№
| Наименование заданий
| Кол-во часов
|
| 3 класс
|
| 1
| Повторение и закрепление пройденного.
Гармонические сочетания в беспредметной композиции.
Единство цвета.
Задание. Составляем цветовую палитру родственных цветов в виде композиции из геометрических предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.)
Пишем сочетания родственных цветов в различной цветовой гамме: подчиненной одному цвету, ахроматической.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 2
| Задание. Составляем композицию из трехкомпонентных сочетаний цвета.
Используем и пишем трехкомпонентные и более цветовые сочетания в натюрморте по представлению.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 3
| Задание. Трактуем пейзаж до беспредметных или геометрических пятен.
Предлагаемые пейзажи в изопродукции, выдержанные в подчиненной одному цвету, ахроматической гамме. Выполнение трактовки предложенного пейзажа до беспредметных или геометрических пятен цвета.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 4
| Вводная беседа об искусстве контрастов.
Задание. Составляем и пишем контрастные палитры.
Рекомендуемые типы цветовых гармоний для разработки цветовых фонов-палитр: шестицветная.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼, рамка-видоискатель.
| 2 ч.
| 5
| Задание. Поиск эффекта контрастности.
Используем конрастные сочетания цветов – далекие-близкие – для передачи разных динамичных и ритмичных цветовых отношений.
Два этюда в сочетании цветов: далекие-близкие.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ½.
| 2 ч.
| 6
| Вводная беседа о пропорциональности.
Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, соблюдая правила пропорциональности светлого и темного цвета.
Повторение и закрепление пройденного.
Представить и написать композицию из геометрических форм, показав варианты соотношения площадей светлых и темных ярких, насыщенных цветовых тонов: 1:2; 1:3-4; 1:4-5;
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги А2.
| 2 ч.
| 7
| Вводная беседа о равновесии.
Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, учитывая правила равновесия.
Повторение и закрепление пройденного.
Представить и написать беспредметную композицию, показав варианты равновесия по «правилу рычага», чтобы ни одна часть не перевешивала; по вертикали тяжесть распределяется: верх – светлее и легче, низ – темнее и тяжелее.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги А2.
| 2 ч.
| 8
| Светотональная живопись.
Тон в живописи, тоновые контрасты.
Задание. Пишем с натуры игру света и тени.
Этюд натюрморта из 2-3-х предметов (гризайль). Выбираем в натюрморте и прокладываем краской только самые темные места, предварительно набросав кистью и светлой краской предметы. Используем электрическое освещение.
Материалы: видоискатель-рамка, акварель сиена натуральная, кисть беличья, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 9
| Задание. Наблюдение теней в течение дня.
Наблюдаем тени отбрасываемые от дома в течение дня: утром, днем, вечером (домашнее задание).
Рассматриваются и пишутся два предмета в самостоятельно поставленном натюрморте (гризайль).
Материалы: рамка-видоискатель, блокнот для зарисовок, цветные карандаши.
| 2 ч.
| 10
| Задание. Натюрморт простых по форме предметов.
Данное задание выполняется по представлению и опыту домашних наблюдений, а также на основе закона постоянства цвета предметов.
Предлагаемые варианты освещения: экспериментируем с различными сочетаниями функций света.
Материалы: акварель, темпера, кисть, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 11
| Вводная беседа. Цвет в природе.
Задание. Пишем небольшие, простые по форме предметы.
Рисуем листья, ягоды, шишки, ракушки, небольшие бытовые предметы (объекты должны быть на столе перед учеником). Обращая внимание на тени, прописать их насыщенной краской. В технике акварели выполняем заливку по сырому. Грамотно компонуем в листе.
Материалы: акварель, кисть белка, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 12
| Задание. Неожиданное смешение цветов.
Пишем по представлению натюрморт из предыдущих предметов. Изучаем технику акварели «Алла прима».
Материалы: акварель, тушь, перо, формат бумаги А4.
| 2 ч.
| 13
| Задание. Наблюдаем и пишем движение объектов или природного состояния.
Изучение технических приемов (сочетание акварели с другими изобразительными средствами: тушь, чернила, пастель, цветные карандаши), фактуры и эффектов (восковой резист, маскирующая жидкость). Наброски в цвете представляют идеальную возможность для экспериментирования со стилем и техникой.
Наблюдаем и рисуем движение узоров внутри объектов: водопад, штормовое небо, волны у скал, горная речка, снежная буря, буря в пустыни и т.д. Для каждого объекта ищем свой стиль наложения живописного мазка на бумагу (плавное смешение, неоднородное смешение цветов), пробуем в разных техниках акварельной живописи или смешанной технике.
Материалы: акварель, гуашь, темпера, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 14
| Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.
Изучение калейдоскопических узоров в окружающих нас бытовых предметах. Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Учащиеся формулируют для себя вопросы: в какую форму облекается здесь красный цвет, синий, желтый и т.д. Простая постановка (3 предмета).
Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Цветовые сочетания природных образов по ассоциации.
Пишем цветовые сочетания различных образов на поэтические строки (например, по рассказам К. Паустовского) или предлагаем темы природы: песчинки, барханы, сады, цветочная поляна на закате, цветочная поляна на рассвете и т.д.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 16
| Задание. Экспериментируем с фактурой и эффектами.
Учимся писать фактуру цветовой поверхности – зависящую от характера ее обработки и светоотражения и влияющую на восприятие ее цвета: блестящую, переливающуюся.
Получение фактуры с помощью грануляции, флокуляции, маскирующей жидкости, соли. Удаление фактуры: сухой кистью, губкой, салфеткой, процарапыванием (бледные линейные блики – кончиком острого резачка, диффузные блики – краем резачка), набрызгиванием (цветовое разнообразие).
| 2 ч.
| 17
| Вводная беседа. Цвет и тон. Возможность бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности, различных градаций.
Задание. Простой натюрморт из четырех одинаковых по форме предметов белого цвета.
Светлотность – используем ее возможности иллюзорно изменять пространство. Облегчаем или утяжеляем разные объемы, формы, эмоциональную окраску.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 18
| Задание. Освоение основ моделирования.
Выявить тонкую пластику простых предметов в натюрморте из 3-х предметов (посуда, бытовые предметы, фрукты). При помощи серого цвета разной степени светлоты подчеркнуть форму и объем предмета. Сосредоточить свое внимание на моделировке поверхности, создать светотеневой акцент вместо цветового и т.д.
Материалы: акварель, белила или гуашь, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 19
| Задание. Пишем на тонированной основе.
Этюд длительного, несложного натюрморта с чучелом птицы. Тонируем (техника лессировки) основу бумаги чайной заваркой или светлой акварелью. Далее на эту, уже сухую поверхность наносим кистью или тонки кончиком палочки маскировочную жидкость на самые светлые участки в предметах. После этого заливаем более темной краской самые темные участки предметов. Другой вариант: выбираем твердой резинкой свет в предметах, более активно в центральном предмете.
Материалы: акварель, чайная заварка, твердая резинка, маскировочная жидкость, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 20
| Задание. Освоение основ выбора центра картины.
В большой постановке натюрморта (3-4 предмета разной величины) самостоятельно выбрать и создать свой собственный центр картины. Выбрав центральный объект для фокусировки, способом лессировки по сухому, затеняя и обобщая, убрать на дальний план все остальные объекты, придавая им малозначимый характер.
Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги А4.
| 2 ч
| 21
| Вводная беседа. Чистота и насыщенность.
Задание. Применение акцентов для повышения значимости определенных элементов в картине.
Применяем насыщенные цветовые тона как акценты для повышения значимости того или иного элемента или части работы. При определенных условиях (в зависимости от соотношения цветового тона, светлоты, насыщенности), малонасыщенные цвета могут выглядеть также активно и значимо. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый (3-4 предмета).
Пишем натюрморт с выраженным тональным контрастом и освещением.
Материалы: акварель или гуашь, формат бумаги ¼, образцы объектов или предметов различной фактуры.
|
2 ч.
| 22
| Задание. Изучение основ техники многослойной живописи.
Повторение и закрепление пройденного.
Тонкие однородные слои; слои с постепенным переходом; разноцветные слои; разводы (сырая краска попадает в более сухую); сырым по сырому; сырым по сухому.
Несложный длительный натюрморт (3-4 предмета). Усложнение цвета лессировками. Особенности работы над светом и тенями в акварели (заливка, письмо по сырому, полусухое письмо.
Материалы: акварель, кисти, палитра, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 23
| Задание. Изучение глубины и насыщенности теней в предметах.
Простой натюрморт из 3 предметов.
Пишем цветовую таблицу интенсивности теней на каждый предмет состоящую из 4 столбцов элементарных групп оттенков: самого прозрачного, умеренно-прозрачного, обыкновенного и самого густого. По возможности каждую группу элементарных оттенков обогащаем палитрой цвета. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.
Материалы: акварель, палитра, кисти, формат бумаги А4.
| 2 ч.
| 24
| Задание. Освоение элементарных основ цветового тона.
Пишем натюрморт из одного крупного предмета и овощей. Необходимо обратить внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней.
Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 25
| Задание. Основы моделирования формы.
Рисуем предметы с передачей глубины. Пишем 4-5 ярких фрукта или овоща на тарелке. Живописными плотными мазками активно заполняем предметы изнутри к внешним границам. Наносим краску так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а его внешние грани были менее насыщенными по цвету.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 26
| Вводная беседа. Цвет и форма.
Задание. Дорисовать элементы цветоформы.
Осмыслить цветоформальное значение каждого элемента данной цветоформы, установить взаимосвязь элементов (4-5 предметов).
Материалы: цветные репродукции (календари), ножницы, клей ПВА, бумага, акварель, гуашь, кисти.
| 2 ч.
| 27
| Задание. Придумать из предметов или геометрических форм натюрморт.
При помощи раскраски предметов и фона предложить ученикам решить следующие задачи:
1. Показать взаимное притяжение или отталкивание предметов.
2. Выделить центральную фигуру, показав другие малозначимыми (3-4 предмета).
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 28
| Задание. Натюрморт из двух одинаковых по форме предметов или объектов.
При помощи раскраски предметов и фона решить следующие задачи:
один предмет кажется больше, другой меньше; один предмет кажется тяжелым, другой легким; один предмет прочный, другой разваливающийся; один предмет массивный, другой ажурный, легкий.
Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 29
| Вводная беседа о законах перспективы в живописи.
Задание. Изучение понятия изменения цветовой интенсивности по законам перспективы.
Изучение понятия изменения интенсивности расстояния, развитие понятия световоздушной среды. Планы в живописи.
Натюрморт с выраженными планами (4-5 предметов).
Выявление пространства, выполнение более подробно разработки первого плана.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.
| 4 ч.
| 30
| Задание. Исследование и изучение поверхностной и внутренней структуры простых предметов.
Внутренняя фактура простых объектов (груша, инжир, ананас, грецкий орех, слива) исследуется; изучается по форме, окраске, весу, поверхностным узорам, контуру; рисуется.
Для задания необходимо взять три разных объекта и, чтобы посмотреть на рисунок внутренней фактуры с трёх разных точек зрения, разрезать каждый из них на две половины: первый объект по горизонтали, второй – по вертикали, третий – по диагонали.
Далее половинки двух объектов (по выбору учащегося) раскладываются на плоскости, рисуется «живописно-графический натюрморт».
Важно обратить внимание учащихся на источник света, чтобы измерить интенсивность теней, а также на поверхности, создающие различные планы, от которых отражается свет; на фактуру поверхностей.
Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги 10х15.
| 4 ч.
| 31
| Задание. Натюрморт в определенном стиле.
Пишем натюрморт. Выбираем из нескольких репродукций натюрморта ту, которая вам больше нравится по стилю и живописной технике. Пишем этюд натюрморта (3 и более предметов) в подобной манере.
Материалы: акварель, гуашь по выбору, кисти, формат бумаги 10х15 или ½ листа; репродукции: живопись эпохи Возрождения, классическая живопись XVI-XVII вв., живопись барокко, реализм XVII века, импрессионистическая живопись,
| 6 ч.
|
| Итого:
| 70 ч.
| |