Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат. Брак (matrimonium

  • Matrimonium cum manu

  • Брак sine manu

  • 17. Порядок заключения и прекращения брака.

  • 18. Правовые отношения родителей и детей.

  • Билеты для экзамена по римскому праву. Предмет и значение курса. Системы римского права (квиритское право, преторское право, право народов)


    Скачать 148.48 Kb.
    НазваниеПредмет и значение курса. Системы римского права (квиритское право, преторское право, право народов)
    АнкорБилеты для экзамена по римскому праву
    Дата10.02.2022
    Размер148.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRimskoe_pravo_ekz.docx
    ТипДокументы
    #357803
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты

    Familia. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке

    К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев. Постороннее лицо, усыновленное домовладыкой , становилось его агнатом.

    Агнатическое родство — законное родство. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. В состав агнатической семьи входили: его жена (in manu mariti), его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не мужам, а paterfamilias, и наконец все потомство подвластных сыновей.Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними.

    Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; Кровными родственниками считались родственники по прямой или боковой линии:

    • Родственники по прямой линии (linea recta) – лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын)

    • Родственники по боковой линии (linea collaterales) – лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.)

    • Полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

    • Полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот.

    16. Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат.

    Брак (matrimonium) — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

    Римское право различало два вида брака:

    1. matrimonium cum manu

    2. matrimonium sine manu

    Соответственно, личные и имущественные отношения между супругами различались в зависимости от вида брака.

    Matrimonium cum manu

    Брак cum manu заключался:

    • per confarreationem (в присутствии свидетелей и жрецов)

    • per coemptionem (фиктивная самопродажа жены в присутствии 5 свидетелей и libripens)

    • per usum (т. е. если брак был заключен неформально и жена в течение года безвыездно жила в доме мужа, то она становилась подвластной мужа. Если она желала избегнуть этого, она должна была проводить ежегодно 3 ночи вне дома мужа)

    Личные отношения: Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака она была persona sui iuris, то, вступив в брак cum manu, она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate (под отцовской властью) и агнаткой всех членов семьи отца, то вступив в брак, она попадала под manus мужа или его paterfamilias, если муж был persona alieni iuris. Данный брак мог заключаться только между гражданами.

    Личные отношения:

    - жена находилась под властью мужа, она была обязана жить с ним

    - жена не имела права выступать в суде;

    - жена становилась юридически чужой своей прежней семье;

    - жена являлась по своему статусу как бы «дочерью» для мужа и «старшей сестрой» для своих детей;

    - ни муж, ни жена могли свидетельствовать друг против друга;

    - прелюбодеяние мужа – незначительный проступок, а измена жены каралась смертной казнью.

    - мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей - муж может продать жену в кабалу (in maneipium). - жена не вправе была требовать развод у мужа, а муж такое право имел. - муж обязан содержать ее. Он считается защитником жены и поэтому может выступать в процессах в качестве презумптивного ее представителя.

    Имущественные отношения:

    При заключении cum manu все имущество жены с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. В случае развода имущество жене не возвращалось. Такое юридическое бесправие уравновешивалось только тем, что жена являлась законным наследницей мужа, которая получала известную долю в порядке наследования - heres sua.

    Брак sine manu

    Форма брака, не порождающая власти мужа и подразумевающая материальную независимость супругов.

    Для заключения брака sine manu необходимо было вступление жены в дом мужа при согласии брачующихся, а также лиц, осуществлявших над ними patria potestas. Брак sine manu не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Жена могла требовать развод, однако потом данная возможность была ограничена.

    Имущественные отношения: женщина обладала имущественной правоспособностью. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) никоим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения (имелись в виду, конечно, прежде всего, дарения мужу). За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

    Конкубинат

    Конкубинат (concubinat) – форма постоянного и разрешенного законом сожительства между мужчиной и женщиной, которые не могли заключить брак ввиду разного социального положения.

    Признаки конкубината:

    1. устойчивость семейных отношений;

    2. постоянство партнеров;

    3. дети (конкубины), родившиеся от такого незаконного брака, не попадали под власть отца;

    4. мужчина имел право состоять в законном браке с одной женщиной, а в конкубинате - с другой. Женщин за такое ждала смертная казнь;

    5. конкубина (женщина) не имела прав «законной жены».

    Собственно говоря, чаще всего конкубинат заключался между лицами, которые имели разное социальное положение (например, легионер с жительницей завоёванных территорий, гражданин и не гражданка), но и также был распространён среди привилегированных слоёв общества (например, среди магистратов). Однако в связи с масштабным распространением конкубината, государство стало его ограничивать. Так, разрешалось передавать по наследству только часть имущества, что в дальнейшем только усиливалось. В 900-ые годы н.э. конкубинат был запрещен.

    Лица, находившиеся в такой связи, не пользовались супружескими правами, в том числе и правами на имущество. Конкубинат порождал правовые последствия лишь в отношении рожденных в таком сожительстве детей: за ними признавались права на алименты от отца и на ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

    17. Порядок заключения и прекращения брака.

    Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

    Способы заключения брака в римском праве:

    1. путем совершения религиозного обряда (confarreatio) (для cum manu)

    Имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей

    1. путем покупки женихом невесты (coemptio) (для cum manu)

    Осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

    1. путем простого соглашения сторон (usus) (для sine manu)

    Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

    Обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

    Брачный союз прекращался:

    а) смертью одного из супругов,

    б) утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio).

    в) разводом.

    Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium).

    Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе допускались в праве Юстиниана, если другой супруг:

    • нарушил верность

    • покушался на жизнь первого супруга

    • совершил иное виновное действие

    • был неспособен к половой жизни

    • желал уйти в монастырь

    Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).

    Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен, – confarreatio (брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда), сoemptio (брак, заключенный путем покупки жены) usus

    Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio (обрядовое расторжение брака) и remanoipatio (обряд, противоположный манципации, покупке жены).

    Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

    Закон 18 г. до н. э., установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме).

    18. Правовые отношения родителей и детей.

    Patria potestas

    Отношения между матерью и детьми зависит от формы брака: в браке cum manu жена вместе с детьми подчинена власти мужа или домовладыки, на равных с детьми началах наследует после мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют опеку над ней после смерти мужа. В браке sine manu мать юридически не связана с детьми, она агнатка своей прежней семьи, где она наследует и члены семьи наследуют после нее. Но со временем взаимные права наследования детей и матери в таком браке расширяются. Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права. Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью. Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке.

    Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения. Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:

    1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;

    2) признание законными детей, рожденных вне брака;

    3) усыновление. Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право виндикационного иска к лицу, удерживающему его детей. Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка. Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу). Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении. Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).

    Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Способы узаконения ребенка: 1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка; 2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери; 3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

    Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми. Формы усыновления: 1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено; 2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный.

    Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем. В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына). Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта