МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМПОЗИЦИЯ Обучение начинается с моделирования объемной формы с последующей ее зарисовкой и украшения декором одной из плоскостей по принципу трехкомпонентности. Для получения разнообразной, ясной и лаконичной композиции (расположения элементов движения, мотивов), можно использовать разнообразные минимальные по контрасту явления: свет, тень, полутень; большую, среднюю, маленькую величину; высоту, ширину, длину; горизонталь, вертикаль, наклонную; три ракурса или поворота, три разных расстояния и так далее.
Главной задачей начальной подготовки должно быть воспитание восприятия детей через основные и разнообразные средства композиции; через творческое взаимодействие, сотрудничество на уровне поиска, эксперимента, полета мыслей и идей преподавателя и ученика; воспитание коллективного творчества учащихся.
Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включающей в себя образно-эмоциональные и орнаментально-пластические изображения. Работу над образно-эмоциональным изображением лучше начинать с силуэтных мотивов в два тона. Во втором и третьем классах количество цвета и тона может быть увеличено.
Задачи курса обучения рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции по мере их усложнения.
Знакомство с языком композиции. Развитие навыков построения объемной композиции. Освоение основных формальных элементов композиции: принцип трехкомпонентности, силуэт, ритм, пластический контраст, соразмерность, центричность-децентричность, статика-динамика, симметрия-ассиметрия, закон доминанты, группирование, количественные и качественные характеристики образа и т.д. Развитие ассоциативного мышления. Развитие чувственного восприятия (чувства формы и цвета): общий колорит, распределение цвета, гармония тонов, расположение фигур, точность и выразительность. Все это дает учащемуся реальную возможность приблизиться к постижению смысла произведения изобразительного искусства, творческому сопереживанию.
Постепенно набирая практический опыт, учащиеся приобретают умение расположить разные предметы на плоскости, соподчинив их одной общей задаче, умение привести к единству множество частей, умение находить средства выразительности для художественного образа.
Таким образом, данная программа должна послужить основой для перехода к следующему этапу обучения в детской художественной школе.
В программе первого, второго и третьего классов ряд заданий повторяется, но имеет различную жанровую тематику. С другой стороны, повторяются задания, раскрывающие общие стилеобразующие черты искусства Древнего Мира (Египта, Греции, Рима), Древнего Востока (Индии, Китая, Японии), Древней Руси (Византийской Империи). Несмотря на значительные различия между раннехристианским, иконоборческим и другими периодами, Византийская Империя обладает всеми признаками единого стиля. Подобный концентрический метод обучения формирует у учащихся умение работать с разными источниками информации, постепенно углубляет и расширяет ранее полученные знания. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
№
| Наименование заданий
| Кол-во часов
|
| 1 класс
|
| 1
| Вводная беседа о композиции.
Вводная беседа о гармоническом единстве формы.
Задание. Моделирование своей формы.
Фантазируем и экспериментируем с формой и образом.
Моделирование объемной формы соединением разнофактурных частей в целое. Возможны варианты задания по свободной теме или по теме, предложенной преподавателем.
Материалы: различные промышленные отходы, нитки, стэплер, ножницы, клей ПВА, кисти, краски.
| 2 ч.
| 2
| Задание. Конструируем по представлению объемные формы.
Из геометрических фигур разных величин (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) придумать объемную форму (например, вазы).
Представить и зарисовать любой предмет как сочетание простейших геометрических форм, при этом придать им движение.
Материалы: бумага для эскизов, карандаш, акварель, кисть.
| 2 ч.
| 3
| Задание. Плоский декор на объемной форме.
Масштабное членение по принципу трехкомпонентности.
Добиваемся ясности и цельности в расположении и движении мотивов на вазе, используя три фазы движения: три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами. При желании можно периодически их повторять.
Материалы: форма, акварель, гуашь, цветные карандаши, кисти.
| 2 ч.
| 4
| Вводная беседа. Контрасты форм. Пропорциональность.
Задание. Центричность – децентричность (смещенный центр).
а) Поиск эффекта контрастности разных величин в круге.
Построение композиции по выбору из разных по величине, цвету и фактуре пуговиц, бусин, косточек фруктов и т.п. путем передвижения их в плоскости формы круга.
Фиксация клеем наилучшего варианта композиции.
Материалы: пуговицы, бусины, косточки, фрукты, клей ПВА, картон или плотный лист бумаги.
б) Темы: «Бабочки», «Рыбы».
Материалы: разнофактурные ткани, кружева, цветные нити.
| 2 ч.
| 5
| Задание. Контраст – средство передачи тональных соотношений и пластики формы.
а) В предлагаемых палитрах-образах (природные явления, эмоциональные состояния) или репродукциях (живописных, графических) при помощи трафаретов (разных по форме – в виде листочков, цветов, платьев, шляп, посуды и т.д.) найти мотивы, в которых эффекты контрастов темных и светлых форм выявлены наиболее выразительно. Находя интересные варианты, ученики приклеивают трафарет на самую красивую и выразительную часть палитры.
Материалы: палитры, репродукциии, фотографии, трафареты с паспарту, клей ПВА.
б) Создаем контрасты, помещая светлые оттенки против темных и наоборот, чем добиваемся живости и интересности, а также движения и ритма. Находя интересные варианты, ученики приклеивают трафарет на самую красивую и выразительную часть палитры. Материалы: акварель, гуашь, формат бумаги ½.
| 2 ч.
| 6
| Задание. Освоение количественных и качественных средств по созданию образа.
Передать контраст форм, осваивая количественные и качественные средства создания образа: большое-маленькое, много-мало, длинное-короткое.
Материалы: краски, акварель, гуашь, кисти, бумага.
| 2 ч.
| 7
| Задание. Изучение соразмерности частей целого.
Симметрия – закономерная соразмерность частей целого. Построение симметричной или зеркальной конструкции.
Тема: «Конструкция фантастической гирлянды».
Передать соразмерность и пропорциональность частей гирлянды по разным сторонам основной (центральной) оси.
Материалы: бумага (белая, цветная), ножницы, резак, клей ПВА, разные по форме и фактуре небольшие коробочки, фантики, этикетки, краски, кисти.
| 2 ч.
| 8
| Задание. Изучение несоразмерности частей целого.
Асимметрия – закономерная (в относительном приближении) несоразмерность частей целого.
Темы: «День-ночь», «Черное и красное», «Фантастическое растение» и т.д. Материалы: бумага (белая, цветная), ножницы, резак, клей ПВА, краски, кисти.
| 2 ч.
| 9
| Задание. Изучение движения и состояния покоя.
Статика – динамика.
а) Создание подвижной конструкции в пространстве.
б) Создание аппликации из геометрических или природных форм. Темы: «Природные явления», «Космос» и др.
Материалы: цветная бумага, пластиковые и бумажные (разные по величине и фактуре) коробочки, крышки и т.д.
| 2 ч.
| 10
| Задание. Выполнение аппликации.
Передать в аппликативной работе замкнутость-открытость.
Создание аппликации из геометрических или природных форм.
Тема: « Сады».
Материалы: репродукции картин с изображением садов (Клода Моне, Ван Гога, Ренуара, Борисова-Мусатова и др.), цветная бумага, ткань.
| 2 ч.
| 11
| Вводная беседа о ритме.
Задание. Ритм и пропорциональные элементы как выразительные средства построения композиции.
Начинаем с наиболее простых ритмов: с равными интервалами, волновыми, зигзагообразными, увеличивающимся и уменьшающимся обратным движением. Рисуем узоры геометрических форм и орнаменты природных форм (цветов, листьев, фигурки русской народной игрушки и т.д.) Далее, используя принцип трехкомпонентности, обозначаем центр композиции. В работе используем разнообразные варианты расположения различных форм при создании образа, мелодии, природного явления, ситуации и т.д. Изображаем их прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными) или неровными линиями (плавными, зигзагообразными, развертывающимися и т.д.)
Материалы: бумага, краски, кисти, цветная бумага для аппликации, ножницы, клей ПВА.
| 2 ч.
| 12
| Задание. Понимание части и целого. «А что там внутри?»
Масштабное членение формы (в данном случае масштаб задан репродукцией). Соотношение частей и целого. Находим внутренние связи в пространстве. В вырезанной части репродукции соединяем и заполняем ее разноформальные части.
Задание рассчитано на понимание соотношения частей и возможности показать их контрастность. Подобные задания развивают и усиливают логическое мышление учащихся в их работе с формой и цветом.
Тема: «Натюрморт».
Материалы: репродукции, бумага, клей ПВА, ножницы, акварель, гуашь, кисти.
| 2 ч.
| 13
| Вводная беседа. Закон доминанты.
Задание. Освоение основ выбора центра картины. «Преобразить натюрморт».
В готовый пейзаж (репродукцию или фотографию, желательно черно-белую) внести предмет или объект. Законченная композиция предполагает доминанту – фокус.
Материалы: репродукции, бумага, клей ПВА, ножницы, акварель, гуашь, кисти.
| 2 ч.
| 14
| Задание. Освоение концентрации внимания, избирательности, распределения акцентов с помощью выразительных средств (точки, линии).
Используя свою смоделированную объемную форму (см. задание №1), выразительно зарисовываем ее, используя живописные или живописно-графические приемы, выделяя главные элементы с помощью изобразительных приемов (точки, пятна, линии, цвета, фактуры). Преодолеваем разобщенность форм и линий.
Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти, гелиевые ручки.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Силуэт – один из основных элементов построения картины.
На основе сюжета как элемента формы (например: базар, басня Крылова «Слон и Моська» и т.д.) группа учащихся (2-4 человека) показывает скульптурную композицию образа. Остальные ученики быстро выполняют тушью или черной краской силуэты, создавая при этом ясную, выразительную, цельную композицию, состоящую из группы людей. Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти.
| 2 ч.
| 16
| Задание. Форма и линия.
а) Свободное рисование как игра – личное исследование учеником своих ощущений от соприкосновения кисти и бумаги. Сосредоточение и концентрация внимания за ходом непрерывной линии. Для абстрактных рисунков придумываем идею, образ. Вариант: используя линию, рисуем свои ощущения на данный момент.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, тушь формат бумаги А2 или А1.
б) Изобразить прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными) или неровными линиями (плавными, зигзагообразными, развертывающимися и т.д.) разные образы. Например, изобразить облако, лодку, паутину, колючку, верблюда, пирамиду и т.д.).
в) Выбираем одну из стран Древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим) и коллективно рисуем по памяти обзорную композицию, наиболее полно отражающую особенности и общие стилевые черты Древнего мира, природу и архитектуру; людей, их одежду и движения в характерной, присущей им цветовой гамме.
Материалы: гуашь, формат бумаги ¼, кисти, клей ПВА; книга, фильм, слайды и открытки, отражающие определенную страну (природу, животных, архитектуру, одежду и образ жизни людей, живущих в ней, и т.д.).
|
2 ч.
2 ч. 2 ч.
| 17
| Вводная беседа о фактуре.
Задание. Фактура и образ.
Помня о создании образа, экспериментируем с изобразительным материалом и прочим бытовым материалом: сыпучий материал (соль, сахар и др.), копировальная бумага, стекло, зубная щетка и т.д.
Темы: «Древнеегипетский стиль», «Древнегреческий стиль», «Древнеримский стиль». Женский образ.
Материалы: фактурные образцы ткани, бумаги, прочих материалов, краски, кисти.
| 4 ч.
| 18
| Вводная беседа о трансформации формы.
Задание. Преобразование одной формы в другую.
На основе зарисовки из задания № 7, используя ее характерные особенности, придумать новую форму. Возможны варианты задания по свободной теме или по теме, предложенной преподавателем. Материалы по выбору учащегося.
| 2 ч.
| 19
| Задание. Преобразование образа (неизобразительный путь).
Данное задание не требует никакой сюжетной расшифровки.
Тема: «Трансформация старой формы в новую форму».
Используя принцип равновесия, движения и покоя, законы гармонии, придать разнообразие и богатство новой форме. Можно воспользоваться цепочками геометрических фигур, пятнами цвета, клетками и полосами.
Материалы: эскизы-зарисовки с придуманных форм (см. задание №1), бумага, акварель, гуашь, кисти.
| 2 ч.
| 20
| Задание. Сказочные превращения.
Представить превращение сказочного персонажа из одного образа в другой, используя законы композиции (контраст, ритм, доминанта) и смену фактур.
Например, как «Лягушка превращается в Царевну».
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, различный фактурный материал, ножницы, клей.
| 2 ч.
| 21
| Вводная беседа. Композиция по представлению.
Задание. Композиция натюрморта по представлению.
а) Придумать натюрморт из предметов сказки «Царевна-лягушка».
Материалы: перо, кисть, тушь, формат бумаги 10х15.
б) Выявить предметные вещи и сюжет в сказке Леонардо да Винчи «Каштан и инжир».
Материалы: перо, кисть, тушь, формат бумаги 10х15.
| 4 ч.
| 4 ч.
| 22
| Задание. Композиция интерьера по представлению.
Придумать зрительный образ комнаты-колодца (доброго, злого, торжественного, мрачного и т.д.) в сказке «Огниво».
Материалы: тушь, перо, бумага, акварель.
| 4 ч.
| 23
| Задание. Композиция по представлению.
Изучая природные явления и используя свои наблюдения, придумать композицию «По улицам города» на основе правил линейной перспективы с одной или двумя точками схода. Передать в композиции различные природные условия: день, утро, вечер или туман, дождь, ветер или зима, весна, лето, осень.
Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги по выбору.
| 8 ч.
| 24
| Задание. Преобразование натурного наброска в сказочный образ.
Набросок с натуры преобразовать в сказочный образ и использовать в композиции.
Например, образы Буратино или Пьеро в линейном наброске.
Материалы: карандаш, тушь, перо, бумага для набросков.
| 2 ч.
| 25
| Задание. Композиция по представлению.
Используя материал задания №24, придумать композицию по представлению с портретом человека в интерьере (по сказкам, рассказам). Предложить использовать в работе пятно и тон. Сконцентрировать внимание лишь на определенных, резко выделенных светом деталях. Сохранить единство, целостность и завершённость работы.
Материалы: репродукции (живопись эпохи Возрождения, классическая живопись XVI-ХVII вв.), акварель, гуашь, карандаш, формат бумаги ¼.
| 12 ч.
| Итого:
|
| 70 ч.
| |