Главная страница
Навигация по странице:

  • 60G02—058 Д заказное 4300010100 103(03)—81

  • ТЕХНИКА РЕЧИ

  • Анвар и большая страна

  • Практикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт


    Скачать 205.48 Kb.
    НазваниеПрактикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт
    Дата08.11.2018
    Размер205.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdmitrieva_e_d_praktikum_po_vyrazitel_nomu_chteniyu.docx
    ТипПрактикум
    #55766
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8




    Е. Д. ДМИТРИЕВА


    ПРАКТИКУМ

    ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ

    ЧТЕНИЮ



    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР


    Московский государственный заочный педагогический институт


    Е. Д. ДМИТРИЕВА

    ПРАКТИКУМ

    ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ

    ЧТЕНИЮ

    Учебно-методическое пособие для студентов-заочников III—IV курсов факультета педагогики и методики начального обучения педагогических институтов


    МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 1981





    Рекомгндпппно Глапным управлением высших и средних педагогических учебных заведений Минштерстиа просвещения РСФСР


    Рецензенты: кандидат педагогических иаук, старший преподаватель Воронкова Е. А.
    (Свердловский ГПИ); старший преподаватель Капрела- ва А. М. (Свердлопскпй ГПШ; кандидат педагогических иаук, доцент Сту- дентова Г. Я. (ЛГПИ имени А. И. Герцена); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Соловейчик М. С. (МГЗГ1И).


    60G02—058

    Д заказное 4300010100

    103(03)—81

    © Московский государственный заочный педагогический институт (МГЗПИ), 1981 г. •



    ПРЕДИСЛОВИЕ


    В Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза сказано: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду. Решающая роль здесь, конечно, принадлежит учителю»1.

    Выполнить поставленные партией задачи смогут только учителя, идейно подготовленные, глубоко знающие свой предмет, отлично владеющие методикой обучения школьников. В формировании высококвалифицированных педагогических кадров для начальных классов ведущая роль принадлежит курсу методики родного языка. Его неотъемлемой частью является выразительное чтение, суть которого состоит в творческой передаче литературного произведения посредством живого звучащего слова, В «Программах восьмилетней школы» сказано: «Учитель должен повседневно работать над совершенствованием навыков чтения учеников, его выразительности, над обогащением словаря и развитием речи детей»2, а также вырабатывать у них «умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению»3. Таким образом, перед учителем начальных классов стоят три задачи: овладеть умением самостоятельно готовить к чтению художественное произведение, чтобы выразительно прочитать его детям; научить школьников слушать литературные тексты; освоить методику обучения выразительному чтению. Все три задачи тесно между собой связаны, причем осуществление второй и третьей находится в прямой зависимости от успешного решения первой, ибо только тот учитель сможет научить школьников понимать текст, осмысленно и эмоционально читать его, который сам усвоил основные принципы выразительного чтения.


    1 Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 60.


    2 Программы восьмилетней школы. Начальные классы. М., 1980, с. 7.


    3 Там же, с. 29.


    3



    Поэтому овладение навыками и умениями выразительного чтения — профессиональная обязанность учителя начальных классов, который постоянно имеет дело с художественными текстами и учит школьников воспринимать литературное произведение как произведение искусства.

    В учебном плане факультета подготовки учителей начальных классов на обучение студентов выразительному чтению отводится очень небольшое количество часов. Основная нагрузка по этой дисциплине приходится на самостоятельную работу студентов. В связи с этим данное пособие имеет целью ознакомить студентов-заочников с важнейшими принципами осмысленного, эмоционального чтения, помочь им в их самостоятельных занятиях по приобретению профессиональных навыков, которые в дальнейшем дадут им возможность наиболее правильно и эффективно работать с детьми.

    Пособие состоит из пяти разделов. В каждом кратко излагаются основные положения теории выразительного чтения, разработаны тренировочные задания и даны вопросы для самопроверки. При рассмотрении особенностей чтения произведений различных литературных жанров дается примерный анализ текстов для подготовки их к выразительному чтению. При составлении тренировочных упражнений и заданий предусмотрено, что студенты-заочники будут работать на практических занятиях во время сессии и самостоятельно в межсессионный период не только индивидуально, но и коллективно. Цель коллективной работы — развить навыки общения с аудиторйей, научить критически подходить к выразительному чтению текстов, оценивать качество их исполнения и исправлять недостатки. Задания, подготовленные и выполненные студентами самостоятельно, контролирует и оценивает преподаватель на практических занятиях.

    В конце пособия прилагается список литературы, использование которой поможет студентам-заочникам углубить свои знания по вопросам теории и практики выразительного чтения.

    Разделы, рассматриваемые при изучении смежных дисциплин на факультете подготовки учителей начальных классов (орфоэпия, артикуляция звуков, стихосложение и др.), в пособие не включены.

    Предлагаемые тексты для анализа, для практических заданий, примеры-пллюстрацпн плиты в основном из действующих учебников «Родной речи» для I, II и 111 классов.





    1. ТЕХНИКА РЕЧИ


    Техника речи — это система работы чтеца над своим речевым аппаратом, в которую включаются: губы, зубы, челюсти, язык, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, голосовые связки. В технику речи входят: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

    ДЫХАНИЕ

    Выразительное чтение — это процесс устной речи, в котором огромное значение имеет дыхание. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Поэтому, чтобы научиться владеть своим голосом, надо прежде всего научиться правильно дышать. Дыхание при чтении отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох—выдох—пауза. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание имеет большое значение и для слушателя и для читающего. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, так как речь ясна, звонка и хорошо слышна. Читающему же сохраняет здоровье, потому что воздух согревается, увлажняется, голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения.

    Правильным типом дыхания при чтении считается реберно- диафрагматическое, при котором воздух заполняет полностью легкие, грудная клетка расширяется, брюшной пресс выдвигается вперед, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма (грудобрюшная перегородка) опускается. Правильность дыхания легко проверить, вытянувшись лежа на спине так, чтобы голова была на одном уровне с туловищем. Положите руку на верхнюю стенку живота (для контроля движения брюшного пресса) и сделайте сначала глубокий медленный вдох так, чтобы передняя стенка живота поднялась, а затем медленный выдох, чтобы она опустилась.

    Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Воздух следует


    5





    набирать, соизмеряясь с длиной фразы, расходовать экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность произнести любую фразу свободно, без перенапряжения голосовых связок. Вдох необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов, воздух вдыхать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких пауз вдох приходится делать и через рот, чтобы дать легким как можно быстрее больше воздуха.

    Но для речи наибольшее значение имеет выдох, потому что он происходит на звуке. Выдох производится спокойно, плавно и медленно. Выдыхаемый воздух не должен переполнять легкие, так как слишком большое его количество трудно удержать, и он будет вырываться толчками, нарушая плавность речи.

    При чтении длинных фраз особенно необходимо следить за дыханием. Сделав глубокий вдох перед началом предложения, во время пауз следует производить добор воздуха — дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу.

    В развитии правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые надо делать систематически, отводя 3—5 мин на каждое. Эти упражнения проводят в хорошо проветренном помещении, спустя 30—40 мин после еды. После каждого упражнения необходим отдых. При головокружении занятия следует прекратить.

    УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

    1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

    2. Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 5 (про себя), задержка воздуха на счет 1—3 (про себя), плаппый выдох на счет от 1 до 5 (вслух).

    3. Исходное положение то же. На счет I—2 (про себя) — глубокий идох, па счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на выдохе шшшый счет вслух от 1 до К). Затем добрать воздух и продолжап. счет до 15, еще добрать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

    4. Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя), задержка воздуха на счет «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звуках ф, с, ш (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

    5. Исходное положение то же. Глубокий вдох на 1—2 (про себя), короткая задержка воздуха и на выдохе чтение пословиц (скороговорок).

    (вдох) Раз дрова, два дрова, три дрова.


    6





    (вдох) От топота копыт пыль по полю летит.

    (вдох) Голова без ума — что фонарь без свечей.

    Длинные скороговорки произносятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу.

    1. Исходное положение то же. Чтение скороговорок с дополнительным вдохом.

    (вдох) Как у горки, на пригорке (дополнительный вдох) Жили тридцать три Егорки.

    (вдох) Ребенок не грибок,

    (дополнительный вдох) В год не вырастишь.

    (вдох) Не тот глуп, кто на слова скуп,

    (дополнительный вдох) А тот глуп, кто на деле туп.

    Задания

    1. Произнесите пословицы и скороговорки, делая правильно вдох в указанных местах.

    (вдох) Подальше положишь, поближе возьмешь.

    (вдох) Не суйся в воду,/(вдох)' не узнавши броду.

    (вдох) Семь раз отмерь, / (вдох) один отрежь.

    (вдох) Как аукнется,/(вдох) так и откликнется.

    (вдох) На всякое чихание не наздравствуешься.

    (вдох) Лучше с умным потерять, / (вдох) чем с дураком найти.

    (вдох) Свинья тупорыла весь двор перерыла.

    (вдох) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    (вдох) Весна красна цветами,/(вдох) а осень плодами.

    1. Прочитайте текст и сделайте вдох в указанных местах.

    (вдох) Художник-Зима

    (вдох) Побелели поля и пригорки, (вдох) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

    (вдох) Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно, (вдох) А сама поглядывает по сторонам — (дополнительный вдох) то тут, то там свою волшебную картину исправит.



    (вдох) Вот бугорок среди поля, (дополнительный вдох) с него проказник-ветер взял да сдул белую шапку, (вдох) Нужно ее снова надеть, (вдох) А вон меж кустов серый зайчишка крадется. (вдох) Плохо ему, серенькому: (дополнительный вдох) на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, (дополнительный вдох) никуда от них не спрячешься.

    (вдох) «Оденься и ты,- косой, в белую шубку,— (дополнительный вдох) решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

    (Г. С к р е б и ц к и й. Художник-Зима).

    1. / —знак паузы.


    7





    1. Подберите текст из «Родной речи». Определите места, где следует делать вдох. Прочитайте рассказ вслух. Запишите чтение на магнитофон. Прослушайте запись и дайте самооценку дыхания.

    2. Прослушайте, как читает данный текст ваш товарищ, и оцените, правильно ли он распределяет' дыхание.

    Анвар и большая страна

    Анвар учится в третьем классе. Он задает учительнице много вопросов, и ребята смеются над ним.

    Однажды он спросил, почему их речка называется не Волга, а Зеравшан. В другой раз захотел узнать, отчего это на карте нет их поселка и нет горы Сухто. Все понимали, что Волга это- Волга, Зеравшан это Зеравшан. Анвару было стыдно, что он задает глупые вопросы. Он перестал спрашивать учительницу и каждый вечер ходил к старому Фархаду.

    (В. Б а хр ев ский.)

    ГОЛОС

    Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух. Он через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок образуется звук. Этот звук называется голосом. ,

    Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Чтение глухим, без всякой окраски голосом однообразно, скучно, быстро надоедает слушателям и плохо ими воспринимается. Голос, как и дыхание, следует развивать. Прежде всего читающий должен найти естественное звучание речи, при котором не перенапрягались бы голосовые связки, не появлялись болевые ощущения, хрипота. Лучшим является голос средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

    К своему голосу следует относиться очень бережно. Недопустимо после урока или выступления сразу же выходить на улицу в холодное время года, громко разговаривать (особенно в сирую погоду), так как холодный поздух попадает па разгоряченную слизистую оболочку голосовых связок и приводит к заболеваниям дыхательных путей.

    Голосовые связки нельзя перенапршать. Физиологическая норма голосовой нагрузки для учителя не должна превышать четырех академических часов в день с 10—15-мпнутными пере рывами между ними. Отрицательно действуют алкогольные напитки и никотин. Спиртные напитки сушат голосовые связки, что ведет к хрипоте и делает голос менее выносливым. Никотин вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, что


    8





    нарушает нормальный процесс дыхания. Кроме того, никотин раздражает слизистые оболочки полости рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов и ведет к хроническому заболеванию верхних дыхательных путей. В случае заболевания носоглотки необходимо немедленно обратиться к врачу.

    Программой педагогических институтов постановка голоса не предусмотрена, так как это процесс длительный, требующий руководства специалиста. Однако можно рекомендовать некоторые упражнения, которые помогут студенту-заочнику развить свой голос. Их надо проводить осторожно, со строгим учетом правильности дыхания.

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА

    1. Сесть. Плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки: ммм..; ллл..\ ннн.. .

    2. Исходное положение то же. К согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно: мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

    лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы\ .


    нни, ннэ, нна, нно, нну, нны и т. д.

    ' 3. Исходное положение то же. Вдох. Произнести слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем убыстряя или замедляя темп речи к концу.

    1. а) Просчитать от 1 до 10 на одной высоте, затем — повышая голос, а потом — понижая. •

    б) Просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и наоборот.

    в) Просчитать от 1 до 10, начиная медленно, кончая быстро, и наоборот.

    Тренировать голос можно на проговаривании пословиц, а также на чтении текстов, в которых следует по смыслу голос усиливать, ослаблять, повышать или понижать.

    Задания

    1. Произнесите пословицы и скороговорки сначала ровным голосом, затем постепенно усиливая его или, наоборот, ослабляя,

    У сосенки-сосёнки выросли опенки.

    Худо летом, когда солнца нету.

    Дождливое лето хуже осени.

    1. Прочитайте текст, понижая, повышая, усиливая и ослабляя голос в тех местах, где этого требует смысл.

    Загорелось Егорке сейчас в лес бежать.

    • Тять, а тять1

    • Чего тебе?


    9





    • Дозволь в лес: куропачей пострелять.

    • Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!

    • Пусти-и, тять! — жалобно тянет Егорка.

    А и то сказать: почему мальчонке не промяться? Все в избе да в избе...

    • Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерек назад. А то у меня расправа коротка — отберу ружье и ремнем еще настегаю.

    • Мигом обернусь, — обещает Егорка. Сам уж полушубок напялил и ружье с гвоздя сдернул.

    • То-то: обернусь! -- ворчит отец. — Вишь, по ночам волки в лесу воют. Смотри у меня.

    Смеркаться стало. Время ужинать, а парнишки нет. Еще время прошло. Егорки все нет. Вышел отец на крыльцо. Темь непроглядная.

    • Вуууу-уу!

    Вздрогнул лесник. Из лесу опять:

    • Вуу-уу!

    Так и есть: волк!

    (В. Б и а н к и. По следам.)

    ДИКЦИЯ1

    Хорошая дикция — одно из важнейших условий выразительности речи. Она дает возможность отчетливо произносить и быстро понимать любое слово. Четкая дикция одинаково важна и для слушающего, и для читающего. Первому она помогает быстро и точно воспринимать текст, второму облегчает дыхание и снимает напряжение голосовых связок, так как в работе принимают активное участие губы, зубы, челюсти, язык.

    Для выработки хорошей дикции, а также для исправления недостатков в произношении какого-либо звука необходимо знакомство с артикуляцией — правильным расположением органов речи полости рта при образовании нужного звука2. Очень полезно проводить систематические упражнения на энергичное произношение гласных и согласных звуков. Заниматься следует перед зеркалом, чтобы контролировать правильность расположения органов речи полости рта.

    УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИКЦИИ

    1. На гласные звуки.

    Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки: и
    эаоуы.


    1 Дикция (лат. dictio) — произношение.


    2 Артикуляция звуков рассматривается в разделе «Фонетика» курса «Современный русский язык».


    W





    Такие же упражнения проделываются и с йотированными звуками е
    яёю.

    1. На согласные звуки.

    К каждому гласному звуку присоединяется согласный. Например: бибебабобубы; ри—рерарору—ры и т. д.

    Сочетания произносятся на вдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с убыстрением темпа тихо, громче и, наконец, громко. '

    1. С более сложным сочетанием — согласный + главный+со- гласный:

    б имбембамбомбум—бым

    лирлерларлорлурлыр и т. д.

    Упражнения проделываются так же, как и предыдущие.

    Выработке отчетливого произношения способствуют упражнения на скороговорках. «Скороговорку,— учил К. Станиславский,— надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе»1,

    Скороговорку сначала надо внимательно прочитать про себя, после этого произнести беззвучно с четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, затем тихо и медленно и, наконец, громко и быстро. Во избежание механического заучивания скороговорок следует произносить их с определенной целью (направленностью): удивить, возмутить, предостеречь, сообщить и т. п. Для упражнений сначала подбирать скороговорки короткие и простые, а затем более длинные и сложные. За дыханием во время упражнений следить обязательно.

    Если произношение какого-либо звука дается с трудЬм, следует проводить дополнительные упражнения на специально подобранных скороговорках и небольших отрывках, в которых этот звук часто повторяется.

    1. Прочитайте каждую скороговорку (пословицу) про себя. Произнесите ее беззвучно с хорошей артикуляцией. Затем тихо и медленно и, наконец, громко и быстро.

    Топоры остры до поры.

    Водовоз вез воду из-под водопровода.

    Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

    Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

    Широка река, как Ока. Как, как Ока?

    Так, как Ока, река широка.

    Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.


    1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8-мн т. М„ 1955, т. 3, с. 174.

      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта