Главная страница

творческое виденение. рисунок графические узоры. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств москва 2008


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеПримерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств москва 2008
Анкортворческое виденение
Дата22.01.2023
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файларисунок графические узоры.doc
ТипПримерная программа
#898543
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЖИВОПИСЬ

Программа по предмету «Живопись» рассчитана на трехлетний срок обучения детей, поступающих в детские художественные школы и на изобразительные отделения детских школ искусств в возрасте 7-9 лет.

Основная цель предлагаемой программы – развитие у учащихся 7-11 лет художественно-творческой активности в процессе занятий живописью. Каждый год включает в себя 31 тематическое задание с постепенным усложнением обучающих задач (от простого к более сложному). При этом необходимо учитывать возрастные, а также индивидуальные особенности учащихся 7-11 лет.

Так же, как «Рисунок» и «Композиция», «Живопись» является частью базового комплекса предметов, реализуемых в детских художественных школах и на изобразительных отделениях детских школ искусств.

В 1-ом классе дети знакомятся с основами цветоведения (эмоционального восприятия цвета), начинают экспериментировать с цветом и формой, учатся видеть и анализировать влияние одного цвета на другой в зависимости от окружающей среды и характера освещенности. Постепенно учащиеся овладевают смешанными техниками, приёмами акварельной живописи, знакомятся с живописными стилями выдающихся мастеров русского и зарубежного искусства.

На 2-ом году обучения тематические знания первого года обучения изучаются более углублённо в том же направлении целостного подхода к данному предмету (композиция и рисунок в живописи). В программу включены задачи, эмоционально-привлекательные для детей данного возраста. Учащиеся обучаются более осознанно работать с различными источниками информации, совместно обсуждать и анализировать работы.

В 3-ем классе происходит дальнейшее закрепление и углубление полученных знаний и опыта. Особое внимание уделяется передаче планов и пространства цветом, характера освещения и лепке формы с помощью выразительных возможностей мазка.

Учитывая индивидуальность каждого учащегося, преподавателю важно добиться внимательного и осознанного отношения к заданиям, научить детей вести живописную работу последовательно. Последнее задание каждого года обучения является самым длительным и требует от детей чуткого, творческого и терпеливого отношения к работе.

В программе первого, второго и третьего классов ряд заданий имеют сходные темы. Усложнение заданий связано с увеличением формата бумаги, количеством предметов в натюрмортах. Промежуток времени, за который должны быть выполнены данные задания, остается одинаковым в первом, втором и третьем классах.


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА




Наименование заданий

Кол-во часов




1 класс




1

Вводная беседа о живописи.

Гармонические сочетания в беспредметной композиции.

Единство цвета.

Задание. Составляем цветовую палитру родственных цветов.

Пишем сочетания родственных цветов в различной цветовой гамме: сочетании ахроматической и хроматической.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

2

Задание. Составляем композицию из двух и трехкомпонентных сочетаний цвета.

Используем и пишем двух и трехкомпонентные цветовые сочетания в беспредметной композиции.

Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

3

Задание. Трактуем пейзаж до беспредметных или геометрических пятен.

Предлагаемые пейзажи в изопродукции, выдержанные в монохроматической цветовой гамме. Выполнение трактовки предложенного пейзажа до беспредметных или геометрических пятен цвета.

Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

4

Вводная беседа об искусстве контрастов.

Задание. Составляем и пишем контрастные палитры.

Рекомендуемые типы цветовых гармоний для разработки цветовых фонов-палитр: двухцветная контрастная (контраст двух основных цветов или двух групп цветов).

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼, рамка видоискатель.

2 ч.

5

Задание. Поиск эффекта контрастности.

Используем конрастные сочетания цветов (теплые-холодные, светлые-темные) для передачи разных динамичных и ритмичных цветовых отношений. Пишем, помещая светлые оттенки против темных и т.д., чтобы сделать фон живым и интересным.

Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ½.

2 ч.

6


Вводная беседа о пропорциональности.

Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, соблюдая правила пропорциональности светлого и темного цвета.

В беспредметной композиции показать варианты соотношения площадей светлых и темных ярких, насыщенных цветовых тонов: 1:2; 1:3-4; 1:4-5.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги А4.

2 ч.

7

Вводная беседа о равновесии.

Задание. Пишем по представлению беспредметную композицию, учитывая правила равновесия.

В беспредметной композиции показать варианты равновесия по «правилу рычага», чтобы ни одна часть не перевешивала; по вертикали тяжесть распределяется следующим образом: верх – светлее и легче, низ – темнее и тяжелее. Материалы: акварель, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

8

Вводная беседа о светотональной живописи.

Живопись – это, прежде всего, игра света и тени.

Задание. Пишем с натуры игру света и тени.

Самостоятельно выбираем в пространстве классной комнаты «картинку» и прокладываем краской в ней только самые темные места, предварительно набросав кистью и светлой краской предметы. Используется электрическое освещение.

Материалы: рамка-видоискатель, акварель сиена натуральная, кисть беличья, формат бумаги 10х15.

2 ч.

9

Задание. Наблюдение теней в течение дня.

Наблюдаем тени, отбрасываемые предметом в течение дня: утром, днем, вечером (домашнее задание). Материалы: рамка-видоискатель, блокнот для зарисовок, цветные карандаши.

2 ч.

10

Задание. Натюрморт простых по форме предметов.

Данное задание выполняется по представлению и опыту домашних наблюдений, а также на основе закона постоянства цвета предметов.

Предлагаемые варианты освещения:

а) утреннее, дневное, ранним вечером (живопись эпохи Возрождения);

б) спокойное, в меру контрастное, статичное (классическая живопись XVI-XVII вв.). Материалы: акварель, темпера, кисть, формат бумаги ¼.

2 ч.

11

Вводная беседа. Цвет в природе.

Задание. Пишем небольшие, простые по форме предметы.

Рисуем простые фрукты и овощи (2-3 небольших предмета на столе перед учеником). Обращаем внимание учеников на тени, которые необходимо прописать более насыщенной краской. По сухому выполняем заливку светлых мест. Грамотно компонуем в листе.

Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги ¼.

2 ч.

12

Задание. Неожиданное смешение цветов.

Пишем по представлению натюрморт из предыдущих предметов (2-3 предмета). Учимся компоновать в листе. Вводим понятие драпировки. Изучаем смешанную технику акварели по сырому с вплавлением контурного рисунка тушью и пером. К краям предметы затеняем, оставляя центр более светлым.

Материалы: акварель, тушь, перо, формат бумаги А3.

2 ч.

13

Задание. Наблюдаем и пишем движение объектов или природного состояния.

Изучение технических приемов: сухая кисть, разводы, набрызгивание, разноцветные слои. Наброски в цвете представляют идеальную возможность для экспериментирования со стилем и техникой.

Наблюдаем и рисуем движение объектов: перья разных птиц, морозные узоры. Для каждого объекта ищем свой стиль наложения живописного мазка на бумагу, пробуем в предложенных техниках акварельной живописи или смешанной технике.

Материал: акварель, гуашь, темпера, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

14

Задание. Изучение взаимодействия формы и цвета.

Изучение калейдоскопических узоров в окружающих нас предметов, природных объектов (фруктов, овощей, листьев, цветов и т.п.). Поиск примеров взаимодействия формы и цвета. Учащиеся формулируют для себя вопросы: в какую форму облекается здесь красный цвет, синий, желтый и т.д. Простая постановка (2-3 фрукта).

Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги ¼.

2 ч.

15

Задание. Цветовые сочетания природных образов по ассоциации.

Пишем цветовые сочетания различных образов на поэтические строки (например, по есенинским стихам или др.) или предлагаем темы природы: лед, камни, ракушки и т.д.

Материалы: акварель, гуашь, кисти, формат бумаги ¼.

2 ч.

16

Задание. Экспериментируем с фактурой и эффектами.

Учимся писать фактуру цветовой поверхности – зависящую от характера ее обработки и светоотражения и влияющую на восприятие ее цвета: матовую, глянцевую.

Получение фактуры с помощью грануляции (крупные частицы пигмента оседают в углублении бумаги), флокуляции (частицы пигмента притягиваются друг к другу), маскирующей жидкости, соли. Удаление фактуры: сухой кистью, губкой, салфеткой, процарапыванием (бледные линейные блики – кончиком острого резачка, диффузные блики – краем резачка), набрызгиванием (цветовое разнообразие).

2 ч.

17


Вводная беседа. Цвет и тон – возможность бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности, различных градаций цвета.

Задание. Простой натюрморт из двух одинаковых по форме предметов белого цвета.

Светлотность – используем ее возможности иллюзорно изменять пространство. Выделяем или делаем незаметными разные объемы, формы, эмоциональную окраску.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.

2 ч.


18


Задание. Освоение основ моделирования.

Выявить тонкую пластику простых предметов (фрукты, овощи). При помощи серого цвета разной степени светлоты подчеркнуть форму и объем предмета. Сосредоточить свое внимание на моделировке поверхности, создать светотеневой акцент вместо цветового и т.д.

Материалы: акварель, белила или гуашь, формат бумаги 10х15.

2 ч.

19

Задание. Пишем на тонированной основе.

Простой натюрморт (1-2 предмета разной величины). Тонируем (техника лессировки) основу бумаги чайной заваркой или светлой акварелью. Далее на эту, уже сухую, поверхность наносим кистью или тонким кончиком палочки маскировочную жидкость на самые светлые участки в предметах. После этого заливаем более темной краской самые темные участки предметов. Другой вариант: выбираем твердой резинкой свет в предметах, более активно – в центральном предмете.

Материалы: акварель, чайная заварка, твердая резинка, маскировочная жидкость, формат бумаги 10х15.

2 ч.

20

Задание. Освоение выбора центра картины.

Самостоятельно выбрать и создать в интерьере классной комнаты свой собственный центр картины. Выбрав центральный объект для фокусировки, способом лессировки по сухому, затеняя и обобщая, убрать на дальний план все остальные объекты, придавая им малозначимый характер (2-3 предмета).

Материалы: акварель, кисть беличья, формат бумаги 10х15.

2 ч

21


Вводная беседа. Чистота и насыщенность красок.

Задание. Применение акцентов для повышения значимости определенных элементов в картине.

Применяем насыщенные цветовые тона как акценты для повышения значимости того или иного элемента или части работы. При определенных условиях (в зависимости от соотношения цветового тона, светлоты, насыщенности), малонасыщенные цвета могут выглядеть также активно и значимо. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.

Пишем цветовые палитры.

Материал: акварель или гуашь, формат бумаги ¼, образцы объектов или предметов различной фактуры.


2 ч.

22

Задание. Изучение основ техники акварели.

Тонкие однородные слои; слои с постепенным переходом; разноцветные слои; разводы (сырая краска попадает в более сухую); сырым по сырому; сырым по сухому.

Материалы: акварель, кисти, палитра, формат бумаги ¼.

2 ч.

23

Задание. Изучение глубины и насыщенности теней в предметах.

Простой натюрморт из 2-х предметов.

Пишем цветовую таблицу интенсивности теней на каждый предмет, состоящую из 4 столбцов элементарных групп оттенков: самого прозрачного, умеренно-прозрачного, обыкновенного и самого густого. Интенсивность связана с глубиной и насыщенностью тени.

Материалы: акварель, палитра, кисти, формат бумаги 10х15.

2 ч.


24

Задание. Освоение элементарных основ цветового тона.

Пишем натюрморт из фруктов или овощей (2-3 предмета). Необходимо обратить внимание на собственные и падающие тени: какие из них особенно выделяются при сощуривании глаз, какова градация интенсивности теней.

Материалы: рамка-видоискатель, карандаш 2М, формат бумаги 10х15.

2 ч.

25

Задание. Основы моделирования формы.

Рисуем предметы с передачей глубины. Пишем любой яркий фрукт или овощ. Живописными плотными мазками активно заполняем предмет изнутри к его внешним границам. Наносим краску так, чтобы самые яркие части предмета были очень насыщенными, а его внешние грани были менее насыщенными по цвету.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.

2 ч.

26

Вводная беседа. Цвет и форма.

Задание. Дорисовать элементы цветоформы.

Осмыслить цветоформальное значение каждого элемента данной цветоформы, установить взаимосвязь элементов (2-3 предмета).

Материалы: цветные репродукции (календари), ножницы, клей ПВА, бумага, акварель, гуашь, кисти.

2 ч.

27

Задание. Придумать из предметов или геометрических форм натюрморт.

При помощи раскраски предметов (2-3 предмета) и фона предложить ученикам решить следующие задачи:

а) связать все предметы между собой,

б) разобщить их, нарушить связи.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.

2 ч.

28

Задание. Натюрморт из двух одинаковых по форме предметов.

При помощи раскраски предметов и фона решить следующие задачи:

а) на одном фоне один предмет ясно выделяется, а другой малозначим;

б) один предмет находится в состоянии покоя, другой в динамике;

в) один предмет привлекательный, другой отпугивающий.

Материалы: акварель, кисти, формат бумаги 10х15.

3 ч.

29

Вводная беседа о законах перспективы в живописи.

Задание. Изучение понятия изменения цветовой интенсивности по законам перспективы.

Изучение понятия изменения цветовой интенсивности расстояния. Сохранение трехплановости на примере пейзажей с различным рельефом местности: равнинным, слоистым, гористым или смешанным.

Материалы: репродукции «Зимой» К. Коровин, «Свежий снег» С. Жуковский, «Вид на Кисловодск» А. Остроумова-Лебедева, «Аллея Летнего сада осенью» И. Бродский, «Голубая весна» В. Бакшеев, «Осень. Рябина и березы» И. Грабарь; Пишем цветовую раскладку планов геометрическими пятнами.

Материалы: доска для показа, карандаш ТМ, репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги 10х15.

3 ч.


30

Задание. Исследование и изучение поверхностной и внутренней фактуры простых предметов.

Внутренняя фактура простых объектов (яблоко, апельсин, лимон и т.д.) исследуется; изучается по форме, окраске, весу, поверхностным узорам, контуру; рисуется.

Для задания необходимо взять три разных объекта и, чтобы посмотреть на различный рисунок внутренней фактуры, разрезать каждый из них по горизонтали на две половины.

Далее эти половинки раскладываются на плоскости, рисуется «живописно-графический натюрморт». Важно обратить внимание учащихся на источник света, чтобы измерить интенсивность теней, а также на поверхности фактуры, от которых отражается свет.

Материалы: репродукции, акварель, гуашь, кисти, формат бумаги 10х15.

4 ч.

31

Задание. Натюрморт в определенном стиле.

Пишем натюрморт. Выбирается из нескольких репродукций натюрморта та, которая больше нравится по стилю и живописной технике.

Несложный натюрморт (2-3 предмета) в подобной манере.

Материалы: акварель, гуашь по выбору, кисти, формат бумаги 10х15 или ½ листа; репродукции: живопись эпохи Возрождения, классическая живопись XVI-XVII вв.

6 ч.




Итого:

70 ч.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта