ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений
Скачать 444.5 Kb.
|
1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями. Самуил Пуфендорф (1632-1694) – известный немецкий юрист и историк, основатель светской юриспруденции. Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеет труд «Об обязанностях человека и гражданина». Он вводит антропологический подход. Согласно этому подходу человек – это существо разумное и свободное. Он стремится к спокойному проживанию с себе подобными. Люди создают некие нормы, которые должны соблюдаться всеми людьми независимо от их происхождения. Так формируется разумный правопорядок. Но в естественном состоянии невозможно обеспечить свободу и равенство индивидов без принудительной власти. В человеческой природе присутствует эгоистическое начало, страсти и страхи. Таким образом, неуверенность в себе и естественная свобода оборачиваются властью одних над другими. Поэтому в целях безопасности и порядка люди создают государство. В основе возникновения государства лежит договор между семьями, инициатором которого является Бог. Данный договор включает два вида соглашения: договор объединения и договор подчинения (в нем определяются права и обязанности подданных и правителя). Государство – это форма общности людей, где правопорядок обеспечивается верховной властью, делегированной народом правителю. Лучшей формой правления Пуфендорф считал монархию, поскольку ее плюсами являются единство всех ветвей власти, обеспеченность суверенитета, юридическая неотвратимость монарха за собственные деяния. Он считает противозаконным всякое сопротивления воле монарха. Последователем Пуфендорфа был Христиан Томазий (1655-1728) – первым в Германии начал читать лекции по естественному праву. Выступает против тезиса «о греховной природе человека». Человек – это существо разумное, именно из разума человек производит фундаментальные принципы естественного права. По природе своей человек стремится к счастью, достижение которого – нормы человеческого общежития. Христиан Томазий говорит, что в естественном состоянии люди не знают неравенства, принуждения, частной собственности, но природный эгоизм порождает конфликты между людьми. Наилучшая форма правления – абсолютная монархия. Источник власти монарха – согласие подданных. Правителя и подвластных связывают взаимные обязанности. Подданные исполняют властные предписания монарха, а он гарантирует благо. В случае посягательства правителя на естественные права и свободы – граждане могут свергнуть его. Что же касается самого правления, то Томазий делает акцент на соотношение права и морали. Говорит, что конфликты возникают из-за несоответствия внутренних побуждений и внешнего поведения человека. Внутренние мотивы поведения должны регулироваться нормами морали – представлениями о добре и зле. Они создают систему смыслов, ценности, идеалы человека. Эта система формально нигде не закреплена, и моральные нормы действуют в той мере, в какой человек сознает их справедливость. Нормы права регламентируют внешнее поведение людей и основываются на государственном принуждении. Право – это властное предписание о государственной власти, которые закреплены в официальных актах. Томазий утверждает, что достижение всеобщего блага и всеобщего счастья возможно только при постоянном моральном самосовершенствовании людей. Христиан Вольф (1679-1754). Разработал доктрину просвещенного абсолютизма. Свои взгляды Вольф изложил в труде «Описание естественного права научным методом». Согласно доктрине Вольфа люди по своей природе разумны, свободны и стремятся к счастью. Достижение этого возможно только при условии морального самосовершенствования. В соотношении с представлениями о добре и зле, люди утверждают такие нормы поведения, которые могут гарантировать установление справедливого правопорядка. Государство возникает как договор между семьями, целью которого является достижение общего блага. Суверенная власть правителя образуется сложением воль участников договора об образовании государства. Носителем государственного суверенитета является просвещенный монарх, опирающийся на согласие подданных. В государстве существует право и позитивный закон. При этом верховенством обладает позитивный закон, так как именно он устанавливает масштаб индивидуальной свободы. Право – это мера должного поведения, установленного самим правителем. Естественное поведение – это соблюдение запретов и выполнение обязанностей, закрепленных позитивным законом. Мудрый правитель в своей опеке над населением действует с помощью позитивных законов и опирается на государственное принуждение. Все стороны жизни граждан должны быть строго регламентированы государством. Теория Чезаре Беккариа. Чезаре Беккариа (1738-1794) – представитель естественного права итальянского Просвещения. 3. Историческая школа права. Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. Основой данной школы является мысль о том, что право возникает исторически. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта. Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права». Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»; шеститомник «Система современного римского права». Георг Фридрих Пухта (1798 - 1846) - «Обычное право», «Курс институций». Теоретики исторической школы права высмеивают естественноправовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям. Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности, соответствующим условиям жизни. Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания. Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс. Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая как зерно изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором – право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями. Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма, правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю. Историческая школа права имеет свои недостатки: - во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа; - во-вторых, большое влияние уделяет эволюции. ТЕМА 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XΙX В. План 1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в; 2. Консервативные теории государства и права; 3. Английский либерализм; 4. Французский либерализм; 5. Политические взгляды О.Конта; 6. Теория критического, утопического социализма; 7. Идеология анархизма; 1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в. Теории: - консерватизм. - либерализм. - социализм. - позитивизм. - анархизм. Консерваторы: Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Эдмунд Бёрк. Защита абсолютной монархии; Критика буржуазии, демократии, конституции; Защита дворянства и католической церкви. Либерализм: Англия: Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль. Франция: Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль. Liberum – «свободный». отстаивали свободу предпринимательской деятельности, частной собственности; невмешательство государства в личную жизнь и в экономику. Соцализм. Критический утопический социализм: - Анри де Сен-Симон; - Шарль Фурье; - Оуэн. Критиковали капитализм и частную собственность. Позитивизм: Огюст Конт…. Это направление в науке, которая стремиться вывести позитивное знание о человеке, обществе и государстве. Анархизм: Прудон, Бакунин, Кропоткин. «А» - мать порядка. Государство есть зло, его необходимо ликвидировать; наилучшее устройство анархическое. Анархия – это не беспорядок. Есть союзы людей самоуправляющихся, которые определяют для себя нормы поведения, но этот порядок основан на Договорах. 2. Консервативные теории государства и права. Жозеф де Местр. 1. революция уничтожила веками сложившийся порядок, извратила законы. 2.созданные Конституции не могут соответствовать праву; в них должны содержаться те положения, те законы, которых подходят для объективных условий жизни конкретного народа, которая должна утвердить уже сложившиеся права. Суть основного закона – его никто не может отменить; поэтому он и не может быть установлен кем бы то ни было, ибо тот, кто вправе установить, тот вправе и отменить. 3. законы закрепляют степень свободы, которая зависит от потребностей народа, складывающихся в основном из обычаев. - Франция должна вернуться к своему истинному устройству и восстановить монархию. Именно монарх может вернуть народу подлинную свободу. - защищает ранее сложившийся сословный строй и оправдывает социальное неравенство. Порабощение необходимо для того, чтобы обуздать верхнюю природу человека и основывается оно на страхе. -по вопросу соотношения церковной и государственной власти утверждает, что власть Папы Римского всегда была, есть и будет выше королевской. - утверждает идеалы средневековой теократии и инквизиции. Луи де Бональд. Революция произошла из-за ослабления веры. Она привела к разложению общества, к передачи власти палачам и разбойникам. Созданные во время революции законы не могут быть правовыми, справедливыми, так как законы выражают божественную волю всего общества. Общая воля направляется монархом, власть которого происходит из естественного устройство человеческого сообщества подобно власти главы семьи. И так же как неделима общая воля, так же неделима и государственная власть. Так как законы – это необходимые отношения, между людьми в том числе, а главным законодателем является природа, законодательная власть, в принципе, не нужна. Так же вытекают из природы вещей и складываются в источники управления. Общество должно скрепляться наследственной монархией, защита наследственных отличий и государственной религии. Так как законы выражают общую волю, а монарх проводит ее в жизнь, монарх должен подчиняться законам, а так же следовать божьей волей. Таким образом, идеалом для Бональда была средневековая сословно-представительная монархия с сильной церковной властью. Эдмунд Бёрк. В 1790 г. Берк опубликовал книгу «Размышления о революции во Франции». - выступает против Национального собрания во Франции, говоря о том, что состав его не компетентен, данный орган стремиться уничтожить все сложившиеся порядки. - совершенствовать государственный строй можно только с помощью вековых обычаев. Его нужно сократить и реформировать. - основное внимание уделяет правам людей. Это те преимущества, к которым люди стремятся. Зависят они от конкретных условий стран и народов, от сложившихся обычаев. Право формируется постоянно в ходе исторического процесса. Поэтому, никакие Национальные собрания его создать не могут. - в пример: конкретное устройство в Англии. Говорит, что в основе государственного строя Англии лежит монархическая идея и именно наследование престола монарха обеспечивает с одной стороны преемственность власти и права, а с другой – их совершенствование. - опорой конституции должна быть религия, обычаи и права. Сила этого акта заключается в давности его существования и закрепленных в них традиций. В противовес консерватизму формируется либерализм. 3. Английский либерализм. Иеремея Бентам (1748 – 1832).Свои идеи, получившие название – утилитаризма, изложил в произведениях: «Принципы законодательства», «Фрагмент о Правительстве», «Руководящее начало конституционного кодекса всех государств», «Деонтология, или Наука о морали». Основные идеи: Смысл человеческой деятельности является в получении удовольствия и исключения страданий. Основным критерием оценки всех явлений является полезность. Нравственность создается всем тем, что ориентирует на достижение наивысшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Необходимость максимизации всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общих интересов является целью развития человечества. Обращается к свободе человека и фокусируется на обеспечении интересов безопасности личности. «Человеку должен сам заботиться о себе и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь, потому что только сам человек может определить в чем заключается его интерес и его польза. Сама по себе свобода – это некий фантом». Не проводит различий между свободой и произволом. Отвергает идею школы естественного права о правах и свободе человека. «Права человека – это чепуха на ходулях!». Эти права никогда не осуществимы и их наличие несовместимо с сохранением любой конституции. Отрицает различение права и закона. Если отделить право от закона, то право приобретает антизаконный смысл. Критикует теорию общественного договора. Говорит о том, что заключение договора об образовании государства невозможно доказать. Рассматривая форму правления, осуждает монархию и наследственную аристократию. Лучшая форма правления – демократия, республика с разделением властей. При этом власть – исполнительная, законодательная и судебная действуют на основе согласия и взаимозависимости. Выступает за расширение избирательного права. За предоставление избирательного права женщинам. При этом демократические процедуры избирания должны контролироваться исполнительной и судебной властями. Основная обязанность правительства – гарантирование безопасности и собственности подданным государства. Выступает за совершенствование и модификацию законодательства, так же за предотвращение прямого вмешательства государства в экономические отношения. Джон Стюарт Милль. Милль делает упор на моральные и нравственные ценности, на свободу человека. Свободный индивид стремиться к внутреннему благородству и самоотверженному служению общества ради счастья других. Выступает за свободу каждой личности и оптимальный строй, который будет основан на порядке. Угрозу свободе усматривает не только в государственных институтах, но и массовой демократии, так как она нивелирует человека, усредняет его, превращая в одномерную личность. Свобода индивида должна быть первична по отношению к государственным структурам. Государственность – всегда соответствует обществу в целом. Главным условием существования достойного государства – высокие нравственные качества людей и постоянное самосовершенствование их. Является сторонником разделения властей и правового государства. Лучшая форма государства – представительное правление, где всей полнотой власти обладает народ. 4. Французский либерализм. Бенжамен Констан (1767 – 1830) – ученый, государственный деятель. Книга «Курс конституционной политики». Различает свободу – полную и личную. Древние народы обладали лишь полной свободой, которая сводилась к участию в осуществлении полной власти. Общественные институты поддерживали равенство, препятствовали накоплению богатств, восставали против роскоши, так же таланта, добродетели. Новые народы понимают свободу иначе, их свобода личная, гражданская состоит в суверенной независимости индивида и государственной власти. Она включает свободу выбора религии, свободу печати, предпринимательства. Подчеркивает свободу конкуренции, выступая против вмешательства в экономику. Кроме того опасность для свободы – это теория народного суверенитета, потому как она отождествляет свободу и власть. Неограниченная власть народа опасна для свободы каждого человека. Гарантия индивидуальной свободы – возможность выражения общественного мнения, так же в разделение равновесия властей. Форма правления – конституционная монархия, необходимо разделение властей на: 1. нейтральную власть, которая принадлежит монарху; 2. исполнительную власть; 3. власть наследственной палаты власти; 4. власть закрытой выборной палаты; 5. судебную власть. Алексис де Токвиль. Труды: «О демократии в Америке», « Старый режим и революция». Предмет исследования – демократия, как: 1. политический строй; 2.общественный строй, незнающий границ между высшими и низшими классами. Основа демократии – принцип равенства, которая выражается в равенстве общественного положения и стартовых возможностей. Не отождествляет равенство и свободу. Говорит, что во все времена люди предпочитали свободе равенство, потому что оно дается легче. Существование же в условиях свободы требует большого напряжения, больших усилий. Пользование свободой рассматривалось как крест. Современную демократию считает возможной только при условии союза равенства и свободы. Любое равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу и вызывает деспотию к жизни. Деспотия делает бессмысленным равенство. Одна из важных помех свободе – чрезмерная централизация верховной власти. Обществом выработан целый ряд политических, юридических, демократических установлений, которые укрепляют свободы индивида и общества. Это: - разделение властей; - местное самоуправление; - суд присяжных; - свободы совести, печати, религии и др. Верховенство народа имеет свои пределы, если их приступить возникает тирания большинства. Порицает индивидуализм. Говорит, что его можно преодолеть только гражданственностью. |