ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений
Скачать 444.5 Kb.
|
5. Политические взгляды О.Конта. Труды: «курс позитивной философии», «Система позитивной политики». Позитивная философия исходит из того положения, что положительные знания должны опираться на опыт и наблюдение. Наука изучает факты законности связи и отношения. Социология должна выражать положительную науку об обществе; изучает она социологическую динамику и социологическую статику, представляя при этом общество как единое целое. Социальная динамика – прогресс как нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни. Социальная статика включает организацию общества, в основе которого лежит семья. Для статики характерно изучения сотрудничества, объединения, кооперации. Общество скрепляется солидарностью, властью и наличием Правительства, которое выполняет моральные, нравственные, управленческие функции. Власть: 1. светская 2. духовная. Историю позитивизм рассматривает как процесс становления и развития человеческого разума. Развитие общества Конт разделяет на: 1. теологическая ( до 1300 г.) у всех народов власть осуществляется священнослужителями. Религия играет определяющую роль в управлении государством. 2. метафизическая (с 1300 до 1800 гг.) власть постоянно переходит к правленцам и юристам. Большую роль играет наука. 3. позитивная (когда военный быт сменяется промышленным бытом) - определяющую роль в обществе начинает играть социология (термин введен Контом) как философия и как религия. - характерными властными отношениями становиться социократия (власть общества). Выделяет 4 силы в обществе: 1. женщина как олицетворение нравственности; 2. священники-позитивисты – воплощение ума; 3. патрициат – олицетворяют деньги; 4. пролетариат – сила материальная, производящая. Именно согласие в обществе этих 4-х сил обеспечивает порядок и прогресс в обществе. Оправдывает деление общества на промышленников и наемную силу. Критикует либерализм и коммунизм. В случае, когда четыре силы согласованы, действуют в общих интересах, нет необходимости в делении на правителей и подданных, не нужны права личности. Говорит, что в обществе у каждого есть своя задача и обусловленный ей статус. Наличие права – отрицает. Говорит, что в позитивном обществе все останавливается. Порядок и прогресс достигается нравственными методами, а не властными. Предлагает для социократии – наличие всемирной позитивной религии, где человек объект поклонения. Для социократии характерно: «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». 6. Теория критического, утопического социализма. Направление возникло в начале XΙX в., как реакция на либеральное воспевание капиталистских порядков. Анри де Сен-Симон. (1760 – 1825). Предполагал, что человечество закономерно развивается по восходящей линии, двигаясь к своему золотому веку. Делит общество на стадии как О.Конт. Позитивная стадия устанавливает такой общественный строй, который сделает жизнь людей наиболее счастливой, представляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важных потребностей. Власть должна перейти к ученым и промышленникам. Говорит, что изменение в экономике и политике, вызываются в жизни изменением господствующих форм собственности. Закон, устанавливающий форму правления. Но, основным двигателем прогресса человеческого общества является прогресс знаний и нравственности. Именно этот прогресса приводит к позитивной стадии, на которой человечество сможет организоваться в общество наиболее выгодное для большинства. И для того, чтобы это общество построить он предлагает ряд реформ: устранение наследственной знати; облегчение положения крестьян. После этого возможно взяться за перестройку полного режима без разрушения традиционных государственных правящих форм. Предлагает: 1. власть необходимо отнять у непроизводительных классов (у феодалов, военных, землевладельцев, юристов) руководство политикой отдать в руки талантливых индустриалов (видные промышленники, но не люди из народа). 2. при передаче власти сохраняется институт монарха, Правительства (министерства), представительные учреждения. Вся полнота светской власти должна сконцентрироваться во вновь созданном парламенте – Совете промышленников. Сформированный вслед за этим индустриализм должен превзойти буржуазный строй и превратить страну в единую централизованную управляемую промышленную ассоциацию. Ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным планом производственной деятельности. Планомерная координация усилий индивидов, жесткая централизация и дисциплина дадут возможность максимально эффективно использовать производство на благо всей нации, оградят общество от бесполезных трат, энергии и средств. Эти же самые факторы делают излишними постановки в качестве целей – обеспечение свободы, гарантирование личных прав, поддержание справедливого порядка. Поэтому, при системе индустриализма отпадает необходимость в обременительных институтах и их многочисленными учреждениями и должностями. Эта система до предела ограничит полную проблему, сведя его к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Шарль Фурье (1772 – 1837гг.). Утверждал, что обнаружил аналогию 4-х движений: материального, ограниченного, животного и социального и выявил их основу - всеобщий закон тяготения и постижения. В обществе этот закон действует посредством проявления человеческих страстей. Для того чтобы найти правильный путь исправления общества и обеспечить введение нового социального порядка, необходимо вскрыть, описать и классифицировать эти страсти. История сама ведет людей по этому пути. В период цивилизации завершает процесс детства человеческого общества и готовит необходимые материальные, духовные и культурные предпосылки для наступления гармоничного и счастливого существования людей. Но в XΙX в. история двинулась впять и прежние достижения человека начинают приносить ему вред. Критике подвергает буржуазно общественную систему. Бедный класс лишен полной и социальной свободы. Государство является марионеткой в руках господствующего меньшинства. Права и свободы хоть и провозглашаются, но являются лишь пышными фразами. Такой политический строй – ненормальный. Политические средства борьбы ни к чему не приведут. Такое положение изменится, если основу общества составит ассоциация. Это производственно-потребительские товарищества, в которые входят представители различных социальных групп. Ячейкой ассоциацийного строя является фаланга. В каждую из них входит примерно 1600 человек. Предполагает сеть фаланг займет весь мир. Фаланги сохраняют частную собственность и как результат нравственные имущественные неравенства. Но это не мешает новому обществу настолько уничтожить общественные богатства, чтобы люди могли жить дружно, свободно, и не препятствовать друг другу. Первой заповедью существования фаланги является личная свобода каждого индивида. Центральная власть хоть и сохраняется, но во внутренние дела не вмешивается. Роберт Оуэн (1771 – 1852). В основе учение о характере человека. Человеческий характер формируется под влиянием внутренней природы человека и окружающей его среды. При этом окружающая среда играет главную роль. Подобным образом формируется характер целых классов. Капиталистические отношения, сложившиеся к началу XΙX в. как внешние факторы были отвергнуты за темноту и невежество масс, за господство духа алчности и невежести, главным виновником всей социальных зол является частная собственность. Отрицает современные социально-экономические порядки; признает, что прогресс производства, рост крупной промышленности, так как широкое использование науки, техники порождает необходимость увеличение высокой структуры общества. Именно капитализм должен совершить революцию в сознании людей. Выступая за революционные преобразования общественного строя, пытается избежать двух отрицательных явлений: 1. превращение революции в насильственный переворот. 2. совершение ее темными, невежественными людьми. Согласно ему революцию должны совершить определенные индивиды и группы людей, руководящиеся доброй волей и располагающими капиталами, необходимых для основания капиталистских поселений. Такими людьми могут быть дворяне, монархи, землевладельцы. Окончательным итогом в революционной деятельности видит в создании системы единения общественной собственности и кооперации – нового нравственного мира. «Молекула» – «посёлок общности» (коммуна). Эти коммуны объединяются в федерации национального масштаба или державы, а в дальнейшем объединяться и в международном масштабе. В течение нескольких лет на Земле начнет действовать 1 свод законов и 1 порядок правления. 