муз обр ДОУ ВКРы. Программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий. 4
Скачать 1.37 Mb.
|
Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей. 2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей. Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха: Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Этот метод был предложен мне педагогом во время работы над текстом в полифонии (И.С. Бах, Прелюдия Fis-dur из 1 тома ХТК) для точной передачи ритма и для выработки ровности. Нотный пример №1 стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужную Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека. Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука. Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы. Вот стаи журавлиные Летят по небу синему Зовут в края красивые, Где песни соловьиные, Пускай летят и кружатся! Придет зима, завьюжится, А мы пойдем на улицу, Не страшно – не застудимся. Кристаллики – снежиночки, На реках – льды и льдиночки, Вот зимние картиночки Как радости снежиночки. Заснежено, завьюжено, В природе все застужено, На окнах – иней – кружено И печь гудит натружено… И пусть мороз прокатится, Пройдет зима – заплачется, В капели порастратится Придет весна, подкатится. Ручьями да распутицей Весна – природы спутница, Нам лучшая попутчица, С весною жизнь улучшится, Да, время возвращается, Природа оживляется, А день уж прибавляется, И птицы возвращаются, Вот стаи журавлиные Летят такие длинные, Скучали на чужбине вы Летите к нам, любые Летите к нам сюда! Так в вечном ожидании Тепла, весна и мая мы. Все – в трепетном внимании, В природе – понимание Стремимся к продолжению И вечному движению Все – в трепетном волнении В высоком вдохновении. Дарим свои улыбочки И звуки – как слезиночки. Сыграем как на скрипочке Про вечные картиночки И эти откровения, Как радости мгновения Разбудят вдохновение, И в вместе с ним – движение. О, муза фортепианная Ты – самая желанная Природа музыкальная Для пианиста главная, Как вечная весна! (И.Д. Перфильева «Вечное движение») Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки. С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.
Таблица № 1 Показатели темпа запоминания
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт. Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат! Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно. Пример логических ударений во фразе: Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой. Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям. В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям. Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением. Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства. Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению. В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом. Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации. Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость. Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату. И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных Затем с произвольным текстом Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании. Далее Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку: Параллельное движение Я освою, без сомнения, В левой пальцы – третий, первый, В правой – третий, как и в левой. Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья». Направленность движений рук передается словами: Все куда-то разбежались Заскучали и примчались Левая рука правая рука В расходящемся движении Все в зеркальном отражении (то есть аппликатура – зеркальна) 5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5 Образно передается темп гамме с помощью стихов: Очень медленно и тихо Здесь прошла одна слониха. (темп медленный) А за ней бежит слоненок, Заплетается спросонок. (темп быстрее) Пальцы ставлю по порядку, С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее) Если можно, чуть быстрее, Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе Все как следует сыграли! Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке; отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее), аппликатуры, с использованием словесных подсказок, осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались), В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ: методическое назначение № 1 № 1 Ветерок игриво (отрабатывается плавность Листьями звенит, в игре legato) Плавно и красиво Музыка звучит № 2 № 2 Мяу, мяу – серый кот (отрабатывается пиано) Спел так тихо и без нот. Мяу, мяу, - эту песню С ним котенок пропоет № 3 № 3 Нежно песенку пою, (исполнение dolce – нежно) Очень музыку люблю № 4 № 4 Баю, баю, баю, - бай (в характере колыбельной) Спи мышонок, засыпай № 5 № 5 Цапля важная прошла (отработка legato в скачках И лягушку не нашла на октаву, терцию) А с лягушкой – лягушонок, Он расплакался спросонок № 6 № 6 Упражнение играю, (стихи помогают понять Свои пальцы обучаю, назначение упражнений Надо их тренировать и необходимость На legato все играть тренировки пальцев) № 7 № 7 Мяу, мяу, мама - кошка! (отработка legato на 5 Что случилось, милый крошка? пальцах, осмысление Я залез под эту шляпу, регистровки в работе Зацепил за нитку лапу! рук) Позову скорее папу, Он поднимет эту шляпу. № 8 № 8 Побежали за ворота (развитие беглости И увидели енота пальцев в игре legato) Испугался сам енот, Убегает от ворот. № 9 № 9 Не смотри на цифры хмуро (отработка смены Поучи аппликатуру. позиции в гамме) Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы – до мажора № 10 № 10 Листки падают, с ветром закружатся, (отработка аппликатуры в С гаммою пальчики скоро подружатся. прямом движении в гамме Я подскажу им: здесь в левой на первый, с помощью повторения А в правой – на третей, второй и на первый звука с подсказкой аппликатуры в стихотворном тексте) Проблема освоения нот в басовом ключе была очень быстро решена с помощью стихотворения И.Д. Перфильевой: Ты басы запомни точно: Соль, си, ре, фа, ля – построчно, Между - ля и до, ми, соль, Си – над всеми как король. Все эти упражнения и отрабатывались с ученицей в ходе практики. Результаты диагностики представлены в таблице:
Как видно в таблице, декламационный метод дал существенно другой качественный результат. Обобщая вышеизложенное, делаем вывод о том, что метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает высокий результат. Наблюдая это в работе со своей ученицей и другими учащимися сектора педагогической практики, я отметила много положительных моментов от применения данного метода. Вывод: в процессе самонаблюдения и самодиагностики мы апробировали декламационный метод с позиции полезности в развитии музыкальных способностей, в частности ритма и музыкальной памяти, и пришла к выводу о том, что данный метод весьма желательно использовать в практике работы пианиста. Изучив метод с позиции полезности саморазвитии музыкальных способностей, мы решили исследовать эту тему в практике работы с начинающими пианистами. Для того, чтобы эта работа велась более целенаправленно, необходимо специально подготовить материалы. Итак, в продолжении исследования мы решили изучить по разным источникам имеющиеся методические материалы по использованию стихотворных текстов в практике обучения начинающих пианистов систематизировать их и, возможно попробовать составить комплект. 2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению. Обучение по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» позволяет мне подробно изучить методическую литературу, в том числе по теме исследования. Среди всего перечня имеющихся методических пособий мы выбрали те, в которых так или иначе присутствует декламация как одного из средств обучения начинающих пианистов. Оказалось, что таких материалов немного. Это вызывает удивление, поскольку на начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать и стихотворные тексты, что способствовать повышению интереса ребят к занятиям и, вероятно, поможет лучше усвоить материал. Термин «декламационный метод» пока не обозначен в методической литературе, он сформирован преподавателем. Перфильевой И.Д. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Примеров в учебнике по этой теме нет. Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. А.Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лека Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?, соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме): «Где ты Лёка, Лёка, Лёка? Увезли тебя далеко. Где ты Лёка, Лёка, Лёка? Где ты, милый мой?» И второй раз при повторении пьесы, продолжается жалоба собачки: Увезли тебя далеко, Без тебя мне одиноко… Поскорей дружочек Лёка, Приезжай за мной. Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки, сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением. В другом нотном сборнике Л. Хересно «Музыкальные картинки» есть также несколько стихов для начинающих пианистов. Основные материалы, помимо вышеназванных, я взяла у преподавателя Перфильевой И.Д., которая сочиняет тексты в стихах для начинающих пианистов – учащихся сектора педагогической практики, а так же для обучения студентов по дополнительной специальности, предлагая эти материалы для использования в практике работы, а также предлагает стихи для студентов своего класса. Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, я составила комплект декламационных материалов. Получилось несколько групп стихов: для освоения нотной грамоты; для первых уроков с начинающими пианистом; для формирования приема звуковедения legato; для декламационного сопровождения первых пьес; для освоения аппликатуры и определения направления движения в гамме; для проведения музыкальных праздников; для психологической подготовки учеников; для выработки артикуляции. Опишем некоторые примеры из отдельных групп. 1. «Поучи басовый ключ» (И.