ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений
Скачать 444.5 Kb.
|
4. Учение о государстве и праве Аристотеля. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считается родоначальником политической нации, сформировал ее предмет и метод. Его труды: «Политика», «Афинская полития». Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Для этого необходимо наличие добродетели: мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они являются приобретенным состоянием души человека и их наличие отличает человека от животного. Политика государства обусловлена природой человека как политического существа. Она выражается в потребности жить сообща и наличии представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Политика есть сфера интеграции граждан в сообщество, в цивилизованную форму общности. Ее цель – благо всего народа и государства. Политик должен учитывать природу человека и не ставить своей задачей воспитание нравственности граждан. Достаточно, чтобы они обладали качествами граждан (умение повиноваться властям и законам). Аристотель рассматривает государство как совершенную форму жизни людей. Политическое устройство – это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно включает: - три ветви власти (законодательная, судебная, административная); - власть закона. Закон есть бесстрастный разум. Основание, по которому властвующие должны властвовать и защищать форму государственного быта, – закон. Главный элемент государства – граждане. К ним относятся те, кто участвует в управлении, несет военную службу и служит богам. Исключение – рабы. Государство есть продукт естественного развития. Изначально существовала семья, в которой были отношения троякого рода: господские (власть домоправителя), супружеские и родительские. Семьи организуются в селения, а те объединяются в государства. Таким образом, Аристотель является основателем патриархальной теории возникновения государства. Формы правления: правильные (монархия, аристократия, полития (самая лучшая)); неправильные (тирания, олигархия, демократия). Условия существования идеального государства: ограниченная территория; численность населения. В нем должна быть аристократическая форма правления, при которой гражданами являются только правители и воины. Земли в таком государстве нужно делить на общие и частные. Сочетание всех этих условий неосуществимо. Возможна лучшая форма государственного устройства. Она должна быть смешанной (добродетели лучших форм) и умеренной (чтобы можно было преодолеть недостатки олигархии и демократии). Это полития. Признаки политии: собственность средних размеров; преобладание среднего класса со средним достатком; социальной опорой власти являются землевладельцы; политическая власть – в руках воинов; принцип политической справедливости. Существует справедливость уравнивающая (имущественные отношения) и распределяющая (социальный статус человека). Распределяющая справедливость предполагает назначение на должности и поощрения в соответствии с заслугами человека. В жизни одна форма правления переходит в другую. «Никомахова этика» - право возникает в процессе политического общения людей и есть отношение одного человека к другому. Право служит критерием справедливости и выступает регулирующей нормой политического поведения. Хорошее законодательство и действующее вместе с ним законодательство воспитывает человеческие добродетели (чувство справедливости). Закон есть право. Существует именно политическое право. Оно делится на естественное и волеустановленное (условное). Естественное – это то, которое везде имеет одинаковое значение, не зависит от признания его или не признания. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению. Волеустановленное – это равная мера, регулирующая отношения между людьми. Это писаное право и обычаи. Обосновывается принцип законности – власть божества и разума. 5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков). Эпикурейцы являются сторонниками Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.). Человек и общество подвержены естественному процессу всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их со своим поведением – этика. Человек – существо разумное. Он стремится к свободе (мере разумного поведения), получению удовольствия и достижению атараксии (безмятежности). Он должен довольствоваться немногим, ограничивать свои желания, стремиться к независимости от общества. Для достижения счастья люди должны совершенствоваться - создаются государства и законы. В догосударственном состоянии люди подобны животным. Ими владеют страх и вражда; для обеспечения безопасности создаются правовые нормы. Государство есть форма политического общения, ассоциация морально совершенных людей, созданная в целях безопасности и преодоления страха. Справедливость носит условный характер. Эпикур различает право и закон. Закон есть гарантия автономии личности. Он должен быть справедливым, соответствующим естественному праву, которое есть представление о природной справедливости. Законы должны ограждать мудрых от толпы. Эпикур выступает за умеренную демократию. Стоицизм. Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н. э.). Главными деятелями стоицизма также являются Марк Аврелий, Сенека, Клеанф и др. Они критикуют идеи эпикурейцев, а развивают идеи Платона и Аристотеля. Они исходят из предопределенности всего сущего и фатализма мирового закона, т. е. судьбы, разума мироздания, универсального закона всего сущего. Согласно Зенону, «естественный закон божественен и обладает силой, повелевающей делать правильно и запрещающей противоположное». Естественное право установлено природой. Согласно с ним должен жить каждый человек. Природное стремление к общению, связь между людьми есть основания возникновения государства. Цель государства – общее благо и справедливость. Идеальное общественное устройство – в духе Платона. Право есть мера должного поведения, жизнь в согласии с природой. Есть естественное право (выше всего) и позитивное законы, обычаи. «Чего не желаешь себе, не делай другому». Учения стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (200 - 123 гг. до н. э.). «История в сорока книгах» - основной труд. Всем в мире правит закон судьбы. Человек, как часть природы, должен повиноваться ему. Общество, как любой природный организм, зарождается, достигает расцвета и приходит к упадку. Так и возникает государство. Потребность в государстве обусловлена в слабости человека. Исторический процесс есть смена форм государства, каждая из которых страдает несовершенством: монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия. Лучшая форма – смешанная: Римская Республика. Право состоит в том, чтобы жить в согласии с природой, честно и добродетельно. Именно благодаря обычаям и законам, благоустроенное государство устойчиво и не вырождается. 6. Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов. Политико-правовая мысль Древнего Рима характеризуется: рационализм; возникновение юриспруденции как политической и правовой науки; легитимизация власти и властных институтов осуществлялась в связи с идеей права и закона. Господствующие классы разрабатывают правовые механизмы защиты собственных интересов. Государство рассматривалось как публично-правовая общность, основанная на согласии в основах права и служащая для защиты имущества. право понималось как всеобщий, равный масштаб, соответствующий природе вещей. Этапы развития Древнего Рима: царский (754 - 509 гг. до н. э.); республиканский (509 - 27 гг. до н. э.); императорский (27 г. до н. э. – 476 г.). Марк Тулий Цицирон (106 – 43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, мыслитель. Труды «О государстве», «О законах». Он заложил основу юридическим традициям. Государство есть общий правопорядок. Народ – это соединение многих людей, связанных между собой согласием в области права и общностью интересов. Право создается для реализации этих интересов. Народ есть люди, которые заняты благородным умственным трудом. Поддерживал идеи Аристотеля в сфере происхождения государства. У людей существует врожденная потребность жить вместе, есть необходимость защиты частной собственности. Достижение согласия людей по вопросам права зависит от формы государства: а) правильные (царская власть, власть лучших, демократия); б) неправильные (тирания, олигархия, охлократия). Идеальной является смешанная форма правления (Римская Республика). Она может стать вечной в случае: - разделение и взаимное уравновешивание властей; - деятельность мудрого правителя; - наличие идеального гражданина как субъекта государства и права; - наличие справедливых законов. Политик должен быть умным, образованным, знать науку о государстве и праве, стремится служить общему благу, защищать справедливость, быть решительным, доблестным и красноречивым. Развивает учение стоиков о естественном праве, что есть выражение разума и справедливости. По юридической силе и времени возникновения выделяет естественный закон (установлен природой и не зависит от мнения людей) и писаный закон (решение человека). Право делится на: - частное; - публичное; - право народов. Писаное право должно соответствовать требованиям естественного закона. К писаным законам относятся собственно законы, обычаи и традиции, а также приговоры судей. Утверждается равенство всех перед законом. Под его действие должны подпадать все. Изначально монополия на решение вопросов в Древнем Риме принадлежала жрецам – понтификам, которые составляли сборники юридических формул, недоступных никому. Право считалось отражением божественного промысла. Возникновение светской юрисдикции связывают с именем Гнея Флавия, который выкрал сборник юридических формул у своего хозяина. Основными вопросами науки о праве стали: соотношение нормального и отклоняющегося поведения; взаимодействие частного и публичного права; систематизация и кодификация права. В ранний период развития юриспруденции такая наука была востребована римской аристократией. Значительный вклад в развитие юриспруденции внесли Манилий, Марк Юний Брут, Сульпиций – все они происходили из сенаторов и консультировали по юридическим вопросам. Формы участия юристов в разрешении споров: respondere– ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere – редактирование актов о завещании; agere – сообщение формул для ведения дел в суде. В классический период императоры с целью ослабления власти сенаторов, даруют юристам право толковать правовые нормы. Эти толкования приравнивались к законам. Это Гай (II в.), Папиниан (II – III вв.), Павел (II – III вв.), Ульпиан (II – III вв.), Модестин (II – III вв.). Право в этот период отражало нужды реальной жизни. Происходит становление юридического правопонимания, выводятся стандарты социального поведения. Влияние оказала философия стоиков – источником права считается божественный разум, который создал природу и все сущее на земле в соответствии со справедливостью. Право есть мера справедливости. Павел: право это то, что всегда является справедливым. Ульпиан: право это искусство справедливости. Правосудие есть наука о справедливом и нет. Справедливость есть неизменная и постоянная воля, предоставлять каждому его право, предписание права заключается: - жить честно; - не чинить вреда другому; - каждому давать то, что ему принадлежит. Право делится на частное (польза отдельных лиц) и публичное. Ульпиан предлагает делить право на: а) естественное (предписание природы для людей и животных). Все рождаются свободными; оно регулирует отношения семьи и воспитание детей. б) право народов (в отношении покоренных народов и соседних государств); в) цивильное (регулирует отношения свободных римлян). ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ План Политическая доктрина Макиавелли; Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе; Теория государственного суверенитета Жана Бодена; Идеи раннего коммунизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Политическая доктрина Макиавелли. Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – видный юрист и политический деятель Флорентийской республики. Свои идеи изложил в трудах «Государь» (1513 г.), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (1519 г.). Считается родоначальником политической науки. В своей теории исходил из положения о предопределении всего сущего, а также из представлений о человеческой природе. Все в мире управляется судьбой. При наличии определенных качеств человек может изменить свою судьбу. Для того он должен быть хитрым и предприимчивым. Возникновение государства связывает с природной склонностью человека жить вместе с себе подобными, со стремлением к безопасности и защите имущества. Для того, чтобы оградить себя от внешних и внутренних опасностей, люди избирают из своего числа самого сильного, храброго, достойного, который становится правителем. Таким образом, основной задачей государя является обеспечение общего блага и защита своих подданных. Если в своих действиях правитель допускает жестокость, насилие, коварство, обман, это оправдано только в случае, если он заботится о своем народе. В случае правильного выполнения своих функций государь не отвечает ни перед кем. Он же является и верховным законодателем. Идеальный правитель должен сочетать в себе качества лисы, которая хитростью обходит капканы, обладает изворотливость, умом, и льва, который побеждает своих противников силой, мужеством, бесстрашием. В своих действия правитель должен руководствоваться принципом защиты имущества своих подданных. «Цель оправдывает средства». Макиавелли первым вводит в политическую науку понятие «stato» - государство, как особым образом организованная политическая власть. Эта власть едина, абсолютна, суверенна и неотчуждаема. Выделяет три формы правления: - монархия; - аристократия; - республика. Идеальной формой правления считал республику, по примеру Римской. Однако, для того, чтобы государство было организовано в идеальную форму правления, необходимо сначала установить строгий порядок. Это невозможно без этапа монархической власти. «Законы – это всего лишь воля государя, которая обязательна для подданных, но не связывает его самого». 2. Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе. Реформация, как движение за изменением организации католической церкви, началось в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы. В Реформации выделилось два направления: Умеренное – крупные бюргеры; выступали за реформирование церкви, ее дешевизну и изменение статуса. Церковь не должна быть единственным посредником между богом и человеком. Радикальное – городские и деревенские низы; выступали за изменение церковной организации и всего социального порядка. Идеологом умеренного крыла считают Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), он изначально выступал против продажи индульгенций. Его труды «Девяносто пять тезисов против индульгенций», «О светской власти» (1523 г.). Лютер отрицает сущность католической церкви и говорит, что большая часть социальных несчастий зависит от неверного представления о соотношении светской и духовной властей. Бог изначально создал мир духовный и земной. Церковь должна отвечать только за духовное воспитание человека, доносить до людей божественный закон, закрепленный в Писании, и не должна вмешиваться в сферу светской власти. В земном мире действует закон естественный, который регулирует внешнее поведение человека, а также вопросы имущества. Человек, соблюдая естественные и божественные законы, может сам придти к спасению без посредничества, церкви. Каждый человек сам выбирает, верить ему или нет. И никто его не может принудить к выбору той или иной религии. «Все, что связано с религией - это свободное дело». Светская власть является богоустановленной. Люди должны ей повиноваться. Лютер подчеркивает значение мудрого и благочестивого государя. Основные тезисы: - свобода совести; - независимость светской и духовной власти. Более радикальным в умеренном течении является Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.). Его труд – «Наставление в христианской вере» (1536 г.). Основным тезисом является догмат о божественном предопределении: господь заранее определил путь каждого к спасению. Узнать, благоволит ли тебе бог или нет, можно по тому, как идут твои земные дела. Если ты благочестив, трудолюбив, умерен в желаниях, бережлив, предприимчив, значит тебе предначертан путь к спасению. Представители церкви могут только направлять тебя на верную дорогу. Священников люди должны выбирать сами из числа наиболее успешных и богобоязненных людей. Идеолог радикального направления – Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525 гг.). В 1516 г. возглавил христианское восстание в Германии. Выступал за коренное переустройство церковного и общественного порядка. Идеи были изложены в «Двенадцати статьях» и «Статейном письме». В своих трудах предлагает новое социально-государственное устройство, которое основывается на следующих положениях: учреждение крестьянского союза и братства, которое произойдет в результате революционных действий простых людей; только власть народа может осуществлять цели бога, которая заключается в достижении общего блага; идея народного суверенитета – народ является источником и субъектом власти, форма правления – республика; выборность органов государственной власти и должностных лиц; запрет частной собственности и классовых различий; всеобщее равенство и обязанность трудиться. |