Главная страница

ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений


Скачать 444.5 Kb.
НазваниеПредмет и методология истории политических и правовых учений
Дата29.01.2022
Размер444.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
ТипДокументы
#345338
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
2. Развитие теории естественного права Бенедиктом Спинозой.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – теоретик естественного права, голландский философ-материалист.

Его взгляды раскрываются в следующих трудах: «Богословско - политический трактат», «Политический трактат», «Этика».

Спиноза исходит из обоснования всего сущего божественной волей, законами природы. Законы природы – это соединение божественной воли и человеческого разума.

Задачей политики Спиноза называет выведение из человеческой природы всего того, что наилучшим образом согласуется с практикой, реальной пользой.

Политика должна исходить из того, что условием достижения общего блага является наличие и обеспечение частной собственности.

Человек обуреваем страстями, в то время как он должен руководствоваться разумом. Большинству людей это не дано, либо они не хотят. Вытекает необходимость существования государства и права, которые возникают в результате договора.

Законы, которые принуждают или поощряют, должны подчинять страсть разуму. Для того чтобы законы были разумными, их должны принимать большое количество людей, поэтому наилучшей формой правления является республика. Спиноза осуждает абсолютную монархию.

Государство как все сущее подчиняется всеобщей законности. Его власть опирается на силу и принуждение. Границы власти состоят в том, чтобы не совершать подрыва ее авторитета, либо негодования подданных.

Государство возникает в результате договора, его суть состоит в перенесении сил гражданина на общество. Государство должно обеспечить баланс сил между подданными и властью.

Этот баланс опасно нарушать. В республике демократия всегда опирается на согласие подданных, на разумность закона, свободу и всеобщее равенство. Так как природа всех людей едина, то простой народ не может быть хуже знати.
3. Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции.

Английская революция длилась с 1640 г. по 1649 г..

Своей религиозной основой имела идею кальвинизма в его различных разновидностях.

Основные течения в революции представляли городская буржуазия, джентри, крестьянство, консервативное дворянство.

Основные причины революции: 1) противоречие между буржуазией и старым феодальным укладом; 2) недовольство правящей династией; 3) противоречия между англосаксонской церковью и идеологией пуританства.

Существовало три основных партии:

Индепенденты – представителем является Джон Мильтон (1608-1674). Эта партия выступала за полную независимость и самоуправление верующих, подчиняющихся английской церкви и королю, за свободу совести и за конституционную монархию.

Левеллеры – возглавлял партию Джон Лильберн (1613,1614 или 1618-1657). Левеллеры выступали за продолжение революционных действий, принятие демократической конституции, установление в ней прав и свобод граждан; за закрепление естественных прав и свобод человека; за свободу совести, слова, частную собственность. Высказывались идеи первичности, верховенства, суверенитета власти народа. Государство – результат общего договора, по которому власть переходит правителю по воле народа. Была разработана конституция республики Англии, закреплен принцип народного представительства, законности, разделения властей на законодательную, судебную и собрание шерифов.

Диггеры – наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уинстенли (1609-?). Они осуждали весь общественный уклад Англии, так как он основывается на неравенстве, выступали за передачу земли народу, установление республиканской формы правления, выборную власть, избирательное право имущих, полное искоренение частной собственности.

4. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного существования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод, в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости.

Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются: 1)незыблемость договора; 2) обеспечение защиты в суде; 3) равные налоги; 4) защита человека; 5) наличие суда присяжных; 6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель.

В своем труде «Два трактата о правлении» излагает свою концепцию естественного права.

Родоначальник буржуазного либерализма. Стремился найти условия и гарантии социального компромисса. Естественное человеческое состояние по Локку, состояние полной свободы, равенства, в котором человек может самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

В этом состоянии царит мир, каждый защищает свои интересы и в этом состоянии и проявляется естественное право. Нет никаких гарантий сохранения такого устройства. Следует заключить общественный договор, отталкиваясь от самостоятельного его обеспечения. Эта функция возлагается на государство, которое создается с целью поддержания мира, безопасности и справедливости.

Государство не всесильно. В нем есть общий закон, и устанавливается судебная власть для разрешения споров и наказания преступников.

Локк в своей теории описывает принцип полной юридической свободы и равенства граждан, право на частную собственность и ее защиту, принцип законности.

«Там где заканчивается закон, начинается тирания».

Выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная, природная.
ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ФРАНЦИИ

И США В XVIII ВЕКЕ

План

1.Общая характеристика эпохи Просвещения. Политико-правовые взгляды Вольтера;

2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве;

3. Доктрина Ж.-Ж. Руссо;

4.Политико-правовые учения коммунизма в дореволюционной Франции;

5. Политические и правовые направления в период Французской

буржуазной революции;

6. Гракх Бабеф и “Заговор во имя равенства”;

7. Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.
1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

Политико-правовые взгляды Вольтера

Просвещение - влиятельное общекультурное движение периода перехода от феодализма к капитализму. Просвещение было частью борьбы, которую вела молодая буржуазия, а также народные массы против старого феодального строя. Деятели этой эпохи пытались утвердить на земле царство равного, в котором люди будут совершенными и гармоничными, а все сферы жизни общества будут находиться в гормональном порядке.

Главная ставка делалась на раскрытие знаний, преодоление невежества, моральное совершенствование, восстановление идеального строя во главе с просвещенным монархом.

Одним из наиболее видных деятелей эпохи был писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). За свои политико-правовые взгляды он был выслан из Франции и долго прожил в Великобритании. Им были написаны: “Философские письма”, трактат о метафизике. Вел переписку со многими философами.

Вольтер выступал против католической религии и религии вообще. Ее источником он считал невежество. Религия порождает такое отрицательное явление как религиозная нетерпимость. Он критикует феодальные порядки. Человек есть существо общественное, следовательно, в государстве должно царить политическое равенство, а также равенство всех перед законом. В то же время, имущественное и социальное неравенство является основой порядка и равновесия в обществе, предпосылкой нормального его развития. Свобода человека состоит в свободе его воли. Свобода - это зависимость только от закона. Достигнуть политического равенства и гормонального правопорядка можно лишь только в просвещенной монархии - Царстве равенства и свободы.

При этом человеку предоставляются его естественные права ( на неприкосновенность личности, свободу слова, совести и т.д.). В идеальном государстве общественное устройство и правопорядок основываются на следующих принципах:

- свободы;

- собственности;

- законности;

- гуманизма;

- либеральных методов управления;

- разделения властей.
2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Его произведениями являются “Персидские письма” (критикует политическую систему Франции, 1721 г.), трактат “О духе законов” (рассматривает природу естественных и юридических законов, 1748 г. ).

Законы – это необходимые отношения, вытекающие из природы вещей в самом широком смысле слова. Естественные законы выражают основные принципы существования человека в природе и отношения людей между собой. Монтескье отвергал то, что естественным состоянием человека является “война против всех”. Первым естественным законом является “мир”: никто не стремится нападать на других, так как каждый чувствует себя неполноценным. Выделяются еще и позитивные законы:

- регулирование отношений между людьми (международное право);

- регулирование отношений властеимущих и поданных (политические законы, общественное право);

- регулирование отношений людей как граждан (гражданское право).

Так как все законы имеют единую природу, Монтескье выдвигает идею соотношения законов естественных и позитивных. Законы должны иметь определенное отношение к физическому состоянию страны, климату, характеру почвы и ее положению, ее площади, а также к способу жизни народа. Все вместе отношения составляют то, что называют законом. Названные факторы влияют и на строение общества. Лучшей формой государства считал конституционную монархию по примеру Великобритании.

Монтескье выступал за всеобщее равенство людей, всеобщее избирательное право, реализацию принципа законности. Считал, что верховная власть должна принадлежать народу - для того, чтобы не было злоупотребления властью, ее нужно разделить.
3. Доктрина Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его взгляды изложены в трудах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750 г.), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754 г.), “О политической экономии” (1755 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.).

Он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства. Человек изначально является частью природы. Основа его жизни лежит в материальной сфере. Развитие культуры создает искусственные потребности, которые изначально для человека не характерны. Это отдаляет его от естественного состояния. Например, появляется частная собственность, которая становится причиной неравенства людей.

Первой ступенью стало имущественное неравенство. В результате общественного договора Богатых и Бедных произошло образование государства. Государственная власть должна была быть гарантом мира и справедливости. Возникают отношения между властвующими и подвластными, что поднимает имущественное неравенство на новый уровень. С течением времени законная власть перерождается в деспотизм, который становится 3-третьей ступенью неравенства. Деспотом является властитель, который обманывает и законы, и народ.

Естественным состоянием общества должно быть такое устройство, где человек нравственно не испорчен и самодостоин. В идеальном государстве носителем власти должен быть объединенный народ. Цель государства - общее благо, основанное на общественном договоре, где воля всех есть совокупность частных воль.

Так же строится и система законов, которая стремится установить справедливость и равенство. Руссо выступает против общественного мнения. Выход он видит в уравнении имущественных прав граждан.
4. Политико-правовые учения коммунизма в дореволюционной Франции.

В XVIII веке во Франции возникают идеи государственного и общественного социализма, основанного на коллективной собственности. В этот период выделяются труды Морелли, Габриэля Бонно де Мабли, Жана Мелье.

Морелли (около 1715 - ?) – французский просветитель. Главный труд - “Кодекс природы, или Истинный дух ее законов” (1755 г.). Морелли изображает естественное состояние человечества как золотой век, когда люди живут по законам природы, вместе трудятся и имущество у них общее. Обществом управляют отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием.

Разделение имущества и возникновение частной собственности отменяют законы природы, порождают жадность и корысть.

Частный интерес становится всеобщей чумой. Выделение частной собственности порождает иную форму властных отношений, следовательно, создаются жесткие законы. Для преодоления такого состояния нужно :

- уничтожить частную собственность;

- регламентировать все стороны жизни (включая семейные отношения, искусство, образование);

- самое тяжкое преступление есть убийство и попытка ввести частную собственность.

В идеальном государстве формой правления может быть только просвещенная монархия, где интересы общества выше личных интересов.

Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785) в своей наиболее известной книге “О законодательстве или принципах законов” (1776 г.) порицает общественное неравенство и частную собственность. Он считает, что эти явления ведут к угнетению народа и тирании. Частную собственность уже невозможно искоренить, но ее и можно ограничить через законы.

Он выступает за верховенство законов в государстве и регламентацию всех отношений; за тотальный контроль и строгие наказания за небольшие проступки, введение законов против роскоши, за ограничение земельной собственности. В основе государственного устройства должно лежать верховенство науки. В крупных государствах формой правления должна быть республиканская монархия, в которой королевская власть ограничена строгой системой представительных учреждений.

Жан Мелье (1664-1729) - сельский священник. В его произведении “Завещание” изложена теория общинного безгосударственного коммунизма. Религия есть грубый обман. Духовенство, короли и дворяне - это паразиты на теле народа. Мелье призывает к полному уничтожению феодального строя, упразднение частной собственности на землю и обязательный труд всех на общей земле.
5. Политические и правовые направления в период Французской

буржуазной революции.

В истории Французская буржуазная революция можно выделить следующие этапы:

I. 1789-1792 - у власти находятся представители крупной буржуазии, которые называли себя конституционалистами.

II. 1792-1793 - государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии.

III. 1793-1794 – установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

26 августа 1789 Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Декларация закрепила естественные и неотъемлемые права человека на свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, равенство перед законом и т д..

Представителями конституционистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эммануэль Сиейес и Антуан Барнав. Они выступали против засилья аристократии и абсолютной королевской власти; за установление конституционной монархии.

В результате народного восстановления 1792 года к власти пришли жирондисты (представителями являются Жак Бриссо, Жан Ролан). Они выражали интересы средней и крупной торгово-промышленной буржуазии. Были сторонниками республики. Выступали за народный суверенитет, полную свободу предпринимательства, были противниками государственного вмешательства в экономику. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия (король казнен), ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку.

В июне 1793 года к власти пришли якобинцы. Представителями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Дантон Сен-Жюст. Все они выступили за демократическую республику, основанную на Конституции. Только революция может завоевать свободу и равенство. В дальнейшем должно установиться конституционное правление, обеспечивающее свободную жизнь. Они осуществили меры против спекуляции, установили максимальные цены, провозгласили право на труд, установили минимальный размер заработной платы. Частную собственность они считали естественным правом. Было запрещено создание рабочих союзов в целях предотвращения конфликтов в обществе.

Так же во время Французской буржуазной революции были и другие направления развития политико-правой мысли.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта