Главная страница

Практикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт


Скачать 205.48 Kb.
НазваниеПрактикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт
Дата08.11.2018
Размер205.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаdmitrieva_e_d_praktikum_po_vyrazitel_nomu_chteniyu.docx
ТипПрактикум
#55766
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Часть первая: «Заботливая мать»

Задача чтения:
заинтересовать поведением уточки, показать ее трогательную заботу о детях, вызвать симпатию слушателей к птицам.


42





...Маленькая дикая уточка чирок-
свистунок решилась наконец-то/пе-
ревести ^воихутят из леса/в обход
деревни/в озеро/на свободу.// Вес-
ной/это озеро далеко разливалось,/
прочное место для гнезда можно
было найти только версты за три/
на кочке
в болотном лесу./А когда
вода спала, / пришлось все три вер-
сты путешествовать к озеру.//

В местах,/закрытых от глаза человека,/ лисицы/,и ястреба, / мать шла позади, / чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. / И около кузницы/при переходе через дорогу/она, конечно, /пустила их впереди.///

Часть вторая: «Дурной поступок»

Задача чтения: вызвать жалость к птице и возмущение поведением ребят.

Вот тут их увидели ребята/и зашвыряли шапками./

Все время,/пока они ловили утят, / мать бегала за ними с раскрытым клювом/или перелетыва- ла в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.///

Часть третья: «Встреча с писателем»

Задача чтения: вызвать уважение к писателю и осудить ребят

Ребята только было собрались сбить шапками мать / и поймать ее, как утят, / но тут я подошел...// МедленнееЧто вы будете делать с утя

тами?— спросил я строго ребят./ Они струсили/и ответили: /


Медленно


Спокойно Темп средний


43



Тихо, робко

Медленно, с расстановкой


Оживленно, ускоряя темп


Медленнее, убежденно


  • Пустим./

  • Вот то-то, / «пустим», / — сказал я очень сердито./ — Зачем вам надо было их ловить?/Где теперь мать?

  • А вон сидит! / —хором ответили ребята. / И указали мне на близкий холмик парового поля,/ где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

  • Живо,/—приказал я ребятам./—Идите/и возвратите ей всех


утят.///


Часть четвертая: «Снова в путь»

Задача чтения: убедить слушателей, что ребята осознали свою вину и исправились.

Оживленно Они как будто даже и обрадо

вались моему приказанию,/прямо и побежали с утятами на холм.// Мать отлетела немного /и, когда ребята ушли, /бросилась спасать своих сыновей и дочерей.//По-своему она им что-то быстро сказалапобежала к овсяному полю./За ней побежали утята, /пять штук.//И так по овсяному полю, в обход дерев- 'ни,/семья продолжала свое путешествие к озеру.///


Часть пятая: «До свиданья, утята!»

Задача чтения: порадовать слушателей добрым поступком ребят.

Радостно снял я шапку и, / помахав ею, / крикнул:

  • Счастливый путь, утята! /

Ребята надо мной засмеялись./

  • Что вы смеетесь, глупыши,— сказал я ребятам./





  • Думаете,/так-то легко попасть утятам в озеро... / Снимайте живо все шапки, / кричите: «До свиданья!»

Спокойно И те же самые шапки,/запы

ленные на дороге при ловле
утят, / поднялись в воздух, все разом ребята закричали:—До свиданья, утята!///

Задания

  1. Подготовьте к чтению отрывок «Весна» из повести А. Толстого «Детство Никиты» («Родная речь», III класс) > Составьте план подготовки текста к выразительному чтению. Прочитайте рассказ вслух.

  2. Прослушайте, как читает рассказ С. Алексеева «Секретная просьба» («Родная речь», III класс) один из ваших товарищей. Выскажите свое мнение, отметьте недостатки.

  3. Подберите рассказ. Составьте план его подготовки к выразительному чтению. Прочитайте текст вслух. Попросите товарища дать оценку чтения.

ЧТЕНИЕ СКАЗОК

Сказка — один из важнейших литературных жанров, с которым знакомится ребенок в начальных классах. Через нее он овладевает родным языком, начинает понимать его красоту, узнает родную природу, обычаи, уклад русской жизни, учится преодолевать трудности. Сказка вырабатывает у школьников нетерпимость к злу, несправедливости, учит их быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, храбрыми.