7. Идеология анархизма. Под истоками анархизма стоит немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856 г.). Труд «Единственный и его собственность». В реальности существует только один человек – эгоист или единственный. Окружающий мир, в том числе государство и право порождено его сознанием. Социальные институты или общее препятствуют развертыванию индивидуальности единственного, мешают ему достигнуть личного блага. Для освобождения единственного необходимо разрушить фантомы общего. Главным фантомом является государство, которое заставляет человека подчиняться своим законам, ограничивая свою личную свободу. Любое государство ограничивает свободу человека, даже если с его согласия. Вместо государства предлагает создать временный союз эгоистов. Прудон (1809 – 1865). Книга «Что такое собственность». Собственность - это кража. Осуждает крупную частную собственность, которая является основой эксплуатации человека человеком. Она является результатом труда. Поэтому необходимо для воспитания трудолюбия и чувство независимости. Основная ценность – справедливость, за несоблюдение ее осуждает государство и право. Государство – это зло. Власть человека над человеком есть рабство. Государство вместе с религией – насилие, и роднит эти два явления – авторитет и слепая вера. Государство – эксплуататор, а государственный аппарат – непроизводящий класс-паразит. Свобода человека возможна лишь при негосударственном строе (анархии). Федерация-анархия. Анархия – общественный строй, основанный на самоуправлении каждого индивида; свобода взаимная, но не ограниченная. Свобода есть не дочь порядка, а мать порядка. Управление, не внешняя функция, а функция каждого. В таком обществе устанавливается свобода людей вступать в различные отношения. При этом отношения основываются не на законах, а на договорах между людьми. Контроль за соблюдением осуществляют сами договаривающиеся страны. Основы социальной гармонии при анархии становиться система взаимовыгодных обязательств. Переход к такому строю может осуществиться мирным путем. Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876). «Государственность и анархия», « Кнуто-германская империя и социальная революция». В своих трудах опирается на идеи социального прогресса. Говорит, что право, как один из видов социальных норм является применимым и занимает низшую степень в социальном управлении. Задача законодательства – упрочнить и узаконить эксплуатацию трудящихся масс господствующими классами. Это положение противоречит человеческой свободе и справедливости. Законодательство возникает вместе с государством и вместе с ним исчезнет. Переход к справедливому обществу возможен через революцию. В результате – исчезнет государство, законодательство, эксплуатация, насилие над личностью, будет отменена частная собственность. В будущем общество будет регулироваться свободными соглашениями, которые основываются не на принуждении, а на свободном соглашении между людьми, взаимном признании и уважении друг друга. После упразднения государства, людей будет связывать не политическая власть, а добровольный договор свободных личностей. Конечным итогом будет объединение всех во всемирную Федерацию. Собственность будет основываться на труде, а земля и орудие труда – достояние производительных союзов. ТЕМА 12. ЗАПОДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА План 1. Юридический позитивизм учения Джона Остина; 2. Рудольф Иеринг о государстве и праве; 3. Органическая теория государства Герберта Спенсера; 4. Политические взгляды Фридриха Ницше; 5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек. 1. Юридический позитивизм учения Джона Остина. Юридический позитивизм своей основой имеет философский позитивизм первой половины XIX века. Одним из первых представителей юридического позитивизма является Джон Остин (1790 – 1859). Его труд - «Лекции о юриспруденции или философия позитивистского права». Первым вопросом в курсе лекций был «что есть предмет юриспруденции». Для того чтобы выделить предмет, он разграничивает этику (область суждений, оценок, понятие добра и зла), науку о законотворчестве (включает представление о том, каким должно быть право) и науку о праве –юриспруденция, которая имеет дело с законами права в собственном смысле слова, без рассмотрения того хороши ли они или плохи. Право – это приказ власти, обращённый к исполняющему обязанности для выполнения их под угрозой применения санкции. Право – это повеление суверена. Источником права является суверенная власть, которая в своей деятельности ничем не связана, но действует в рамках религии, морали и согласия подданных. Именно привычка повиновения власти является важнейшей гарантией нормального функционирования государства и права. Норма права – это правило, установленное одним разумным существом для руководства другим разумным существом, над которым установлена власть, т.е. нормой является приказ суверена, снабжённый санкцией. Кроме того, есть законы, установленные Богом. Только эти две категории законов являются правом. Существует нормативное регулирование, которое нельзя назвать правовым. Такое регулирование осуществляется посредством правил, установленных общественным мнением. Это нормы международного права, то есть правила моды, этикета, чести. 2. Рудольф Иеринг о государстве и праве. Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892) – германский правовед, считается предшественником социологической юриспруденции. Его теория – юриспруденция интересов. Известность Рудольфу Иерингу принесли такие труды, как «Борьба за право», «Цель в праве», «Дух римского права на различных ступенях его развития». Иеринг считает, что объектом правоведения являются различные жизни и интересы людей. Он стремится дать социологическое объяснение государству и праву, разрабатывает собственную методологию познания права. Иеринг основное значение придаёт анализу эмпирического материала, конкретных жизненных фактов. Исследуя их в историческом и социальном измерении, говорит о том, что право подобно организму, ему свойственны все качества природных организмов, в том числе наличие конкретных целей. Цель является правообразующим фактором. Общество – царство целей и основная его характеристика не причинность, а целесообразность. Все люди действуют, потому что есть цель в будущем. В основе целесообразности лежит интерес, стремление к получению выгоды, достижение блага. СУБЪЕКТ – ИНТЕРЕС – ЦЕЛЬ У каждого индивида есть свои интересы, отличные от других, и общество должно их согласовывать, общество должно стать ареной совместного поведения людей, объединённых общими целями. По мнению Иеринга для того, чтобы субъект не допустил эксцесса, необходимо внешнее принуждение. Для этого и существует государство и право. Право – это система социальных целей, гарантированных государством. Государство как организация социального принуждения обладает специальным аппаратом, характеризуется отношениями власти и подчинения, публичным характером государственной власти, публичным характером права и суверенностью. Иеринг говорит о том, что право есть разумная политика власти, право без власти – пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть проводит в жизнь нормы права. Государство не должно подчиняться законам, которые оно создаёт, потому, что изначально право создаётся для того, чтобы ограничить чрезмерные частные притязания. Поэтому оно имеет одностороннюю принудительную силу. Такое положение характерно для первоначальных и деспотических государств. Для того чтобы обрести прочность и сохранить себя, власть вынуждена подчиняться праву. Только в этом случае государство приобретает прочность. Государство должно себя самоограничивать для того, чтобы защитить всеобщий интерес. Право в полном смысле слова есть двусторонне обязательная сила закона, подчинение государственной власти издаваемым ею законам. Как полагает Иеринг, право не всегда выражало интересы общества, оно развивалось в борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в праве свои интересы. Эта борьба постоянно с развитием общества меняет свой характер и ведётся уже не за установление в праве интересов, а за обеспечение и поддержание в обществе твёрдого порядка, за претворение в жизнь действительного права. Рудольф Иеринг выделяет: - Объективное право – совокупность применяемых государством правовых принципов, законодательный распорядок жизни; - Субъективное право – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности. Субъективное право не существует без объективного и, наоборот. «В моём праве нарушается, попирается право вообще, в нём оно утверждается, защищается и восстанавливается». Отсюда – обязанность каждого бороться против беззакония и произвола. «Каждый есть прирождённый борец за право интересов общества». 3. Органическая теория государства Герберта Спенсера. Герберт Спенсер (1820 – 1903 гг.) - английский философ, один из представителей позитивной теории. Одним из его трудов является «Принципы социологии». По Спенсеру для изучения социальных явлений, он предлагает использовать в социологии аналогии и термины из биологии. Спенсер рассматривает человеческое общество как единый организм, а не сумму индивидов. Полагает, что на общество действуют такие природные законы, как законы эволюции. В жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций происходят в виде: - увеличения объёма; - усиления дифференциации; - возрастания интеграции. Спенсер выделяет 2 стадии развития государства: 1 стадия – государства военные (хищнические); 2 стадия – тип промышленный. |