Практикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт
Скачать 205.48 Kb.
|
II
На болоте, на лугу стоит кринка творогу. Кринка творогу стоит на болоте, на лугу. Стоит кринка творогу на 'болоте, на лугу. Смелость города берет. Города берет смелость. Берет города смелость. На горе Арарат растет крупный виноград. Растет крупный виноград на горе Арарат. Крупный виноград растет на горе Арарат. Задания
Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (А. Пушки н.)
Вопросы для самопроверки
. 6. Какое значение имеет хорошая дикция для выразительна- го чтения?
12 И. СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИНТОНАЦИЯ Выбор средств речевой выразительности определяется содержанием произведения, ясным пониманием, представлением (видением) того, о чем в нем говорится, чувствами читающего, возникающими в процессе чтения, и стремлением вызвать соответствующие мысли и чувства у слушателя. Основным средством речевой выразительности является интонация. Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни интонация говорящего зависит от его стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушающему с тем, чтобы соответственно воздействовать на него. Она рождается непроизвольно, как бы сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления текста читающим, понимания им замысла и намерений автора, осознанного собственного отношения к описываемым событиям, героям, их поступкам и стремления верно передать все это слушателям. В отличие от грамматики, где принято говорить о трех видах интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной, в теории выразительного чтения говорят о бесчисленном их •множестве, их столько же, сколько чувств. Чем произведение богаче, тем разнообразнее и выразительнее интонации при его передаче. Интонация складывается из следующих элементов: логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все эти элементы находятся в тесной взаимосвязи, дополняют и обусловливают друг друга. - Задания
Завтра первое сентября. Завтра первое сентября! Завтра первое сентября? Завтра первое сентября... 13
Нос вытащит — хвост увязнет, хвост вытащит — нос увязнет. У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили. У Фомы деньги — Фомушка—Фома. У Фомы нет денег—■ Фомка—Фома.
Сказала мама: «Фу, футбол!» Сказала тетя: «Фи, футбол!» Сес-тра сказала: «Ну, футбол!»... А я ответил: «Во, футбол!» И обед не в обед, когда хозяйки нет.
Попытка не нитка, спрос не беда. Скажи, да укажи, да в рот положи. На языке мед, а под языком лед. Хвастай, хвастай, да не запирайся. ЛОГИЧЕСКОЕУДАР1НИЕ Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе. Так, например, в строке из бдсни И. Крылова «Ворона и Лисица»: Лисица видит сыр — слово сыр — главное по смыслу, так как из-за него Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому его следует выделить логическим ударением. «Ударение, — писал Станиславский, — указательный пален, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выде^ ляемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1 Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с произведением, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведет рассказ автор. Вспомним отрывок из поэмы А. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...» В нем автор рисует состояние природы и те чувства, которые возникают у него с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и чувства, связанные с ее приближением. «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, 1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Собр. соч. в 8-ми т. М., 1955, т. 3, е. 112. 14 Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу; приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора». Логическим ударением может быть выделено любое слово ео фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения читающего обратить на него внимание слушателя. Возьмем фразу: Я вчера была в кино. Поставим под ударение разные слова и посмотрим, как она будет воспринята собеседником. Я вчера была в кино (я, а не кто-то другой). Я вчера была в кино (вчера, а не в другое время). Я вчера была в кино (именно была, а не буду и не есть). Я вчера была в кино (а не где-то еще). Логическим ударением следует выделять:
Был мальчик. Звали его Филиппок. (Л. Толстой. Филип- пок.) По улицам Слона водили. (И. Крылов. Слон и Моська.);
«Мы не грозим другим народам, Но бережем просторный дом, Где место есть под небосводом Всему, живущему трудом». (С. Маршак. Наш герб.);
Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег. Стукнул в окошко большого дома .(«Каждый свое получил». Эстонская сказка.); ,
«Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит». (А. Пушкин. Зимнее утро.);
15. «Ребята с первых школьных дней Должны учиться лучше — На радость Родине своей, Прекрасной и могучей!» (Н. Забила. Мечты о будущем.);
И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь. (Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост.) ' Однако, если читающий хочет особо выделить признак предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном: А время летело, быстро летело... Наступил и роковой день. (Д. Мами н-С и б и р я к. Серая Шейка.);
«Песни октябрятские Радостно звучат». . (3. Александрова. Песенка про звездочку.);
Как живая, стонала яблоня, корнями упиралась, ветками своими королевских слуг хлестала. («Чудесная яблоня». Польская сказка.);
Скрутили ее канатами, положили на телегу и повезли во дворец. («Чудесная яблоня». Польская сказка.);
«Соседка, перестань срамиться,— Ей Шавка говорит». (И. Крылов. Слон и Моська.) Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется: Вперед чужой беде не смейся, Голубок. (И. Крылов. Чиж и Голубь.);
«Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой». (И. Крылов. Зеркало и Обезьяна.);
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» (И. Крылов. Кукушка и Петух.). 16 Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Однако следует твердо усвоить, что необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной поэтического произведения и стремление особо выде*' лить рифмующиеся слова может привести к нарушению внутреннего смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах вьюгу, рад, испугу, к югу, летят смысл стихотворения будет искажен, и наоборот, при верном выделении наиболее важных в смысловом отношении слов текст будет воспринят быстро и точно: «Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят...» (А. Фет. Ласточки пропали...) Приведенные примеры облегчают подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего особо выделить какое-либо слово перестановка ударения допустима, если это не противоречит замыслу автора, вытекает из внутреннего смысла текста (подтекст) и отвечает эмоциональному восприятию произведения чтецом. Так, в двустишии' «Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет...» (М. Лермонтов. На смерть поэта.) логическое ударение можно сделать не на существительном сердце, а на прилагательном пустое, если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы. Задания
Летом я отдыхала на юге. Летом я отдыхала на юге. Летом я отдыхала на юге. Летом я отдыхала на юге.
17
' 4. Прочитайте стихотворение Б. Жуковского «Жаворонок» («Родная речь», II класс), проставьте логические ударения, запишите свое чтение на магнитофонную лепту. Прослушайте запись, оцените чтение. ПАУЗЫ Поток речи разделяется на группы слов, связанных между собой по смыслу. Эти группы принято называть речевыми звеньями, а остановки между ними — паузами. Паузы обуславливаются физиологической потребностью человека перевести дыхание, грамматическим строем речи и эмоциями читающего. Наша речь произносится на выдохе. Но, чтобы выдохнуть воздух, необходимо предварительно сделать вдох, т. е. прервать поток слов. Происходит остановка — пауза. Физиологическую потребность говорящего перевести дыхание необходимо подчинить логике речи: делать вдох (или добор воздуха) в тех местах, где по смыслу возможна остановка. Неверно сделанная пауза может извратить смысл предложения или вообще лишить его смысла. Так, например, если фразу> Сегодня состоится беседа «Как обучать детей русскому языку» в шесть часов тридцать минут прочитать без паузы перед словами в шесть часов, она прозвучит бессмысленно, и слушатель поймет, что беседа будет идти о том, как обучать детей русскому языку в течение шести часов тридцати минут. Различают паузы трех типов: логические, психологические, ритмические. Логические паузы между речевыми звеньями объединяют слова в слитные сочетания. Такие паузы вносят в речь порядок, придают фразе стройность и завершенность, дают возможность слушателю осознать сказанное и подготовиться к дальнейшему слушанию. Логические паузы не означают остановки мысли. Внимание читающего продолжает сосредоточиваться на тексте. О и «...как бы подыскивает более точные и убедительные слова для передачи своего отношения к содержанию произведения»1. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания, поэтому их называют также грамматическими. Однако нельзя механически делать паузы па знаках препинания. Бывают случаи, когда логическую паузу необходимо сделать там, где знаки препинания отсутствуют (обозначим ее значком /). Например: 1 Я з о в и ц к и й Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л., 1963, с. 92—93. 18 а) между подлежащим и сказуемым — Старая Прасковья/колола дрова на кривом пеньке. (В. Василевская. Изба под березами.); б) перед соединительными союзами и, да — Когда Никита ушел, Желтухин оправился/и стал думать. (А. Т о л с т о й. Жел- тухин.); в) при инверсии (необычный порядок слов) — А орешки не простые, все скорлупки /золотые. (А. Пушкин. Сказка о даре Салтане.) Логические паузы обычно не делают перед знаками препинания в следующих случаях: а) перед обращением, стоящим в середине или конце фразы: Берегите, дети, этот ковер. («Голубой ковер». Таджикская легенда.) Будет шутить, хозяин!—кричал старый Воробей сверху. (Д. Мами н-С и б и р я к. Старый Воробей.); б) перед вводными слов.ами: Они, очевидно, заметили, что именно сюда идет много народу. (В. Бон ч-Б р у е в и ч. В первые дни Октября.); . в) при коротких сочетаниях слов: Ой, ой, — кричит Лиса, — возьми, Песик, курочку! (Сказка «Волчья песня».) . По определению К. Станиславского, психологическая пауза— это «красноречивое молчание», во время которого продолжается работа мысли чтеца, длятся его переживания, связанные с содержанием произведения. Психологические паузы не всегда совпадают со знаками препинания. Они могут быть поставлены в любом мосте текста и быть любой длины, но обязательно должны соответствовать внутреннему смыслу произведения, душевному состоянию чтеца и его эмоционально-творческим намерениям.
«На пороге сидит его'старуха, А перед нею/разбитое корыто». (А. П ушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.) Передача неожиданного конца сказки становится особенно яркой при постановке психологической паузы перед словами разбитое корыто. |