№
| Наименование заданий
| Кол-во
часов
|
| 2 класс
|
| 1
| Повторение и закрепление пройденного.
Гармонические сочетания в беспредметной композиции.
Единство цвета.
Задание. Составляем цветовую палитру родственных цветов в виде композиции из предметов (листьев, цветов, ракушек и т.д.)
Пишем сочетания родственных цветов в различной цветовой гамме: монохроматической, промежуточной.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 2
| Задание. Составляем композицию из двух и трехкомпонентных сочетаний цвета.
Используем и пишем трехкомпонентные и более цветовые сочетания в натюрморте по представлению.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 3
| Задание. Трактуем пейзаж до беспредметных или геометрических пятен.
Предлагаемые пейзажи в изопродукции, выдержанные в цветовой промежуточной гамме. Выполнение трактовки предложенного пейзажа до беспредметных или геометрических пятен цвета.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 4
| Вводная беседа об искусстве контрастов.
Задание. Составляем и пишем контрастные палитры.
Рекомендуемые типы цветовых гармоний для разработки цветовых фонов-палитр: трехцветная, четырехцветная.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼, рамка-видоискатель.
| 2 ч.
| 5
| Задание. Поиск эффекта контрастности.
Используем конрастные сочетания цветов («звонкие-глухие», «легкие-тяжелые») для передачи разных динамичных и ритмичных цветовых отношений.
Два этюда: в «звонко-глухой» гамме, в «легкой-тяжелой» гамме.
Пишем, помещая «звонкие» против «глухих», «легкие» против «тяжелых», чтобы сделать этюды живыми и интересными.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги А4.
| 2 ч.
| 6
| Вводная беседа о пропорциональности.
Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, соблюдая правила пропорциональности светлого и темного цвета.
Повторение и закрепление пройденного.
Представить и написать беспредметную композицию, показав варианты соотношения площадей светлых и темных ярких, насыщенных цветовых тонов: 1:2; 1:3-4; 1:4-5.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги А3.
| 2 ч.
| 7
| Вводная беседа о равновесии.
Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, учитывая правила равновесия.
Повторение и закрепление пройденного.
Представить и написать беспредметную композицию, показав варианты равновесия по «правилу рычага», чтобы ни одна часть не перевешивала; по вертикали тяжесть распределяется следующим образом: верх – светлее и легче, низ – темнее и тяжелее.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги А4.
| 2 ч.
| 8
| Светотональная живопись.
Тон в живописи, тоновые контрасты.
Задание. Пишем с натуры игру света и тени.
Этюд натюрморта из 1-2-х предметов (гризайль).
Выбираем в натюрморте и прокладываем краской только самые темные места, предварительно набросав кистью и светлой краской предметы. Используем электрическое освещение. Материалы: видоискатель-рамка, акварель сиена натуральная, кисть беличья, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 9
| Задание. Наблюдение теней в течение дня.
Наблюдаем тени, отбрасываемые от дерева в течение дня: утром, днем, вечером (домашнее задание).
Рассматриваются и пишутся два предмета в самостоятельно поставленном натюрморте (гризайль).
Материалы: рамка-видоискатель, блокнот для зарисовок, цветные карандаши.
| 2 ч.
| 10
| Задание. Натюрморт простых по форме предметов.
Данное задание выполняется по представлению и опыту домашних наблюдений, а также на основе закона постоянства цвета предметов.
варианты освещения:
а) напряженное, драматичное, контрастное, динамичное (живопись барокко, реализм XVII в.);
б) мерцающее на взаимодополнительных цветовых тонах (импрессионистическая живопись).
Материалы: акварель, темпера, кисть, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 11
| Вводная беседа. Цвет в природе.
Задание. Пишем небольшие, простые по форме предметы.
Рисуем листья, желуди или веточку с ягодами и т.д. (данные объекты должны быть поставлены на столе перед учеником). Обращаем внимание на тени, прописываем их насыщенной краской. В технике акварели по сырому выполняем заливку. Грамотно компонуем в листе.
Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 12
| Задание. Неожиданное смешение цветов.
