Главная страница

ИППУ (конспект лекций). Предмет и методология истории политических и правовых учений


Скачать 444.5 Kb.
НазваниеПредмет и методология истории политических и правовых учений
Дата29.01.2022
Размер444.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
ТипДокументы
#345338
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1 стадия. Характеризуется поглощением личности интересами государства. Главная цель – самосохранение общества, а не защита каждого индивида. Жизнедеятельность подчинена военным нуждам, личные цели индивида не учитываются, а права даруются как поощрение. Индивид – собственность государства.

Характерные черты:

- тотальная регламентация;

- управление с помощью насилия.

В таком государстве, общество – это распущенное по домам войско.

Военный тип стремится производить всё собственными силами; и развитие, и усложнение хозяйственной деятельности приводит к переходу на новую ступень развития – к промышленному типу.

2 стадия. Для промышленного типа государства характерно: существование обязательного договора, социальный контроль сводится к запрещению; развитие промышленности и торговли; неприкосновенность личности; охрана собственности; равенство всех перед законом.

Основная задача государства – охрана прав и интересов каждого гражданина. Такая всемерная забота о благосостоянии граждан является не только ненужной, но и вредной. Каждый индивид обязан заботиться сам о себе. Если государство вмешивается в этот процесс (процесс естественного отбора), то это приводит к снижению морального и интеллектуального уровня людей.

Спенсер был противником социализма. Социализм – это враг свободы. Он приведёт только к расширению сферы принуждения.
4. Политические взгляды Фридриха Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900). Его политические и правовые взгляды освещаются в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.

Основную проблему его произведений составляет соотношение добра и зла, морали, права и поиск идеального социального строя.

По Ницше человеком во всех его действиях движет воля к власти, основной человеческий инстинкт.

Ницше выделяет 2 вида морали:

1. Мораль господ

2. Мораль рабов

Отличие между ними заключается в том, что рабы ищут, как правило, сиюминутного наслаждения, мораль рабов – весьма относительна. Рабы созданы для того, чтобы подчиняться. Этой морали противопоставляется мораль господ. Ницше связывает её с нравственным идеалом, идеалом сверхчеловека, к которому должны стремиться люди. Сверхчеловек будет настолько отличаться от людей, что его можно рассматривать как особый биологический вид; ему присуща – глубокая индивидуальность, умеренность, власть над своими страстями, разумное планирование жизни. Все эти качества он связывает с волей к власти. Здесь он понимает её как искусство жизни, в которой человек учится управлять самим собой. Воля и власть приводит к борьбе. Следствие борьбы – возникновение государства - мудрой организации защиты индивида друг от друга.

Ницше рассматривает государство как абстрактный принцип:

I. - некая необходимость, которая дисциплинирует людей;

- поддерживает и развивает культуру;

- даёт нации жизненные силы.

II. Реализуется принцип строгой иерархии, в которой государственная власть будет предоставляться людям в силу их выдающихся духовных качеств.

Ницше пропагандирует аристократический кастовый строй. Объясняет деление людей на типы по их биологическим особенностям.

Ницше выделяет следующие типы людей:

I. – гении (обладают высочайшими качествами);

II. – исполнители воли гения (их правая рука и лучшие ученики – это стражи порядка и права: царь, воины, судьи и др. блюстители закона);

III. – прочая масса посредственных людей.

В то же время Ницше рассматривает государство как насилие над личностью. Если государство не выполняет своих целей и извращает их, оно становится смертью народа. Главный признак упадка государства – господство толпы или массы. Толпа – ничем не примечательные личности, живущие по морали рабов; демократия – это упадок цивилизации.

Ницше выделяет 2 типа государства:

- аристократический;

- демократический (упаднический).

В соответствии с выделением двух типов государств выделяет два типа права. В основе каждого из них лежит стремление к утверждению существующих основ власти. С одной стороны – право может обеспечить естественную иерархию общества и господство благородных творческих личностей; с другой – может послужить интересам массы.

Право – есть нечто вторичное, производное от воли к власти, результат войны и победы.

Ницше исследует типы права и государства. Наилучшим видом организации общества считает Римскую империю. Высоко оценивает императорскую Россию – образец совершенной политики – теория Макиавелли.

Утверждает, что к началу XX века прошло время мелкой политики. Утверждал, что XX век – век борьбы за мировое господство.

Ницше был убеждённым антисоциалистом. Утверждение социализма он допускал в качестве эксперимента.
5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек.

Георг Еллинек (1851 – 1911) – немецкий государствовед, представитель либерализма. Попытался соединить социологическое и юридическое понимание государства. Свои взгляды по данному вопросу изложил в труде «Общее учение о государстве». Учение базируется на различных методах. Рассматривает различные стороны государства и права.

Различие между социологическим и юридическим понятием государства и права разделяет фактическую конституцию (реальное общественное отношение) и конституцию писаную (формальная).

Право, по Еллинеку, является компромиссом в различных интересах, которые противоречат друг другу.

Рассматривая власть и право в социальном аспекте, Еллинек говорит, что они должны исследоваться с психологической точки зрения. Общество – совокупность психологических связей между индивидами, которые проявляются во внешнем мире.

Рассматривая право в социальном аспекте, он говорит, что действие права, его положительность (формальность) основаны на убеждённости народа в его функционированности. На этой основе строится весь правопорядок. Право есть функция человеческого общения, и опирается она на чисто психологические элементы. Право может появиться только в организованных общественных союзах и является одной из важнейших сторон государства.

С психологической точки зрения Еллинек рассматривает и государственную власть. Она заключается в соотношении воль властвующих и подвластных. «Власть, которой повелевают, но, которой не подчиняются, теряет свой господствующий характер». Власть основывается на повиновении подданных. Повиновение обеспечивается:

- фактическими отношениями;

- их психологическим признанием.

Именно нормативное создание делает власть прочной.

Еллинек стоит на либеральных позициях и придаёт большое значение индивидуальной свободе независимо от внешнего вмешательства. Поскольку права и свободы создаются объективным правом и исходят от государства, «необходимо доказать связанность государства с этим самым правом». Он объясняет обязательность права для государственных органов с юридической точки зрения. Деятельность для государства – есть сама государственная деятельность. Но, если воля государственного органа – это воля самого государства, то любой даже противоречащий акт государственного органа должен считаться правомерным.

Еллинек опирается на социальное понятие государства и права и господствующее социальное мировоззрение. «Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы и, что граждане – это не государственные рабы».

Еллинек рассматривает идею социального прогресса, говоря о том, что одним из его достижений является институт парламентаризма. Говорит, что в государстве с представительской формой правления, народ – как единый элемент является активным членом государства, коллегиальным государственным органом.

Как подчёркивает Еллинек, необходимо устанавливать независимость депутатов от избирателей. Народ влияет на ход избирательных дел через избирательное право. Депутат, по закону, находится под фактическим контролем избирателей, хотя и не обязан отчитываться перед ним.

Кроме того Еллинек говорит, что Парламент, воля которого расходится с

волей народа, не может долго оставаться у власти.

ТЕМА 13: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XX В.

План

Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.

Нормативистский позитивизм Ганса Кельзона.

Социологическая юриспруденция Роско Паунд.

Американская реалистич-я школа права (Френк, Карл Ллевелли)

Теория элит.

Теория бюрократии Марка Вебера.

Политические и правовые идеи солидаризма и институционализма.

Политическая доктрина национал-социализма (фашизма).
1. Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.

Современные теории естественного права, в противоположность доктринам прошлого рассматривают человека с точки зрения его социальных связей и включают в перечень естественных прав не только неотъемлемые права человека, но и широкий перечень социальных, культурных и политических прав. Новые естественные правовые теории тесно связаны с доктринами социального государства и плюралистической демократии.

Естественное право в современных концепциях представляется, как право с «изменяющимся содержанием». Термин ввёл Рудольф Штаммлер. На него влияет истинное правосознание, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это возрождённое естественное право, изучение которого основано на новой методологической базе.

В противовес позитивистским теориям естественного права.

Одним из направлений естественного права являются неотомисты. К ним относятся: Катрайн, Месснер, Маритена. Они относятся к взглядам Фомы Аквинского.

Жан Маритен. Посол Франции в Ватикане. Свои идеи: «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». В своей теории соединяет представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, культурного развития и социальной обусловленности политики.

Проводит различия между первопричиной общественных институтов (основа воля Бога) и реальной детерминации, происходящих в обществе процессов.

Источником естественного закона является Бог. Он обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несёт перед ними моральных обязанностей. Естественный закон - это установленный божественный разум абсолютной нормы права и долга.

Бог есть первый принцип естественного права. Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности к божественному разуму.

Личность обладает абсолютным достоинством. Верующие полнее и лучше ощущают всю глубину естественного права. Хранителем является католическая церковь.

2. Нормативистский позитивизм Ганса Кельзена.

Ганс Кельзен (1881-1973 гг).

Занимался общей теорией права, конституционным правом, международным правом. 1934 г. - книга «Чистая теория права». Эта теория – доктрина, из которой устранены все чуждые в юридической науке элементы. Чистая теория права должна заниматься специфическим (нормативным) содержанием права. Положение исходит из философии неоконтианцев, которые разделяли науку о сущем и науку о должном.

1.- естественные науки, историю, социологию и др. науки, которые изучают природу и общественную жизнь с точки зрения причинно - следственной связи.

2.- это этика и юриспруденция. Они исследуют нормативно обусловленные отношения между людьми, механизмы и способы социальной регламентации.

1 гр. – основной принцип – принцип объективной причинности; 2 – принцип вменения.

Нормативисты исследуют право с его внутренней стороны, в его специфическом нормативном содержании, избегая идеологических оценок.

Наука о государстве и праве должна быть деидеологизирована, потому что наука должна носить объективный характер.

Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Право возникает раньше государства.

Ещё в первобытную эпоху, общество разрешило использовать людям принуждение в одних случаях, запретило его в других и закрепило монополию применения силы.

Это правовое сообщество перерастает в государство, где функция принуждения осуществляется централизованным путём – специально созданными для этого органами.

Он даёт определение: право является совокупностью государственных правопорядков децентрализованного международного права.

В национальной системе права нормы согласованны друг с другом и составляют иерархию (ступенчатая концепция права).

В соответствии с этим внутригосударственное право – замкнутая регулятивная система, где каждая норма обладает обязательностью, потому что она соответствует норме высокой ступени.

Источник единства системы – основная норма. Это некое логическое понятие, мысленное допущение, которое даётся нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: «Должно поступать так, как предписывает конституция».

2-я ступень в иерархии норм – общие нормы. Они устанавливаются в законном порядке или обычае.

3-я ступень это индивидуальные нормы. Это судебные административные нормы для решения дел.

Законность всей иерархии норм основывается на легитимности действующего Правительства.

Применение права есть и создание права.

Государство как организация принуждения идентична правопорядку. Любое государство, в т.ч авторитарное, есть государственный правопорядок, является правовым.

Демократия, по своей сути, предполагает уважение чужих интересов, также защита прав меньшинств. Принцип – дух свободы; свобода выбора, мнений, взглядов и убеждений; принцип терпимости и свобода науки.

Рисует проект установления мирового правопорядка, который будет базироваться на добровольном подчинении суверенных государств органам международной юрисдикции.

3. Социологическая юриспруденция Роско Паунд.

Зарождается в к. XΙX в. на основе философии прагматизма. Основатель Роско Паунд:

пятитомная «юриспруденция»

« Идеальный элемент в праве»

« Социальный контроль посредством права»

Право рассматривается как форма социального контроля наряду с религией и моралью. При изучении его необходимо изучать сами общественные отношения. Поэтому юристу для правильного применения права нужно ориентироваться в смежных дисциплинах: социология, экономика, этика, политология.

Основная цель права – разрешение конфликтов в индустриальном обществе.

Исходя из того, что право – социальный регулятор. Право выводит 3-х звенное определение:

Право – это правовой порядок, т.е. совокупность регулируемых общественных отношений.

Право – это официальные источники, которые используются судами и административными органами для принятия решений по конкретному делу.

Право – сам судебный и административный процесс.

Право – высоко специализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса.

Представители изучают совокупность его значений, которые могут играть роль для реальной практики.

Изучая право необходимо обращать внимание на его цели. Право должно быть целесообразным. Оно связывает социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями участников общественных отношений.

Право – средство реализации социально значимых целей.

Назначение права состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Деятельность по установлению правового порядка – это «социальная инженерия».

В практическом плане он выступает за расширение полномочий судей при разрешении конкретных споров.
4. Американская реалистическая школа права (Фрэнк, Карл Ллевелли).

Карл Ллевеллин.

Курс лекций «Куст ежевики».

Джером Фрэнк.

«Право и современное сознание»

Описывает сам процесс воздействия права на поведение людей. Формальные приёмы, по которым создаются правовые нормы, не соответствуют развитию науки, ни современным условиям жизни.

Основной вопрос – соотношение предписаний и правоприменительной практики. Именно практика составляет костяк правовой системы.

Вместо того, чтобы проводить теоретические разработки, нужно выявить систематичность и практику; решить один из важных вопросов: как, насколько и в каком направлении расходятся между собою принятая норма и практика вынесения решений.

Право создаётся не законодателями; правовые нормы не действуют сами по себе, они создают некий идеал, моральные ценности, ориентиры политики государства, но не порождают возникновения у человека объективных прав, до тех пор пока не будут применены к конкретному делу.

Право – это совокупность индивидуальных предписаний, т.е. правил поведения, которые устанавливаются компетентными органами в конкретных случаях.

Реалисты предлагают отказаться от теории вообще и изучать эмпирические факты.

Основным вопросам практического характера становится проблема вынесения судьями решения.

Судья при разрешении конфликта опирается на собственную интуицию. Затем судья делает умозаключения; потом может дать ссылки на статьи законов и прецедентов.
5. Теория элит.

Вильфредо Парето (1848-1923). Раз-ть теории элит, концепция пол – го класса. Гаэтано Моска (1858-1941).

«Теория правления и парламентское правление»

«Основы политической науки»

Теория элит: «Трактат общей социологии»

Согласно теории Г.Моско, во всех человеческих обществах, достигших определённого уровня развития культуры, политическое руководство, которое включает административное, военное, религиозное и моральное управление осуществляется постоянно особым организованным меньшинством, политическим классом.

Парето говорит о том, что общество можно разделить на два слоя или страты: высшую страту управляющих или правящих и низшую страту управляемых.

Таким образом, усложняется привычное деление классов и в высшем слое тоже проводится разделение на:

правящую элиту;

неправящую элиту

Элита, в общем, сходна с аристократией или властью лучшим; или с меритократией (властью достойных).

Правящая элита – это те, кто прямо или косвенно влияют на правительственную политику. Возникновение элиты связывают с психическими особенностями человека: с наличием у него неких иррациональных остатков (инстинктов). Это общит-ть, комбинация, потребность к демонстрации собственных чувств, целостность индивидума и т.д.

Инстинкты людьми не осознаются и тщательно скрываются под различными предлогами: общего блага, социального интереса и т.д.

Два подвида элиты:

элита львов;

элита лис.

В конечном итоге, любая элита успокаивается, морально разлагается и теряет власть. На смену приходит новая элита, при этом старая не уступает свои позиции, и смена власти происходит путём переворота, что в целом для общества полезно.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта