философия билеты. Предметом философии
Скачать 305 Kb.
|
Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософия Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения и ряд глубоких диалектических положений, однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Особая заслуга в развитии диалектики в эпоху Возрождения принадлежит Н. Кузанскому . Он исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Опираясь на его идеи, Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Первый аспект «ученого неведения» состоит в том, что ступенчатый путь познания бесконечного, состоящий из конечных вещей, должен приблизить нас к бесконечному. Второй аспект заключается в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум не может постичь истину во всей полноте. Конечное содержит бесконечное. В бесконечности, т. е. в Боге, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Принцип диалектики – совпадение противоположностей в едином предмете, Кузанский пришёл к антитеологической трактовке Бога: Бог- единое, которое становится всем. Далее следовал вывод: единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Понятие бесконечности становится мерой всего сущего. Человек есть особый микрокосмос. Главными способностями его ума является чувство, рассудок и разум. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Бог как единство содержит в себе все вещи и пребывает во Вселенной в целом и во всех ее частях. По Бруно, любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и нигде, т. е. обосновывал идею бесконечности Вселенной. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе. Материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они совпадают в одной единой бесконечной субстанции. Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной. Природа у Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.
Социокультурное содержание: Новое время - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «последним источником авторитета». Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных страстей. Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры. Ориентация философии на естествознание и математику. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. В эту эпоху формируется вера в безграничные возможности разума. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей роль науки. стремление философов 17 в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Таким образом, если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и стиль мышления, и принципы, и методы, и идеалы, и ценности. Наиболее разработанной и успешной наукой того времени была механика. Поэтому и философия того времени носила механистический характер. На первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания. Полемика эмпиризма и рационализма. Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, все знания обосновываются в опыте и посредством опыта Рационализм – направление в теории познания, согласно которому безусловная всеобщность и необходимость, являющиеся признаками достоверного знания, не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения или в виде задатков Главный пункт разногласия рационалистов и эмпириков состоит в том, что: 1. эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк): -выводят всеобщий и необходимый характер знаний из опыта. -преувеличивают роль чувственного опыта -недооценивают роль научных теорий в познании, -отрицают активную роль и относительную самостоятельность мышления. 2. рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц): -на первый план в получении знаний выводят психические функции, врожденные задатки -мотивы и принципы сводят к нравственной деятельности -верят в силу разума -отрицают опыт происхождения всеобщности и достоверности знания Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта. Френсис Бэкон(1561-1626), учился в Кембридже, работал адвокатом, был членом анг парламента, его обвинили во взяточничестве. Полагал, что наука должна исходить из опыта, но не приравниваться к общераспространенным взглядам, которые содержат в себе много ложного. Человеческий ум может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов, и которое искажает их. Научное исследование - ϶ᴛᴏ разумная деятельность. Разум должен контролировать сам себя. Ошибки разума Ф. Бэкон называл идолами. «Идолы рода»-϶ᴛᴏ ошибки разума, которые присущи многим людям и выражают нашу склонность приписывать вещам то,чего в них нет,наложение чувств на разум. (Пример: оживление природы-животные в сказках разговаривают) «Идолы пещеры». Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, ᴛ.ᴇ. имеет свои специфические предрассудки. Идолы пещеры вытекают из прирождённых свойств индивида, его образования, воспитания и т.п. «Идолы рынка» связаны с неточностью языка и некритичностью использования слов, ставящей перед людьми мнимые проблемы. В качестве примера идолов рынка Ф. Бэкон приводит понятия ʼʼсудьбаʼʼ и ʼʼперводвигательʼʼ, которых в реальности, с его точки зрения, нет. Много похожих слов, в них вкладывают разный смысл. «Идолы театра» представляют из себя философские категории, которым приписывается самостоятельная реальность и которые выступают как значимые персонажи. Это слепая вера в авторитеты. Реклама. Рене Декарт создает научный метод на основе геометрических правил, геометрического вывода. Его метод включает 4 правила: 1.Включать в свое рассуждение только те идеи, которые разум усматривает ясно и отчетливо. 2.Необходимо делить каждое изучаемое явление на столько частей, сколько необходимо для лучшего их постижения. 3.Соблюдать последовательность в рассуждении, двигаясь от простого к сложному. 4.Составлять перечни и каталоги изучаемых явлений, чтобы ничего не упустить. Интеллектуальная интуиция. Под этим он понимает ясное, отчетливое представление нашего ума. Естественный свет человеческого разума. Это не только самая совершенная форма познания, но и критерий истины (у Декарта). Декарт отдает предпочтение интеллектуальному познанию перед чувственным, оно дает достоверное познание мира. Интеллектуальное познание совершенно. Идеи могут быть врожденными, приобретёнными при помощи чувств и сконструированные. Человек тот, кто мыслит. Цель Декарта-построить строгую, логически обоснованную философскую систему. Предпосылками этого построения являются: ориентировка на математическую модель познания (геометрия), все знание о мире, едино, целостно, взаимосвязано друг с другом, необходимо найти первый принцип, фундаментальное основание философии, опираясь на который можно вывести всё содержание научного знания о мире логически дедуктировано, необходимо прибегнуть к методологическому сомнению для определения первого принципа философии. Всё знание можно уподобить дереву.