Д. Перфильева) Ты басы запомни точно: Соль, си, ре, фа, ля – построчно, Между ля и до, ми, соль, Си – над всеми как король. Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовых ключ. Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука – указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает где находятся ноты басового ключа. 2. Первые уроки с начинающим пианистом – «Пианино и рояль» В царстве музыки и звука Два приятеля живут. Как коснутся клавиш руки, Так они и запоют. Первый – крупный и солидный А зовут его рояль. На концерте очень видный, Посылает звуки вдаль. Пианино – друг рояля В классной комнате стоит, И сегодня ты узнаешь, Как он весело звучит. (И.Д. Перфильева) Этот стих знакомит ребенка с двумя «родственными» инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов. 3. Звуковедение legato Упражнение играю, Свои пальцы обучаю Надо их тренировать На legato все играть. (И.Д. Перфильева) При игре упражнения ребенок поет слова стихотворения. Звук идет мягкий, ровный, т.к. в стихотворении есть установка – «на legato все играть» . 4. Декламационное сопровождение первых пьес. «Воробей» Муз. А. Данилевской Сл. А.Д. Артоболевской. Чики-рики, чик –чирик Воробьишко с ветки – прыг! Воробей, воробей Во дворе он всех храбрей! - Берегись, крадется кошка! Подразню ее немножко, А потом на ветку вмиг… Прыг! Этот текст помогает детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге. Конец труден тем, что требует исполнения без малейшего замедления. А стихотворный текст помогает ребенку переключить внимание. 5. Освоение аппликатуры. Параллельное движение, Я освою без сомнения В левой пальцы третий, первый В правой – третий, как и в левой (И.Д. Перфильева) Это текст – подсказка. При параллельной гамме ребенок с помощью текста запоминает аппликатуру. 6. Проведение праздников. (см. приложение) – эта группа стихов используется для проведения внеклассных мероприятий. Они помогают создать атмосферу праздника, содержат информацию по теме. 7. Психологическая подготовка учеников. Данная группа стихов служит предметом раскрепощения, снимает зажатость психологический дискомфорт (см. приложение). Изучив все эти материалы, мы, прежде всего, методически обогатили себя, что, на мой взгляд, имеет важное значение в подготовке по специализации. Составив комплект, мы получили целый комплекс материалов к будущей практической работе. Но, помимо комплектации, мне бы хотелось провести апробацию этого комплекта в практике на предмет целесообразности, полезности и эффективности его применения в практике работы с начинающим пианистом. 2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом В процессе подготовки по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» мы проходим практику, в ходе которой идет формирование навыков практической работы с начинающими пианистами. Практика организована на базе колледжа – в секторе педагогической практики. В процессе наблюдения за работой педагога с детьми, за проведением занятий другими студентами и в практике моей работы с начинающим пианистом было проведено исследование вопроса полезности и эффективности применения декламационных материалов для развития музыкальных способностей ученика (ритма, музыкальной памяти). Потребность в применении декламации на уроках с начинающими пианистами чувствовалась особенно явно, так как была заметна необходимость развивать у ученицы именно эти музыкальные способности – ритм и музыкальную память. В пьесе «Ежик» ритм изложен восьмыми при размере 2/4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же никак не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах: игра в медленном темпе отдельно каждой рукой; игра всех звуков, в правой и в левой руке, взятых одновременно в такте; игра двух первых звуков такта обеими руками; игра двумя руками м медленном темпе со счетом. Результат работы был очень низкий. Моя ученица по-прежнему повторяла те же самые ошибки. Тогда ей было предложено сыграть пьесу с произношением следующего текста: Ах, какой колючий еж, Он на елочку похож. Есть у елочки иголки, И иголки у ежа, Хороша, нарядна елка И ежиха хороша. (И.Д. Перфильева) Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato. Спустя некоторое время, на одном из уроков моей ученице было предложено выучить текст. Весь урок мы вместе учили текст обычным способом, т.е. с помощью многократного проигрывания. Результат был недостаточно хорош. Тогда, на следующем уроке я предложила поиграть ученице музыкальный материал с названием нот в правой руке, а левую подстраивать к правой руке, образуя секунду в начале такта: Эффект был поразителен. Текст был выучен за пять минут. Результаты работы представлены в графике.
Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитее музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть. Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей и студентов, сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов. Они представлены в таблице.
