История отечественной литературы. Практического занятия Повесть временных лет
Скачать 50.94 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История отечественной литературы Группа ММ20Ж112 Студент Дарья Владимировна Осипова МОСКВА 2020 Ответы на практическое задание №2. 1. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет»: 1. Что представляет собой жанр летописи в древнерусской литературе? Летопись – оригинальный жанр древнерусской литературы. Летописи велись на Руси с XI по XVII века. В летописи по годам фиксировались события русской истории. Составлялась летопись монахами в монастырях или при дворах князей. Авторы летописей основывались на имевшихся у них документах и на устных рассказах, которые носили легендарный характер, а так же на собственных впечатлениях (если летописец был свидетелем того или иного исторического события). 2. Как, когда и кем создавалась «Повесть временных лет»? В каких летописных статьях летописец называет себя? «Повесть временных лет» – самый ранний из дошедших до нас источник по истории Древнерусского государства. По версии крупнейшего исследователя «Повести временных лет» А.А. Шахматовой, первую (не сохранившуюся до наших дней) редакцию текста составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в 1110–1112 гг. Вторая редакция была создана по приказу Владимира Мономаха игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть текста, которая описывает время княжения Святополка, политического противника Владимира Мономаха. В 1118 г. неизвестным автором составляется третья редакция «Повести временных лет» по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. В ней добавлены летописные статьи, описывающие события 1111–1117 гг. Имя Нестора из дошедших до нас списков ПВЛ упоминается лишь в одном: в позднем по происхождению Хлебниковском списке (XVI в.). С другой стороны, в самом раннем из сохранившихся Лаврентьевском списке в летописной статье под 6559 (1051) г. повествование ведется от первого лица, и автор прямо пишет о том, как он попал в Киево-Печерский монастырь: «Когда же жил Феодосий в монастыре [...], пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17». 3. С какого времени и события мировой истории начинает повествование составитель «Повести временных лет»? Почему? Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом, русская история включалась в состав истории всемирной. Целью Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти и описание крещения и распространения христианства на Руси. 4. С какого года и события начинается датированная часть «Повести временных лет»? Как соотносится это событие с призванием на княжение варягов? Какой вывод о присутствии скандинавов на Руси можно сделать, исходя из сравнения этих эпизодов? Датированная часть «Повести временных лет» начинается с 852 года. В 852 году на славянской земле начинает царствовать царь Михаил и называться она стала Русской землей. В 866 году Аскольд и Дир идут войной на греков, Михаил царствовал четырнадцатый год. 5. До какого года доведено изложение событий «Повести временных лет»? В разных редакциях "Повести временных лет" изложение событий доведено до 1110 или до 1117 гг. 6. Перескажите содержание эпизода о хождении по водному пути «из варяг в греки» апостола Андрея. Какой еще апостол упоминается в ПВЛ? Апостол Андрей совершил путешествие из Херсонеса в Рим через Новгород-на-Волхове. По пути, он остановился под горами на берегу. Своим ученикам он сказал, что в этих горах будет великий город, в котором будет много церквей. Он поднялся в горы, благословил их и поставил там крест. В дальнейшем, на этом месте появился Киев. Дальше, вверх по Днепру Андрей отправился к славянам в Новгород. Его удивил местный обычай париться и мыться в бане. Когда он пришел в Рим, он поведал об этом обычае. Рассказал, что на славянской земле стоят деревянные бани, что люди сильно натапливают их, раздеваются догола, обливаются квасом и хлещут себя вениками до изнеможения. После обливаются холодной водой. И для них это удовольствие, а не наказание. Те, кто слушал апостола Андрея тоже удивлялись. После Рима он направился в Синоп. В «Повести временных лет» так же упоминается апостол Петр. Говорится, что его брат Андрей учил Петра на берегах русского моря. 7. Перескажите содержание эпизода о призвании варягов на княжение. Варяг изгнали за море и перестали платить им дань. Между ними начались усобицы, что порождало беспорядки. Сами они не могли наладить свои взаимоотношения, оттого решили найти себе справедливого князя, который рассудит их споры. Варяги пошли к Руси и попросили о княжении. Для княжения над варягами были избраны три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Братья разделили между собой территорию. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белозере, а Трувор в Изборске. Через 2 года Синеус и Трувор умерли. Рюрик начал править один. Бояре Аскольд и Дир отпросились у Рюрика переехать в Царьград, по пути они увидели небольшой городок. Выяснилось, что правители города умерли и их потомкам приходится платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали вокруг себя много варяг и стали владеть землей полян. Рюрик же остался княжить в Новгороде. 8. Перескажите содержание эпизода об изобретении славянской азбуки. После крещения славян, их князья Ростислав, Святополк и Коцел обратились к царю Михаилу с просьбой отправить к ним учителей, чтобы научили понимать смысл святых книг. Царь Михаил собрал своих философов и передал им просьбу, те ответили, что в Селуни есть мужчина по имени Лев, сыновья которого знают славянский язык и являются искусными философами. Михаил послал за сыновьями Льва и когда те прибыли, он отправил их в Славянскую землю. По прибытию Константин и Мефодий начали составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. Затем перевели Псалтырь, Октоих и другие книги. Одни славяне были очень рады услышать о величии Бога на своем языке, другие начали ругать славянские книги, считая что кроме евреев, греков и латинян ни один народ не вправе иметь свою азбуку т.к. Пилат оставил надписи на кресте Христа только на этих языках. Папа Римский осудил этих людей. Тех, кто был против славянской грамоты – отлучали от церкви, до тех пор, пока человек не исправится. Константин вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии. Затем князь Коцел назначил Мефодия епископом в Паннонии. За полгода Мефодий перевел все книги с греческого языка на славянский язык. 9. Перескажите эпизод о смерти князя Олега от его коня. Князь Олег княжил в Киеве, находился в мире со всеми странами. Когда-то он спрашивал кудесника о причине своей смерти и тот ответил ему, что причиной смерти станет любимый конь князя. Князя напугали эти слова, и он зарекся больше никогда не видеть своего коня и не ездить на нем верхом. Коня кормили, но не водили к Олегу. Спустя 4 года разлуки с конем, он призвал старейшину конюхов и спросил о состоянии своего коня. Старейшина ответил, что конь умер. Тогда Олег посмеялся над словами кудесника. Поехал он посмотреть на кости своего коня. Со смехом наступил на череп, оттуда выползла змея и ужалила его в ногу. После этого князь разболелся и умер. Похоронили его на горе Щековица. Правил Князь Олег тридцать три года. 10. Передайте содержание эпизодов об убийстве князя Игоря древлянами и о мести княгини Ольги древлянам; о крещении княгини Ольги в Константинополе. Какие сказочные черты прослеживаются в образе княгини Ольги? В 945 году князь Игорь пошел к древлянам за данью. Дань он увеличил, и его дружина творили насилие над древлянами. Когда они отправились домой, Игорь решил с малой частью дружины вернуться, желая большего богатства, а большую часть дружины отправил с данью домой. Князь древлян Мал решил, что если не убьют его, то покоя им не будет никогда. Древляне вышли из города и убили князя Игоря вместе с его дружинниками, так как тех было мало. Игорь был погребен у Искоростеня. Жена князя Ольга находилась в Киеве с их ребенком Святославом. Древляне заявили, что вдова Игоря, станет женой их князю Малу, а со Святославом сделают что захотят. Древляне отправили свою делегацию к Княгине Ольге. Та приняла их как добрых гостей, выслушала просьбу выйти замуж за их князя Мала. Ольга сказала, что мужа ей уже не воскресить и что она хочет воздать завтра честь древлянам перед своими людьми, попросила древлян чтобы те просили ее людей нести их в ладье. В эту же ночь приказала она выкопать глубокую яму во дворе. Утром, княгиня отправила своих людей за древлянами. Киевляне понесли их в ладье, по пути сбросив ладью в выкопанную яму, так и закопали живьем. После этого Ольга сообщила древлянам, что если те действительно хотят, чтобы она стала женой их князя, то пусть пришлют за ней лучших мужей. Древляне выбрали лучших мужей и отправили за ней. Когда древляне пришли, Ольга приказала затопить для них баню. Когда те зашли в баню, дверь заперли и подожгли, все кто был заперт - сгорели. После этого Ольга написала древлянам, что уже готова прийти к ним. Но для этого они должны приготовить много медовухи, чтобы оплакать и помянуть ее погибшего мужа. Все было готово. Ольга, с небольшой дружиной, пришла к могиле мужа, оплакала его. После этого напоила всех древлян их же медовухой и когда те, опьянели, приказала своим дружинникам убить их. Княгиня вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся древлян. В 946 состоялась схватка между киевлянами и древлянами. Древляне были повержены, они отступили и закрылись в городе Искоростень. Все лето велась осада и тогда Ольга пошла на хитрость. Она обратилась к древлянам, говоря о том, что пока они ведут осаду, все другие города уже сдались ей, заплатили дань и живут нормальной жизнью. Древляне переживали, что Ольга и дальше будет мстить им за смерть мужа, но она убедила тех, что ей нужна только дань. И брать как погибший муж много, она не собирается. Княгиня отказалась от меда и мехов и попросила всего лишь по три голубя и три воробья с каждого двора. Обрадовались этому древляне и отдали птиц с поклоном. Ольга сообщила им, что завтра ее войска отступят, а сама приказала привязать к каждой птице трут. Когда стало смеркаться, птиц отпустили, те полетели в свои дворы, таким образом, загорелись все дворы. Люди начали выбегать из города, их ловили – убивали и брали в плен. Весь город сожгла княгиня Ольга, а оставшихся в живых обложила данью. Отправилась Ольга в Царьград. Правил там Константин, он счел Ольгу очень красивой, разумной женщиной и предложил ей царствовать с ним с ним в столице. Ольга была язычницей и попросила царя крестить ее, царь вместе с патриархом крестили ее. Патриарх дал ей наставления в вере, заповеди, молитвы. Благословил и отпустил ее с миром. После крещения Константин предложил Ольге стать его женой, на что та ответила, что он ведь теперь ее крестный отец, а у христиан так не принято. Тогда царь признался, что перехитрила его княгиня, одарил ее золотом и серебром и отпустил, назвав своей дочерью. Ольгу можно сравнить с колдуньей. Красивая, мудрая женщина, но в то же время очень жестокая, расчетливая и мстительная. 11. Передайте содержание эпизодов о «поставлении» в Киеве языческих кумиров, о выборе веры, крещении Руси князем Владимиром и свержении языческих идолов. Каково, согласно преданию, происхождение названия места Перунья отмель? Стал Владимир править Киевом один. На холме за теремом он установил языческих кумиров: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Их называли богами, люди приносили им жертвы, даже собственных детей. На том холме после поставили церковь святого Василия. В 987 году Владимир созвал бояр и старцев, рассказал о визите болгаров, которые просили принять их веру. Рассказал, что были немцы и евреи. Все они рассказывали о своей вере. Последними пришли греки, они восхваляли свою веру, рассказали о начале мир, о бытии. Они говорили мудро и чудно. Рассказывали греки про перерождение, про ад. Бояре и старцы предложили князю проверить каждую веру на деле. Отправить 10 человек, что бы те на своей шкуре испытали какого это служить тому или иному Богу. Первым делом пошли эти 10 человек к болгарам, увидели их скверные дела и поклонение в мечети, вернулись. Затем отправились к немцам, увидели их церковную службу и пошли в Царьград. Здесь же свою веру представили во всей красе, патриарх провел праздничную службу, пели хоры. Русских проводили в церковь, выделили им лучшие места. Те оказались в восхищении. По прибытию рассказали они князю, что в Болгарии молятся люди в мечети как безумные. И показалась их вера недоброй. К немцам же остались равнодушны, никакой красоты в их вере не увидели. А про греческую веру рассказывали, что когда ввели их в храм, не понимали они где находятся, на небе или на земле. И Бояре сказали, что не зря ведь Ольга в свое время приняла христианство, а была она очень мудрой женщиной. В 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь, жители закрылись в городе. Долго и безрезультатно осаждал он город, пока корсунянин Анастас не пустил стрелу к князю с запиской, в которой давалась инструкция перекрыть воду, которая шла по трубам в город. Владимир тогда дал себе слово, что если получится взять этот город, то он примет крещение. Воду он перекрыл и город сдался. После этого Владимир сообщил греческим царям, что взял их город и попросил отдать их сестру за него замуж, пригрозил, что в случае отказа пойдет на на их столицу. Цари ответили, что отдадут сестру свою, только если Владимир примет крещение. Владимир согласился. Отправили Анну к князю против воли. Прибыла Анна в Корсунь, а тем временем у князя научились проблемы со зрением. Царица сказала ему, что если он хочет избавиться от болезни, ему необходимо креститься. Владимира крестили и он тут же прозрел. Крещение проходило в церкви Святого Василия. Сразу после этого Князь женился на Анне. Когда Владимир вернулся в Киев, приказал разрубить всех идолов и сжечь. Перуна князь приказал привязать к конскому хвосту и тащить с горы к ручью, 12 человек колотили его палками. Делалось это для поругания беса, который в этом облике обманывал людей. Когда Перуна тащили к Днепру, люди плакали, потому что еще не приняли новой веры. Идола бросили в воду и было приказано, отталкивать его от берега, если пристанет. Приказ был исполнен, но Перуна ветром выбросило на отмель, так и стало называться это место Перунья отмель. На следующий день Владимир с попами вышли на Днепр. Началось массовое крещение. Приказал князь строить церкви на тех местах, где стояли идолы. В других городах стали крестить людей, способных детей забирали у родителей и отдавали в книжное обучение. 12. Передайте содержание эпизода о юноше-кожемяке. Каково происхождение названия города Переяславль? В 992 году после возвращения Владимира с хорватской войны, пришли печенеги. Встали печенеги с одной стороны Днепра, а Владимир с другой. Печенежский князь предложил Владимиру выбрать с каждой стороны по человеку, чтобы они боролись. Если победит человек Владимира, то две стороны заключат мир на три года, а если борец печенегов, то будут печенеги разорять его три года. Владимир начал искать, кого отправить на бой, поиски были безуспешны. Пришел к Владимиру старый человек и сообщил о том, что у него есть младший сын. Что сын силен и никогда никем не был побежден в борьбе. Рассказал, что однажды его сын мял кожу, а в этот момент отец ругал его, мальчик так рассердился, что разодрал руками кожу. Князь послал за юношей. Когда юноша явился к Владимиру, он попросил прежде сразиться с большим и сильным быком, чтобы проверить свою силу. Быка разъярили и выпустили, юноша на бегу схватил быка за бок и вырвал ему кусок мяса с кожей. На следующее утро сошлись обе стороны и выпустили борцов своих. Началась борьба и печенежина юноша задушил голыми руками. Так и прогнали печенегов. Владимир обрадовался и заложил у брода, где проходил бой, город Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. Этого юношу Владимир сделал великим человеком, как и его отца. 13. Передайте содержание эпизода об обороне Белгорода Печенеги во время отсутствия князя Владимира пришли и встали под Белгородом, не давая никому покинуть город. В Белгороде начался страшный голод. Князь помочь своему городу ничем не мог, т.к. у него не было воинов, а печенегов было много. Собрали в городе вече, на котором приняли решение сдаться печенегам. Один из старцев убедил остальных не сдаваться печенегам еще три дня. Приказал старец выкопать два колодца и наполнить один колодец киселем из отрубей, а второй медом. На следующий день послали за печенегами. Отдали им заложников и пригласили десять человек посмотреть, что происходит у них в городе. Привели белгородцы печенегов к колодцу и сказали, что пищу они имеют от земли. Печенеги не поверили своим глазам, вернувшись, рассказали свои князьям о том, что видели. Князья поверили и удивились. Отпустили заложников и отступили от города. 14. Передайте содержание эпизодов об убиении Бориса и Глеба. К какому жанру древнерусской литературы относятся эти фрагменты текста? После смерти отца Святополк начал править в Киеве. Он задаривал жителей подарками, но те помнили, что их братья с Борисом. В это же время отцовская дружина предложила Борису вернуться в Киев и сесть на престол, но тот ответил, что не поднимет руки на брата и что будет брат ему теперь вместо отца. Услышав это, воины разошлись. Святополк же ночью пришел в Вышгород, тайно созвал Путшу и бояр и приказал им убить своего брата. Те пришли на Альту ночью и услышали, как Борис поет заутреннюю молитву, он уже знал о планах брата. На Бориса напали и прокололи копьями вместе с его слугой. Завернули они еще дышавшего Бориса в шатер и привезли Святополку. Тот, узнав, что брат еще жив, отправил двух варяг, чтобы добить его. Что те и сделали, ударом меча. Тело Бориса тайно принесли в Вышгород и положили в церкви Василия. Дальнейшей целью Святополка было убить Глеба. Он послал Глебу весть, о том, что отец очень болен и зовет его. Глеб, взяв небольшую дружину тот час же отправился. По пути ему пришла весть от Ярослава, что отец его уже мертв, а Святополк убил Бориса. Глеб стал оплакивать отца и брата и молиться о смерти. Внезапно пришли люди посланные Святополком и зарезали Глеба. Тело его положили рядом с телом брата Бориса в церкви святого Василия. Данные фрагменты текста я отношу к житию. 15. Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с записью 1911 г., какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения? Легенда о сотворении человека из «Повести временных лет» это миф, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к дуалистическому учению богомилов. Легенда 1911 года появилась, когда в народе уже установилась и сформировалась религия христианства. 16. Передайте содержание «Поучения Владимира Мономаха» Владимир Мономах в своем поучении призывает детей своих не лениться, а трудиться, давать щедрую милостыню. Говорит он о том, что нужно верить в Бога, не соревноваться с нехорошими людьми, не завидовать тем, кто творят беззаконие. Нужно иметь искренние намерения, держать слово. Старших не перебивать и слушаться, мудрых слушать, с ровесниками жить в дружбе и мире. Не связываться с дурными женщинами, не сплетничать, много не смеяться. Если чего-то лишили – не мстить, если тебя ненавидят – люби. Гонят - терпи, а ругают – молчи. Надо уметь раскаиваться, молиться. Просит Владимир детей своих помогать слабым людям и защищать их, не наказывать невиновных. Следить за своим домом самостоятельно, ни на кого не полагаясь. Выйдя на войну нельзя лениться, мало есть, рано вставать. Остерегаться нужно блуда и пьянства, от этого гибнет тело. Навестите больного, вспомните о покойнике. Надо быть приветливым и добрым. Жену любить, но не позволять ей властвовать. Получать новые знания и не забывать старые. 17. Передайте содержание эпизода об ослеплении князя Василька Теребовльского. Какую роль этот эпизод играет в утверждении идеи единства Русской земли? Пришли Святополк с Давыдом в Киев. Злые языки стали наговаривать Давыду Игоревичу, что Владимир с Васильком воссоединились против них со Святополком. Начал Давыд Святополка против Василька настраивать, тот и поверил. 4 ноября пришел Василько в монастырь поклониться святому Михаилу, Святополк прислал ему просьбу, чтобы тот не спешил возвращаться. Василько же отказался задерживаться, тогда попросил его задержаться Давыд, но и на его просьбу не откликнулся. А Давыд в это время Святополку говорит, что Василько вернется в свою волость и все города его займет. Послушался Святополк и позвал Василька поприветствовать его с братом. Василько согласился, не подозревая для чего его зовут. По пути ему сообщили, что на него готовится нападение, не поверил Василько, ведь была между ними договоренность. Приехал князь, встретили его братья, и повели в избу. Обманом оставили его там одного и заперли. Хотел Святополк отпустить брата, но Давыд начал настаивать на ослеплении Василька. В ту же ночь привезли Василька в Белгород, завели его в избу, с трудом повалили на пол и ножом разрезали глаза и лицо. Князь потерял сознание, его ввалили на телегу и повезли во Владимир. По пути Василько очнулся. По прибытию его посадили под стражу. Как узнал Владимир о случившемся, собрал он Давыда и Олега Святославичей и сказал, что если так и дальше будет продолжаться борьба между братьями, то Русская земля обречена на гибель. Хотели братья разобраться в сложившийся ситуации, да пришли к Владимиру митрополит и Всеволодова вдова и молили его не устраивать междоусобиц. Данный эпизод сыграл важную роль в утверждении идеи единства Русской Земли. Так князья начали понимать, что важно сохранять единство, чтобы сохранить землю, которая была так старательно собрана их предками. Что если продолжать междоусобные конфликты, то Русскую землю ждет погибель. 18. Каково, согласно историческим преданиям, зафиксированным в ПВЛ, происхождение названий города Киева, села Ольжичи? Жили три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Ольжичи - это село, созданное княгиней Ольгой и названное ее именем. 19. Каково происхождение паремий «погибли, как обры», «беда, как в Родне», «пищанцы Волчьего хвоста бегают» « Погибли, как обры», так говорят о чём-либо бесследно исчезнувшем. Обрами, называлось погибшее племя аваров. «Беда как в родне, в «Повести временных лет» говорится о горе испытанным Ярополком от голода при осаде его войска Владимиром. «Пищанцы Волчьего хвоста бегают», здесь отсылка к походу Владимира на радимичей. У Владимира был вoeвoдa «Boлчий Xвocт». Boлчий Xвocт пoбeдил paдимичeй нa peкe Пи-щaнe. В летописи сказано, что этой фразой дразнили русские радимичей. 20. Какие еще легенды и предания нашли вы при чтении «Повести временных лет»? В повести временных лет содержатся следующие легенды и предания: - Ноев Ковчег; - Легенда об основании Киева; - Хождение апостола Андрея по пути «из варяг в греки»; - Призвание варягов на княжение; - Легенда о смерти князя Олега; - Месть княгини Ольги древлянам; 2. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки: 1. В.В. Кусков (История древнерусской литературы: учеб. для филол.спец.вузов) относит «Слово о полку Игореве» к жанру воинской повести. А.А. Зализняк подчеркивает сходство СПИ с народными жанрами (былинами). Как вам кажется, кто из них прав? На мой взгляд, прав В.В. Кусков. Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, посвященный описанию воинских подвигов, бит, воинского быта и т.п. Она проникнута патриотизмом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за свою независимость. «Слово о полку Игореве», произведение, проникнутое сильной любовью к своей отчизне. В ней повествуется о военных походах князя Игоря Святославича Новгород – Северского против половцев в 1185 году. В повести описываются детали воинского снаряжения, тактика и ход битвы, последствия. 2. Найдите в СПИ характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и др.) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений? Ярославна сравнивается с кукушкой, которая «безвестно рано кукует». Она готова полететь кукушкой, чтобы омочить шелковый рукав в Каяле-реке и утереть любимому мужу кровавые раны. Уподобление Ярославны кукушке символизирует ее горе, говорит о готовности быстро прилететь на помощь. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать. Отвага и храбрость младшего брата Игоря князя Всеволода выражены в сопоставлении его с туром — «яр тур», «буй тур». В его образе воплощены лучшие черты русских князей-воинов, которые сражаются до последнего. Князь Игорь сопоставляется с горностаем, с белым гоголем во время своего побега из плена. Его тяга к свободе заставляет автора сравнить своего героя с соколом, сильной и красивой птицей. Боян сравнивается с серым волком. С волками сопоставляются хан Кончак, дружина — с соколами и стаями галок, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом. Эти сравнения подчеркивают значимость природных сил, птиц и животных, в мировосприятии древнерусского человека. 3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры. Силы природы участвуют в судьбах людей. Солнечное затмение как бы предсказывает грядущую катастрофу и предостерегает от заведомо неудачного похода. Ярославна упрекает солнце, что оно в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов, жаждой им луки скрутило, истомой им колчаны замкнуло. Так что в какой-то мере эти эпизоды связаны друг с другом. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки — все это бескрайние просторы родины, восприятие которых усиливает патриотическое звучание произведения. 4. По определению литературоведа А.С. Орлова, героем «Слова о полку Игореве» является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»? Изображение бескрайних просторов родины, героических дружин, скорбь русских людей, особенно женщин, в период неудачного похода Игоря, печаль о страданиях русичей ставят в центр произведения всю страну. Русь воспринимается как единое целое. Важная идея для своего времени, которую выразил автор это идея о необходимости единения всех княжеств Русской земли во имя ее независимости и процветания. 5. О чем рассказывает «Задонщина»? Почему это произведение получило в литературоведении такое название? На сколько смысловых частей вы бы его разделили? В «Задонщине» описываются события Куликовской битвы. Получило произведение свое название по месту битвы – за Доном. Я бы разделила произведение на две части. Первая часть наполнена жалостью. В ней рассказывается о том, как русские терпят поражение, а их жены их оплакивают. Во второй части сама природа предвещает скорую победу русских. Враг был повержен, он спасается бегством. 6. Кем и как было принято решение о битве? Как описан в «Задонщине» первый день Куликовского сражения? Решение о Битве принял великий князь Дмитрий. К Москве съехались все князья и начали обсуждение, что татары стоят у Дона. Тогда Дмитрий сказал брату Владимиру Андреевичу, что поход прославит их жизнь, призвал его испытать своих храбрецов и наполнить Дон кровью за христианскую землю. А остальным князь Дмитрий сказал, что нельзя в обиду давать гнездо свое. Под копытами коней татарские кости, а земля их кровью залита. Русские одолели татар на поле Куликовом. Бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой богородицы. Были ранены и убиты князья и бояре русские. Начался плач жен по убитым мужьям. В тот же день разгромили христиане татар. 7. Чем закончилась Куликовская битва? Русские победили в Куликовской битве. Захватили они коней, волов, верблюдов, вина и сахар, ткани и шелка привезли своим женам. Разнеслось по Русской земле ликование. Побросали татары свое оружие и голову склонили перед князем великим. Мамай бежал. 8. В чем главная мысль «Задонщины»? «Задонщина» — это призыв к объединению перед лицом внешнего врага. Оно возвеличивает землю Русскую, славит победу русских воинов над войском Мамая. 9. Сравните лексику и образную систему «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Какие слова и образы в «Задонщине» заимствованы из СПИ? Как вам кажется, почему эти заимствования потребовались Софонию Рязанцу? Автор «Задонщины» рязанец Софоний заимствовал из «Слова о полку Игореве» не только отдельные слова и выражения, но и целые отрывки, лишь слегка интерпретируя их. В «Слове о полку Игореве» грозные предзнаменования сопровождают поход русских войск: волки сулят грозу по оврагам, орлы клёкотом зовут зверей на кости русских, лисицы лают на щиты русских. В «Задонщине» те же зловещие знамения сопутствуют походу татарского войска: грядущая гибель татар заставляет птиц летать под облаками, часто граять воронов, говорить свою речь галок, клекотать орлов, грозно выть волков и брехать лисиц. В «Слове» — «дети бесови (половцы) кликомъ поля перегородиша»; в «Задонщине» — «русские же сынове широкие поля кликом огородиша». В «Слове» — «чръна земля под копыты» была посеяна костьми русских; в «Задонщине» — «черна земля под копыты костьми татарскими» была посеяна. В «Слове» — кости и кровь русских, посеянные на поле битвы, всходят «тугою» «по Русской земли»; в «Задонщине» — «уже восстона земля татарская, бедами и тугою покрыся». В «Слове» — «тоска разлияся по Руской земли»; в «Задонщине» — «уже по Русской земле простреся веселие и буйство». В «Слове» — «а погании съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую»; в «Задонщине» же сказано о татарах: «уныша бо царей их веселие и похвала на Русскую землю ходити». В «Слове» — готские красные девы звонят русским золотом; в «Задонщине» — русские жены «восплескаша татарским златом». «Туга», разошедшаяся в «Слове» после поражения Игоря по всей Русской земле, сходит с нее в «Задонщине» после победы Дмитрия. То, что началось в «Слове», кончилось в «Задонщине». То, что в «Слове» обрушилось на Русскую землю, в «Задонщине» обратилось на ее врагов. |