Б. Спиноза. Родился в Амстердаме в еврейской семье. Отец хотел видеть сына купцом. Занимался шлифовкой линз. Цель философии— счастье. Вообще цель жизни — счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика является главным разделом в любой философии, и основную свою работу Спиноза назвал «Этикой». Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно ответить на вопросы что такое человек, сущность человека, природа и сущность вообще, субстанция? «Субстанция есть то, что существует само в себе и представляется само через себя». «Причина самого себя есть то, сущность чего заключает в себе существование» «Бог есть субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов». Субстанция, природа, Бог-синонимы. Спиноза доказывает ряд теорем. Первая гласит: не может быть двух или более субстанций одной и той же природы с одним и тем же атрибутом, поскольку субстанция представляется сама через себя и потому всегда является причиной самой себя. Другой вывод в отношении субстанции гласит: одна субстанция не может производиться другой субстанцией. Вследствие этого Спиноза доказывает, что природе субстанции присуще существование, т.е. субстанция необходимо существует, не может не существовать. Субстанция вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно 2 субстанций) и самостоятельна. Бог и есть субстанция, причина самого себя. Субстанция постижима для человека через атрибуты и модусы. Атрибуты- неотъемлемые свойства субстанции. Атрибутов и бесконечное множество, но Спиноза называет лишь два атрибута субстанции: протяженность и мышление. Модусы - конкретные проявления субстанции в конечных вещах. Модусы бывают простые и сложные. Простые модусы — это длина, ширина Сложный модус — это, например, модус пространства. Один из видов модуса — тело; это есть модус протяжения, а поскольку субстанция существует реально и протяженность как атрибут субстанции существует реально, то и тело как модус протяженности также существует реально. Кроме конечных модусов, каковыми являются душа и тело и все многообразие вещей в мире, есть бесконечные модусы. Их всего два. Один — движение и покой (бесконечный модус, относящийся к атрибуту протяжения), а другой — бесконечный разум (модус, относящийся к атрибуту мышления). Через модус можно познать субстанцию. Источник борьбы со страстями-Бог(он создал разум, все вещи-божественное проявление). Нет ни одного события в мире, которое происходило бы случайно. Все действует постольку, поскольку причастно субстанции. Свобода-отказ от страстей, идти к цели, ответственность. Лейбниц стремился синтезировать все рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость филос. рассуждений. Выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Л. относил: 1) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); 2) логический примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; 3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое 4) оптимальность данного мира как достаточное основание его существования. Панлогизм - (греч. pan — все и logos — учение , слово , мысль ) — объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума , абсолютной идеи . Панлогизм признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. В этом воззрении проскальзывает верная мысль о доступности всего существующего рациональному, логическому познанию. Наиболее полно Панлогизм развит в философии Гегеля. Предустановленная гармония- понятие для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о Предустановленной гармонии, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях и гармония между сущностью и явлением. Монадология — работа Г. Лейбница ,повествующая о монадах— простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически. Рациональное обоснование, которое Лейбниц дал монадам в своих работах, состоит из следующих пяти частей: 1. Математическое обоснование через анализ бесконечно малых и его антиатомистические выводы. 2. Физическое обоснование через теорию жизненных сил с ее неявной критикой динамики Декарта, чьи экспериментальные ошибки были показаны самим же Лейбницем. 3. Метафизическое обоснование через принцип достаточного основания, в котором логическая цепочка не может продолжаться бесконечно, а требует начала для каждого события. 4. Психологическое обоснование через постулирование существования врожденных идей. 5. Биологическое обоснование через преформизм и функциональное разделение в органическом развитии. Философия Паскаля Паскаль соглашался со многими положениями Монтеня в его отношении к скептицизму. Он также говорил, что полной истины человек никогда не сможет достичь, так как, во-первых, мир бесконечен, а человек, затерянный между двумя бесконечностями, есть существо конечное, ограниченное, и своими ограниченными силами познать истину целиком не может. Во-вторых, человек есть существо сложное, состоящее из души и тела, а мир есть создание, состоящее только из материи. Но материя сама себя познавать не может, поэтому, познавая мир, человек познает не мир, а некоторый идеальный его образ. Поэтому человек, познавая своей душой, своим разумом, познает не подобное — познает материю. Разум тоже не может познать истину, потому что он, кроме того что затерян между двумя бесконечностями, в конечном мире действует также в ограниченном интервале. И разум, и другие способности человека не переносят крайностей. Истина достигается только в некотором очень малом интервале звуков, цветов и т.п. И, что немаловажно для Паскаля в познании истины человеку всегда мешает его личный интерес. Паскаль видит некоторые особенности человеческой природы. Он видит непреодолимую преграду для познания человеком истины. Он пишет, что жужжание мухи может отвлечь величественный разум от созерцания истины. Но нельзя соглашаться и со скептиками, которые утверждают, что истина непознаваема. Паскаль возражает скептикам-пирронистам, что законченного пиррониста никогда нельзя увидеть. Пирронисты противоречат сами себе, так как нельзя найти человека, который сомневался бы во всем; такой человек сомневался бы даже в своем собственном существовании. Природа, по утверждению Паскаля, поддерживает немощный разум, поэтому истина доступна всем познавательным способностям человека, но доступна лишь как некоторая относительная истина. Эта истина доступна всем человеческим способностям: разуму, чувствам, сердцу, вере. Поэтому, как и эпикурейцы, Паскаль говорил, что чувства никогда нас не обманывают. Человек — существо парадоксальное. Паскаль предпочитает использовать парадоксы и противоречия для описания природы человека. Один из наиболее известных образов, который он использует, — это образ мыслящей тростинки. Человек — это тростинрка, но это тростинка мыслит; не нужно всей вселенной ополчаться на человека, чтобы раздавть, — достаточно дуновения ветерка или песчинки, чтобы убить человека. Но при этом человек выше всей вселенной, так как вселенная не почувствует, что ее уничтожают, а человек это чувствует. Поэтому величие человека состоит в осознании своего собственного ничтожества. Именно эту парадоксальную природу человека подчеркивает Паскаль. Человек есть существо, предназначенное для самых высших целей, для спасения посредством христианской Церкви. Однако человек занимается чем угодно, но не спасением себя. Тот факт, что самое важное — это спасение человека, и что человек предпочитает заниматься сиюминутными делами, уделяя им гораздо больше внимания, чем своему спасению, говорит о том, что человек находится в плену у сатаны, поскольку действительно невозможно себе представить, что, находясь в здравом уме, можно выбрать пятиминутное развлечение взамен вечного блаженства. Так необычно Паскаль доказывает существование диавола. Паскаль всегда чувствует потерянность человека в этом мире, его ответственность перед Богом, его стояние перед Богом один на один, и главная мысль позднего Паскаля состоит в том, что человек должен познать истину о своей смертности. Он сравнивает человечество с узниками, помещенными в камеру смертников, и спрашивает, чему посвящают себя люди, знающие, что на рассвете их казнят. Конечно, они будут думать только о смерти. Человечество напоминает ту же камеру смертников, но не знающих дату своей смерти. Люди думаю о чем угодно, только не о самом главном — о смерти. Главная же задача человека состоит именно в осознании смерти, в спасении себя, а оно может быть достигнуто только на путях осознания своего ничтожества перед Богом. Только осознав свое ничтожество, человек осознает и свое величие.
|