ЧЕРНОВИК ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Профессиональнопедагогический институт кафедра экономики, управления и права
Скачать 111.9 Kb.
|
Глава 1. Теоретические основы формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи в условиях среднего профессионального образования.1.1 Характеристика понятия гражданско-правового сознания студенческой молодежи .Терминологическое поле понятий «гражданское сознание», «гражданское правосознание», «гражданская социализация», «гражданское поведение» производно в современных социально-психологических, политологических, социологических исследованиях от широкого понимания гражданина в совокупности его правовых, профессиональных и политических ролей, с присущими им ценностями, ожиданиями, стереотипами, установками и т.д. Подобный широкий подход смещает, на наш взгляд, локус исследовательского внимания с центральной проблемы оценки психологического воздействия юридических норм на психическую сферу личности как субъекта прав и свобод, предоставляемых ей государством, и ответственности. Вместе с тем, экспертная оценка представленности юридических норм в гражданском правосознании представляет собой важнейшую задачу с точки зрения обеспечения как безопасности общества, так и государства [3, 9, 11]. Гражданское правосознание - сознание гражданина, связанное с рефлексией им правовых норм, прав, свобод и обязанностей, которая призвана обеспечить нормативное поведение гражданина в обществе и во взаимодействии с государством. Как и всякое сознание гражданское правосознание включает в себя три составляющих: когнитивную, эмоциональную и регулятивную. Это знание закона, отношение к закону и регуляция поведения в соответствии с требованиями закона. Когнитивная составляющая гражданского правосознания выражает степень знакомства гражданина с правовыми нормами своего государства. Обязанность за информирование гражданина о законах возложена на государство. Но эффективность правового информирования граждан часто сводится лишь к наличию своевременной официальной публикации в открытых источниках и суммам затрат на реализацию соответствующих государственных программ. Оценка изменений в самом гражданском сознании вследствие публикации очередного нормативного акта и его обсуждения в СМИ, к сожалению, отсутствует. С нашей точки зрения, экспертное исследование гражданского правосознания на предмет усвоения нормативной культуры является одним из важнейших инструментов управления, прогноза и превенции различных форм делинквентного поведения. Исходя из синергетического подхода в изучении проблемы правосознания, С.Н. Левкович считает, что правосознание – это синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и культурно-правовой реальности, составляющей существенный элемент духовного мира человека и общества. Оно является сложным системным образованием, в состав которого в качестве подсистем входят: знания (как информационный элемент правосознания), правовая идеология, правовая психология (Рисунок 1) Правосознание Знания Правовая идеология Правовая психология Рисунок 1. Подсистемы системного образования Воля человека выступает ядром правосознания и в качестве средства реализации социально-правовой установки, которые определяют сущность и внешнее выражение правового сознания [24]. В.Л. Васильев же представляет правосознание как одну из форм общественного сознания, отражающую общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обуславливается материальными условиями существования общества [11]. Н.С. Токарь дает определение правового сознания личности, представляя его интегральным феноменом, включающим познавательный, оценочный и регулятивный компоненты, которым соответствуют и аналогичные функции правосознания, находящиеся в тесном единстве друг с другом. Правовое сознание здесь обладает специфическим признаком: имеет нормативный характер, определяющий поведение личности [34]. В данном определении автор указывает на специфический признак, позволяющий отличить правовое сознание от других форм общественного сознания. Классическое определение понятия «правосознания», представленное в ряде учебных пособий для учебных заведений под редакцией Клименко А.В., Румыниной В.В., объединяет понимание определения «правосознание» авторов, представляя его, как форму общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовая действительность отражается в правосознании [32]. В работах авторов по исследованию проблемы правосознания прослеживается связь между личностью и обществом. Лицом общества выступает государство, как определенная система власти. Эта система создается обществом, отдельными ее социальными группами либо отдельными членами общества (при республиканских формах организации власти), либо исходя из сложенных веками традиций, обычаев (при монархических формах организации власти), во исполнение последними функций по защите общества, как извне, так и внутри государства, по организации и регулированию общественных отношений с целью обеспечения равенства всех членов общества, а также исходя из политико-правового режима государства, либо исключительной ситуации внутри государства, осуществление контроля отношений людей и социальных групп. Однако последнее положение, исходя из реалий настоящего времени, применительно лишь в случаях угрозы безопасности общества в целом, как реализация охранительной функции общества со стороны государства. Так общество при организации системы власти в виде государства, реализуя такой вид правосознания как «общественное правосознание», включающее в себя взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества, наделило его правомочиями принимать и устанавливать определенные правовые нормы. Эти нормы обязательны к применению и соблюдению всеми, нашедших свое отражение в законодательных и подзаконных актах государства, его регламентах, а также в иных ненормативных постулатах государственной власти общества. Однако существует и другая сторона содержания, рассматриваемая нами в рамках определения «правосознание личности» студенческой молодежи. Это так называемое индивидуальное обыденное (эмпирическое) правосознание, учитывающее личные индивидуально-определенные характеристики, интересы студенческой молодежи, свободной в своих поступках, действиях, мироощущениях и воззрениях, складывающихся, как правило, стихийно, исходя из правовой психологии, как элемента правосознания с учетом знаний и правовой идеологии. Как показали исследования ряда авторов, характер правосознания личности во многом определяется политико-правовым режимом государства. Так, в советском государстве обязанности значительно преобладали над правами и свободами граждан. Поэтому этими же мотивами было проникнуто обыденное (эмпирическое) правосознание, подкрепляемое идеологами «социалистической» правовой идеологии. Подобное соотношение государства и права формировало правосознание личности как иждивенчески-пассивного типа. Под гражданским правосознанием мы понимаем совокупность социальных представлений, взглядов и эмоций, оценок и установок, настроений и чувств граждан конкретного государства относительно сущности и содержания действующих правовых норм, а также действий по их реализации. Право немыслимо без гражданского правосознания, поскольку существование права неотделимо от воли, сознания и правовой культуры граждан, одобрительно, безразлично или отрицательно относящихся к действующим и вновь принятым законам и иным нормативно-правовым актам. Наряду с этим воздействие права на социально-экономические, социально-политические и социокультурные отношения осуществляется посредством правосознания граждан. Как справедливо отмечалось в юридической литературе советского периода, для которой, несмотря на засилье коммунистической идеологии, был характерен в целом комплексный методологический подход к анализу социально-правовых явлений: «ни одно явление, в том числе и мораль не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание – это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право» [4]. Гражданскому правосознанию как одной из форм общественного сознания присущи следующие природные черты: 1) правосознание может отражать не только конкретное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития, обусловленные социально-экономическими, социально-политическими и социокультурными факторами и условиями, хотя в ряде случаев правосознание может опережать или отставать как от уровня развития гражданского общества, так и от развития государства; 2) правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания (мораль, религия и др.), при этом оценки одного и того же явления могут существенно отличаться, соответственно исходя из выбора гражданами ценностей конкретной формы общественного сознания возможны различные варианты их поведения в сходных ситуациях; 3) правосознание характеризуется преемственностью, позволяющей передавать из поколения в поколение правовые идеи, взгляды и представления, хотя и возможно заимствование правовых идей и взглядов, выработанных или принятых другими государствами; 4) правосознание оказывает обратное воздействие на социально-экономические, социально-политические и социокультурные отношения, выступая как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Содержание гражданского правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, каковыми должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально действующими общественными отношениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие правовые нормы должными нормами. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение у граждан к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результаты оценки гражданами своих действий в дальнейшем выступают как мотивы поведения. Структура гражданского правосознания включает в себя правовую идеологию и правовую психологию, которые взаимодействуя, оказывают друг на друга значительное воздействие. Правовая идеология – это совокупность идей, теорий и концепций, в которых выражено отношение к праву. Как главный элемент в структуре правосознания данный уровень характеризуется глубоким рациональным осмыслением субъектами правовых явлений. Для формирования гражданского общества, демократического правового государства необходимо, чтобы формировалось такое гражданское правосознание, которое было бы проникнуто уважением к праву и юридическим принципам и понятиям, что связано с повышением правовой культуры подрастающего поколения [17]. На текущий момент в Российской Федерации идет активная работа по формированию правового государства, которое является не только целью, но и средством решения множества проблем и задач, стоящих перед нашим обществом, главная из которых – создание условий правовой защищенности каждого гражданина России. Но ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правовое сознание молодежи, на наш взгляд, представляет собой один из наиболее значимых факторов, определяющих перспективы развития общества, формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав. На сегодняшний день налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности можно сказать , что почти отсутствует. В правовой культуре молодежи есть множество пробелов. К ним можно отнести, например, несформированность индивидуального понимания критериев правомерного и неправомерного поведения, отсутствие четкого осознания того, что такое преступление и проступок и какая ответственность следует за каждое из них, расплывчатое представление о свободах и обязанностях, неграмотное или искаженное толкование законов с последующим их неправильным использованием. Вследствие этого в настоящее время в молодежной среде большое распространение получили различные виды деформаций правового сознания – чаще всего правовой инфантилизм и нигилизм, реже – идеализм, которые присущи значительной части молодежи [Климкина, 2016]. Популярность данных деформаций объясняется внушаемостью молодых людей, их подверженностью общему социальному мнению, следованию «трендам» и «моде». Низкий уровень теоретических знаний о праве, узость жизненного опыта и отсутствие критического мышления не дает молодым людям грамотно трактовать и осознавать те или иные социальные и правовые явления, это лишает их собственного мнения, а лишь создает его иллюзию. Зачастую даже опытные юристы, политики, ученые и, в общем, грамотные люди не могут вычленить суть и важность какого-либо явления, не говоря уже о юной части населения. Другой важной проблемой современности является возрастание уровня преступности в молодежной среде. Зачастую это связано с формированием под влиянием средств массовой информации и близкого окружения завышенных ожиданий и потребностей, сталкивающихся с невозможностью их удовлетворения законным способом [Гордеев, 2009]. Необходимо отметить, что на состояние правосознания современной молодежи влияют многие новые факторы, которых не существовало ранее. Первым из них является влияние «Интернета», а также различных социальных сетей, сделавших информацию доступной и мобильной, но поставивших проблему ее качества и достоверности. Люди любого возраста и пола, создавая свое мнение о различных событиях, зачастую слепо полагаются на неподтвержденные данные, не соответствующее действительности. Неофициальные СМИ в борьбе за просмотры нередко размещает на своих страницах экстремистские лозунги, фотографии и фильмы сцен насилия, фотоотчеты о кровавых преступлениях, иную психотравмирующую информацию, подрывающие доверие к российскому государству и его правовой системе. В особой опасности находятся молодые люди, не имеющие еще сформированного навыка критического анализа информации и ее проверки, все это деструктивно воздействует на правосознание молодежи [Фатьянов, 2018]. Вторым важным фактором, влияющим на состояние правосознания молодежи, является влияние «звезд» или «селебрити» – людей, популярных в обществе, к мнению которых молодежь активно прислушивается. Каждый день, заходя в социальные сети, читая интервью тех людей, на которых бы им хотелось походить, или просматривая новости в телевизионных программах, они невольно перенимают чужие мнения и правовые установки, тем самым формируя свое правосознание. Нередко современные артисты и музыканты в своем творчестве и поведении в борьбе за популярность используют эпатаж, подчеркивают свою свободу от общественного поведения. Добиваясь этого, они популяризируют преступность, создают внешне притягательный образ героя, способного противостоять закону. Такое творчество фактически является пропагандой противоправного поведения, что препятствует нормальному правовому воспитанию молодежи. Третьим фактором, влияющим на правосознание современной молодежи, является снижение общего уровня образования вследствие эпидемии COVID-19. В результате на всех уровнях обучения начали внедрять дистанционные формы обучения, менее приспособленные формировать личность, чем традиционные формы обучения [Фатьянов, 2018]. Дистанционно можно передавать знания, но не сформировать правомерную модель поведения. Характерной чертой молодежи как социальной группы является ее повышенная динамичность, восприимчивость и интерес ко всему новому и необычному. В настоящее время, из-за доступности информации о громких уголовных делах, большого числа фильмов с детективными сюжетами, иной правовой информации можно проследить снижение возраста, в котором люди начинают интересоваться юридическими проблемами. Это говорит о том, что целесообразно начинать формировать первичное представление о праве как можно раньше, прежде чем у молодых людей сложится искаженное представление о правовой действительности. Говоря о государственной политике в сфере формирования правового сознания у обучающихся, отметим следующие нормативно-правовые акты. 1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр11682 . Данный документ весьма справедливо указывает, что «…развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод». Таким образом, на государственном уровне была поставлена проблема необходимости формирования правовой культуры у граждан. 2 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - 14 июля. - № 151). 26 молодого поколения. Именно молодежь, обладающая высоким уровнем правосознания и правовой культуры, является гарантом будущего нашей страны. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[2], который раскрывает содержание принципа воспитания в гражданах правовой культуры личности как одного из приоритетов государственной политики России в сфере образования. Согласно данному закону одним из направлений образования должна быть ориентация «на укрепление и совершенствование правового образования; на интеграцию личности в систему мировой и национальных культур». Государство, помимо указанных выше нормативных правовых актов, имеет ряд норм, регламентирующих формирование правосознания у обучающихся. 3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009), в которой говорится о том, что в качестве важной задачи противодействия терроризму является «формирование правовой культуры населения»[3] . Это совершенно естественный инструмент, задачи которого не просто сформировать у обучающихся крайне негативное отношение к любым проявлениям террористической деятельности в любых уголках земного шара, но и развить гражданскую ответственность за судьбу страны в борьбе с таким глобальным злом, как терроризм. Недавние события показали нам, что беспрецедентные случаи героизма сравнительно молодых людей — граждан России — в деле борьбы с терроризмом — пример осознания человеком высочайшей степени правовой культуры (включающей в себя гражданскую ответственность за судьбу страны даже ценой собственной жизни)[4] . 4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753)[3]. В данной стратегии в качестве основ государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики отмечаются такие мероприятия, как «…проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения… противодействовать социально опасному поведению… всеми законными средствами»[3]. Результатом реализации данных мероприятий должно быть формирование высокой степени правосознания и правовой культуры обучающихся, что является достаточно серьезной проблемой. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016– 2020 годы»[4], целью которой является форма правомерного поведения граждан как один из основных критериев сформированности правовой культуры личности. 6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» устанавливает необходимость формирования такой личностной характеристики выпускника, как «…личность… уважающая закон и правопорядок…»[5]. Так же, в целях исполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с общественностью по вопросам общего образования 25 августа 2021 г. от 30 сентября 2021 г. N Пр-1845 об использовании государственных символов Российской Федерации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, а также согласно протокольному решению по итогам заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению от 24 марта 2022 г. N 2 в части разработки и поэтапного внедрения (начиная с 12 апреля 2022 г.) предложений и комплекса мер по изучению истории государственных символов Российской Федерации, церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнению Государственного гимна Российской Федерации (краткой версии) в практику работы государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования, Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации. Наличие же правосознания устанавливается как требуемый результат освоения обучающимися основной образовательной программы. В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают задачи укрепления единства народов Российской Федерации "на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития". Важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций, студентов, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти. Государственные символы - консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания[МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2022 г. N СК-295/06 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ]. Таким образом, правосознание отражает объективные потребности в совершенствовании социального управления и обязательных механизмов реализации интересов гражданского общества, помогает сделать их средством оценки соответствия стандартов поведения нормам права. |