№
| Наименование заданий
| Кол-во часов
|
| 2 класс
|
| 1
| Светотеневой рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Освоение основ света и тени.
Самостоятельный выбор «картинки». Преподаватель предлагает (здесь необходим широкий выбор материала в постановке) веточки разных пород деревьев с листьями или ягодами, овощами или фруктами. Делается зарисовка только самых тёмных мест. Перед выполнением задания выполняется предварительный набросок выбранных предметов (использование электрического освещения).
Материалы: карандаш М, рамка-видоискатель, формат бумаги 6х4.
|
2 ч.
| 2
| Задание. Поиск, понимание и наблюдение теней в течение дня.
Изучение качества теней в продолжение светового дня: утром, днем, вечером, ночью (домашнее задание).
Рассматриваются 2-3 предмета в постановке.
Материалы: карандаш М, 2М; рамка-видоискатель для выбора картины, блокнот для зарисовок.
| 4 ч.
| 3
| Задание. Использование наблюдений света, сильно влияющего на настроение рисунка.
Постановка (3-4 предмета) на интересных контрастах. Варианты освещения: боковое, сзади, утренний свет, освещение ранним вечером.
Материалы: графитный порошок, карандаш 2М, мягкая резинка, формат бумаги ¼.
| 4 ч.
| 4
| Задание. Силуэты форм.
Элементарные сведения о построении фигуры человека, пропорциях, возрастных особенностях.
Силуэтный рисунок фигуры человека (2-4 фигуры в постановке). Грамотная компоновка в листе.
Материалы: карандаш, тушь, кисть №3.
| 2 ч.
| 5
| Задание. Рисование по представлению.
Рисование по представлению фигуры человека (1-2 фигуры). При проведении работы следует обратить внимание на компоновку в листе фигур и характерных особенностей контуров фигур. Свободное заполнение формы простыми графическими узорами (точка, линия и т.д.) К краям предметы затеняются, а центр остаётся светлым.
Материалы: карандаш, тушь, перо или гелиевая ручка, рапидограф, формат бумаги 10х15.
| 4 ч.
| 6
| Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.
Изучение окружающих нас предметов. Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Постановка простого натюрморта (2-3 предмета).
Материалы: карандаш М, 2М; формат бумаги 6х4.
| 2 ч.
| 7
| Задание. Освоение основ выбора центра картины.
Поиск многоóбразных мотивов, умение находить наиболее привлекательный, интересный центральный объект.
Самостоятельный выбор и создание учениками в интерьере классной комнаты собственного центра картины. После выбора центрального объекта для фокусировки остальные объекты затеняются или способом ретуширования убираются на дальний план, приобретают малозначимый характер (3-4 предмета).
Материалы: карандаш М, 2М; формат бумаги 4х6.
| 2 ч.
| 8
| Задание. Рисование на тонированной основе.
Простая постановка натюрморта. Основа бумаги тонируется углем, графитным порошком или акварелью (сиена натуральная). Выбираем более активно свет в центральном предмете твердой или мягкой резинкой.
Материалы: по выбору уголь, графитный порошок или акварель; твердая и мягкая резинка, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 9
| Линейный рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Рисование контуров.
Линия как способ изображения и выражения чувств, переживаний художника (легкая-жесткая, утонченная-грубая, стремительная-вьющаяся, напряженная, точная и т.д.)
Контурная зарисовка объекта, после изучения и получения ощущения его трехмерной объемности.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 10
| Задание. Наблюдение и рисование движения простых объектов.
Наблюдение и рисование движения следов падающей ткани различной фактуры: шелковой, батистовой, шифоновой, хлопковой и т.д. Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 11
| Задание. Наблюдение и рисование неподвижного объекта.
Импульсивное рисование сущности неподвижного объекта – спящей или сидящей кошки, собаки.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 12
| Задание. Наблюдение и рисование движения людей.
Рисование движений людей. Схематично рисуем набросок, наблюдая за движущимися людьми. Сценка из 3-4 учащихся.
Материалы: карандаш 2М, тушь, палочка (спичка), формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 13
| Объемный рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Экспериментируем со светотенью.
При помощи штриха создаем объем. Экспериментируем со светотенью. Изучение, наблюдение освещения на выпуклых, круглых поверхностях объектов. Совершенствование навыков техники штриха при светотеневой моделировке круглых поверхностей.
Упражнение-игра: кто больше найдет различных вариантов освещения. Важно грамотно расположить формы на плоскости листа.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 14
| Задание. Рисование простых предметов.
Рисуем контуры простых предметов (3-4 предмета по выбору ученика: груша, тыква, патиссон и т.д.). Грамотно компонуем в листе. В зависимости от источника света штрихом затеняем затененные части предмета. Штриховку наносим послойно тонкими слоями.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Освоение элементарных основ тона.
Рисуем таблицу интенсивности теней состоящую из 4 столбцов элементарных групп оттенков – самой прозрачной, умеренно-прозрачной, обыкновенной и самой густой. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 16
| Задание. Сравнение и дополнение.
Повторение и закрепление пройденного материала.
На основе упражнения № 15 сравниваем различные градации интенсивности на предметах, зарисованных в задании №14, и таблице. По возможности обогащаем эту схему более утонченными градациями интенсивности тона.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 17
| Задание. Рисование фруктов и овощей. Выявление теней в натюрморте.
Рисуем натюрморт из фруктов или овощей (4-5 предметов). Обращаем внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней. Наносим штрих по теням.
Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 18
| Задание. Основы моделирования формы.
Рисование предметов с передачей глубины. Постановка из 3-4 предметов. Рисуя любой яркий фрукт или овощ, сангиной или цветным мелком заполняем предмет изнутри к его внешним границам.
Наносим сангину так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а внешние его грани – менее насыщенными по цвету.
Материалы: сангина, цветные метки, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 19
| Задание.
1) Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте с натуры.
Натюрморт из небольших бытовых предметов с характерной геометрией форм (4-5 предметов). Рисуем набросок общего вида объекта. Прорабатываем эскиз, не прибегая к излишней деталировке; намечаем соотношения расположения разных форм. Обозначаем штрихом светотеневой модуль (границу) для придачи общему виду объекта целостности и глубины. Материалы: карандаш М, графитный стержень, уголь, сангина, формат бумаги ¼.
2) Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте по памяти.
Постановка: различные небольшие красивые предметы для составления натюрморта или конструктор из геометрических форм (4-5 предметов). Рисование впечатления увиденной постановки по памяти. Выполнение передачи характера модели, обращение внимания на взаимоотношения величин, согласование одновременно всех частей постановки в единую скульптурную целостность. Обозначение штрихом светотеневой границы. Использование больших масс света и тени как больших пятен, организующих пространство листа.
Материалы: карандаш М, графитный стержень, уголь, сангина, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
2 ч.
| 20
| Задание. Придача рисунку скульптурной объемности.
Краткие рисунки (наброски) насекомых. Чтобы придать рисунку скульптурную объемность, используем плоский край сангины, соуса, графитного стержня или угля. Рисуя форму объекта, в местах углублений сангину прижимаем к бумаге плотно (чтобы получилась насыщенная тень); на выступающих поверхностях формы сангина должна едва касаться бумаги.
Материалы: сангина, соус, графитный стержень, уголь, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 21
| Конструктивный рисунок.
Повторение и закрепление понятия «конструктивный рисунок».
Задание. Исследование и изучение внутренней структуры предмета.
Внутренняя структура простых предметов (груша, инжир, ананас, грецкий орех, слива) исследуется; изучается по форме, окраске, весу, поверхностным узорам, контуру; рисуется.
Для задания необходимо взять три разных фрукта или овоща и, для того чтобы рассмотреть внутреннюю структуру каждого, разрезать их на две половины: первый – по горизонтали, второй – по вертикали, третий – по диагонали (чтобы посмотреть на них с трех различных точек зрения).
Далее эти половинки раскладываются на плоскости стола, и рисуется «анатомический натюрморт». Важно обратить внимание учащихся на источник света, чтобы измерить интенсивность теней, а также на создающие различные планы поверхности, отражающие свет.
После этого можно нарисовать один объект целиком так, чтобы в нем отразилось понимание его внутренней структуры.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 22
| Задание. Исследование и изучение простой геометрической формы.
Исследуем, изучаем и рисуем на примере задания № 21 спичечные коробки, макет куба с прорезанным кругом на каждой из сторон и т.п.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 2ч.
| 23
| Перспектива.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Освоение основ построения перспективы.
Понятие горизонта – линии, располагающейся на уровне ваших глаз.
Схематично рисуем контуры простых фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, круга): с одной точкой схода, с двумя точками схода, с тремя точками схода.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
|
2 ч.
| 24
| Задание. Изучение изменения интенсивности тона, линии и пятна в зависимости от расстояния, времени суток, погодных условий.
Изучаем изменения интенсивности тона, линии и пятна в зависимости от расстояния, времени суток или погодных условий на примере пейзажа с натуры: «На улице», «В парке или сквере», «В горах» и т.д.
Наблюдаем и изучаем изменения силы тона, линии и пятна в зависимости от удаленности объектов, погоды (солнечный или пасмурный день, дождь, туман, снегопад и т.д.), времени суток (раннее утро, день, сумерки).
Материалы: репродукции, фотографии, детские работы, доска для показа, карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 25
| Задание. Изучение изменения пространства.
Натюрморт (2-3 предмета) на фоне пейзажа. Работа по представлению.
Повторение и закрепление пройденного.
Используем линию как акцент, тон и способ перекрытия. Достижение ощущения глубины при помощи выделения линий, перекрытия и тона. Материалы: формат бумаги ¼, карандаши разной мягкости.
| 4 ч.
| 26
| Задание. Рисование по представлению городской улицы (или города).
«Многоярусная» передача предметного пространства и перспективной глубины планов.
Рисуем парк, сквер, улицу, используя многоярусную композицию (5-6 ярусов). Стремимся отразить перспективную глубину планов, пространственную отдаленность объектов с помощью выразительной линии (толщины). Материалы: формат бумаги ¼, карандаши разной мягкости или тушь, перо, рапидограф.
| 6 ч.
| 27
| Тональный рисунок.
Натюрморт из 2-3 несложных по форме бытовых предметов на фоне окна. Передать объемные предметы во взаимодействии с окружающей средой. Показать выразительные возможности отношения темного и светлого тона.
Желательно сохранить целостное восприятие предметов и окружающей световоздушной среды. Освещение контрастное.
Материалы: формат бумаги ¼, карандаши разной мягкости.
|
|
| Итого:
| 70 ч.
| №
| Наименование заданий
| Кол-во часов
|
| 3 класс
|
| 1
| Светотеневой рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Освоение основ света и тени.
Светотеневой рисунок натюрморта из предметов быта (4-5 предметов). Использование электрического освещения.
Предварительно намечаются предметы натюрморта. Далее зарисовываются самые темные формы предметов.
Материалы: карандаш М, формат бумаги 6х4.
|
1 ч.
| 2
| Задание. Наблюдение теней в течение дня.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Изучение качества теней в продолжение светового дня: утром, днем, вечером, ночью (домашнее задание). Рассматриваются 3 предмета в постановке. Материалы: карандаш М, 2М; блокнот для зарисовок.
| 2 ч.
| 3
| Задание. Использование наблюдений света, сильно влияющего на настроение рисунка.
Постановка натюрморта из геометрических тел: куб, цилиндр, конус на интересных контрастах. Варианты освещения: боковое, сзади, утренний свет, освещение ранним вечером.
Изучение законов светотени, влияющих на форму.
Материалы: графитный порошок, карандаш 2М, мягкая резинка, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 4
| Задание. Силуэты форм.
1) Элементарные сведения о построении формы головы человека. Силуэтный рисунок различных характерных форм человеческого черепа.
2) Части лица. Эмоциональные состояния. Силуэтный рисунок различных форм носа, губ, глаз, уха. Грамотная компоновка в листе.
Материалы: карандаш, тушь, кисть №3.
| 2 ч.
| 5
| Задание. Рисование по представлению.
Рисование по представлению головы человека (1-2 зарисовки). При проведении работы следует обратить внимание на компоновку в листе характерных особенностей контуров головы человека. Заполнение формы простыми графическими узорами (точка, линия и т.д.) по своему усмотрению. К краям предметы затеняются, а центр остаётся светлым.
Материалы: карандаш, тушь, перо или гелиевая ручка, рапидограф, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 6
| Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.
Изучение окружающих нас предметов. Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Постановка простого натюрморта (3-4 предмета).
Материалы: карандаш М, 2М; формат бумаги 6х4.
| 2 ч.
| 7
| Задание. Освоение основ выбора центра картины.
Натюрморт из нескольких предметов разных по фактуре, доминирующий предмет более сложной формы. Драпировка.
После выбора центрального объекта для фокусировки остальные объекты затеняются или способом ретуширования убираются на дальний план, приобретая малозначимый характер (4-5 предметов).
Материалы: карандаш М, 2М; формат бумаги 4х6.
| 2 ч.
| 8
| Задание. Рисование на тонированной основе.
Постановка натюрморта (ваза, кувшин и драпировка со складками). Тонируем основу бумаги углем, графитным порошком или акварелью (сиена натуральная). Выбираем более активно свет в центральном предмете твердой или мягкой резинкой.
Материалы: уголь, графитный порошок или акварель (по выбору); твердая и мягкая резинка, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 9
| Линейный рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Рисование контуров.
Линейные наброски фигуры человека или головы человека, вылепленные учащимися на занятиях по скульптуре. Контурная зарисовка объекта после изучения и ощущения его трехмерной объемности. Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 10
| Задание. Наблюдение и рисование движения простых объектов.
Наблюдение и рисование движения следов (движения воды, вытекающей из крана, и т.п.). Передача фактуры с помощью различных видов штриха. Рисование по памяти движения следов (водопада, штормового неба, моря, горной речки, снежной бури и т.д.) Попытка передать по памяти фактуру с помощью различных видов штриха. Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 11
| Задание. Наблюдение и рисование неподвижного объекта.
Импульсивное рисование сущности неподвижного объекта – старой сумки, перчаток и т.п.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 12
| Задание. Наблюдение и рисование движения людей.
Рисование движений людей. Схематично рисуем набросок, наблюдая за движениями людей. Сценка из 3-4 учащихся.
Материалы: карандаш 2М, тушь, палочка (спичка), формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 13
| Объемный рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Экспериментируем со светотенью.
Драпировка в изобразительном искусстве.
При помощи штриха создаем объем. Экспериментируем со светотенью. Изучение, наблюдение освещения, влияющего на рисунок складок: свободновисящих, обертывающих какой-либо предмет. Рисунок ведется от больших форм к деталям. Совершенствование навыков техники штриха при светотеневой моделировке поверхностей.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 14
| Задание. Рисование простых предметов.
Рисуем контуры простых предметов (3-4 бытовых предмета по выбору ученика). Грамотно компонуем в листе. В зависимости от источника света штрихом затеняем затененные части предмета. Штриховку наносим послойно тонкими слоями.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Освоение элементарных основ тона.
Рисуем таблицу интенсивности теней, состоящую из 4-х и более столбцов элементарных групп оттенков. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 16
| Задание. Сравнение и дополнение.
Повторение и закрепление пройденного материала.
На основе задания № 15 сравниваем различные градации интенсивности тона на предметах, зарисованных в задании №14, и в таблице. По возможности обогащаем эту схему более подробными градациями интенсивности тона.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 17
| Задание. Рисование бытового предмета, фруктов и овощей. Выявление теней в натюрморте.
Рисуем натюрморт из кувшина и фруктов или овощей (4-5 предметов). Обращаем внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней. Наносим штрих по теням.
Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 18
| Задание. Основы моделирования формы.
Повторение и закрепление практических навыков моделирования формы. Рисование предметов с передачей глубины.
Постановка: кувшин и поднос, 5-6 фруктов или овощей. Рисуя любой яркий фрукт или овощ, сангиной или цветным мелком заполняем предмет изнутри к его внешним границам. Наносим сангину так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а внешние его грани – менее насыщенными по цвету.
Материалы: сангина, цветные метки, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 19
| Задание. Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте с натуры.
1) Натюрморт из набора небольших геометрических форм (4-5 предметов). Рисуем набросок общего вида объекта. Прорабатываем эскиз, не прибегая к излишней деталировке, намечаем соотношения расположения разных геометрических форм. Обозначаем штрихом светотеневой модуль (границу), для придачи общему виду объекта скульптурной целостности и глубины.
Материалы: карандаш М, графитный стержень, уголь, сангина, формат бумаги ¼.
2) Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте по памяти.
Постановка: различные небольшие красивые предметы для составления натюрморта или конструктор из геометрических форм (4-6 предметов) Рисование впечатления увиденной постановки по памяти. Выполнение передачи характера модели, обращение внимания на взаимоотношения величин, согласование одновременно всех частей постановки в единую скульптурную целостность. Обозначение штрихом светотеневой границы. Использование больших масс света и тени как больших пятен, организующих пространство листа.
Материалы: карандаш М, графитный стержень, уголь, сангина, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
2 ч.
| 20
| Задание. Придача рисунку скульптурной объемности.
Краткие рисунки (наброски) птиц или животных. Чтобы придать рисунку скульптурную объемность, используем плоский край сангины, соуса, графитного стержня или угля. Рисуя форму объекта, в местах углублений сангину прижимаем к бумаге плотно (чтобы получилась насыщенная тень); на выступающих поверхностях формы сангина должна едва касаться бумаги.
Материалы: сангина, соус, графитный стержень, уголь, формат бумаги ¼.
| 1 ч.
| 21
| Конструктивный рисунок.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Исследование и изучение внутренней структуры предмета.
Повторение и закрепление пройденного.
Рисуем натюрморт, составленный из предметов различных по форме и размещенных симметрично и не симметрично, произвольно лежащих в разных ракурсах и поворотах. Развиваем конструктивно-пространственное мышление в процессе изображения перекрывающих предметов, объемов сложных форм.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
|
6 ч.
| 22
| Задача. Исследование и изучение рисунка гипсовой головы.
1)Изучение принципов изображения головы. Конструктивно-тональное решение.
2) Изучение принципов строения скелета (собаки, лошади, жирафа).
Материалы: карандаш ТМ, М; анатомический атлас, формат бумаги ¼.
| 12 ч.
| 23
| Перспектива.
Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.
Задание. Освоение основ построения перспективы.
Перспектива интерьера с вечерним верхним освещением.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
|
2 ч.
| 24
| Задание. Изучение изменения интенсивности тона линии и пятна в зависимости от расстояния, времени суток, погодных условий.
Наблюдаем и изучаем изменения интенсивности тона, линии и пятна в зависимости от расстояния, времени суток (раннее утро, день, сумерки) или погодных условий (солнечный или пасмурный день, дождь, туман, снегопад и т.д.), а также в зависимости от эмоциональной окраски на примере пейзажа по представлению: «Шумный город», «Тихая улица» «Летний зоопарк» и т.п.
Материалы: репродукции, фотографии, детские работы, доска для показа, карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 2ч.
| 25
| Задание. Изучение изменения пространства.
Повторение и закрепление пройденного.
Используем линию как акцент, тон и способ перекрытия. Достижение ощущения глубины при помощи выделения линий, перекрытия и тона.
Рисунок пространственного натюрморта из крупных предметов ниже уровня горизонта.
Материалы: формат бумаги ½, карандаши разной мягкости.
| 8 ч.
|
26
| Задание. Рисование по представлению портрета на фоне уходящей вдаль улицы и т.п.
В рисунке стремимся отразить перспективную глубину планов, пространственную отдаленность объектов с помощью выразительной линии (толщины).
Материалы: формат бумаги ½, карандаши разной мягкости или тушь, перо, рапидограф.
|
10 ч.
|
| Итого:
| 70 ч.
| |