу результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.

Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных сказок. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся с желанием и удовольствием.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки являются важнейшим воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Поэтому знакомство с народными сказками должно обязательно входить в систему начального образования, а также нравственного и трудового воспитания школьников.
1.2 Сказки и их применения на уроках литературного чтения во 2 классе
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.

Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.

После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми.

Уже во 2 классе дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.

Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.

Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.

Виды работ при чтении сказок

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

-словарная работа;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- рассказывание сказки;

- обобщающая беседа (мораль сказки не переводить на человеческие отношения)

- подведение итогов;

- задание на дом.

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.  Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

Благодарнейшим способом изучения русских народных сказкок является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

 Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

Вопросы и задания для учащихся 2 класса :

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и выделить голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и ком-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

Можно предложить такие задания:

Похожи ли эти сказки:

"Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;"Терем мышки" – русская народная сказка и "Лесные хоромы" – С.Михайлова;

"Руковичка" – украинская народная сказка и "Теремок" – С.Я. Маршак;

"Морозко" – русская народная сказка и "Мороз Иванович" – Одоевский

"Бабушка Метелица" – братья Гримм.

Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.

В процессе работы со сказками у детей формируется умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах.

Таким образом, работа над сказками в школе проводится постоянно, расширяя кругозор детей и их литературоведческие понятия, поэтому учителю важно использовать различные методы и формы урока, чтобы сделать этот процесс незабываемым и увлекательным.

 


  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта