Главная страница

ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений


Скачать 444.5 Kb.
НазваниеПредмет и методология истории политических и правовых учений
Дата29.01.2022
Размер444.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
ТипДокументы
#345338
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Политико-правовая мысль Древнего Китая.

Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного, социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:

Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.

Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство, основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм. Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

- понимание мудрости;

- почитания единства;

- всеобщая любовь;

- взаимная выгода;

- оборона против нападений;

- действия против судьбы;

- исполнение воли неба;

- духовидение;

- бережливость при захоронении;

- выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.
ТЕМА 3. ПОЛИТИКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

План

Политические идеи Древней Греции раннего периода;

Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ);

Государственно-правовая теория Платона;

Учение о государстве и праве Аристотеля;

Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков);

Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов.

Политические идеи Древней Греции раннего периода.

В развитии политической и правовой мысли Древней Греции выделяют три периода:

предфилософский (ранний) период (IX - VI вв. до н.э.);

философский период (VI - IV вв. до н.э.);

период кризиса и упадка (эллинистический) (III - I вв. до н.э.).

Возникновение и развитие политических и правовых теорий Древней Греции обусловлено особенностями общественно-политического строя раннегреческих государств (полисов). В полисах общество было неотделимо от государства. Каждый свободный гражданин имел политические права и участвовал в государственном управлении. В этот же период начинают складываться классы (рабовладельцы, рабы). Возникает философия как особая форма познания и объяснения мира. Политическая наука еще не выделена. Именно философия пытается объяснить причины и условия возникновения государства и права, их назначение и проводит поиск идеального государственного устройства.

Для раннегреческой политической мысли характерно объяснение государственно-правовых явлений с точки зрения мифологии.

Один из наиболее ярких представителей литературы – Гомер (VIII в. до н. э.). В своих трудах «Илиада» и «Одиссей» объясняет существующие общественные порядки исполнением воли богов, при этом выражает интересы аристократии. Уже в его трудах обосновывается принцип справедливости и законности.

Олицетворением справедливости «дике». Гомер оперирует и понятием обычного права («темис») как основным регулятором общественных отношений. Темис – набор предписаний и установлений, в которых конкретизируется «дике». Гарантом исполнения высших норм поведения является двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) «Теогония» и «Труды и дни». Труд «Теогония» посвящен справедливому устройству общества, в котором выражаются потребности крестьян. В соответствии с потребностями Гесиода есть два верховных божества – Зевс и Фемида (богиня справедливости), которая должна обеспечивать, установить на земле эвномию (благозаконие, законность).

Справедливые порядки всегда связаны с честностью и трудолюбием. Главным принципом жизни каждого человека должен быть «меру во всем соблюдай».

Идеальное общественное устройство осталось в прошлом. Сначала на Земле после сотворения людей был «золотой век», который сменился «серебряным», затем – «бронзовый», затем – «век героев», затем – «век железный». В «железном веке» царит произвол, правду заменил кулак, где сила, там и правда.

С формированием древнегреческой этики возникают различные школы, которые занимаются вопросами нравственного самосознания и исследуют правила поведения. Наиболее видными представителями этики раннего периода были следующие философы (семь мудрецов): Фалес, Питтак, Солон, Биант и др. Эти философы считали правила поведения людей результатом общественного соглашения.

В частности, Салон (ок. 638 – 559 гг. до н. э.), который был первым архонтом (правителем) в Афинах, стремился найти компромисс между правящей аристократией и народом. «Государство, - говорит он, - это порядок, основанный на законе, который сдерживает чрезмерные притязания знати и демоса (народа)».

Салон в соответствии со своими представлениями разрушает в Афинах родовой строй и вводит территориальный и имущественный принцип строения государства. По имущественному принципу выделяет четыре класса, три из которых допускались к управлению государством.

Политическим идеалом для него была цензовая демократия, которая сдерживает аристократию и народ, опираясь на закон, как сочетание права и силы коллективной морали полиса. Салон создал в своем государстве Конституцию как систему основополагающих законов в жизни общества.

Гераклит Эфесский (530 – 500 гг. до н. э.) – впервые использует философское обоснование политики. Основным законом мироздания является логос (всеуправляющий разум) – принцип порядка и меры. В мире нет ничего неизменного. Все течет, все изменяется. Противоположности находятся в постоянной борьбе между собой. Люди живут не по логосу, потому что мудрость дана не всем. Отсюда появляется и социальное неравенство, которое выражается в неравенстве интересов людей.

