Главная страница

творческое виденение. рисунок графические узоры. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств москва 2008


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеПримерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств москва 2008
Анкортворческое виденение
Дата22.01.2023
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файларисунок графические узоры.doc
ТипПримерная программа
#898543
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9





Наименование заданий

Кол-во часов




2 класс




1

Повторение и закрепление пройденного материала в форме вопросов-ответов.

Вводная беседа о гармоническом единстве формы.

Задание. Моделирование своей формы.

Фантазируем и экспериментируем с формой и образом.

Моделирование объемной формы маски соединением разнофактурных частей в целое. Возможны варианты задания по свободной теме или по теме, предложенной преподавателем.

Материалы: различные промышленные отходы, нитки, стэплер, ножницы, клей ПВА, кисти, краски.

2 ч.

2

Задание. Конструируем по представлению объемные формы.

Из геометрических фигур разных величин (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) придумать объемную форму (например, карнавального костюма).

Представить и зарисовать любой предмет как сочетание простейших геометрических форм, при этом придать им движение.

Материалы: бумага для эскизов, карандаш, акварель, кисть.

2 ч.

3

Задание. Плоский декор на объемной форме.

Масштабное членение по принципу трехкомпонентности.

Добиваемся ясности и цельности в расположении и движении мотивов на форме карнавального костюма, используя три фазы движения: три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами. При желании можно периодически их повторять.

Материалы: форма, акварель, гуашь, цветные карандаши, кисти.

2 ч.

4

Вводная беседа. Контрасты формы. Пропорциональность.

Задание. Центричность-децентричность.

а) Поиск эффекта контрастности величин в квадрате.

Построение композиции по выбору из разных по величине, цвету и фактуре пуговиц, бусин, косточек фруктов и т.п. путем передвижения их по плоскости бумажного листа или картона.

Фиксация клеем наилучшего варианта композиции.

Материалы: пуговицы, косточки от фруктов, бусины, клей ПВА, картон или плотный лист бумаги.

б) Темы: «Улитки», Морская раковина».

Материалы: разнофактурные ткани, кружева, цветные нити, клей ПВА, ножницы, бумага.

2 ч.

5

Задание. Контраст – средство передачи тональных соотношений и пластики формы.

а) В предлагаемых палитрах-образах (природные явления, эмоциональные состояния) или репродукциях (живописных, графических) при помощи трафаретов (в виде посуды разной формы) найти мотивы, в которых эффекты контрастов темных и светлых форм выявлены наиболее выразительно. Находя интересные варианты, ученики приклеивают трафарет на самую красивую и выразительную часть работы.

Материалы: палитры, репродукция, трафареты с паспарту, клей ПВА.

б) Создаем контрасты, помещая светлые оттенки против темных и наоборот, чем добиваемся живости и интересности, а также движения и ритма. Находя интересные варианты, ученики приклеивают трафарет на самую красивую и выразительную часть работы.

Материалы: акварель, гуашь, формат бумаги ½.

2 ч.



6

Задание. Освоение количественных и качественных средств по созданию образа.

Передать контраст форм, осваивая количественные и качественные средства создания образа: толстое-тонкое, широкое-узкое, горизонтальное-вертикальное, острое-тупое.

Материалы: краски, акварель, гуашь, кисти, бумага.


2 ч.

7

Задание. Изучение соразмерности частей целого.

Симметрия – закономерная соразмерность частей целого.

Тема: «Архитектурные фантазии – Город-цветок».

Передать соразмерность, пропорциональность частей растения, расположенных по разным сторонам основной (центральной оси). Симметрия дает основу для художественного анализа растения и служит базой для построения орнаментального города-цветка.

Материалы: разнофактурные ткани, кружева, цветные нити, бумага (белая, цветная), ножницы, резак, клей ПВА, краски, кисти.

2 ч.

8

Задание. Изучение несоразмерности частей целого.

Асимметрия.

Тема: «Раковины морские: очень простые и очень сложные».

Придумать раппортный мотив композиции из морских раковин, уравновешивающийся повторением на плоскости листа.

Материалы: бумага (белая, цветная), ножницы, резак, клей ПВА, краски, кисти.

2 ч.

9

Задание. Изучение движения и состояния покоя.

Статика-динамика.

а) Создание подвижной конструкции в пространстве.

б) Создание аппликации их геометрических или природных форм. Темы: природные явления – «Вихревые дорожки».

Материалы: цветная бумага, пластиковые и бумажные (разные по величине и фактуре) коробочки, крышки и т.д.

2 ч.

10

Задание. Выполнение аппликации.

Тема: «Деревенька моя».

Передать в аппликативной работе замкнутость-открытость.

Создание аппликации из геометрических или природных форм.

Материалы: цветная бумага, пластиковые и бумажные (разные по величине и фактуре) коробочки, крышки и т.д.

2 ч.

11

Вводная беседа о ритме.

Задание. Ритм и пропорциональные элементы как выразительные средства построения композиции.

Начинаем с наиболее простых ритмов – с равными интервалами, волновыми, зигзагообразными, увеличивающимся и уменьшающимся обратным движением. Рисуем узоры геометрических форм и орнаменты природных форм (цветов, листьев, фигурки русской народной игрушки и т.д.).

Используем принцип трехкомпонентности в композиции.

В работе используем разнообразные варианты расположения различных геометрических и природных форм при создании образа, мелодии, природного явления, ситуации и т.д. Изображаем их прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными) или неровными линиями (плавными, зигзагообразными, развертывающимися и т.д.)

Материалы: бумага, краски, кисти, цветная бумага для аппликации, ножницы, клей ПВА.

2 ч.

12

Задание. Понимание части и целого. «А что там внутри?»

Масштабное членение формы (в данном случае масштаб задан репродукцией). Соотношение частей и целого. Находим внутренние связи в пространстве. В вырезанной части репродукции соединяем и заполняем ее разноформальные части.

Задание рассчитано на понимание соотношения частей и возможности показать их внутренние связи со средой. Подобные задания развивают и усиливают логическое мышление учащихся в их работе с формой и цветом.

Тема: «Пейзаж». Материалы: репродукция, бумага, клей ПВА, ножницы, акварель, гуашь, кисти.

2 ч.

13

Вводная беседа. Закон доминанты.

Задание. Освоение основ выбора центра картины. «Преобразить пейзаж».

В готовый пейзаж (репродукцию, желательно черно-белую) внести предмет или объект. Законченная композиция предполагает доминанту – фокус.

Материалы: репродукция, бумага, клей ПВА, ножницы, акварель, гуашь, кисти.

2 ч.

14

Задание. Освоение концентрации внимания, избирательности, распределения акцентов с помощью выразительных средств (точки, линии).

Постановка из небольших красивых по форме 3-4 бытовых предметов или набора геометрических фигур (постановка должна иметь вид целостной модели).

Нарисовать впечатление увиденной целостной формы по памяти. Попытаться передать характер модели, обратив внимание на взаимоотношения величин, согласуя одновременно все ее части в ансамбль как единую скульптурную целостность. Передать красоту движения, выбрав основное движение.

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти, карандаш.

2 ч.


15

Задание. Силуэт – один из основных элементов построения картины.

а) На основе сюжета как элемента формы (например, басня Крылова «Мартышка и очки» и т.д.) группа учащихся (3-4 человека) показывает скульптурную композицию образа. Остальные ученики быстро выполняют тушью или черной краской силуэты, создавая при этом ясную, выразительную, цельную композицию, состоящую из группы людей.

б) Из предложенных или самостоятельно выбранных предметов (3-5 предметов) составить натюрморт и грамотно закомпоновать в листе. Избегать параллельности, симметрии и равновесия масс элементов натюрморта. Необходимо внимательно следить не только за изображаемыми формами, но и за негативным пространством фона между предметами.

Материалы: тушь или акварель (черная), кисть, формат бумаги ¼.

1 ч.

2 ч.

16

Задание. Форма и линия.

а) Свободное рисование как игра – личное исследование учеником своих ощущений от соприкосновения кисти и бумаги. Сосредоточение и концентрация внимания за ходом непрерывной линии. Для абстрактных изображений придумываем идею, образ.

Вариант: используя краски, пишем пятна и линии, передаем свои ощущения на данный момент.

Материалы: акварель, гуашь, кисти, тушь формат бумаги ½ или А1.

