ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Базовыми предметами учебных планов по направлению «Изобразительное искусство» являются «Рисунок», «Живопись», «Композиция».
Задачи курса «Рисунок» направлены на понимание основ изобразительной грамоты, на формирование умений видеть и изображать трехмерную форму на двумерной плоскости.
Рисование предметов требует творческого осмысления и воспитания глаза. Перед преподавателем стоит задача управления зрительным восприятием учащихся, постепенного накопления у них умений и навыков работы средствами изобразительного искусства. Длительный процесс воспитания глаза необходимо строить по принципу «от простого к сложному». Прежде всего, это реализация дифференцированного подхода в постановке задач и конструктивно-анатомического анализа формы, которые позволяют учащимся не пассивно срисовывать, а активно, осмысленно рисовать.
Уже на начальной стадии обучения преподаватель знакомит учащихся с пятью видами рисунка: светотеневой, линейный, объёмный, конструктивный и тональный.
Основным принципом обучения предмету «Живопись» является нераздельность процесса работы над цветом и формой. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах; затем передавать простые цветовые отношения с учетом тёплых и холодных цветов; далее – на более сложных формах с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, научиться видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственной воздушной среды как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Длительное ведение живописной работы, так же как и ведение длительного рисунка, превращаются в бесконечные исправления, а результаты часто остаются низкими и гасят у ребёнка желание заниматься. В длительной работе на первых порах обучения объединяется сразу несколько учебных задач, в то время как у учащихся еще нет ни опыта, ни необходимых для решения этих задач знаний и умений, что представляет серьёзную трудность для учащихся младшего школьного возраста.
Чтобы поддержать уверенность и вдохновение ученика, необходимо (особенно на первых порах обучения) включать в учебный процесс задания, которые активизируют творческие возможности учащихся (воображение, фантазия, ассоциации) и формируют навыки конструктивно-анатомического анализа формы. При выполнении этих заданий важно реализовывать дифференцированный подход в обучении. Всё это направлено на акцентирование самого процесса рисования – а не срисовывания.
Ученики должны понимать назначение заданий, работать осмысленно, часть заданий выполнять дома в виде заранее подготовленных домашних наблюдений или зарисовок. Накопленный практический опыт поможет каждому ученику воплотить его творческую фантазию или замысел в композиции.
В типовой программе «Композиция» (ст. 29. М., 1990) и примерной программе «Композиция» (М., 2003) главным содержанием курса является постепенное овладение основами композиционного мышления. Основная задача воспитания художественно-творческой активности учащихся на начальном этапе обучения связана с развитием у учеников восприятия целостности композиции. В связи с этим, одной из главных задач учебного процесса должно стать формирование навыков освоения основных элементов композиции, помогающих передать зрителю то, что художник желал выразить в своем произведении: акцент на характерные признаки формы, детали, цвета; компоновка, ритм, силуэт; закон доминанты; особенности фактуры поверхностей предметов и т.д.
В зависимости от уровня подготовленности учащихся время выполнения заданий может быть продлено по усмотрению преподавателя. Каждое занятие включает изучение нового материала, а также закрепление и повторение ранее изученного.
За время обучения учащиеся должны пройти сложный путь приобщения к изобразительному искусству. Не навязывая ученикам свои субъективные предпочтения, преподаватель помогает им поверить в свои творческие силы, получить определенные профессиональные знания, навыки и умения, раскрыть свои индивидуальные возможности уже на начальной стадии обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РИСУНОК Программу по предмету «Рисунок» для первого года обучения открывается вводной беседой о роли рисунка в изобразительном искусстве. Как правило, в первый класс приходят учащиеся 7-9 лет с разным уровнем подготовки: прошедшие стадию обучения в подготовительных группах и – не прошедшие.
Обучение начинается со светотеневого рисунка, поскольку тон, то есть светотень, – относительная степень тёмного и светлого цвета – описывает форму объекта/предмета более объемно, чем его внешний контур. И внимание учащегося концентрируется на определенных, резко выделенных светом, наиболее выразительных и важных деталях. В связи с этим, изображение предметов или объектов целесообразно начинать с изображения форм при помощи различных вариантов или комбинаций светотени.
Леонардо да Винчи говорил о светотени, о способе её видения ещё в XV веке. Учёный внес весомый вклад в искусство живописи и рисунка своим выдающимся методом «кьяроскуро» (итал. «художественный метод светотени»), основанном на использовании контраста между светом и тенью для расстановки акцентов.
Изучение линейного рисунка является следующим этапом обучения учащихся. Посредством зарисовки (наброска) внешнего контура предметов/объектов определяются пропорции, размеры, характерные особенности формы.
Изучение объёмного рисунка основано на создании объёма, придании ему глубины при помощи штриховки.
С помощью конструктивного метода рисования учащиеся передают пространство и внутреннюю структуру объектов или предметов.
Освоение основ перспективы связано с пониманием фундаментального принципа передачи перспективы – глубины пространства – путём перегораживания одного предмета другим с целью передачи разных планов, направления архитектурных линий, построения очертаний и соотношений размеров фигур и предметов, использования контрастов (большое-маленькое, близкое-далекое, тёмное-светлое и т.п.).
Обучение во втором и третьем классах ведётся по тому же принципу: от общего к частному, овладение основами рисунка от светотеневого к тональному как наиболее сложному и включающему в себя всю совокупность видов рисунка. При более тщательном прописывании деталей необходимо сохранять целостное восприятие всей работы.
В третьем классе увеличивается количество часов на рисование постановок тональным рисунком.
Форма и содержание заданий на каждой ступени обучения постепенно усложняются. При этом необходимо учитывать возрастные, а также индивидуальные особенности учащихся 7-11 лет.
По окончании учебного курса учащиеся должны достаточно уверенно передавать точные пропорции, объёмы и характер предметов, владеть штрихом и знать законы перспективы.
В программе первого, второго и третьего классов ряд заданий практически повторяется. Подобный концентрический метод изучения некоторых тем планируется намеренно, с тем чтобы учащиеся имели возможность вновь возвратиться к известному им материалу, постепенно углубляя и расширяя ранее полученные знания, и могли бы творчески применять их в стандартных и нестандартных ситуациях (заданиях).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
№
| Наименование заданий
| Кол-во часов
|
| 1 класс
|
| 1
| Вводная беседа о рисунке, об искусстве светотеневого рисунка.
Задание. Освоение основ света и тени.
Самостоятельный выбор в пространстве классной комнаты «картинки». Зарисовка только самых тёмных мест. В начале задания делается предварительный набросок выбранного предмета. Рассматриваются собственная и падающая тени (использование электрического освещения).
Материалы: карандаш М, рамка-видоискатель, формат бумаги 6х4.
| 2 ч.
| 2
| Задание. Поиск, понимание и наблюдение теней в течение дня.
Изучение качества теней в продолжение светового дня: утром, днем, вечером, ночью (домашнее задание).
Материалы: карандаш М, 2М; рамка-видоискатель для выбора картины, блокнот для зарисовок.
| 4 ч.
| 3
| Задание. Использование наблюдений света, сильно влияющего на настроение рисунка.
Простая постановка (2 предмета) на интересных контрастах. Варианты освещения: а) боковое, б) сзади, в) утренний свет, г) освещение ранним вечером.
Материалы: графитный порошок, карандаш 2М, мягкая резинка, формат бумаги ¼.
| 4 ч.
| 4
| Задание. Силуэты простых форм.
Силуэтный рисунок листьев, желудей, простых предметов (4-5 небольших предметных форм должны быть поставлены на столе перед учеником). Грамотная компоновка в листе (1-2 предмета по выбору учащегося).
Материалы: карандаш, тушь, кисть №3.
| 3 ч.
| 5
| Задание. Рисование по представлению.
Рисование по представлению предыдущих предметов (4-5 предмета). При проведении работы следует обратить внимание на компоновку предметов, характерных особенностей наружного края формы в листе (формат 10х15). Заполнение простыми графическими узорами (точка, линия) предметов и фона (понятие драпировки) по своему усмотрению. К краям предметы затеняются, центр остаётся светлым.
Материалы: карандаш, тушь, перо или гелиевая ручка, рапидограф.
| 4 ч.
| 6
| Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.
Изучение окружающих предметов. Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Простая постановка на подоконнике (цветок в горшке и 1-2 предмета и т.д.).
Материалы: карандаш М, 2М; формат бумаги 6х4.
| 2 ч.
| 7
| Задание. Освоение основ выбора центра картины.
Поиск и осознание учеником простых целей.
Самостоятельный выбор и создание в интерьере классной комнаты своего собственного центра картины. После выбора центрального объекта для фокусировки все остальные объекты затеняются или убираются на дальний план при помощи ретуширования, приобретают малозначимый характер (2-3 предмета).
Материалы: уголь или угольный карандаш, формат бумаги 4х6.
| 2 ч.
| 8
| Задание. Рисование на тонированной основе.
Накопление элементарных представлений; умение находить и выделять центральный (главный) предмет.
Простая постановка натюрморта. Основа бумаги тонируется углем, графитным порошком или акварелью (сиена натуральная). Выбираем более активно свет в центральном предмете твердой или мягкой резинкой.
Материалы: уголь, графитный порошок или акварель (по выбору); твёрдая и мягкая резинки, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 9
| Вводная беседа об искусстве линейного рисунка.
Задание. Рисование контуров.
Линия как способ изображения характерного движения и объема формы.
Контурная зарисовка объекта, после изучения и ощущения его трехмерной объёмности.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 10
| Задание. Наблюдение и рисование движения простых объектов.
Наблюдение и рисование движения следов падающих объектов (перья разных птиц, листьев).
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 11
| Задание. Наблюдение и рисование неподвижного объекта.
Импульсивное рисование сущности неподвижного объекта: облака, листвы дерева на ветру (березы, ольхи, ели).
Материал: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 12
| Задание. Наблюдение и рисование движения животных.
Рисование движения животных. Наблюдая за движением животного (работу можно вести по представлению), схематично рисуется набросок.
В данное задание можно предварительно включить рисование скелета какого-то животного, рептилии, птицы. В этом случае преподаватель должен заранее подготовить материал (атлас животных, рисунки строения скелета зайца, лягушки, медведя и т.д.) и предложить нарисовать тот или иной скелет по выбору, проанализировав строение и пропорции.
Материалы: карандаш 2М, тушь, палочка (спичка), формат бумаги ¼.
| 2 ч.
| 13
| Вводная беседа об искусстве объёмного рисунка.
Задание. Эксперименты со светотенью.
При помощи штриха создаётся объём. Далее идут эксперименты со светотенью. Рисуются круги и (в зависимости от источника света) по памяти штрихом затеняются затенённые части круга.
Упражнение-игра – кто больше найдет различных вариантов освещения. Важно грамотно расположить формы на плоскости листа.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
|
3 ч.
| 14
| Задание. Рисование простых предметов.
Рисуется контур примитивного предмета (яблоко, помидор, огурец и т.д.). Затем (в зависимости от источника света) штрихом затеняются затенённые части предмета. Штриховка наносится послойно тонкими слоями. Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 15
| Задание. Освоение элементарных основ тона.
Рисуется таблица интенсивности теней, состоящая из 4 столбцов элементарных групп оттенков: самой прозрачной, умеренно-прозрачной, обыкновенной и самой густой. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 16
| Задание. Сравнение и дополнение.
На основе задания №15 сравниваются различные градации интенсивности теней на предмете, зарисованном в задании № 14, и в таблице. По возможности обогащаем эту схему более утонченными градациями интенсивности тона.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 1 ч.
| 17
| Задание. Рисование фруктов и овощей. Выявление теней в натюрморте.
Рисуется натюрморт из фруктов или овощей (3-4 предмета). Необходимо обратить внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней. Далее по теням наносится штрих.
Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги 6х4.
| 2 ч.
| 18
| Задание. Основы моделирования формы.
Рисование предметов с передачей глубины. Рисуя любой яркий фрукт или овощ, сангиной или цветным мелком заполняем предмет изнутри к его внешним границам.
Наносим сангину так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а внешние его грани – менее насыщенными по цвету.
Материалы: сангина, цветные метки, формат бумаги 10х15.
| 2 ч.
| 19
| Задание. Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте с натуры.
а) Натюрморт из набора небольших геометрических форм (3-4 предмета). Рисуется набросок общего вида объекта. Слегка прорабатывается эскиз. Не прибегая к излишней деталировке, намечаются соотношения расположения разных геометрических форм. Штрихом обозначается светотеневой модуль (граница) для придачи общему виду объекта выразительной целостности и глубины.
Материалы: карандаш М, графитный стержень, сангина, уголь, формат бумаги ¼.
б) Поиск и рисование пластической светотеневой границы в натюрморте по памяти.
Постановка: различные небольшие красивые предметы для составления натюрморта или конструктор из геометрических форм (3-4 предмета).
Рисование по памяти впечатления увиденной постановки. Выполнение передачи характера модели. Важно обратить внимание на взаимоотношения величин, согласование одновременно всех частей постановки в единую скульптурную целостность. Обозначение штрихом светотеневой границы.
Материалы: карандаш М, графитный стержень, уголь, сангина, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
2 ч.
| 20
| Задание. Придача рисунку скульптурной объемности.
Краткие рисунки (наброски) листьев, ягод, цветов. Чтобы придать рисунку объём и выразительную целостность, используем плоский край сангины, соуса, графитного стержня или угля. Рисуя форму объекта в местах углублений, сангину прижимаем к бумаге плотно (чтобы получилась насыщенная тень); на выступающих поверхностях формы сангина должна едва касаться бумаги.
Материалы: сангина, соус, графитный стержень, уголь, формат бумаги ¼.
| 2 ч.
|
21
| Водная беседа об искусстве конструктивного рисунка.
Задача. Исследование и изучение внутренней структуры простого предмета.
Внутренняя структура простых предметов (яблоко, апельсин, лимон и т.п.) исследуется; изучается по форме, окраске, весу, поверхностным узорам, контуру; рисуется.
Для задания необходимо взять три разных фрукта или овоща и разрезать их по горизонтали на две половины, чтобы рассмотреть внутреннюю структуру каждого и сравнить.
Затем эти половинки нужно разложить на плоскости, чтобы нарисовать «анатомический натюрморт», передавая разность структур каждого объекта. Важно обратить внимание учащихся на источник света, чтобы измерить интенсивность теней, а также на создающие различные планы поверхности, от которых отражается свет. После этого можно нарисовать один объект целиком так, чтобы в нем отразилось понимание его внутренней структуры.
Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
|
3 ч.
| 22
| Задача. Исследование и изучение простой геометрической формы.
Исследуем, изучаем и рисуем на примере задания №21 спичечные коробки. Материалы: карандаш ТМ, М; формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 23
| Вводная беседа об основных правилах и элементах перспективы.
Задание. Освоение основ построения перспективы.
Понятие горизонта – линии, располагающейся на уровне глаз.
Схематично рисуются контуры простых фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, круга): с одной точкой схода, с двумя точками схода.
Материалы: карандаш ТМ, формат бумаги ¼.
|
6 ч.
| 24
| Задание. Изучение изменения интенсивности тона, линии и пятна в зависимости от расстояния.
Изучаются изменения интенсивности тона, линии и пятна в зависимости от разных планов (в работе используются первый, второй и третий планы) на примере пейзажей с различным рельефом местности (равнинным, слоистым, гористым или смешанным).
Материалы: репродукции, детские работы, доска для показа, карандаш ТМ, формат бумаги 10х15.
| 3 ч.
| 25
| Задание. Изучение изменения пространства.
Ветка яблони на фоне пейзажа.
Линия используется как акцент, тон и способ перекрытия. Ощущение глубины достигается при помощи выделения линий, перекрытия и тона. Материалы: формат бумаги ¼, карандаши разной мягкости.
| 3 ч.
| 26
| Задание. Рисование по представлению городской улицы (города).
На основе предыдущих упражнений учениками самостоятельно придумывается геометрический город с интересными улицами. Желательно отразить три плана пространственной отдалённости геометрических объектов с помощью выразительной линии и лёгкого штриха светотени.
| 4 ч.
| 27
| Вводная беседа об искусстве тонального рисунка.
Учениками самостоятельно придумывается итоговый рисунок натюрморта из контрастных по форме бытовых предметов (2-3 предмета) на светлом фоне.
Концентрация внимания лишь на определенных резко выделенных и вылепленных светом деталях.
Основные требования: выделение светом наиболее выразительных и важных деталей, цельность и завершенность рисунка.
Материалы: репродукции, детские работы, формат бумаги 10х15, карандаши разной мягкости.
| 2 ч.
|
| Итого:
| 70 ч.
| |