Сказки хранят в себе народную мудрость. В них воплотились высокие идеалы, мечты о счастливой жизни, радостном труде. Язык сказок прост, красочен, образы конкретны, действия увлекательны, тематика и герои понятны детям.

Создавалась сказка устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью обусловливается манера ее чтения (чаще рассказывания), простая, задушевная, разговорная. Чтение и рассказывание сказок всегда предусматривают тесный контакт со слушателем, постоянное общение с ним, чтец как бы обращается к слушателю, ищет его поддержки. Такой тесный контакт вытекает и из самой формы сказки, в которой часто содержится вопрос, указание или прямое обращение к слушателю. Например: «А что — догадайтесь сами» («Мальчик и злая медведица»), «И сейчас Кот, Петух и Жихарка в этой избушке живут и нас с тобой в гости ждут» («Жихарка»), «Нуг


45





послушайте!» («Тростниковая шапка»), «Кто не верит, пусть посмотрит, бегают по двору цыплята или нет» («У Солнышка в гостях»),

В основе сказки всегда лежит реальная действительность. Сказочная фантастика отражает стремления людей, их мечты

о счастливой жизни, о лучшей доле, о радостном труде, о любви и дружбе. Реальная основа произведения диктует чтецу простые, естественные интонации, характерные для бытового общения.

Таинственность присуща в основном волшебным сказкам, поэтому зачин и те места, в которых повествуется о чудесных действиях, событиях, превращениях, следует читать несколько замедленным, приглушенным голосом, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев.

Сказка строится по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, трудолюбие — праздности, ум—глупости, честность— жульничеству и т. д. Эту особенность обязательно надо передавать при чтении. Места, в которых противопоставление дается особенно ярко, необходимо выделять голосом, заострять на них внимание детей. Подчеркивание контрастных мест усиливает впечатление от сказки, делает ее особенно понятной детям и подводит их к верному восприятию вывода, который следует за противопоставлением.

В сказках герои даются прямолинейно. Развитие характера, эволюция образов, как правило, в них отсутствуют1. Сказочные герои — либо носители добра, наделенные различными положительными чертами (гуманизмом, честностью, справедливостью, отвагой, трудолюбием), например падчерица («Морозко»), Иван («Конек-горбунок»), Маша («Девочка и Медведь»), Петух («Лиса, Заяц и Петух»); либо носители зла, которым присущи всевозможные отрицательные качества (лень, коварство, жадность, ханжество, лицемерие и др.), например три дочери хозяйки («Крошечка-Хаврошечка»), Баба Яга («Гуси-лебеди»), Волк («Коза и семеро козлят»). Учителю следует так передавать характеры героев, чтобы дети сразу же, с момента самого первого упоминания о них, поняли, каков этот персонаж, как к нему относиться, сочувствовать ему или, наоборот, осуждать его, возмущаться им. Образы положительных героев потребуют теплого отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Воспроизведению же отрицательных героев будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение.


1 Исключение составляют некоторые авторские сказки, например «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, где образ старухи дан в развитии: из простой, сварливой женщины она превращается в надменную, злую дворянку, а затем — в грозную царицу.


46





Так, при первом упоминании о падчерице из сказки «Морозно» нужно сразу же возбудить у детей симпатию к девушке, подчеркнуть ее трудолюбие, скромность, сердечность, с особым сочупстиием прочитать фразу «Она и скотину поила-кор- ыпла, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до снегу», чтобы дети ясно представили, как тяжела была >кп:ш|» падчерицы. Фразу «Ничем старухе не угодить'—все не т«к, нее худо» надо произнести возмущенно, сделать ударение на словах ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувство- налн несправедливость мачехи, ее жестокость и пожалели падчерицу.

Сказка обычно начинается с устойчивой сказочной формулы-зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно» и т. д. Его цель — сосредоточить внимание слушателя, ввести его сразу в ту обстановку, эпоху, в которых будет развертываться действие, познакомить, с кем придется иметь дело. В сказках о животных, где действуют существа реальные, зачин читается замедленно, повествовательно, в волшебных сказках, где все может быть и всего можно ожидать (и скатертей-самобранок, и сапог-скороходов» и жар-птиц, и Кащея Бессмертного и прочих чудес), зачин читается несколько приглушенно и таинственно, чтобы сразу ввести детей в мир сказочной фантастики.

Многим волшебным сказкам предшествует присказка. Например: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказка складываться с утра после обеда, поевши печеного хлеба». Присказка не связана с содержанием сказки. Ее цель — привлечь внимание слушателя. Поэтому читается она живо, заинтересованно, шутливо, в ней выделяются рифмующиеся слова, а также слова, характерные для сказки: на море, на океане, кот Баюн. Последнюю фразу рекомендуется произнести несколько замедленно, чтобы настроить детей на слушание.

Действие в сказке начинается сразу («Идут по дороге двое сирот...», «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли его на крыльях...») и развивается непрерывно. Одна картина сменяет другую, один эпизод следует за другим. Причем каждая картина, каждый эпизод рисуют какой-либо конкретный случай, в котором участвуют определенные действующие лица, отчетливо проявляются различные стороны характера

  1. с|шеи. Так, в сказке «Морозко» только старуха приказала старику пе.чтп падчерицу в лес, как старик уже запряг лошадь, посадил дочь в сани и повез в лес. Только он ее оставил одну- одниешеньку в дремучем лесу на трескучем морозе, как к ней


47





уже спускается Морозко. Только Морозко одарил ее дорогими подарками, как едет за ней старик и т. д.

Чтение каждого эпизода потребует от чтеца умения словесно нарисовать яркую законченную картину. Один эпизод от другого надо отделить длительной паузой; на особенности характера, поведения действующих лиц обратить пристальное внимание, причем каждый поступок героя должен получить соответствующую интонационную окраску.

У сказок всегда счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Концовку следует читать несколько замедленно, передавая интонацией удовлстпореиис, чтобы дети пережили то, о чем было рассказано, и ощутили радость от счастливой развязки.

Сказка имеет свои, выработанные веками художественные приемы, которые необходимо строго соблюдать при чтении. Это прежде всего прием трехкратного повторения. Эпизоды в сказках, как правило, повторяются трижды. Трижды Морозко обращается к падчерице («Морозко»); трижды Лиса посещает деревни («Лисичка со скалочкой»); трижды выполняет Василиса Премудрая задания царя («Царевна-лягушка») и т. д. Прием трехкратного повторения имеет большое смысловое значение. Он передает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает перелом в действии.

Так, например, в сказке «Морозко» Морозко в первый раз «очутился на той ели
, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

  • Тепло ли тебе, девица?»

Во второй раз «Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает...

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»

Напряжение нарастает, падчерица «Чуть дух переводит».

В третий раз «Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

  • Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит».

Напряжение достигает наивысшей точки: падчерица вот-вот замерзнет. И только после этого третьего повторения «Морозко сжалился над девицей...»

Повторы волнуют детей, помогают лучше понять и запомнить сказку, фиксируют внимание на главном. Поэтому их необходимо соблюдать при чтении: выделять слова, которые передают нарастание напряженности, особенно значительно произносить последний повтор, так как он является моментом наи


48





высшего напряжения, настораживает детей и подготавливает их к восприятию того, что последует далее. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют неторопливость изложения.

Сказкам присущи устойчивые выражения (слезами умывалась, как сыр в масле катается, деревце за деревце, кустик за кустик и т. д.), постоянные эпитеты (наливное яблочко, темный лес, чистое поле, молочная река, кисельные берега и пр.), тавтологические повторения (затужил-заплакал, живут-пожи- (ниот, ждал-пождал, заигралась-загулялась и другие). Эти художественные приемы имеют большое значение для создания определенного сказочного образа или действия. Они усиливают впечатление, делают образы и действия конкретными, поэтичными и понятными. Тавтологические повторения способ’ ствуют яркому восприятию действия или состояния, усиливают напряжение. Поэтому при чтении необходимо устойчивые выражения, эпитеты подчеркивать голосом, передавать эмоционально, чтобы дети почувствовали их красоту и поняли их значение. Тавтологические повторы требуют замедленного темпа, некоторой напевности, что дает возможность лучше осознать их смысл и живо воспринять то, что они передают, почувствовать ритм.

В прозаическое повествование сказки часто вплетаются небольшие рифмованные песенки, которые органически связаны с содержанием. Они передают состояние, настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки из сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), выражают его намерения (песня Медведя из сказки «Липовая нога»), служат условным знаком (песня Козы из сказки «Коза и семеро козлят») или используются им как прием заманивания (песенка Лисы из сказки «Кот, Петух и Лиса») и т. д. Их следует выделять, подчеркивать голосом. Учитель может или пропеть рифмовку на несложный мотив, или прочитать ее нараспев, соблюдая интонации, которые наиболее ярко передают смысл песенки, характер и настроение героя, который ее поет. При чтении песенок необходимо соблюдать стихотворную паузу: она подчеркивает их ритмичность и способствует более четкому восприятию того, о чем говорится в каждой строке.

Так, например, читая песенку братца Иванушки («Братец, Иванушка и сестрица Аленушка»), учителю надо ясно представить состояние Иванушки, его настроение и ту опасность, которая ему угрожает:

  • Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок./

Костры горят высокие,/

Котлы кипят чугунные,/


4 Е. Д. Дмитриева


49



Ножи точат булатные,/ Хотят меня зарезати!//


Две первые строки необходимо прочитать так, чтобы дети прочувствовали жалобную просьбу Иванушки, поняли, что Аленушка для него — единственно близкий человек, на помощь которого он может рассчитывать: негромким голосом, напевно, жалобно; слова сестрица моя произнести нежно, ласково. При чтении последующих строк дети должны представить, какая страшная опасность грозит Иванушке, и взволноваться за его судьбу. Перед последней фразой хотят меня зарезати надо сделать более длительную паузу, так как эта фраза разъясняет, для чего горят костры и точат ножи. Постановка ее будет способствовать возрастанию напряжения.

В сказках часто употребляется прием ступенчатого сужения, который имеет определенное смысловое значение; посредством постепенного сокращения слов выделяется самый главный предмет, который играет наиболее важную роль (например, рассказ о смерти Кащея). Эти места читать надо медленно, каждый новый предмет выделять логическим ударением, перед последним, главным, делать паузу, а слово, его обозначающее, произносить значительно.

Многие герои сказок наделены забавными прозвищами: мышка-норушка, мальчик с пальчик, лягушка-квакушка, конек- горбунок. Они характеризуют образ, выделяют его особенность, поэтому во время чтения на эти прозвища надо делать упор, чтобы дети ярче представили себе героя и запомнили его.

Одной из характерных особенностей сказки является ее яемногословие. Сказка скупа на слова, в ней нет ничего лишнего. Каждое ее слово веско, значимо, динамично, предельно насыщено содержанием, метко и поэтично. Так, например, рисуя картину нестерпимо жаркого летнего дня («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), сказка ограничивается короткими замечаниями: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Любопытство Петуха, хитрость и ловкость Лисы («Кот, Петух и Лиса») передаются всего лишь одной фразой: «Петушок выглянул, а она его цап-царап — схватила и понесла», а быстрота действий Лисы — одним выражением: «цап-царап».

Эта особенность языка сказки — краткость фраз, значимость •слов, часто встречающаяся инверсия, присущая разговорному языку, — требует от читающего особенной чуткости к любой фразе, выражению. Учитель должен вдумываться в каждое слово, видеть за ним действие, картину, настроение героя.

При чтении сказки надо подчеркивать ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, доставляет им удовольствие. Глупый Козел послушался совета хитрой Лисы, прыгнул в колодец и попал в беду («Лиса и Козел»), Баба-Яга, уверенная


SO



в своей ловкости, оказывается одураченной Мышкой («Гуси- лебеди»), Медведь, не подозревая, что Машенька сидит в коробе, удивляется тому, что она такая глазастая — все видит. Чтобы дети оценили юмор сказки, те места, рисующие нелепость положения, в которое попадают глупые и злые герои, учитель читает с лукавством, выделяет слова, подчеркивающие ком h im положения. Например: «Лисичка села Волку на спину,/ он ее н понес. Сидит Лиса/ да потихоньку и говорит:/

  • Битый небитого везет,/битый небитого везет.//

  • Что ты там, Лисонька, говоришь?/'

  • А я говорю: / битый битого везет./

  • Так, милая, так!/» («Лисичка-сестричка и Серый волк».)

Сказка иногда заканчивается концовкой: Я там был, мед-

пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Стали жить-пожи- вать да добра наживать; Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Концовка, как и зачин, имеет определенный смысл: она разряжает внимание слушателей, подчеркивает завершение повествования, создает радостное настроение. Читать ее следует лукаво, весело, живо, отделив от повествования паузой.

