Авторская программа. Программа Учимся писать эссе
Скачать 83.34 Kb.
|
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре. • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства. Структура определяется предъявляемыми требованиями: I. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); II. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): — вступление; — тезис, аргументы; — тезис, аргументы; — тезис, аргументы; — заключение. Небольшой объем Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Свободная композиция — важная особенность жанра Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот». Непринужденность повествования Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. Склонность к парадоксам Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Внутреннее смысловое единство Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. Ориентация на разговорную речь В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно. Важно определить (уяснить) тему, желаемый объем и цели каждого параграфа. 1. Утомительные предисловия, недостаточное количество деталей Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для него характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д. 2. Многословие Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему. 3. Длинные фразы Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы. Убедитесь в том, что эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы». «Юмор — великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор — искусство, он является признаком хорошего вкуса». Учащиеся находят признаки эссе. V.Домашнее задание. Написать сочинение-эссе на тему «Что такое безответственность». VI .Прием “Две звезды-одно пожелание” VII Рефлексия “Письмо другу” (по данной теме) Урок 29-30—31 Тема: Жанровое своеобразие эссе Цели: Формировать отношение учащихся к широкому приобретению знаний о жанровом своеобразии эссе; активно развивать навык написания эссе-рассуждения, при этом опираться на собственные мысли, впечатления и ассоциации; развивать образное мышление и креативное воображение обучающихся. Оборудование: презентация Ход занятия I Положительная мотивация. “Моё лицо”. — Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя встреча важна для каждого из присутствующих на уроке, потому что мы на пути к государственным экзаменам и расстояние с каждым мгновением сокращается. Я же рада помочь рада помочь вам открыть то, чего вы пока еще не знаете, но знать должны. — Одним из принципов нашей с вами работы является работа в полукруге. По ходу нашей работы вы должны будете составить собственный опорный конспект. — Но сначала давайте поделимся, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. (Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью бланков с рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное. Приём педагогической техники “Моё лицо”. II Актуализация знаний учащихся — Итак, тема нашего занятия «Жанровое своеобразие эссе”. Записываем в тетради. — Какие ассоциации возникают при произношении слова эссе? (составление кластера на доске: мысль, свобода, проза, яркое, удивление и т д.) III Сообщение учащегося об эссе. — Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру эссе и узнаем, что такое эссе. Послушаем …. — А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе. К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций. — Обратимся теперь к структуре эссе: это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким. IV Словарная работа. — Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь ПАМЯТКОЙ №1. Она пригодится вам в дальнейшем на уроках русского языка. ПАМЯТКА №1. Афористичный – построенный на афоризмах, содержащий афоризм. Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Образность (образ) — живое, наглядное представление о ком – чём — нибудь. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Философский – глубокомысленный, серьёзный. Раздумье — состояние сосредоточенности, задумчивости. Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. V Вывод. — Итак, давайте сделаем вывод. Что такое эссе? (ответы учащихся) 6. Закрепление полученных знаний. — А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки. (На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким) — Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете. (Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ). — Спасибо, мы с вами справились с заданием. VI Игра в «ассоциации» — Продолжим работу и перейдем к творчеству. Вы видите перед собой живой цветок в горшке. О чём вы думаете, глядя на него, какие ассоциации возникают у вас? Называйте, пожалуйста, по очереди свои ассоциации словом или словосочетанием и записывайте в тетради. Например: Цветок благоухающий. (Ребята продолжают в полукруге: цветок зелёный, красивый, цветущий, розовый, голубой, прекрасный, нежный, пахнущий, радует глаз и т.д. ) VII Творческое задание на развитие логики «Мини-эссе». А сейчас мы с вами в парах выполним небольшую творческую работу и составим мини-эссе на тему “Цветок”. Хочу обратить ваше внимание, что предложения должны быть логически связаны. Итак, я начинаю: Моя мама любит домашние цветы, особенно многолетние. Каждый раз, когда приезжаю к ней погостить, обязательно обнаруживаю на подоконнике очередной фаянсовый горшочек с каким-нибудь экзотическим фикусом.