Пишем по представлению натюрморт из предыдущих предметов. Изучаем технику акварели сырым по сырому.
Материалы: акварель, тушь, перо, формат бумаги А4.
| 2 ч.
| 13
| Задание. Наблюдаем и пишем движение объектов или природного состояния.
Изучение технических приемов: слои с постепенным переходом; получения фактуры с помощью эффектов грануляции (естественное возникновение фактуры, крупные частицы пигмента оседают в углублении бумаги) и флокуляции (частицы пигмента притягиваются друг к другу); получение фактуры с помощью соли.
Наброски в цвете представляют идеальную возможность для экспериментирования со стилем и техникой.
Наблюдаем и рисуем движение узоров внутри объектов: кристаллов, речных и морских камушков, ракушек. Для каждого объекта ищем свой стиль наложения живописного мазка на бумагу (плавное смешение, неоднородное смешение цветов), пробуем в разных техниках акварельной живописи или смешанной технике.
Материалы: акварель, гуашь, темпера, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 14
| Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.
Изучение калейдоскопических узоров в окружающих нас бытовых предметах. Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Учащиеся формулируют для себя вопросы: в какую форму облекается здесь красный цвет, синий, желтый и т.д. Простая постановка (2-3 предмета).
Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Цветовые сочетания природных образов по ассоциации.
Пишем цветовые сочетания различных образов на поэтические строки (например, по стихам А. Блока или др.) или предлагаем темы природы: царство кристаллов, ледяные глыбы, горы, морская пучина и т.д.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 16
| Задание. Экспериментируем с фактурой и эффектами.
Учимся писать фактуру цветовой поверхности – зависящую от характера ее обработки и светоотражения и влияющую на восприятие ее цвета: шероховатую, пушистую.
Получение фактуры с помощью грануляции, флокуляции, маскирующей жидкости, соли. Удаление фактуры: сухой кистью, губкой, салфеткой, процарапыванием (бледные линейные блики – кончиком острого резачка, диффузные блики – краем резачка), набрызгиванием (цветовое разнообразие).
|
| 17
| Вводная беседа. Цвет и тон. Возможность бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности, различных градаций.
Задание. Простой натюрморт из двух одинаковых по форме предметов белого цвета.
Светлотность – используем ее возможности иллюзорно изменять пространство. Облегчаем или утяжеляем разные объемы, формы, эмоциональную окраску.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 18
| Задание. Освоение основ моделирования.
Выявить тонкую пластику простых предметов (посуда, бытовые предметы). При помощи серого цвета разной степени светлоты подчеркнуть форму и объем предмета. Сосредоточить свое внимание на моделировке поверхности, создать светотеневой акцент вместо цветового и т.д.
Материалы: акварель, белила или гуашь, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 19
| Задание. Пишем на тонированной основе.
Этюд длительного, несложного натюрморта (2-3 предмета разной величины). Тонируем (техника лессировки) основу бумаги чайной заваркой или светлой акварелью. Далее на эту, уже сухую, поверхность наносим кистью или тонки кончиком палочки маскировочную жидкость на самые светлые участки в предметах. После этого заливаем более темной краской самые темные участки предметов. Другой вариант: выбираем твердой резинкой свет в предметах, более активно – в центральном предмете.
Материалы: акварель, чайная заварка, твердая резинка, маскировочная жидкость, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 20
| Задание. Освоение основ выбора центра картины.
В большой постановке натюрморта (3-4 предмета разной величины) самостоятельно выбрать и создать свой собственный центр картины. Выбрав центральный объект для фокусировки, способом лессировки по сухому, затеняя и обобщая, убрать на дальний план все остальные объекты, придавая им малозначимый характер.
Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги А4.
| 2 ч
| 21
| Вводная беседа. Чистота и насыщенность.
Задание. Применение акцентов для повышения значимости определенных элементов в картине.
Применяем насыщенные цветовые тона как акценты для повышения значимости того или иного элемента или части работы. При определенных условиях (в зависимости от соотношения цветового тона, светлоты, насыщенности) малонасыщенные цвета могут выглядеть также активно и значимо. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.
Пишем несложный натюрморт без складок с выраженным тональным контрастом и освещением (2-3 предмета). Материалы: акварель или гуашь, формат бумаги ¼, образцы предметов различной фактуры.
|
2 ч.
| 22
| Задание. Изучение основ техники многослойной живописи.
Повторение и закрепление пройденного.
Тонкие однородные слои; слои с постепенным переходом; разноцветные слои; разводы (сырая краска попадает в более сухую); сырым по сырому; сырым по сухому.
Несложный длительный натюрморт (2-3 предмета). Усложнение цвета лессировками. Особенности работы над светом и тенями в акварели (заливка, письмо по сырому, полусухое письмо.
Материалы: акварель, кисти, палитра, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 23
| Задание. Изучение глубины и насыщенности теней в предметах.
Простой натюрморт из 3-х предметов.
Пишем цветовую таблицу интенсивности теней на каждый предмет, состоящую из 4 столбцов элементарных групп оттенков: самого прозрачного, умеренно-прозрачного, обыкновенного и самого густого. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.
Материалы: акварель, палитра, кисти, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 24
| Задание. Освоение элементарных основ цветового тона.
Пишем натюрморт из фруктов или овощей (4 предмета). Необходимо обратить внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней.
Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 25
| Задание. Основы моделирования формы.
Рисуем предметы с передачей глубины. Пишем 2-3 ярких фрукта или овоща на тарелке. Живописными плотными мазками активно заполняем предметы изнутри к внешним границам. Наносим краску так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а его внешние грани были менее насыщенными по цвету.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 26
| Вводная беседа. Цвет и форма.
Задание. Дорисовать элементы цветоформы.
Осмыслить цветоформальное значение каждого элемента данной цветоформы, установить взаимосвязь элементов (3-4 предмета).
Материалы: цветные репродукции (календари), ножницы, клей ПВА, бумага, акварель, гуашь, кисти.
| 1 ч.
| 27
| Задание. Придумать из предметов или геометрических форм натюрморт.
При помощи раскраски предметов и фона предложить ученикам решить следующие задачи:
а) показать взаимное притяжение или отталкивание предметов;
б) выделить центральную фигуру, показав другие малозначимыми (2-3 предмета). Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 28
| Задание. Натюрморт из двух одинаковых по форме предметов или объектов.
При помощи раскраски предметов и фона решить следующие задачи:
а) один предмет кажется выше, другой ниже;
б) один предмет кажется шире, другой тоньше;
в) один предмет гладкий, другой шершавый.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 29
| Вводная беседа о законах перспективы в живописи.
Задание. Изучение понятия изменения цветовой интенсивности по законам перспективы.
Изучение понятия изменения интенсивности расстояния, развитие понятия световоздушной среды. Планы в живописи.
Несложный натюрморт с выраженными планами (3-4 предмета).
Выявление пространства, выполнение более подробно разработки первого плана.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 30
| Задание. Исследование и изучение поверхностной и внутренней фактуры простых предметов.
Внутренняя фактура простых объектов (груша, тыква, патиссон и т.д.) исследуется; изучается по форме, окраске, весу, поверхностным узорам, контуру; рисуется.
Для задания необходимо взять три одинаковые объекта. Чтобы увидеть рисунок внутренней фактуры с трёх разных точек зрения, необходимо разрезать первый объект по горизонтали, второй – по вертикали, третий – по диагонали.
Далее эти половинки раскладываются на плоскости, затем рисуется «живописно-графический натюрморт».
Важно обратить внимание учащихся на источник света, чтобы измерить интенсивность теней, а также на поверхности, создающие различные планы (три плана), от которых отражается свет на фактуру поверхностей.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 31
| Задание. Натюрморт в определенном стиле.
Пишем натюрморт. Выбираем из нескольких репродукций натюрморта ту, которая вам больше нравится по стилю и живописной технике. Пишем этюд натюрморта (2-3 предмета) в подобной манере.
Материалы: акварель, гуашь по выбору, кисти, формат бумаги 10х15 или ½ листа; репродукции: живопись барокко, реализм XVII века.
| 6 ч.
|
| Итого:
| 70 ч.
| |