Главная страница

ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений


Скачать 444.5 Kb.
НазваниеПредмет и методология истории политических и правовых учений
Дата29.01.2022
Размер444.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
ТипДокументы
#345338
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
6. Гракх Бабеф и “Заговор во имя равенства”.

Гракх Бабёф (1760-1797) – руководитель и теоретик тайного общества “Повстанческий комитет общественного спасения”, созданного в Париже для продолжения революции и установления подлинного равенства, поскольку беднейшие слои населения были недовольны результатами революции.

Целью Бабефа стало свержение Исполнительной директории, установление фактического равенства. После свержения директории он предлагал создать в республике Большую национальную общину, организованную на коммунистических началах. К ней должны были перейти все земли и имущество, которые предполагалось конфисковать у врагов народа. Должна была быть установлена общественная собственность на землю и средства производства. Бабеф считал, что нужно ввести совместное ведение хозяйства, установить для всех труд, строгое равенство потребления. Деньги подлежали упразднению.

Постепенно такая народная коммуна должна была охватить всю страну. Лица, незанятые трудом, объявлялись иностранцами и лишались политических прав. Богачи объявлялись врагами народа. Власть в таком государстве принадлежит народному собранию, которое состоит из вооруженных трудящихся.

Все эти идеи били изложены в “Манифесте равных”.
7. Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.

Основные представителями политической и правовой мысли США данного периода являются участники освободительного движения Североамериканских колоний, создатели государства США.

Томас Джефферсон (1743-1826) - основной автор Декларации независимости, третий президент США. Он высказывал идеи договорного устройства общества и государства, народного суверенитета, равенства всех перед законом, равенство гр-н в политике. Он резко критиковал капитализм. Идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он поддерживал идеи независимости и самостоятельности североамериканских штатов.

В Декларации независимости были закреплены следующие положения:

- люди сотворены равными, наделены неотъемлемыми правами (на жизнь, свободу, стремление к счастью);

- правительство создается для охраны естественных прав людей, и власть проистекает из согласия народа повиноваться правительству;

- народ вправе изменить и уничтожить форму правления.

Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 г. за систему “сдержек и противовесов” и давшую президенту возможность переизбираться неограниченное количество раз. Он резко осуждал рабство.

Александр Гамильтон (1757-1804). Выражал интересы крупной буржуазии. Выступал за сильную централизованную государственную власть - федерацию, которая способна предотвратить демократическое движение народа. Выступал за широкое урегулирование конфликта с Великобританией.

Является последователем теории разделения властей. Считал, что наилучшей формой правления является конституционная монархия по примеру Великобритании. Если же установится республика, то нужно наличие сильной власти президента, у которого должны быть очень широкие полномочия. Уделяет внимание судебной системе, выступает за независимость судей. Утверждает, что исполнительная власть в лице президента и правительства не должна быть ответственна перед Парламентом. Основой стабильности общества является богатое сословие, поэтому нужно ввести высокий имущественный ценз для наделения граждан избирательным правом.

Томас Пейн (1737-1809) является наиболее радикальным представителем демократической, политической и правовой идеологии периода борьбы за независимость. В 1791 г. публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г..

Утверждает, что война колоний за независимость благородна, так как борьба за независимость есть естественное право человека. Источником власти в государстве является народ.

Все гражданские права (свобода слова, равенства, совести и т.д.) должны защищаться и гарантироваться государством, так как они естественны. Только согласно воли народа формируется Правительство и суд, обязанностью которых является обеспечение свободы, безопасности и независимости, а также гарантии справедливости. Идеальным устройством, по его мнению, является демократическая светская республика.


ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В XΙX ВЕКЕ

План

1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.

2. Политиеские идеи В.Н. Татищева и И.Т.Посошкова.

3. Политико-правовые взгляды Щербатова.

4. Политико-правовые учения С.Е. Радищева.
1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.

Феофан Прокопович (1681-1736) – церковная деятельность.

«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».

Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.

Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.

Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.

Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.

При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.

Прокопович - сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления.

Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха.

Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство»

Самодержец - это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.

В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей(обеспечение выбора императора себе наследника)

В своих произведениях он оправдывал ничем неограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.

Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее.

Своё правление монарх реализует как требование естественного права так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.

Он особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, он обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Сенода.

Большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.

В государстве есть различные чины каждый из которых занят полезным для общества делом, тоже и «священство» - это всего лишь чин, а не государство в государстве и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви.
2. Политиеские идеи В.Н. Татищева и И.Т.Посошкова.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) - идеолог дворянства, географ, историк, государственный деятель, автор многотомника «Истории российской».

