Главная страница
Навигация по странице:

  • В течение учебного года учащийся должен исполнить: Таблица 17

  • Шестой класс (2,5 часа в неделю)

  • Примерный репертуарный список

  • В течение учебного года учащийся должен исполнить: Таблица 18

  • Реализация программы обеспечивает

  • Вид контроля

  • Промежуточная аттестация

  • Итоговая аттестация (экзамен

  • 2 («неудовлетворительно»)

  • Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность (домра) Москва 2012 Разработчик Н. М. Бурдыкина


    Скачать 108.25 Kb.
    НазваниеПримерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность (домра) Москва 2012 Разработчик Н. М. Бурдыкина
    Дата07.04.2018
    Размер108.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла05_06_2014_89.docx
    ТипПримерная программа
    #40534
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)

    1. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

    Прокофьев С. Маски из балета «Ромео и Джульетта»

    Дезорм Л. Тарантелла

    Булахов П.–Шалов А. «Гори, гори моя звезда»

    2. Гендель Г. Пассакалия

    Чайковский П. Баркарола

    Шишаков Ю. Хороводная и Шуточная

    Шалов А. «Уж и я ли, молода»

    Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

    В течение учебного года учащийся должен исполнить:

    Таблица 17

    1 полугодие

    2 полугодие

    Октябрь – технический зачет (1 гамма, этюд или виртуозное произведение).

    Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

    Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не игранных в декабре.

    Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры).


    Шестой класс (2,5 часа в неделю)

    В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.

    Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
    Примерный репертуарный список

    1. Гендель Г. Соната F-dur, 1, 2 части

    Чайковский П. Мелодия

    Тамарин И. Тарантелла

    Лаптев В. Обработка сибирской народной песни «По улице не ходила, не пойду»

    2. Шишаков Ю. Концерт для домры №1

    Хачатурян А. Ноктюрн

    Мусоргский М. Гопак

    Цайгер М. «Я с комариком плясала». Фантазия на темы русских народных песен.

    В течение учебного года учащийся должен исполнить:

    Таблица 18

    1 полугодие

    2 полугодие

    Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма, этюд или виртуозная пьесы).

    Декабрь – зачет (2 новых произведения).

    Март – академический вечер (3 произведения из репертуара 5-6 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

    Май – выпускной экзамен (4 произведения).


    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

    Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

    • знать основные исторические сведения об инструменте;

    • знать конструктивные особенности инструмента;

    • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

    • знать оркестровые разновидности инструмента домра;

    • знать основы музыкальной грамоты;

    • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

    • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

    • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

    • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;

    • знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

    • уметь самостоятельно настраивать инструмент;

    • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

    • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

    • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

    • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

    • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

    • иметь навык игры по нотам;

    • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

    • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

      • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

    Реализация программы обеспечивает:

    • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

    • комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

      • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

      • знание художественно-исполнительских возможностей домры;

      • знание музыкальной терминологии;

    • знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

      • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

      • умение транспонировать и подбирать по слуху;

    • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

    • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

    • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

    • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


    IV. Формы и методы контроля, система оценок

    1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

    Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

    Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:

    - текущий контроль успеваемости;

    - промежуточная аттестация учащихся;

    - итоговая аттестация учащихся.

    Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

    Таблица 19

    Вид контроля

    Задачи

    Формы

    Текущий контроль

    - поддержание учебной дисциплины,

    - выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

    - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

    контрольные уроки,

    академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

    Промежуточная аттестация

    определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

    зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены

    Итоговая аттестация

    определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета

    экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9)



    Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

    Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

    Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

    Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

    Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

    2. Критерии оценок

    Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.

    Таблица 20

    Оценка

    Критерии оценивания исполнения

    5 («отлично»)

    Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

    4 («хорошо»)

    Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

    3 («удовлетворительно»)

    Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

    2 («неудовлетворительно»)

    Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

    Зачет (без оценки)

    Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

    Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

    Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

    При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

    1. Оценка годовой работы учащегося.

    2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

    3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

    При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

    1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

    2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

    3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

    При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

    Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

    V. Методическое обеспечение учебного процесса

    1.Методические рекомендации педагогическим работникам

    В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

    Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

    Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

    В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

    Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

    Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

    При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

    Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

    Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

    Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

    Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - домры.

    В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

    Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

    1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

    • периодичность занятий - каждый день;

    • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

    Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

    Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

    Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

    Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта