Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение 5. Тематика рефератов по риторике

  • Практикум по риторике

  • Практикум по риторике. Практикум по риторике Рекомендовано Ученым советом Орелгту в качестве методического пособия


    Скачать 481.5 Kb.
    НазваниеПрактикум по риторике Рекомендовано Ученым советом Орелгту в качестве методического пособия
    АнкорПрактикум по риторике.doc
    Дата15.01.2018
    Размер481.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактикум по риторике.doc
    ТипПрактикум
    #14054
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Фигуры красноречия



    Фигуры речи (от лат. figura – оборот речи, очертание, изображение, вид) – это любые обороты речи, отступающие от определенной, естественной нормы с целью создания экспрессивности, увеличения воздействующей силы высказывания.

    Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Примеры: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог!» (Г.Р. Державин); «Дома новы, но предрассудки стары» (А.С. Грибоедов); «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла» (М.Ю. Лермонтов); «Кто был ничем, тот станет всем»
    (Э. Потье «Интернационал»).
    Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка смежных слов. Примеры:

    «Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом!..

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?..»

    (М.Ю. Лермонтов)
    «Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по каменным ступеням.»

    (А.С. Пушкин)
    Градация – расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры:
    «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин)
    «Не думай бежать!

    Это я

    Вызвал.

    Найду.

    Загоню.

    Доконаю.

    Замучу!»

    (В. Маяковский)

    «Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия» (Ф.Н. Плевако – из речи в защиту Кострубо-Карицкого).

    «У старинушки – три сына:

    Старший умный был детина,

    Средний сын и так и сяк,

    Младший вовсе был дурак.»

    (П.П. Ершов)
    Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.

    Разновидности повтора: анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, эпифора - повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, возвращение - удвоение, «стык», параллелизм – использование фраз с одинаковым построением и пр.
    Пример анафоры: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует!» (Марк Туллий Цицерон – из речи «Против Катилины»).
    Пример эпифоры: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).
    Пример возвращения: «О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок).
    Пример повтора с использованием анафоры, эпифоры и параллелизма: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Евангелие от Луки).
    Хиазм – перевернутый параллелизм. Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».

    Примеры хиазма в поэзии:

    «Ужель меня несчастней нету

    И нет виновнее его.»

    (М.Ю. Лермонтов)
    «Упразднен ум и мысль осиротел.»

    (Ф.И. Тютчев)
    «Здесь Пушкина изгнанье началось

    И Лермонтова кончилось изгнанье.»

    (А.А. Ахматова)
    Изречение _- краткое изложение общих идей с назидательной целью. Например: «Одни думают для себя, другие думают для публики» (Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие» (Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении – сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).
    Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон – речь «В защиту Секста Росция Америйца»).
    Уступка, или допущение – говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…». Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).

    Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин - заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).
    Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:

    «Солнце свирепое, солнце грозящее,

    Бога, в пространствах идущего,

    Лицо сумасшедшее,

    Солнце, сожги настоящее

    Во имя грядущего,

    Но помилуй прошедшее!»


    Приложение 5. Тематика рефератов по риторике


    1. Риторика в современном мире.

    2. Язык и власть.

    3. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента).

    4. Риторика и культура речи.

    5. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

    6. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.

    7. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения.

    8. Правила ведения научного диалога.

    9. Подготовка и проведение дискуссии.

    10. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать.

    11. Обратная связь в публичном выступлении.

    12. Судебное красноречие в России ХIХ столетия.

    13. Политическое красноречие в России ХХ столетия.

    14. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики.

    15. Русское академическое красноречие, его особенности и представители.

    16. Русское военно-патриотическое красноречие.

    17. Речевые тактики.

    18. Совершенствование навыков слушания.

    19. Психологический анализ речевого общения.

    20. Роль логики, ее законов и категорий в риторике.

    21. Использование принципов дидактики в речевой деятельности.

    22. Устная речь – звуковой портрет говорящего.

    23. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.

    24. Особенности развлекательной речи.

    25. Особенности информационной речи.

    26. Особенности агитационной речи.

    27. Особенности «сокровенных речей».

    28. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении.

    29. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

    30. Экспрессия в общении.

    31. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

    32. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении.

    33. Развитие речевых возможностей.

    34. Проблема риторической интуиции.

    35. Теория аргументации и ее значение для общей риторики.

    36. Риторическая компетентность.

    37. Использование категорий логики в судопроизводстве.

    38. Композиция судебной речи.

    39. Культура и этика судебных прений.

    40. Судебное красноречие античности.


    Методическое пособие
    Бобылев Борис Геннадьевич

    Практикум по риторике

    Редактор В.Л. Моисеева

    Технический редактор Т.П. Прокудина
    Орловский государственный технический университет

    Лицензия ИД № 00670 от 05.01.2000



    Подписано к печати 04.07.2002 г. Формат 60 х 84 1/16.

    Печать офсетная. Уч.-изд. л. 5,0. Усл. печ. л. 4,2. Тираж 200 экз.

    Заказ №____
    Отпечатано с готового оригинал-макета

    на полиграфической базе ОрелГТУ,

    302030, г. Орел, ул. Московская, 65.




    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта