Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Гимназия №2»
города Вышний Волочек «Утверждаю»
Директор МБУ ДО «Гимназия №2»
_______________/Сафронова О.О./
Приказ №_____ от_________2017 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Изостудия»
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОСТУДИЯ»
(5-летний срок обучения)
Г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
2020
ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ
1. Пояснительная записка
Количество часов в неделю – 2 часа, 66 часов за год
Программа рассчитана на 5 лет.
Изостудия открывается с целью выявления и развития творческих способностей у учащихся с 1 по 8 классы (с 7 до 15 лет). Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого из приходящих детей. Изостудия включает в себя 2 группы: 1 группа — младший школьный возраст (1-4 классы) 2 группа — средний школьный возраст (5-8 классы) Для всех групп предусмотрена специальная программа, учитывающая возрастные особенности детей каждой из групп. Занятия в изостудии проводятся днём для всех 2-х групп.
Занятия в первый год обучения проводятся 2 раз в неделю по 45 минут, количество часов в неделю 2 часа, 66 часов в год.
Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 2 часа в неделю (66 часов).
Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Режим работы 2 часа в неделю (66 часов).
Пятый год обучения продолжает работу с одаренными детьми. Количество часов в неделю – 2 часа в неделю, 66 часов в год. Через изучение памятников зодчества и произведений живописи — привить интерес и любовь к родному краю, истории искусства; любовь к родной природе прививается рисованием с натуры и по памяти пейзажей, натюрмортов (цветы, плоды родной местности, родного сада и т. д.). Для достижения наилучшего результата в процессе обучения, используются так задания, связанные с копированием произведений великих русских и зарубежных художников, а так же задания связанные с натурной работой.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников изостудии посредством обучения изобразительному искусству. Задачи программы: Развивающая — развивать у учащихся потребность к регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост детей. — формировать эстетическое и нравственное сознание — развивать в детях творческую фантазию, ассоциативное мышление, воображение, память. А так же развить художественное мышление у детей, содействовать овладению профессиональными навыками: работа разными материалами (гуашью, акварелью, углём, пастелью, тушью и т. д). Обучающая — обучать детей первоначальным основам изобразительного искусства: научить использовать разные техники для достижения наибольшей художественной выразительности (техника монотипии и гравюры на воске и т. д.). Ознакомить детей с творчеством русских и зарубежных художников, с народным творчеством. Формы организации занятий: В каждой группе большую роль играют коллективные занятия, которые способствуют объективной самооценке, а так же являются стимулом для достижения новых творческих возможностей. Не смотря на работу в группе, при работе в изостудии имеет место индивидуальный подход к каждому учащемуся. Такой подход к процессу обучения присутствует в работе со всеми возрастными группами. По окончании каждой работы среди учащихся проводится коллективное обсуждение каждого рисунка со стороны учащихся и объяснение всех положительных и отрицательных моментов со стороны педагога. Формы и виды представления результата: Работа творческого коллектива направлена на достижение наилучшего результата. Подведение итогов проделанной в изостудии работы проводится несколькими способами: 1 — проведение выставок и конкурсов внутри творческого объединения изостудии, 2 — проведение выставок в лицее, 3 — участие в городских, областных и всероссийский выставках и конкурсах.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
В результате обучения при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
названия основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приёмы оформления; названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм; пользоваться материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучаемые второго – третьего года обучения
Должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; основы графики; правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овал, ленту; проявлять творчество в создании работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучаемые четвёртого года обучения
Должны знать:
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие; основы дизайна; творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского. правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме; передавать пространственные планы способом загораживания; передавать движение фигур человека и животных; свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучаемые пятого года обучения
Должны знать:
различные виды графики; творчество мастеров русского искусства; разнообразие возможных выразительных средств изображения; правила и законы композиции.
Должны уметь:
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; работать с различными нетрадиционными техниками рисования; сознательно выбирать средства выражения своего замысла.
3. СОДЕРЖАНИЕ курса. Виды деятельности.
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
| Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
| Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог.
Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.
Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).
| Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.
| Художественные материалы
| Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).
Материалы: живописные и графические материалы, бумага.
| Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.
| Рисунок — основа
изобразительного
творчества
| Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя), бумага.
| Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
| Линия и ее выразительные возможности Ритм линий
| Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
| Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.
Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников.
Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).
Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.
| Пятно как средство выражения. Ритм пятен
| Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, белая бумага или бумага для аппликаций, клей.
| Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.
Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы.
Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный
художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).
| Цвет. Основы цветоведения
| Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
Задания: Изобразить свои воспоминания о лете.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
| Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции.
Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.
| Цвет в произведениях живописи
| Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка.
Задание: изображение натюрморта «Осенние листья». Букет с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера), кисти, бумага.
| Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
| Объемные изображения в скульптуре
| Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей.
Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры. Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Задание: создание объемных изображений домашних животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
| Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.).
| Изображение предметного мира — натюрморт
| Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в
изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
Задание: работа над натюрмортом изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации,и живописная работа).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, бумага формата А3.
| Формировать представления о различных целях и задачах изображенияпредметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные.
Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур.
Материалы: карандаш, бумага или материалы для аппликации.
2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей, ножницы.
| Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
| Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности
человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира.Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Задания:1. Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертежных принадлежностей). 2. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материалы: карандаш, бумага.
| Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания иизображения явлений реального мира.
Строить изображения простыхпредметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.
| Освещение. Свет и тень
| Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания.
Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII веков.
Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещениемс целью изучения правил объемного изображения.
Материалы: карандаш, бумага.
2. Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного.
Материалы: гуашь (темная и белая — две краски), кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги — темный и светлый (для аппликации).
| Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства.
Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания
произведения и организации композиции картины.
Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII—характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений
| Натюрморт в графике
| Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы.
Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.
Материалы: уголь или черная тушь, перо или палочка, бумага.
2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне).
Материалы, листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий лист бумаги, фотовалик и ложка
| Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
| Цвет в натюрморте
| Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги.
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Материалы: краска, бумага.
| Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.
| Выразительные возможности натюрморта
| Предметный мир в изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» («натюрморт как рассказ о себе»).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки, бумага
| Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.
| Образ человека — главная тема искусства
| Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ
определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты.
Задание: участие в беседе на тему образа человека в портрете,образновыразительных средств портрета в
живописи, графике, скульптуре.
| Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
| Конструкция головы человека и ее основные пропорции
| Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: выполнение портрета мамы, бабушки(изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Материалы: бумага формата А3, гуашь.
| Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.
| Изображение головы человека в пространстве
| Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.
Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких
подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Задание: зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Материалы: карандаш, бумага.
| Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
| Портрет в скульптуре
| Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства.
Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка (пластиковая дощечка).
| Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).
| Графический портретный рисунок
| Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры).
Материалы: уголь, бумага.
| Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
| |