Исследовав вопрос использования декламации, нам удалось сделать выводы о полезности данного метода. С помощью декламации узко специальные задачи решаются в ходе работы (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания). Раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом. Игра становится осмысленной. Ученик в игре демонстрирует понимание задач. Метод помогает исследовать пути развития ученика, помогает создавать ситуацию поиска. Подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры. Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе совершают выбор. Художественные произведения поэтического и музыкального направления помогают наполнить урок ценностным Путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится наиболее понятен. Чтение как средство усвоения музыки через образы и эмоциональный настрой дает прекрасный результат. Декламация на уроке фортепиано позволяет получить дополнительную информацию по изучаемому вопросу. Важнейшая сторона – побуждение к действию, стимулирующее значение довольно велико. С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе развивается искусство слушать и слышать. Метод помогает определить основную направленность мысли, основной эмоциональный тон (при условии созвучности образов стиха и музыки), помогает передать динамику чувств. С помощью данного метода практически полностью преодолевается психологический барьер, в игре ученика в условиях урока. Поиск альтернативных технологий помогает педагогу проявить себя творчески, построить работу на основе особой заинтересованности. Метод особенно необходим в работе с начинающим пианистами. Вызывает у ребенка интерес к знаниям. Развивает кругозор учащегося. Способствует гармоническому развитию личности в процессе комплексного обучения. Заключение По завершению исследования сделаны выводы, которые полностью подтвердили целесообразность использования декламационного метода в работе по развитию музыкальной памяти и ритма учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Действительно, применение специально подобранного комплекта стихов для декламации и систематическое его использование на занятиях оказывают существенное влияние на развития музыкальных способностей начинающего пианиста. Комплект материалов, в котором стихотворные тексты распределены по определенным тематическим и методическим направлениям служат весьма полезным средством для более успешного развития ученика. Следует отметить, что это работа способствует повышению интереса занятиям, поскольку использование стихов, созвучной музыки, тематической направленности помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ. Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен. Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно- образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика. Игра с параллельной декламацией помогает создавать ассоциации по смежности или сходству, благодаря чему процесс запоминания происходит быстрее, а память получает дополнительную тренировку. Выразительное чтение стихов помогает в деле развития интонационной к примеру, аппликатурной дают возможность ученику легче, быстрее освоить материал. Процесс освоения нот на нотной строке происходит очень быстро, благодаря умело составленному четверостишью. Для изучения нотной грамоты очень полезно использовать специально подобранные по тематике стихи. Развитие музыкальной памяти способствует и проговаривание с названием звуков. Итак, декламация на уроках фортепиано является весьма полезным средством развития музыкальной памяти начинающего пианиста. Еще более результативной и полезной «помощницей» становится декламация в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста. В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается четкость, ровность в исполнении, а при умелом подборе стихотворного текста в соответствии с музыкальным размером можно быстро решить и проблему метроритмической устойчивости. В процессе исследования все эти способы работы дали значительный результат. Значит, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано является эффективным, результативным. Об этом подробно и доказательно рассказано во второй, практической части исследования. Помимо основного, в исследовании проявились и дополнительные эффекты. Оказалось, что, благодаря использованию декламации, на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в игре. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано, не наблюдалось. Итак, полезность декламации в обучении юных пианистов полностью подтверждена. Начальный этап обучения игре на фортепиано требует особого внимания со стороны педагога и умелого планирования. Для этого весьма желательным и необходимым моментом является подбор наглядности и других материалов. По сравнению с иллюстрациями, схемами, карточками, стихотворных текстов недостаточно. Кроме того, они рассеяны в разных пособиях, что не очень удобно, так как не всегда есть возможность сделать выборку, да и некоторые популярные пособия трудно приобрести, так как они пользуются спросом, но издаются недостаточным тиражом. Итак, подбор декламационных материалов из разных имеющихся источников и распределение их по методической направленности в обучении начинающего пианиста, оказался весьма полезным. Особенно эти материалы ценны для начинающих педагогов, как впрочем, полезны и для преподавателей со стажем, так как всегда полезно дополнить свою педагогическую копилку. В изучении вопроса целесообразности использования декламационных материалов на уроках с начинающими пианистами практически и экспериментальным путем удалось полностью подтвердить и результативность данного направления работы. Действительно, при систематическом применении с помощью декламации можно существенно положительно влиять на развитие чувства ритма и музыкальной памяти учащегося – пианиста. Итак, в процессе исследования гипотеза получила полное подтверждение, работа по комплектации педагогической копилки педагога дополнительным материалом проведена успешно. Кроме того, это работа настолько интересна, а тема неисчерпаема, что хотелось ее продолжать в будущем по мере появления новых методически полезных декламационных материалов. Список литературы Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988. Андреева М. «От примы до октавы». – М., 1983 Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989. Богословский В.В. «Общая психология» - М., 1978. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык, музыка математика» - М., 1981. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. «Психология» - М., 1998 Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже. Ч. II СПб – Иркутск 1998. Калачева С.В. «Стих и ритм» - М., 1978. Кузин В.С. «Психология» - М.,1978. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999. Ляховицкая С. «задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 1973. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997 Москаленко Л.А. «Донотный период обучения юного пианиста» - Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982 Литература. Учебная хрестоматия для 6 класса. Автор – сост. В.П. Полужина – М., 1992. Печковская М.П. «Букварь музыкальной грамоты» - М., 1996. Перфильева И.Д. «Книжку новую прочтите и legato поучите» - рукопись. Перфильева И.Д. «Метод игры с параллельной декламацией» - рукопись. Перфильева И.Д. «Словарь музыкальной грамоты» - рукопись. Рогова Е.И. «Общая психология» - М., 1998. «Ребенок за роялем» под ред. Ян Достал – М., 1981. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978. Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М.,1980. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/ |