б) Тема: «Мир Древнего Востока (Индия, Китай, Япония)». Пещерные храмы Аджанты, Шивы, Эллоры, Тим-Тхал.

Изобразить предмет (группу строений) или человека (группу людей) желательно указать количество непрерывным движением кисти. Попытаться передать объем объекта различной толщиной линии, плотностью краски, статично или динамично текущей линией.

в) Выбираем одну из стран Древнего Востока (Индия, Китай, Япония) и коллективно рисуем обзорную композицию, наиболее полно отражающую особенности и общие стилевые черты Древнего Востока, природу и архитектуру; людей, их одежду и движения в характерной, присущей им цветовой гамме.

Материалы: книга, фильм, гуашь, формат бумаги ¼, кисти, клей ПВА; слайды и открытки, отражающие определенную страну (природу, животных, архитектуру, одежду и образ жизни людей, живущих в ней, и т.д.).



2 ч.

2 ч.

17

Вводная беседа о фактуре.

Задание. Фактура и образ.

Темы: «Индийский стиль», «Китайский стиль», Японский стиль».

Пейзаж.

Помня о создании образа, экспериментируем с изобразительным материалом и прочим бытовым материалом: сыпучий материал (соль, сахар и др.), копировальная бумага, стекло, зубная щетка и т.д. Материалы: фактурные образцы ткани, бумаги, прочих материалов, краски, кисти.

2 ч.

18

Вводная беседа о трансформации формы.

Задание. Преобразование одной формы в другую.

На основе зарисовки из задания №7, используя ее характерные особенности, придумать новую форму. Возможны варианты заданий по свободной теме или по теме, предложенной преподавателем.

Материалы по выбору учащегося.

2 ч.

19

Задание (неизобразительный путь).

Данное задание не требует никакой сюжетной расшифровки.

Тема: «Трансформация старой формы в новую».

Используя принцип равновесия, движения и покоя, законы гармонии и чёткий ритмический строй, придать строгость и нарядность новой форме. Можно воспользоваться цепочками геометрических фигур, пятнами цвета, клетками и полосами.

Материалы: эскизы-зарисовки с придуманных форм (см. задание №1), бумага, акварель, гуашь, кисти.

2 ч.

20

Задание. Сказочные превращения.

Представить превращение сказочного персонажа из одного образа в другой, используя законы композиции (контраст, ритм, доминанта) и смену фактур.

Например, как «Людоед превращается во льва или мышку».

Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, различный фактурный материал, ножницы, клей.

2 ч.

21

Вводная беседа. Композиция по представлению.

Задание. Композиция натюрморта по представлению.

а) Придумать натюрморт из предметов сказки О. Кирога «Гигантская черепаха», русской народной сказки «Каша из топора» и т.д.

Материалы: перо, кисть, тушь, формат бумаги 10х15.

б) Выявить предметные вещи и сюжет в сказке «Шагающее дерево» (Сказки народов мира).

Материалы: перо, кисть, тушь, формат бумаги 10х15.

2 ч.
2 ч.

22

Задание. Композиция интерьера по представлению.

Придумать зрительный образ комнаты старого дома по сказке Андерсена «Старый дом».

Материалы: тушь, перо, бумага, акварель.

2 ч.

23

Задание. Композиция по представлению.

Изучая природные явления и используя свои наблюдения, придумать композицию «Каменный цветок» на основе правил линейной перспективы с одной или двумя точками схода. Передать в композиции различные природные условия: день, утро, вечер или туман, дождь, ветер или зима, весна, лето, осень.

Материалы: карандаш, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги по выбору.

3 ч.

24

Задание. Преобразование натурного наброска в сказочный образ.

Тема: Портреты героев сказки Леонардо да Винчи «Богач и бедняк».

Передать контрастные образы с помощью различных линий и пятен.

Набросок с натуры преобразовать в сказочный образ и использовать в композиции.

Материалы: карандаш, тушь, перо, бумага для набросков.

2 ч.

25

Задание. Композиция по представлению.

Придумать композицию по представлению с фигурой человека в интерьере. Предложить использовать в работе стиль живописи барокко или реалистической живописи XVII века.

Материалы: репродукции, акварель, гуашь, карандаш, формат бумаги ¼.

16 ч.

Итого:




70 ч.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта