Вострян. Предмет истории политических и правовых учений
Скачать 138.43 Kb.
|
8. Политико-правовая теория Аристотеля. Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель дает государству следующее определение: государство – это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным – тиранию, олигархию и демократию. Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти. В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии – неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией – такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство". Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. "Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан", – отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Помимо ограничения размеров собственности в таком государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим", – утверждал Аристотель. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они "знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады. Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью. Право делится на естественное и условное (установленное). "Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено". По смыслу его концепции "от природы" существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. 9. Политические и правовые идеи Эпикура. Эпикур (341-270гг. до н.э.) - древнегреческий философ, был последователем атомистического учения Демокрита. Считал, что становление любой общественной организации является частью естественного процесса всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их с причинами и целями своего поведения. В отличие от животного, человек существо разумное, его поведение основано на стремлении к свободе, получению удовольствий и достижения атараксии (безмятежного состояния духа). Эти понятия взаимосвязаны: человек не страдает, когда он освобождается от ненужных и лишних желаний. Эти идеи легли в основу учения о государстве и праве: · государство появляется в результате этического компромисса, как связующее звено между природой (естественным законом) и обществом (искусственным созданием человека), для установления справедливости, как формы политического общения, которая создается самими людьми в результате соглашения; · государство и право возникают из общественного договора, смысл которого заключается в том, чтобы люди перестали испытывать страх друг перед другом, поэтому целью государства является обеспечение взаимной безопасности и преодоление страха. Государство создают люди добродетельные, достигшие определенного уровня развития, которые договариваются не причинять друг другу вреда; · договор - это не формальный акт, а совокупность представлений относительно совместного проживания людей. Сама справедливость носит условный и относительный характер, однако существует общая основа справедливости, то, для чего люди объединяются: общая польза для людей, их равенство, свобода и независимость от общества; · государство создает законы для обеспечения свободы людей и их безопасности, в первую очередь для защиты добродетельных людей от влияния несовершенных: Отсюда, стремление не нарушать тех законов, которые существуют. Таким образом, учение Эпикура о государстве основано на идее договора об общей пользе. Придерживаясь демократических ценностей свободы, Эпикур выступает за умеренную демократию - форму правления морально совершенных людей, где господствует закон. В целом эпикурейцы выказывали безразличие к политическим вопросам, провозглашая невмешательство в политическую и общественную жизнь: «проживи незаметно». Эпикур считал, что для достижения счастья не обязательно участвовать в политической жизни, наоборот, необходимо все внимание уделить самосовершенствованию личности. 10. Стоики, мировоззренческие и правовые взгляды Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле,где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.). Политико-правовые воззрения римских стоиков. Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.). Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона и ведущим государственным деятелем, чьи политические интриги привели в конечном счете к вынужденному самоубийству по приказу его жестокого и мстительного ученика.Более последовательно, нежели другие стоики, Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Все люди равны и в том смысле, что они– "сотоварищи по рабству", поскольку одинаково находятся во власти судьбы.В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы.Вселенная, согласно Сенеке, – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. "Мы – писал Сенека, – должны представить в воображении своем два государства: одно – которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое – это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и, такие, которые служат только малому".Этически наиболее ценным и безусловным, согласно космополитической концепции Сенеки, является "большое государство". Разумность и, следовательно, понимание "закона судьбы" (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному "малому государству"), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств). Мировоззренческие. По мнению стоиков, мир — единое целое. Эта целостность базируется на всеобщей согласованности и необходимо обусловленной взаимосвязи. Мир, по представлениям Хризиппа, сферичен и расположен в бесконечной пустоте, которая бестелесна. Стоики считали, что все в природе находится в движении. Причем, по их мнению, существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение. Напряжение рассматривается как состояние пневмы. В зависимости от состояния пневмы в телах выделяются четыре царства природы: неорганическое, флора, фауна и мир людей. Пневма понимается не только как физическое, но и как духовное начало. Наивысшее напряжение пневмы как духовного начала характерно для мудрецов. Но пневма — это нечто божественное у стоиков, она у них выступает в роли разума, логоса космоса. Разум же бога, по их мнению, — чистый огонь. Бог у стоиков — высшая разумная сила, которая всем управляет и всему придает целесообразность. В мире, по мнению стоиков, царит жесткая необходимость. Ее проявление подчинено воле бога. В центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Стоики, разрабатывая свою оригинальную этику, видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие. Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали, как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет. Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Стоик стремится возвыситься над страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного. Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым. 11. Политическая и правовая теория Полибия. Полибий (201-123 гг. до н. э.) - видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода. Его представления о государстве и праве отражены в знаменитом труде <Всеобщая история> (в оригинале она состояла из сорока книг, но до наших дней дошли только пять). Циклизм в развитии форм государства. Мировоззренческой основой учения Полибия стала идея стоической философии о циклическом развитии мира, направляемом судьбой. Всякое государство, подобно живому организму, проходит стадии зарождения, возрастания, расцвета, упадка и угасания. Затем этот процесс повторяется вновь. Историю возникновения государства и смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по <закону природы>. Всего он насчитывает шесть основных форм государства, составляющие полный цикл развития государственности: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Под формой государства Полибий понимает совокупность структуры и организации государственной власти и морально-политической обстановки в стране. Глубинные источники движения и смены государственных форм сокрыты в их внутренних противоречиях. Единый принцип, лежащий в основе каждой из форм,содержит в себе зачатки противоположного начала. Для иллюстрации этого положения Полибий приводит сравнение с железом, которое содержит в себе антиподржавчину. Принципом, началом государства Полибий считал обычаи и законы. Их несовершенство приводит к раздорам в государстве, его порче и смене, в конечном итоге, формы государства. Происхождение государства и права. К вопросу о происхождении государства и права Полибий подходит с естественноисторической точки зрения. В первоначальной стадии общественного развития люди находились в разобщенном, диком состоянии. Присущая всем живым существам - как зверям, так и людям - слабость естественно побуждает их собираться в однородную толпу, стадо. В стаде, и это надо признать естественным законом, выделяется вожак - тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой. С течением времени общественные отношения эволюционируют в сторону их смягчения и упорядочения. Достойнейшим уже оказывается не самый сильный, не тот, кто заботится о себе или ином отдельном человеке,а тот, кто заботится об обществе в целом. Постепенно, на отрицательных и положительных примерах вырабатываются представления о долге, справедливости, красоте,правде и их противоположностях. Этические критерии со временем приобретают политическое содержание. Благодаря этим процессам <господство отваги и силы> превращается в царство - первую историческую форму государства. Исторические формы государства. Итак, первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается, по схеме Полибия, в царя. Царь воздает каждому по заслугам, т.е. правит справедливо, и люди подчиняются ему по велению рассудка и доброй воле. Постепенно царская власть становится наследственной. Цари изменяют прежний образ жизни с ее простотой и заботой о подданных, сверх меры предаются излишествам. Царство превращается в свою противоположность -тиранию. Тирания - время козней против властелинов. Благородные и отважные люди, не желающие переносить произвол тирана, при поддержке народа свергают его и учреждают аристократию. На первых порах аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об <общем благе>, но постепенно аристократия, как и царская власть,приобретает наследственный характер. Тогда она вырождается в олигархию. Здесь царят злоупотребления властью, корыстолюбие, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство. Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. При жизни первого поколения демократов в государстве высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вожди отважного честолюбца (демагога), а сама устраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию (власть толпы). С точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии <водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца>. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечная стадия естественного развития форм государства соединяется с исходной. Анализ форм государства приводит Полибия к выводу о неустойчивости каждой из них в силу их простоты. Каждой форме государства присущ единый принцип, в котором, сокрыт его антипод, неизбежно ведущий к порче. Смешанная форма государства. Второй вывод, сделанный Полибием из анализа круговорота государственных форм, гласит: <...несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше>, т. е. царской власти, аристократии и демократии. Разнородные элементы взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга. Для доказательства преимуществ смешанной формы правления Полибий обращается к историческим фактам существования стабильных государственных форм: Спарта во времена Ликурга, Карфаген до пунических войн. Наилучшим современным примером смешанного правления Полибий считал Рим. Власть консулов,сената и народных собраний выражают соответственно царское, аристократическое и демократическое начала. При помощи различных процедур (например, коллегиального принятия решений; права вето трибуна) отдельные власти могут противодействовать или оказывать поддержку друг другу, руководствуясь принципом общего блага. Смешанная форма правления в Римском государстве,с точки зрения Полибия, не только обеспечивает его стабильное развитие, но и дает моральное право господствовать над всем остальным миром. Правовое учение Полибия. В основе права, с точки зрения Полибия лежат взаимосвязанные понятия долга и справедливости. Справедливость - должное основание и мотив поступка отдельных людей и одного государства в отношении другого. Справедливость выступает в качестве высшего мерила, которое способно урегулировать отношения людей и тогда, когда для конкретного случая нет нормы закона или обычая. В историческом и философском плане справедливость предшествует праву и определяет его. Для правового учения Полибия характерно различение права и закона, с одной стороны, форм права – с другой. Право есть выражение справедливости, а законы и обычаи - лишь формы выражения права. Обычай есть неписаная форма права, освященная веками, закон же - прошедшее соответствующую процедуру писаное установление. Полибий подчеркивает зависимость уровня развития народа от состояния его государственных и юридических институтов. <Добрые обычаи и законы вносят благонравие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же водворяют кротость и справедливость>. И наоборот, отсутствие или неразвитость законов предполагают низкий общий уровень развития народа. Политико-правовые идеи Полибия сохраняют свою актуальность и сейчас. Его учение о смешанной форме правления лежит в основе теории разделения властей, системы сдержек и противовесов. Различение Полибием, вслед за Аристотелем, права и закона было воспринято всеми последующими сторонниками естественно-правовой теории. |