Теоретическая база его идей - теория естественно-правого и общественного договора, который он связывает с историческим подходом и патриархальной теорией.

Он полагал, что в естественном состоянии будет война всех против всех. Для того, чтобы обеспечить безопасность люди нуждались друг в друге. Требование обеспечения мира, необходимость разделения труда привели к созданию государства, которое явилось результатом общественного договора, заключённым для всеобщей пользы.

Он утверждает, что все известные человеческие сообщества возникали на основе договора. Изначально -это договор супружества, договор между родителями и детьми, между господином и слугой.

Крепостное право - результат договора.

По этому договору крестьянин должен трудиться, а господа должны заботиться о благополучии подвластных им крестьян и обеспечить им необходимые условия труда. Он осуждает рабство и холопство, он считает, что эти формы являются формой насилия, а не договора. Особое внимание в своих трудах выделял положению сословий.

Говорил, что необходимо закрепить их юридический и экономический статус, главным занятием дворян считал военную государственную службу. Основной задачей купечества - обеспечение богатства и процветания государства.

Государство обязано заботиться о купечестве и устанавливать правила вольной торговли. Он затрагивал форму правления: она зависит от размеров территории страны и степени обеспечения её внешней безопасности.

«Малые» народы управляются республикой, великие государства и находящиеся в безопасном положении могут установить у себя аристократическое правление.

Великие и небезопасные без самовластного государя в целостности сохраняться не могут.

Для России наилучшая форма правления считается монархия, которая опирается на двухпалатный представительный орган. Его цель - подготовка законов, разрешение «дел внутренней экономии», и обсуждение важнейших проблем. Этот орган должен состоять из двух палат- Сената и Совета. В Сенат входит 21 представитель от дворянства, В Совет избирается 100 человек.

Верховным законодателем считают монарха, его законы должны соответствовать праву, справедливости и общей пользы .

Рассматривая законодательную власть, он говорит о том, что российские законодатели допускают множество ошибок. Чтобы их исправить в России следует провести широкие кодификационные работы. Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению, для этого собрать представителей, организовать сеймы и парламенты.
Иван Тихонович Посошков (1652-1726) – задумался над проектами социального и политического переустройства. «О скудости и богатстве».

Все надежды возродить государство возлагал на царя, власть царя божественна и неограниченна. Он призывал царя законодательно закрепить положение сословий, их права и обязанности (духовенство, дворянство и купечество).

Необходимо определить повинности крестьян. Он предлагал оградить все сословия, кроме купечества от занятий торговлей. Купечество должно стать единственным промышленным сословием. Призывал оказывать купцам покровительство, обеспечить им выгодные условия для внутренней и внешней торговли, установить единообразие торговых пошлин и привлечь к наемному труду бродяг и тюремных сидельцев.

Введение уставной цены на основные виды товаров.

По вопросу крестьян не обходимо чётко установить их повинности, пределы барщины, отделить крестьянскую землю от помещичьей.

Он предлагал обучать крестьянских детей грамоте, деревенскую молодёжь на зимнее время отправлять на работу на фабрики и сохранять строгий помещичий контроль над крестьянами.

Он предлагал ввести специальные экзамены, чтобы чиновниками были люди образованные и подготовленные.

В целях искоренения судейского произвола предлагал проект устройства прямого правосудия. Судьи - это государственные чиновники, которые получают жалование из казны. Должность судей нужно предоставлять «низкородным» людям: купцы, разночинцы, черносошные крестьяне. Дворян допускать нельзя, т.к. они взяточники.

Следует запретить судить по собственному усмотрению. Правосудие должно осуществляться по специальной судебной книге, для её создания необходимо провести большую кодификационную работу. К её осуществлению пригласить по 2-3 человека со всех сословий с каждой губернии. По окончанию работы все выборные лица подписывают судебную книгу и направляют её на рассмотрение государю. Он создаёт концепцию новой монархии, которая будет опираться на богатый народ. Он хотел направить страну на путь торгово-промышленного развития.
3. Политико-правовые взгляды Щербатова.

М.М. Щербатов (1733-1790)- эссе «О повреждении нравов в России».

Критикует абсолютизм, деспотизм, бюрократизм. Является сторонником ограничения власти монарха, «обоснователь законами». Высмеивает идеи эгалитаризма (всеобщего равенства).

Государство он рассматривает как результат договора народа с правителем, по которому люди уступают вольность свою для общей пользы.

Единой силой России, которая может дать отпор деспотизму, является дворянство. Именно дворяне - благородные люди, которые от природы наделены способностью управлять. Поэтому их следует наделять законодательной властью.

«Путешествие в землю Офирскую» - описание-проект идеального устройства общества.

Законодательно чётко урегулировать права и обязанности всех сословий, общественное устройство представляет строгую иерархию. На верхушке стоит дворянство, ему принадлежит монополия на государственную власть и в награду даётся имения с крепостными крестьянами.

Во главе государства император (первый среди равных), его власть ограничена законным собранием, за нарушение законов он подлежит наказанию.

Таким образом, он считает дворянство привилегированным классом, служащим отечеству и государю. Только дворяне имеют право владеть крепостными крестьянами. Крепостничество он рассматривал, как благо для крестьян, т. к. в вольном состоянии они предадутся лени и порокам.

Он отрицательно относится к просвещению народа, которое ведет к вольнодумству мятежан.
С.Е. Десницкий (1740-1789)

Развитие общества и появление государства он ставит в зависимостьть от появления частной собственности и необходимости разделения труда.

В развитии общества выделял 4 этапа;

1-первобытный

2-пастушевский

3-хлебопашеский (возникает собственность и государство)

4-коммерческое состояние (обществом производится наибольшее количество благ, государство и право достигают своего рассвета)

Появление частной собственности - причина возникновения имущественного неравенства. Люди имея различные физические качества отличаются различной степенью трудолюбия, поэтому неравенство закономерно. Именно развитая коммерция, как проявление высокого уровня деловых качеств людей позволяет максимально развить государственно-правовые институты. Он полагал, что наилучшей формой правления является монархия, для России - абсолютная.

«Представления об учреждении власти, законодательной, судебной и наказательной»

Император - единовластная глава государства, верховный законодатель, стоит во главе исполнительной власти с подчиненными ему коллегиями. Ему помогает представительный орган- однопалатный сенат.

По его проекту император назначает судей, которые должны отличаться высоким уровнем правовых знаний. Предлагал ввести суд присяжных из 15 человек, суд должен быть равным для всех сословий, а судьи несменяемы и независимы.

Предлагал ввести наказательную власть - выполняющую полицейскую и фискальную функцию.

Осуществляли эти функции воеводы –подчинённые губернскому суду.

Выделял гражданскую власть, выполняющую организацию местного самоуправления.

Основным принципом деятельности является принцип законности.

Выделял;

право государственное

право гражданское

право уголовное

право судебное

Крепостное право в России отменять нельзя

Предлагал обозначить некий род собственности для крестьян.
Я.П. Козельский (1729-1795) – основным его трудом были «Философические произведения».

Основа дальнейшего развития общества - распространение знаний, просвещение.

Обосновывает проведение необходимых социальных мероприятий.

Предлагал ввести всеобщую обязанность - труд, создать условия для предотвращения угнетения одних людей другими.

Т.к. его взгляды основываются на теории естественного права и общественного договора, назначение государства он видит в достижении всеобщего блага.

Оправдывает право народа на сопротивление угнетению.

Наилучшая форма правления - Республика, в которой установлено всеобщее равенство, обязательный труд, ограничение частной собственности.

Выделял следующие виды прав:

Божественное

Естественное

Всемирное

Гражданское(государственное)

Законы государства должны соответствовать всем четырем типам, для характеристики власти он пользуется нравственными методами и предлагал в будущем для всего человеческого сообщества равноправия всех народов, единственную форму организации человечества, умеренность во всём.
5. Политико-правовые учения С.Е. Радищева.

А.Н. Радищев. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»

Основывался на теории общественного договора и общественного права. Лучшая форма правления - демократическая Республика. Обосновывает её возможное существование в России историческим примером (Новгородская республика).

Идеи Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете - власть принадлежит народу.

Россию видит как федеративный союз Республик.

Жёстко порицает деятельность царской власти, церкви. Они являются союзниками угнетения народа.

Подчеркивает право народа на сопротивление угнетению.

Крепостное право необходимо отменить, землю передать тем, кто её обрабатывает.

Государство должно в равной степени защищать собственность каждого своего гражданина.осииР

ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ

И ИТАЛИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

План

1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими

мыслителями;

2. Теория Чезаре Беккариа;

3. Историческая школа права.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта