Практикум по выразительному чтению министерство просвещения рсфср московский государственный заочный педагогический институт
Скачать 205.48 Kb.
|
Часть пятая: «Расплата» Задача чтения: показать грубость старухиной дочери, отметить справедливость Морозко и убедить детей в правиль- ности наказания старухи и ее дочери. Старухина дочь сидит, / зубами стучит./ А Морозко / по лесу потрес- кивает, I с елки на елку поскакива- ет, / пощелкивает, / на старухину дочь поглядывает:
А она ему:
трещи, Морозко.../ Морозко стал ниже спускаться,/ пуще потрескивать, / пощелкивать./
57 Сурово Г рубо Медленнее Испытывающе Грубо Выжидательно Грубо Замедляя Быстрее Замедляя Медленно Рассердился Морозко,/да так хватил,/что старухина дочь окостенела.// Чуть свет старуха посылает мужа:/
? зи ее в злате-серебре.../ Старик уехал. /А собачка столом: поД Старикову дочь а старухиной/в
мешке косточки везут./ Старуха кинула ей пирог:/
А собачка все свое:
/• ри в мешке косточки везут.../ Заскрипели ворота,/старуха кинулась встречать дочь./Рогожу отвернула,/а дочь лежит в санях мертвая./ Заголосила старуха, да поздно.// Задания
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Наибольшую трудность для учителей начальных классов представляет чтение стихотворений. Объясняется это в основ- 58 пом незнанием теории стихосложения и недооценкой серьезности .'лого инца работы. Содержание -любого стихотворения неразрывно связано со миукоиоЙ 0|>гаинзаимей стихотворной речи. Создавая произведение, пет использует определенные художественные приемы, которые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и эмоционально выразить свои мысли, чувства, настроение. Поэтому учитель, помимо верной передачи основной идеи, поэтических образов, раскрытия внутреннего мира автора, его чувств, переживаний, должен дать почувствовать детям ритмичность и музыкальность исполняемого стиха. Этого можно достигнуть только при условии знания теории стихосложения, закономерностей стихотворной речи. Даже одаренные учителя, но не знакомые с принципами организации стихотворной речи, читают стихотворения монотонно, неверно, часто искажая их содержание. Они или сливают стихотворные строки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе; нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания «а ее синтаксическое построение, не видят образов. Знание теории стихосложения — необходимое условие овладения техникой выразительного чтения стихотворных произведений. Строение стиха-отличается от строения прозы. Это отличие имеется не только во внутренней, но и во внешней организации речи. Для прозы характерно свободное расположение слов, свойственное разговорной речи. Стихотворная речь ритмически организована. Для нее характерно деление на определенные ритмические отрезки, которые называются стихом или стихотворной строкой. Правильное их чтение наглядно показывает звуковое отличие сгихотвореиий от прозы. Независимо от того, совпадает пли нет стихотворная строка с окончанием предложения, в конце ее обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. В противном случае стихотворение будет звучать, как проза. Роль ритмической паузы ни и коем случае нельзя сводить к механическому разделению стихотворных строк. Она помогает раскрыть содержание и способствует передаче различных оттенков чувств. Длина паузы зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки следует повысить голос, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения, и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную наузу. Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха делается иногда дополнительная пауза — цезура, которая делит стихотворную строку на два полустишия. 59 «У старинушки/ — три сына:/ Старший / — умный был детина,/ Средний сын / — и так и сяк,/ Младший /— вовсе был дурак.//» (П. Ершов. !К.онек-горбунок.) Как и любое средство речевой выразительности, цезура должна быть внутренне оправдана. Так, постановка uesvnbi между словами у старинушки и три сына делает их более выпуклыми, яркими, эмоциональными. Пауза после слов старший, средний сын и младший фиксирует внимание слушателя на смысловом содержании слов умный, так и сяк, вовсе был дурак, чем способствует более образному представлению каждого сына старика. Ритмическая пауза и цезура (при совпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровождение их вдохом или добором воздуха нарушило бы целостное восприятие смысла предложения. Стихотворные строчки, как правило1, объединяются рифмой. Рифма — это звуковой повтор в конце стихотворных строк. Она имеет большое значение для правильного выразительного чтения стихотворных произведений. Во многих случаях рифмуют слова, которые имеют главное смысловое значение. Рифма объединяет стихотворные строки, «...возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее,'заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе»2. Поэтому рифму необходимо сохранить при чтении. Однако не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения. Такое выделение вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие, а стихотворение утратит свою музыкальность, каждая строка будет звучать отрывочно, невыразительно. Процитируем для примера отрывок иа стихотворения Ф. Тютчева «Весна». «Зима недаром злится: Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора». Если в этом поэтическом отрывке произнести подчеркнуто рифмующиеся слова злится, стучится, пора, двора, смысл его утратится. Рубленые строки нарушат мерность стихотворной речи, ее плавность и благозвучность. В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, главное, его необходимо при чтении выдвинуть на первый план. 1 Без рифмы пишутся, например, «белые стихи». а Маяковский В. В. Как делать стихн? — Поли. собр. соч. М., 1959» т. 12, с. 105. 60 Тогда рифма будет не просто связывать стихотворные строки, но и нести определенную смысловую нагрузку. «Сработать мебель мудрено:// сначала/ мы/ берем бревно// И пилим доски/ Длинные и плоские.//» (В. Маяковский. Кем быть?) Слова мудрено, бревно, доски, длинные и плоские не прост то объединяют стихотворные строки, но и заключают важную* мысль: сделать мебель не просто (мудрено), нужен определенный материал (бревно, доски). Для русского стихотворения характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Сочетание ударного слова с безударным называется стопой. Стопа бывает двусложная и трехсложная. Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге: I ^ / W Ласточки пропали... (А. Фет) Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: Уж небо осенью дышало... (А. П у ш к и н) Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом; слоге: Родина-мать: по равнинам твоим... (Н. Некрасов) Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на втором слоге: Над вольным Дунаем, Над славным Днепром... (С. П о г о р е л о в с к и й) Анапест — трехсложная стопа с ударением на третьем* слоге: Вот ворона на крыше покатой... (А. Б л о к) 61 Характер стоп определяется замыслом поэта, его намерениями воспроизвести то или иное настроение, переживание, действие. Так, рисуя сказочную обстановку во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», А. Пушкин употребляет ямбическую стопу, так как ямб придает определенную ритмичность и плавность стиху, соответствующую мерному движению ученого кота, неторопливо рассказывающего сказки. «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом...» Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы — строфы. «Строфой называется составляющая, как правило, синтаксическое целое, выражающее какую-либо законченную мысль, со свойственной- этой группе стихов системой рифмовки и общностью интонаций»1. Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, что способствует четкому восприятию как каждой части, так и всего стихотворения в целом. Поэтому при чтении необходимо отделять одну строфу от другой паузой. «Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят...// Скоро гости к тебе соберутся. Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари». (И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает...) Стихотворение И. Никитина воссоздает яркие картины наступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной русской природе. Каждая строка полна радостным ощущением близости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа ^рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональный смысл. Задача учителя — передать красоту приближающейся весны, вызвать чувство радостного ожидания ее прихода, заставить любоваться нарисованными автором картинами. Стихотворение написано в форме обращения автора к слушателю. Поэтому читать его следует тепло, ласково, живо, естественно, передавая радость, волнение поэта. Общение со слушателем будет очень тесным. Строки, содержащие непосредст 1 Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975, с. 196. 62 венное обращение (Полюбуйся, весна наступает..., сколько гнем) понавьют, посмотри!), прозвучат задушевно, интимно. Стихотворение состоит из двух строф. В первой обрисовано ел мое начало весны, когда еще только прилетают журавли II ручьи по оврагам шумят. Задача учителя — зримо, весомо, взволнованно передать приближение весны. Слушатели должны как бы услышать шум ручья, увидеть блеск солнца, прилет клрлвана журавлей. Чтецу следует стремиться вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся природой, па первый план выдвинуть слова полюбуйся, весна, журавли, ручьи. Вторая строфа передает восторг автора наступлением весны, когда все оживает, птицы вьют гнезда и поют день-деньской от зари до зари. Чтец должен заразить слушателя волнением, связанным с ожиданием весны, вызвать у него восторг от пробуждения природы. Под ударением будут слова, воссоздающие яркую картину весны: гости, гнезд, звуки, песни. Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит естественно, очень тепло, радостно. Поскольку обе стопы рисуют хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой. Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации (повторение одинаковых согласных) и ассонанса (повторение одинаковых гласных) для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия. Например: «Поет зима-аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвопом сосняка». (С. Е с е н и н.) «Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи...» (С. Марша к.) Поскольку и ассонанс и' аллитерация являются средствами раскрытия идейного содержания, поэтических образов, их надо уметь передать при чтении: выделять те звуки, которые помогают зарисовке картины, явления, действия. Однако не следует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и переходить к звукоподражанию. Это повлечет за собой формализм, приведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотворения. . Большое внимание надо обратить на заключительную строку. Она может выражать завершенную и незавершенную мысль, «Весне и горя мало: Умылася в снегу 63 И лишь румяней стала Наперекор врагу». (Ф. Тютчев. Весна.) «Он с детских лет мечтал о том, Чтоб на родной земле Жил человек своим трудом И не был в кабале...» (С. Михалков. В Музее В. И. Ленина.) Особенность заключительной строки необходимо уметь передать при чтении соответствующей интонацией, понижая или повышая голос в зависимости от смысла предложения. Так, в первом случае («Весна») мысль закончена, поэтому голос следует понизить, во втором («В Музее В. И. Ленина») мысль не .завершена, голос надо повысить, чтобы слушатель почувствовал некоторую недоговоренность, которую поэт передает в стихе. Стихотворные строчки короче строк прозаического произведения. Поэт пользуется только теми словами, которые помогают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увеличивает значимость каждого слова в поэтическом произведении. При чтении стихов надо постоянно помнить об этой особенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления. |