За окном мороз, воет вьюга, а передо мной стоит красивый благоухающий цветок. Его красота восхищает меня… (Учащиеся письменно выполняют задание.) VIII Чтение эссе. -А теперь, ребята, давайте послушаем, что у вас получилось. IX Чтение готового эссе о цветке. — Послушайте и сравните, как ваш сверстник написал о цветке, и что получилось у вас. Моя мама любит домашние цветы, особенно многолетние. Каждый раз, когда приезжаю к ней погостить, обязательно обнаруживаю на подоконнике очередной фаянсовый горшочек с каким-нибудь экзотическим фикусом. Да, это замечательный выход из положения — вовремя поливать, по весне пересаживать, и растение будет жить долго… Благодаря маме у меня дома все подоконники уставлены цветами. Лианы, «дерево богатства»… Был еще плющ и спатифилум, но, увы, не прижились… Казалось бы, все просто: посади в подходящую почву, поставь на солнечную сторону, поливай — и замечай, как время от времени появляется новый листок, удлиняется стебель… Это легко, настолько легко, что со временем привыкаешь и перестаешь чувствовать ответственность. Цветок не подаст голос, как кошка или собака, которую забыли вовремя покормить или выгулять, если однажды ты в будничной суете забудешь его полить. И сегодня я вдруг поймала себя на мысли, что не поливала цветы почти три недели… Сердце кольнуло острое чувство вины. Что-то оказалось важнее, голова все это время была забита мыслями о насущных проблемах настолько, что я просто забыла… Просто забыла… Они все еще были живы, мои домашние растения, хотя у многих листья пожухли, и смотреть на них без жалости было невозможно… Пока я возвращала почве в цветочных горшках утерянную, но жизненно необходимую влагу, я всей душой просила прощения… И думала о том, что ведь в делах и заботах мы забываем не только полить цветы или лишний раз приласкать любимого питомца. Так же незаметно мы забываем и о людях… Забываем лишний раз улыбнуться, назвать по имени, взять за руку… Хотя это так просто!.. Это так просто… И так важно… X Вывод. — Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог. Обратимся снова к разноцветным лепесткам и еще раз повторим, — В чем же заключается жанровое своеобразие эссе? (Здесь ребята используют лепестки, выложенные в форме цветка ЭССЕ, на которых написаны слова: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, обучающиеся еще раз повторяют, в чем заключается жанровое своеобразие эссе) — Я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем, и вы сумеете применить их при написании творческой работы на Итоговой атттестации по русскому языку. Урок 32-33-34 Урок-обобщение по теме Обучение написанию эссе-рассуждения . 9 класс. (подготовка к ИА). Цели: Обучить языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ. Повторить знания и навыки учеников по написанию эссе. Выработать поэтапно алгоритм написания эссе. Научить учащихся находить знания об особенностях публицистического стиля. Тип урока: урок- обобщение Оборудование: сборник текстов для подготовки учащихся 9 класса по русскому языку, опорный конспект, Памятки “Требования к написанию эссе”, рабочие дисты учащихся, презентация урока, раздаточный материал, ноутбук, экран, мультимедийный проектор. Методический комментарий: занятие проводится с использованием материала Сборник текстов для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку.9 класс. КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования», магистр педагогики (г.Петропавловск.,2021г.) Данный урок проводится после изучения понятия композиции, стиля, типа речи ,структуры эссе-рассуждения. Заранее даётся индивидуальное задание (написать эссе из тем сборника эссе по подготовке к ИА) Ход урока I. Положительная мотивация “Я дарю тебе доброе слово”. На доске написана тема урока. II. Основная часть. Исходя из прочитанной темы, попробуйте сформулировать задачи урока. Итак, тема урока: «Обучение написанию эссе-рассуждения «(подготовка к ИА) — Какие цели и задачи стоят перед нами, исходя из темы урока? — Верно. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Написать эссе — один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Этот урок поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы-написания эссе-рассуждения. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания эссе-рассуждения по тексту В. Короленко (тексты розданы всем учащимся). 2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля. -Назовите стили речи – Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи. 3.Работа по группам. Презентация. 1 группа: лексическое значение, цель стиля 2 группа: признаки 3 группа: языковые особенности публицистического стиля. 4. Практическая работа по подготовке к написанию эссе. А) Эссе -рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы. Какова композиция эссе-рассуждения? 1.Формулировка одной из проблем исходного текста 2.Комментарий по выбранной проблеме 3.Формулировка позиции автора 4. Моя позиция 5-6.Аргументы «за» или «против» авторской позиции (один – из литературных источников) 7.Заключение.)– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании эссе и его оценивании. Обратимся к тексту. 5.Чтение учащимися исходного текста “Музыка” (из сборника) : Прочитайте тексты и выполните задание. Текст А В античное время люди большое внимание уделяли музыке. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. Он видел в ней отличное средство для выработки характера. Аристотель считал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование личности человека. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Музыка действительно очень близко связана с медициной. Она способна восстановить в организме человека гармонию, спасти от головных болей, нарушения сна и других недугов. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека. Учеными давно доказано, что всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Больше всего подчёркивается значимость творений таких признанных гениев, как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман. Они трогают душу и сердце, учат любви, заставляют плакать или улыбаться, помогают ощутить всю гамму человеческих чувств. Последние результаты исследований показывают, что прослушивание классической музыки благоприятно влияет на нашу интеллектуальную деятельность, так как содействует увеличению эмоциональной человеческой активности. Произведения классиков способствуют запоминанию информации, помогают быстрее принять нужное решение. Во все времена музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь во многих жизненных ситуациях. В ней можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать. Текст Б В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка не является исключением. Уже в глубокой древности люди понимали: нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает его отношения с окружающим миром. Из века в век менялся ритм жизни, а вместе с ним и ритм музыки. С появлением новомодных музыкальных стилей менялось и мировоззрение общества: снижался общий уровень культуры, изменялись нравственные ориентиры, терялась духовность. |