Людей Гераклит делит на неразумных, живущих по своему разумению, и мудрых, которые понимают, что счастье заключается в размышлении и понимании того, что необходимо говорить только правду и жить в соответствии с логосом.

Гераклит критикует демократию. Политический идеал для него – «аристократия духа» (меритократия). «Все человеческие законы, – говорит он, - должны исходить из логоса, единого божественного закона». При этом Гераклит является сторонником позитивного закона. Он говорит, что народ должен бороться за законы, как за свои стены.

Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.) является сторонником аристократии. Худшей формой организации общества является анархия, так как человек по своей природе не может обходится без руководства. Положение каждой группы людей в обществе обусловлено характерной для нее иерархией ценностей.

Главные ценности для него – прекрасное и благопристойное. Далее следует выгодное и полезное.

Аристократию он представляет как правление умных и нравственных людей, живущих в соответствии с прекрасным и благоприятным. Гармония между гражданами полиса возможна благодаря справедливости, которую он понимает, как воздаяние равных за равных.

Право он представляет как равную меру для регулирования отношений неравных индивидов. Пифагор выстраивает свою иерархию законов. Он не признает обычая. Позитивные законы должны быть справедливыми и соответствовать божественному закону.

2. Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ).

Для классического периода характерна развитая философия, возникновение рационального подхода к объяснению политики и права.

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) считал, что все сущее состоит из атомов и антиподов, состояние которых приводит к возникновению многообразия предметов и явлений. Их связь обуславливается необходимостью. Эта необходимость заставляет людей соединяться с другими людьми.

Человек – животное от природы, способное ко всякому мучению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость.

Общество и государство есть результат общественной эволюции из природного состояния. Государство создается для достижения счастья каждого. В основе его лежат общение и дружба.

Главная цель государства – достижение эвтюмии («хорошего расположение духа»), т. е. состояния безмятежности и гармонии души.

Люди должны соблюдать меру во всем.

Мудрецам законы не нужны, так как они живут в соответствии с нормами морали, живут незаметно. Законы же нужны для толпы.

Достичь эвтюмии поможет демократия, которая в идеале должна сочетаться с компонентом правления аристократии.

Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений. Выше всего ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусно создано людьми.

Он считал естественным деление людей на богатых и бедных. Богатство должно использоваться на пользу народа.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами, выступавших в V в. до н. э.

Софисты делятся на два поколения:

старшие (Протагор, Гиппий, Горгий);

младшие (Фрасимах).

Они обучали искусству побеждать противника в спорах и судебных тяжбах, распространяли среди граждан знания о политике, философии и праве.

Они впервые признали человека и его блага высшей ценностью. Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Мир полон искусственных изобретений, которые разрушают эту меру. К ним относятся писаные законы, так как они есть властные ограничения в отношении людей. Закон часто воплощает тираническое начало и не стремится к подлинному благу человека. Истинное благо дается природой, так как именно в ней заключается справедливость.

Природе вещей должен соответствовать условный естественный закон, который для человека должен быть важнее, чем позитивные государственно-правовые законы.

Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа и законы, создаваемые людьми, максимально соответствуют естественному закону.

Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) стал последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов).

Он отождествлял закон и справедливость.

Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских.

Он оперирует понятием «народная нравственность».

Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа.

Монархия есть правление при добровольном согласии народа, на основе законов политии.

Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя.

То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы – аристократия.

Если они избираются на основе ценза – плутократия.

Если большая часть участвует в управлении государством – демократия.

Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием; но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.
Государственно-правовая теория Платона.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений.

Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

Его труды: «Государство», «Законы», «Политик».

Он считается основателем объективного идеализма.

В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными. Это лишь отражение идей.

Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

Законы – это принципы жизни общества; требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости.

Благо – это то, что сохраняет.

Все то, что ведет к переменам – зло.

Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды, а ему необходимо еще очень много. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду люди, собираются вместе, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами.

«Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства – 3 - 5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

производители (ремесленники, торговцы);

стражи (воины – защита порядка);

правители - философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

Мужество – правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и нет.

Рассудительность – это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

Справедливость.

Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

по количеству властвующих:

- единовластное правление;

- олигархия;

- народовластие.

по содержанию деятельности государственных институтов:

- тимократия (власть военных);

- олигархия;

- демократия;

- тирания.

Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих).

Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей.

Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

Самым тяжким преступлением по Платону является святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

Преступления он делит на злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

суд посредников;

суд соседей;

профессиональные судьи.

Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

Основные идеи:

порядок осуществления власти устанавливается законом;

гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

гражданами могут быть только свободные;

частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта