Главная страница

философия экз. Происхождение и предмет философии, ее основные понятия


Скачать 50.28 Kb.
НазваниеПроисхождение и предмет философии, ее основные понятия
Дата15.08.2022
Размер50.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия экз.docx
ТипДокументы
#646391
страница1 из 4
  1   2   3   4













  1. Происхождение и предмет философии, ее основные понятия.

Философия – это доступное для человека знание. Человек выражает свое понимание, отражение и тому, что он мыслит и понимает.

Философия — это общее необходимое познание самой действительности (мира в целом, культура, природа, искусство, человеческая деятельность). Философия охватывает предметную область всех наук.

Основной вопрос философии: что есть сущее или все существующее?

1) все, что образуется бытием — сущее

2) сущее — это бытие

3) сущее — сущность какой-нибудь вещи, самого бытия.

Философия выявляет:

1) что такое сущность и сущее

2) какова сущность самого бытия

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до н. э. Термин «философия» ввел Пифагор. До Платона философское знание представляло собой систематизацию житейской мудрости, выраженную в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля, философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность.

Что в причине и начале (из чего все происходит и делает сущее – существующим) всех вещей?

Их по 4:

Согласно Фалесу, начала

1. 4 начала: вода (жидкая природа), воздух (то, что скществует в газообразном(воздушном) состоянии), огонь(энергия), земля (кристаллическая неподвижная природа).

2. 4 причины: формальная (выражает сущность), материя (из чего вещи), целевая причина (ради чего это), производящая/движущая причина (что создает).

  1. Философия и религия, философия и научное знание.

Сходства философии и религии:

1) Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла.

2) Как и в религии, философии присуще “выход за границы опыта”, за пределы возможного, в ней есть элементы веры.

3) В философском знании есть идеи, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть

4) Существует религиозная философия, предметом которой является религиозная проблематика.

Различия:

1) В религии на первом месте вера, а в философии - мысль и знание. Религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат критике. А философия стремится аргументировать свои утверждения.

2) Философия подвергает критике свои собственные выводы.

3) В философии требуется самостоятельность мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам.

4) Религия направлена в прошлое, философия - в прошлое, настоящее и будущее.

Науки нет без философии, а философии - без науки.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий.

Однако в философии объект исследования рассматривается через отношения человека к миру, в ней существует всякий оценочный момент, содержит элемент субъективности.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее условий: уровень, достигнутый наукой в быту, дает большое количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно недостаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание.

  1. Философия и мифология

Мифология - способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины.

Сходства:

1) философия и мифология создают модели мира и поведения.

2) философия, как и мифология, личностна, отражают точку зрения философа.

Различия:

1)Миф воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта, который нельзя опровергнуть. В философии истина только одна, у нее должно быть подтверждение

2) Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. В философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.

3) Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.

  1. Начало философии в Древней Греции. Фалес и Анаксимандр.

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло.

Милетская школа – самая первая из известных нам философских школ Древней Греции. Она формируется в VII в. до н. э. в малоазийском городе Милете. В Милетской школе впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Обычно представителей Милетской школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют стихийными материалистами, так как они видели первоначало мира (стойхейрон, архэ) в стихиях.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение — это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей.

Первый из ионических философов Фалес (640-546 до н.э.) из Милета - жил приблизительно в конце VII - первой половине VI вв. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью.

Основой всего сущего Фалес считал воду, которую он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. В этой «бесконечной воде», содержится потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем "сгущения" или «разрежения» этой первоматерии.

О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска, который плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

Анаксимандр (610-545 до н.э.) — это ученик Фалеса.

У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

  1. Понятия бытия и ничто у Парменида

Разделил истину и субъективное мнение. Парменид различает два пути: Путь истины, путь мнения, на котором тоже не обрести истины.

«Путь Истины» — это признать, что «есть» и «не быть никак невозможно». Истина по Пармениду — это не соответствие каких-либо понятий или мысли вещей, но само бытие познаваемости вещей, которыми пребывают, как эти вещи, так и познающий их человек.

Путь мнения” - признавать, что «не есть» и «не быть должно неизбежно».

Парменид излагает «мнения» смертных, которые не соотносятся с истиной, ибо ошибочны. Первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали как раз проблему различения того, что общепринято (мнение) и того, что истинно на самом деле (знание).

В трактовке Парменида – мыслить, значит быть. Мышление, логика – вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания – ложные.

Бытие есть и его не может не быть, а небытия нет, и по необходимости не должно быть.

Бытие вещи — это не сама вещь или ее свойство; это ее существование, понимаемое как то, благодаря чему вещь становится действительной.

Думать ничто – все равно, что не думать, говорить о ничто – значит ни о чем не говорить. Ничто немыслимо и невыразимо.

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара

  1. Логос” Гераклита и его учение о противоположностях.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое»

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое»

  1. Сократ, - его философские и этическое учение и предшествующая философия.

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

Смерть – не прекращение человеческого существования в целом, это переход души из чувство принимаемого мира в умопостигаемый.

2 рода бытия всего сущего

1)Телесное существование - существование вещей, которые ощущаются и познаются (чувства)

2)Умопостигаемое(душа)

Тело — это главное препятствие на пути к познанию

Смерть — это завершение такого рода освобождение

Душа – понимание, бытие того сущего, которое есть мы сами. Она не связана с телесным существованием. Она образуется бытием.

Знание — это припоминание того, что было перед рождением

Все идеи обладает неизменно вечным бытием

Идея – постигаемое

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

  • необходимостью каждому “познать самого себя”

  • ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

Индуктивное рассуждение предполагает, что в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений можно сделать общее суждение через понятие.

Так, например, из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором, кто обучался музыке, — музыкантом, тот, кто изучал медицину — стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, т. е. к понятию, что тот, кто изучил науку — это тот, кто сделал саму науку. Таким образом, индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, т. е. чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий.

Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия (либо они исключают друг друга, либо находятся в единстве).

  1. Учение Платона об идеях, общие принципы и положения

Все идеи обладают вечным неизменным бытием независимо от того, что существует в чувственно воспринимаемом мире.

Каждая вещь существует сообразно своей идеи.

Идея - форма того, что уже существует.

Идея - постигаемое разумом действительное бытие вещей, исходя из которого они существуют и мыслятся нами.

5 высших родов идей:

-бытие -различие

-покой -тождество

-движение

Первый род бытия вещей относится к вещам, которые возникают и уничтожаются, они обладают сложной изменяющейся природой.
Второй род бытия вещей относится к вещам, которые просты, тождественны и неизменны.(душа)

Человек, каким бы он ни был, какое бы понимание себя и мира он не имел, он всегда остаётся самим собой.
Он всегда обладает, независимо от условий и времени, своим собственным бытием.


Три начала согласно Платону:
Первое(высшее) - разумное начало;
Второе(среднее) - начало гнева (волевое начало);
Третье(низшее) - вожделеющее (чувственное) начало.

Противоположные друг другу идеи никогда не изменяются и не переходят друг в друга


Душа существует сама по себе независимо от всего того, что есть в чувственно воспринимаемом мире, а также, она существует сама через себя, а не благодаря бытию какого-либо иного сущего, например, нашего тела.

Душа рождает тело, это идея жизни.


Диалог Платона посвящён идее справедливости и обоснованию учения о совершенном государстве, иногда это учение называют учением об идеальном государстве.
Справедливость не может быть разная для разных людей, справедливость всегда одна и та же для человека и всех людей вообще.
Справедливость — это воздаяние должного каждому человеку.
Воздавать должное каждому человеку мы должны таким образом, чтобы приносить пользу друзьям и вредить врагам.
Справедливость — это выгода сильнейшего и обладающего властью.(Фрасемах)

Справедливость по Платону благо целого государства.
Справедливость по Сократу — это такого рода положение вещей в государстве, когда каждый человек занимается той деятельностью, к которой он предназначен по самой своей природе, ради всеобщего блага других людей, таким же образом, как и ради своего собственного блага.

Конечная цель человеческого существования - достижение счастья или блага, которое обеспечивается государством.
Государство существует не только ради реализации потребностей его граждан, но и ради обеспечения благой жизни.
Первая цель (задача) справедливого (совершенного) государства — это устранение бедности и богатства.


Первое сословие — это производительное сословие: ремесленники и крестьяне

Второе сословие - Воины и Стражи.

Третье сословие - философы, которые должны править.


Добродетели (доблести) по Платону:
1)Мудрость;
2)Мужество;
3)Рассудительность(разумность);
4)Справедливость;


Добродетель - произвольно и сознательно избирательный склад души сообразно определённому понятию о высшем всеобщем благе.
Мужество — это основная добродетель воинского сословия.
Мудрость — это основная добродетель философского сословия.
Разумность — это добродетель сословия ремесленников.


Три начала души человека:
Разумное начало - философы.
Яростное начало - волевое - воины и стражи.
Вожделеющее - чувственное начало - ремесленники и крестьяне.

  1. Доказательства бессмертия души в диалоге Платона «Федон».

Первый аргумент: взаимопереход противоположностей.

Все существующие в мире противоположности не могут существовать друг без друга, ибо они друг друга определяют и порождают. Без понятия о «большем» мы не имели бы понятия о «меньшем», без понятия «тепла» не могли бы объяснить, что такое «холод». Таковы же и жизнь со смертью: без одного нет другого. Жизнь постоянно порождает смерть, а, следовательно, и смерть должна рождать жизнь.

Значит, душа после смерти тела переходит в другое состояние, уже без земного тела, а одна из неземных душ опять возвращается к земному бытию.
  1   2   3   4


написать администратору сайта