По окончании чтения сказки, особенно волшебной, надо также сделать длительную паузу, которая позволит слушателям побыть некоторое время под впечатлением прочитанного, а затем вернуть их из мира сказочной фантастики к реальной действительности.

Примерный анализ сказки «Морозко»

«Морозко» — одна из самых поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, вознагражденной Морозкой за ее приветливость, скромность и доброту. Основная идея сказки — торжество справедливости, утверждение добра. Повествование построено на противопоставлении: добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко. Героиня сказки наделена высокими моральными качествами, которые вызывают сочувствие волшебного существа — Морозки и сострадание чудесной собачки, говорящей человеческим голосом. Задача рассказчика — вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка.

Повествование начинается с описания тяжелой жизни падчерицы у мачехи. Здесь нужно возбудить у детей положительное отношение к падчерице, показать безответность и трудолюбие девушки, которая и скотину поила-кормила, дрова и во


4*


51



ду в избу носила, печь топила, избу мелаеще до свету. Фразу^ Ничем старухе не угодишьвсе не так, все худо надо произнести возмущенно, выделив слова ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувствовали несправедливость старухи. Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице и родной дочери. Фразу Все знают, как за мачехой жить: перевернешьсябита и не довернешьсябита сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. Во фразе А родная дочь что ни сделает за все по головке гладит должно прозвучать неодобрение, слово умница надо прочитать с иронией, насмешливо, без похвалы, чтобы дети поняли несправедливость мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова придумала падчерицу со свету сжить следует выделить голосом, так как они содержат важное для развития сюжета сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: Вези, вези ее, старик — надо передать приказ, показать власть мачехи над мужем. Воспроизводить же голос старухи, говорить крикливо не следует. Достаточно сказать решительно, выделив слова в лес, на трескучий мороз, чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы.

Раскрывая образ старика, надо оттенить его жалость к дочери и вместе с тем показать безволие, полную покорность злой жене. С ударением следует произнести слова затужил, заплакал, а обращение к дочери: садись, милая дочь, в санисказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем помочь он ей не может.

Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозко. В лесу холодно, сурово. Девушка сидит под елью одна, дрожит, озноб ее пробирает. В голосе рассказчика звучит волнение за нее. В описании встречи Морозко с падчерицей используется прием трехкратного повторения. Увидев девушку, Морозко трижды обращается к ней с вопросом: Тепло ли тебе, девица? — и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен ярко, поэтично. Он по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение отражает настроение напряжения, которое надо передать голосом, выделив слова, особенно ярко рисующие это напряжение: ниже, пуще, сильнее.

В рассказе о награде должна прозвучать радость, выражающая удовлетворение решением Морозко, который сжалился над девицей.


52



Важная роль в сказке отведена говорящей собачке. Она не помогает падчерице, но зато выражает симпатию к ней и предсказывает рлкнитис событий. Передавать ее речь надо убежденно, yitepciiuo, делая паузу после восклицания Тяф, тяф!, звучащего как сиоеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.

Описание возвращения падчерицы начиная со слов Вдруг поскрипели ворота... следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее за- пнеть.

Обращение мачехи к мужу: Запрягай, старый хрыч, другую лошадь — требует от рассказчика повелительных интонаций и более быстрого темпа, так как старуха, обозленная' благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери. ,

О встрече Морозко с дочерью старухи надо читать так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами Морозко и ответами падчерицы и восприняли гибель старухиной дочери как заслуженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозко слышится нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи — раздражение, недовольство, резкость.

Последние слова сказки: Заголосила старуха, да поздно — не должны вызывать жалости. Произнеся их, рассказчик как бы подводит итог повествованию и выражает уверенность в неизбежной гибели зла и торжестве добра. -

Примерный план подготовки к выразительному рассказыванию

сказки «Морозко»

Идея:
неизбежность торжества добра над злом.

Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; грубая, ленивая и злая дочь старухи; вероломная и завистливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный Морозко; робкий, безответный, забитый старик; говорящая собачка.

Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.

Э л еме нты с ю ж ета:

зачин: «Живало-бывало...»;

завязка: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить»;

кульминация: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко»; развязка: «Заголосила старуха, да поздно».

Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице, показать поэтичность сказки.


53



Часть первая: «Тяжелая жизнь падчерицы»


Задача чтения: вызвать возмущение тяжелыми условиями жизни падчерицы и несправедливостью мачехи.

Живало-бывало — /жил дед, да с другой женой./У деда была дочка, / и у бабы была дочка./ Спокойно, размеренно Все знают, / как за мачехой

жить:/ перевернешься — / бита / и не довернешься — / бита./

А родная дочь, что ни сделает/ — за все гладит по головке, / умница./ Падчерица и скотину поила-кор- мила,/дрова и воду в избу носила,/ печь топила,/избу мела/— еще до свету.../

Ничем старухе не угодишь — / все не так, / все худо./

Ветер хоть пошумит,/да затихнет, I а старая баба расходится — / не скоро уймется./

Часть вторая: «Замысел мачехи»

Задача чтения: передать тревогу за судьбу падчерицы.

Вот мачеха и придумала падчерицу сосвету сжить./

Громко, решительно — Вези, вези, старик, / — гово

рит мужу, — куда хочешь, / чтобы мои глаза ее не видели./ Вези ее в лес, на трескучий мороз./

Мягко, тихо, безнадежно Старик затужил, / заплакал, / однако делать нечего / бабу не переспоришь./ Запряг лошадь:/

  • Садись, милая дочь, в сани./ (тихо)

Повез бездомную в лес, / свалил в сугроб под большую ель / и уехал.//


54



Часть третья: «Встреча с Морозко»


Задача чтения: подчеркнуть доброту падчерицы и вели-
кодушие Морозно, порадоваться за падчерицу, награжденную
им.

Девушка сидит под елью, / дро-
жит, / озноб ее пробирает./ Вдруг /
слышит: невдалеке Морозко по ел-
кам потрескивает, / с елки на елку
поскакивает, / пощелкивает. / Очу-
тился на той ели, / под которой де-
вица сидит, / и сверху ее спрашива-

ет:/

  • Тепло ли тебе, девица?

  • Тепло, Морозушко, /теп-
    ло, батюшка,/

Морозко стал ниже спускаться, /
сильнее потрескивает, / пощелкива-
ет:/

испыты- — Тепло ли тебе, девица? Теп-
ло ли тебе, красная?/

Она чуть дух переводит:/

  • Тепло, Морозушко,. /теп-


Сурово

Тихо


Выжидательно, вающе


Тихо


Тихо


по, батюшка./

Морозко еще ниже спустился, /
пуще затрещал,/сильнее защел-
кал:/

Тепло
ли тебе, девица? Теп-
лели тебе, красная? / Тепло ли те-
бе, лапушка?//

Девица окостеневать стала, /
чуть-чуть языком шевелит:/

  • Ой, тепло, голубчик Моро-
    зушко!/

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами,/ согрел пуховыми одеялами./


55





А мачеха по ней уже поминки справляет, / печет блины/и кричит мужу:/


Громко, решительно — Ступай, старый хрыч,/вези

свою дочь хоронить!

Приехал старик в лес,/доезжает до того места. Под большой сосной Удивленно сидит его дочь, / веселая, румяная, в

собольей шубе, вся в золоте, / в се- Радостно ребре, / и около — / короб/с богаты

ми подарками. / Старик обрадовал- _ся,/положил все добро в сани, посадил дочь,/повез домой.//


Часть четвертая: «Зависть»


Задача чтения:


Быстрее


Медленнее


Медленнее


осудить старуху за ее злость и зависть.

А дома старуха печет блины, / а собачк
а под столом:/

  • Тяф,,тяф! / Старикову дочь в злате, / в серебре везут, /а старухину замужнеберут./

Старуха бросит ей блин:/

  • Не так тявкаешь! / Говори: «Старухину дочь замуж берут,/а стариковой дочери косточки везут...»/

Собачка съест блин /и опять:/

  • Тяф, тяф!/ Старикову дочь в злате, в серебре везут,/а старухину замуж не берут./

Старуха и блины ей кидала, / и

s

била ее, / а собачка / все свое....//

Вдруг заскрипели ворота,/отворилась дверь,/в избу идет падчерица / — в злате-серебре / так и сияет. / А за ней несут короб высокий, тя-


56



желый. Старуха глянула / и руки врозь... /

Громко, решительно Запрягай, старый хрыч,/дру

гую лошадь! / Вези, вези мою дочь в лес, / да посади на то же место.../

Старик посадил старухину дочь в сани, / повез ее в лес / на то же место, / вывалил в сугроб и уехал.//


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта