Практикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт
Скачать 205.48 Kb.
|
Примерный анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое •хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущности хорошего и :плохого. Поэтому, читая заглавие, учитель уже должен готовить детей к восприятию тех положительных и отрицательных •явлений, о которых предстоит им услышать. Наибольшую •смысловую нагрузку несут слова хорошо и плохо. Они выделены автором не только в отдельную строку, но и разрядкой1. 'Поэтому при чтении их следует выдвинуть на первый план, поставить на них логическое ударение. Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание делать хорошо и не делать плохо. Центральные образы стихотворения — отец и сын. Отец — -человек доброжелательный и знающий жизнь. Он охотно со- 1 Более редкая, чем обычно, постановка букв в слове для выделения ;Этого слова в тексте. 64 глашаетсн ответить на вопрос сына и на конкретных фактах: убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо. Приводимые им примеры просты, жизненны, доступны пониманию ребенка, часто хорошо ему знакомы. Рисок л:» отца занимает в произведении центральное место.. Г.го передача потребует от учителя живых, естественных раз- тпормых интонаций, в которых проявляется теплое, доброжелатели.мое отношение к ребенку, желание пробудить в нем отрицательное отношение ко всему плохому и вызвать стремление подражать тому, кто поступает хорошо. Рассказ отца носит дидактический характер. Мораль вытекает естественно, из конкретных жизненных случаев. Поэтому читать слова отца следует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и почувствовать, что хорошо и что плохо, доказать им необходимость хороших поступков. Дурное поведение, плохие поступки,, трусость, лень должны быть преподнесены так, чтобы они были правильно восприняты детьми и вызвали бы у них недовольство, осуждение, гнев, возмущение. Так, читая строфу: «Если бьет/ дрянной драчун/ Слабого мальчишку,/ Я такого/ не хочу/ Даже/ вставить в книжку.//», учителю следует выразить возмущение и вызвать у детей гневное осуждение поведения мальчика. И наоборот, чтение строк, рисующих смелых, находчивых, трудолюбивых детей, совершающих хорошие поступки, потребует ласковых, теплых, мягких интонаций, выражающих удовольствие. О таких детях надо читать, как бы ставя их в пример: «Этот мальчик/ так хорош,/ Загляденье просто!/ или: Храбрый мальчик,/ хорошо,/ В жизни J пригодится./» Слова храбрый мальчик, хорошо, пригодится надо подчеркнуть, чтобы вызвать у детей удовлетворение похвалой, высказанной в адрес храброго мальчика. Б Н. Д. Дмитриева 65 Второй герой стихотворения — крошка-сын. Поэт почти ничего не сообщает о нем. Но и то немногое, что сказано, дает возможность ясно представить себе его образ. Это маленький, мальчик, кроха, как ласково называет его автор, любознательный, умный. Он хочет знать, что такое хорошо и что такое плохо. Он внимательно слушает рассказ отца и приходит к твердому убеждению: «Буду делать хорошо И не буду — ' плохо». Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в начале и в конце стихотворения. Сначала В. Маяковский описывает приход ребенка к отцу. Эти строки надо прочитать тепло, задушевно, нежно, выделив слова крошка, кроха, чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу. Вывод, к которому приходит сын после рассказа отца, имеет большое воспитательное значение: в нем содержится решение поступать только хорошо. Поэтому конец стихотворения читать надо убедительно, замедленно, с сильными логическими ударениями, паузами и вместе с тем живо, так как- мальчик радостный пошел, удовлетворенный ответом отца, надо, чтобы дети почувствовали решительность крохи, разделили его чувства, согласились с ним и последовали его примеру. В стихотворении можно выделить три части:
делать хорошо И не буду — плох о». Каждая часть содержит законченную мысль, рисует определенную картину, поэтому при чтении должна отделяться от предыдущей длительной паузой. Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотворения обязательно, так как они выполняют определенную задачу в раскрытии смысла стиха: «Этот чистит валенки,/ Моет/ сам/ калоши./ Он/ хотя и маленький,/ Но вполне хороший./» «6 Постяповкя ритмических пауз после каждой строки делает слона особенно значимыми, а исполнение — эмоциональным. Чтение* токстл без соблюдения этих пауз лишит стих того ярко иырижоиноп) одобрительного оттенка, который помогает детям петпес ноеирппять положительные явления. 1'отоня произведение к выразительному чтению, надо обратить шшмпппе и на эмоциональное значение звуковой органи- поэтической речи В. Маяковского: рифму, аллитерацию, li стихотворении они тесно связаны с содержанием. Так, начиная рассказ отца, поэт прибегает к многократному повторению звука р, что усиливает впечатление разбушевавшейся бури: «Если ветер крыши рвет, Если град загрохал...» Чтобы эмоционально передать текст, необходимо выделять голосом повторяющиеся звуки. Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Идея: «Буду делать хорошо и не буду — плохо». Главные образы: отец и сын. С южет: беседа отца с сыном. Элементы сюжета: завязка: «Крошка-сын к отцу пришел»; развитие действия: рассказ отца; кульминация: заключительные слова отца; развязка: решение сына. Задача чтения: показать хорошее и плохое с тем, чтобы воспитать в детях стремление поступать только хорошо. Часть первая: «Крошка-сьгн к отцу пришел» Задача чтения: вызвать симпатию к сыну и заинтере- сопать слушателей его вопросом. Крошка-сын/ к отцу пришел,/ . и спросила кроха:/
хорошо/ и что такое/
67 У меня секретов / нет, слушайте, детишки, — папы этого/ Медленнее ответ/ помещаю в книжке.// Часть вторая: «Рассказ отца» Задача чтения: показать положительное и отрицательное в жизни и возбудить у детей желание поступать хорошо.
если/ град загрохал,/ каждый знает, это вот/ дЛя прогулок/ плохо.// Дождь покапал/ и прошел./ 'Солнце/ •• в целом свете./ Это —/ очень хорошо/ И большим/ и детям.// Если/сын чернее ночи, грязь лежит/ на рожице, — / ясно, /это/ плохо очень/ для ребячьей кожицы. Если / мальчик/ любит мыле/ и зубной порошок,/ этот мальчик/ очень милый,/ поступает хорошо.// Если бьет €8 Медленнее дрянной драчун/ слабого мальчишку,/ я такого не хочу/ - даже вставить в книжку.// Этот вот кричит:/
тех,/ кто меньше ростом! —/ Этот мальчик/ так хорош,/ загляденье просто!// Если ты/ порвал подряд/ книжицу и мячик,/ октябрята говорят:/ плоховатый мальчик.// Если мальчик любит труд,/ тычет в книжку/ пальчик,/ про такого/ пишут тут:/ он хороший мальчик.// От вороны/ карапуз/ убежал, заохав./ Мальчик этот/ просто трус./ Это,/ очень плохо.// Этот,/ хоть и сам с вершак,/ спорит/с грозной птицей./ Храбрый мальчик, / хорошо,/ в жизни / пригодится.// Этот/ , в грязь полез/ и рад,/ 69 что грязна рубаха. Про такого говорят:/ он плохой, неряха.// Этот чистит валенки,/ моет/ сам/ калоши./ Он/ хотя и маленький,/ но вполне .хороший.// Помни / это каждый сын./ Знай/ любой ребенок:/ вырастет/ из сына/ евин,/ если сын —/ свиненок.// Часть третья: «Буду делать хорошо и не буду плохо» Задача чтения: убедить детей в правильности решения сына. Мальчик/ радостный пошел,/ и решила кроха:/ Медленнее «Буду/ делать хорошо/ и не буду — плохо».// Задания
А. Майкова «Осень» («Родная речь», III класс), прочтите его и запишите на магнитофон, затем прослушайте запись и напишите отзыв. 70
В. Маяковского «Кем быть?» («Родная речь», III класс), и оцените его исполнение.
ЧТЕНИЕ БАСЕН В программе начальных классов большое место отведено чтению басен. Басня занимает особое место среди литературных жанров. Это короткое аллегорическое произведение поучительного характера, чаще стихотворной формы. Как правило, она состоит из двух частей: изображение событий или рассказа о них и нравоучения (морали). Мораль может быть и в конце, и в начале басни, а 'иногда нравоучение вытекает непосредственно из содержания (И. Крылов. «Любопытный»). Изображение действия, событий дается в форме повествования, рассказа, беседы, большое место занимает диалог — разговор между героями. Каждая басня обязательно включает элементы комизма, юмор. Соответственно содержанию, построению и языку басню читают как простой рассказ, приближающийся к обыденной речи. Естественность и убежденность — непременные условия чтения. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые события происходили в действительности. И чтец выступает как собеседник, рассказывающий своим слушателям поучительный случай, о котором он слышал или свидетелем которого был сам. Правдивость рассказа особенно важна при чтении басни детям. Поверив исполнителю, они отчетливо представляют себе все, о чем говорится в басне, ярко воспримут и остро переживут содержание ее. Учитель должен постоянно обращаться к детям, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям. Особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку она раскрывает основной замысел автора, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей. Назидание должно быть прочитано так, чтобы дети задумались над ним. Однако мораль никогда не следует навязывать, читать нарочито серьезно, она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию. Очень важно при чтении басни сохранить речевое богатство произведения. Речь автора — веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном случае, излагается с естественными разговорными интонациями. Причем баснописец не только передает события, 71 но и выражает свое отношение к ним. Для этого чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мысли, намерения автора. Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица» И. Крылова), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство (он дважды называет ее «плутовкой»), выражая этим свое отношение к ее поступкам. Эти чувства автора и надо передать при чтении: слово плутовка произнести с лукавой интонацией и в последней фразе перед ним сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в ее поведении. Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако не следует прибегать к игре, нужно пересказать, процитировать речь каждого действующего лица, не перевоплощаясь в передаваемый образ. «... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В. Белинский, — и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная...; лев — грозно могучий, величественно страшный»1. Это облегчает представление читающим каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение. Однако, используя для передачи басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к пониманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность их изображения будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно он представляет себе идею произведения и цель своего чтения. Так, идея басни И. Крылова «Ворона и Лисица» — осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения — заклеймить льстеца и осудить глупца. Чтец особый упор делает на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно на лесть, хитрость, так как в басне Лиса лестью добивается намеченной цели, и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису, и глупую Ворону, податливую на лесть. Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построение стиха И. Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строке, ритмической паузе в его произведениях надо относиться очень внимательно и не ломать стихотворной строки. В баснях И. Крылова иногда наблюдается постановка ударений, несвойственных современным нормам литературного произношения. Например, И щуку бросили в реку.., («Щука»)^ Эту особенность следует соблюдать, так как в противном слу 1 Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова. — Полн. собр.' соч. М.» 1954, т. 4, с. 149. 72 чае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую' стройность. , В школьной практике часто встречается чтение басен породим. В этом случае чтец является не рассказчиком, а персонажем, он перевоплощается в героя и обращается уже не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот, кто читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом. Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»- для подготовки ее к выразительному чтению Основная идея басни — воспитание дружбы, взаимопомощи, слаженности в работе. Задача чтеца — осудить разобщенность героев ,и убедить слушателей в том, что только коллективный труд дает положительные результаты. В басне три действующих лица — Лебедь, Щука и Рак. Автор не дает им характеристики, не раскрывает их внутренний мир, а просто сообщает об их поведении и очень убедительно показывает сущность их «взаимосвязи», отношение друг к другу, подчеркивая нежелание и неумение делать общее дело сообща. Взявшись везти с поклажей воз, они не могут согласовать свои действия, и каждый поступает по своему усмотрению: Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В результате их действия не достигают желаемой цели: воз и ныне там. Басня начинается с морали, в которой заключена основная ее идея, — когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Мораль надо прочитать не быстро, передать имеющееся н ней поучение, выделив слова согласья нет, на лад, не пойдет, чтобы сосредоточить внимание слушателей на главном. Поучение от повествования необходимо отделить паузой, что даст нозможность слушателям глубже осознать замысел автора и психологически подготовить их к осмыслению рассказа о незадачливых героях, поведение которых служит яркой иллюстрацией к тому положению, которое выдвинуто автором вначале. Первая фраза басенного рассказа — Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись — является завязкой. Прочитать ее надо не быстро, после слова однажды сделать психологическую паузу, чтобы насторожить ребят, повысить их интерес к тому, о чем пойдет речь. Слова Лебедь, Рак, Щука поставить под ударение, так как в них содержится сообщение о героях басни, от действий которых будет зависеть результат начатого дела. С целью правильной передачи идеи главный упор при чтении следует сделать на те места, в которых рас 73 крывается причина несостоятельности героев осуществить задуманное: каждый из них действует в одиночку, по своему усмотрению, не согласуя свое поведение с товарищем. На эту несогласованность необходимо обратить внимание слушателей, так как ее следствием является развязка басни: дело остается несделанным. При чтении надо подчеркнуть слова рвется в облака, пятится назад, тянет в воду, которые особенно ярко характеризуют несогласованные действия героев. Особого внимания потребует развязка: а воз и ныне там. В ней подведен итог действий героев. Она наглядно иллюстрирует основную мысль басни. Поэтому читать ее надо несколько замедленно. После слова воз можно сделать короткую психологическую паузу, чтобы заставить ребят внимательно следить за результатом усилий Лебедя, Рака и Щуки. Фразу а воз и ныне там следует произнести так, чтобы слушатели убедились в бесполезности несогласованных действий, поняли, что только дружно, сообща можно выполнить задуманное дело. Примерный план анализа басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению Идея: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Образы: Лебедь, Щука и Рак. Сюжет: усилия Лебедя, Рака и Щуки. Э л е м е н т ы с ю ж е т а: ' . завязка: «Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись»; кульминация: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет вводу»; развязка: «Да только воз и ныне там». Задача чтения: убедить в том, что без общих усилий, дружбы, взаимопомощи никакого дела сделать нельзя. [Когда в товарищах согласья нет,/ На лад их дело / не пойдет./ И выйдет из него не дело, / только мука.// Однажды / Лебедь, / Рак / да Щука/ Везти с поклажей воз взялись,/ И вместе трое все в него впряглись,/ Из кожи лезут вон, / а возу все нет ходу!// Поклажа бы для них казалась и легка:/ 74 Да Лебедь / рвется в облака,/ Рак пятится назад, / а Щука / тянет в воду.// Медленнее Кто виноват из них, /кто прав,/ — судить не нам;/ Да только воз / и ныне там.// Примерный разбор басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовки ее к выразительному чтению Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» — осмеяние безделья, праздности и воспитание уважения к труду. Задача воспитателя— раскрыть идею басни, осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья. Чтобы верно передать идею басни, необходимо ясно представить действующих лиц, их внешность, характер, поступки, язык. В басне два действующих лица — Стрекоза и Муравей. Описания их внешности не дано, но они хорошо известны каждому. Крылов останавливается на внутренних свойствах характера своих героев, которые определяют их поведение и поступки. Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко исполнитель представляет себе ее построение. Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части. Часть первая — «Попрыгунья Стрекоза». Басня начинается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе. Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро. Такое чтение, не отвечающее смыслу басни, не дойдет до сознания слушателей и не произведет на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить драматически, делая упор на тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе. Чтец все время должен помнить о своей исполнительской задаче — показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, иронично, описание зимы— повествовательно, несколько замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателями суровую картину русской зимы. Фразу К Муравью ползет она, содержащую начало действия, следует выделить, чтобы заставить детей ждать продолжения. Часть вторая — «Расплата за безделье». Эту часть нужно исполнять так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многообразие ее интонаций. Интерес детей к развитию событий должен нарастать. Взволнованность и напряженность интонаций чтеца достигает предела в фразе 75 Ты все пела? это дело, за которой следует благоразумный ответ Муравья: Так поди же, попляши! Последнюю фразу надо прочитать так, чтобы дети почувст- вовали правоту Муравья, удовлетворение развязкой басни. |