умк. УМК 2020 рус СИК новый). Протокол от 2020г. Учебнометодический комплекс дисциплины (умкд)
Скачать 0.7 Mb.
|
в Каркаралинской петиции, составленной на Куяндинской ярмарке 26 июня 1905 г. и подписанной по одним подсчетам историков – 14,5 тысячами жителей 31 волости Семипалатинской области, по другим – 12767 человек. Принятию петиции предшествовала разъяснительная работа, проведенная Ахметом Байтурсыновым, который разъезжал по Каркаралинскому уезду и разъяснял народу причины принятия Манифеста 17 октября 1905 г. Ахмет Байтурсынов призывал казахов не платить налоги, не образовывать стационарных поселений, так как это облегчит царской администрации введение регулярного налогообложения, пугая в противном случае безрадостной перспективой: «тогда все перейдут в русскую веру, будете платить по десять рублей с души, станут брать вас в солдаты». Принятие петиции произошло в ходе митинга, организованного местными чиновниками и православным духовенством во главе с уездным начальником в честь принятия Императорского Манифеста. Митинг носил ярко выраженный протестный характер. Выдвинутые манифестантами лозунги «Долой полицию» и «Долой крестьянских начальников» получили бурную поддержку казахов и татар, о чем не преминуло доложить уездное начальство и полиция . В Каркаралинской петиции были озвучены следующие требования: 1. Гарантии свободы совести, организация особого для казахов Степного края выборного духовного управления мусульман, установление явочного порядка строительства мечетей и школ, отмена цензуры на религиозные книги на казахском, татарском и арабском языках, прекращение преследований и практики высылок активистов народного движения, арестов библиотек. 2. Допуск преподавания в аульных школах на родном и русском языках. 3. Издание газет на казахском языке без предварительной цензуры 4. Признание земель, занятых казахами, их собственностью. 4. Введение делопроизводства в волостных органах управления и народных судах на казахском языке. 5. Внедрение института суда присяжных в судопроизводство и требование к судьям знать казахский язык. 6. Ликвидация института крестьянских начальников и урядников. Митинг в Каркаралинске взбудоражил казахское население и вселил надежды на улучшение своего положения. Один из активных организаторов митинга Ж. Акпаев резко высказывался об институте самодержавия, вынужденного пойти на уступки народным массам. Акпаев был предан суду, но его оправдали под давлением населения. Русские и казахские чиновники понесли наказание за организацию митинга . Другой митинг прошел в октябре 1905 г., в г. Казалинске Сыр-Дарьинской области. Здесь политические требования населения в большей степени формировались под влиянием клерикалов. Митингующие обратились с петицией, требуя прекратить преследования религиозных деятелей и групп государственными органами, возвращения судебных полномочий по делам семьи и брачных отношений в шариатские суды. Основной акцент в петиции был сделан на экономических жалобах казахов, требовавших выделения адекватных размеров земельных владений с полным правом собственности глав домохозяйств. Кроме того, подписанты желали сохранения полного доступа казахов к озерам и рекам, ликвидации репрессивных законов по контролю за пастбищами казахского крупного рогатого скота. Как видим, на митингах с различными вариациями выдвигались практически идентичные требования к имперской власти по обеспечению свободы вероисповедания, подлинного равноправия и защиты экономических интересов казахского населения. В декабре 1905 г. лидеры казахского либерализма А. Букейханов, Х. Досмухамедов, Б. Каратаев и другие провели в Уральске съезд делегатов пяти областей Степного края, пытаясь организовать филиал партии кадетов. Делегаты выдвинули программные установки о прекращении крестьянского переселения из центральных районов страны, признании земельного фонда, находящегося в пользовании казахов, их собственностью, государственной поддержке развития национальной школы, культуры и языка. В июле 1906 г. новый съезд казахских либералов собрался в Семипалатинске. На съезде программные установки партии кадетов представил Букейханов. В состав I Государственной думы (27 апреля-8 июля 1906 г.) было избрано пять казахов. Казахские делегаты блокировались с кадетами, социал-демократами и мусульманской фракцией. Думская трибуна была использована для озвучивания наиболее острых проблем межэтнических отношений в Степном крае и в Туркестане. Так, 4 июля 1906 г. 53 члена Думы подали Председателю Совета Министров П. А. Столыпину заявление по поводу незаконного образования переселенческих участков и лесных дач в Степном крае Министерством земледелия и государственного имущества. Состав подписавшихся депутатов был широк, включал кадетов, трудовиков и социал-демократов различной национальности. Следует отметить А. Беремжанова, С. Джантюрина, Т. И. Седельникова, одного из лидеров общетюркского движения А. Топчибашева, хана Эриванского, Н. Жордания, Н. Церетели, Б. Набокова и др. Во II Государственной думе казахское население от Акмолинской области представлял Ш. Косшигулов, Тургайской – сотрудник суда А. Беремжанов, Семипалатинской – Т. Нурекен, Семиреченской области – инженер М. Тынышпаев, Сыр-Дарьинской – купец Т. Аллабергенулы, Уральской – юрист Б. Каратаев, Астраханской губернии (Внутреннюю Орду) – юрист Б. Кулманов. В деятельности двух последующих составов Госдумы казахи Степного края не принимали участия, будучи отстранены от выборов, как и представители коренного населения Туркестана. Тем не менее интересы казахского населения защищались русскими делегатами и малочисленной мусульманской фракцией. Казахская интеллигенция, убедившись в отсутствии желания имперских властей к подлинному национальному равноправию, под влиянием опыта народников организовала «хождение в народ». Активисты национального движения обращаются к народу с призывами «Проснись!», «Пробуждайся!», «Берись за полезное», «Вставай, казах!», «Осмотрись вокруг», раздававшимися со страниц книг, листовок, газет и журналов на казахском языке. Наибольшую известность получил выпущенный в 1909 г. сборник поэта М. Дулатова «Пробуждайся, киргиз» («Оян казах»). М. Дулатов призывал родной народ примениться к современным требованиям культуры, иначе, если они не изменят своей жизни, они «будут вытеснены из родовых земель русскими и совсем погибнут». М. Дулатов, предваряя свой сборник, писал: «Открой глаза, проснись, казах, подними голову. Чтобы не проводить напрасно свои дни. Земля ушла, вера гибнет, дела испоганены. Дорогой, дальше лежать нельзя». Ко времени появления неоднократно запрещенного сборника представители казахской интеллигенции – «будители», продолжая традиции Абая, вели активную просветительскую и политическую деятельность по отстаиванию интересов казахского народа в периодической печати. Социальный состав казахского образованного класса начала ХХ века был достаточно широким. В среде казахских интеллектуалов мы видим как «разночинные» группы (С. Д. Асфендиаров, Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, А. Беремжанов, У. Жандосов, М. Дулатов, М. Сералин), так и потомков традиционной чингизидской аристократии (А. Букейханов, С. С. Джантюрин, Б. Каратаев, Н. Тюрякулов). Выходцы из зажиточных слоев тяготели к либералам-кадетам, представители социальных низов проникались социалистическими взглядами. Раскол между либерально настроенной частью элиты в лице алашевских деятелей и приверженцами социалистических движений из числа казахов был более глубоким, нежели разногласия между пантюркистами и сторонниками казахских национальных начал, активно сотрудничавших между собой. Взгляды «обновленцев» – тюркских интегралистов – в предреволюционный период отражал литературный журнал «Айкап», издававшийся с января 1911 по август 1915 г. М. Сералиным, Ж. Сейдалиным, Б. Каратаевым и С. Кубеевым в г. Троицке. Всего свет увидели 83 номера журнала. Программные положения редакции газеты были изложены в авторских статьях М. Сералина. Основоположник «Айкапа» так определял программу действий для казахского народа: «… возведи города, живи компактно, только тогда можно распоряжаться, хотя необширным, но участком плодородных земель. Возведи мектебы и медресе, открывай школы, учи детей, овладевай искусством ремесла, только тогда ты станешь человеком, составляющим народность. Иначе тебя сотрут с лица земли». Задачу журнала М. Сералин видел в том, чтобы разъяснять казахам необходимость покончить с родоплеменной враждой и делением на жузы и рода, так как к этому времени «у других народов сложилось мнение о казахах, как народе, раздираемом изнутри взаимными конфликтами». Авторский коллектив журнала призывал сохранять и развивать этническую идентичность, ядром которой должен был являться ислам и казахский язык: «единственный язык, сохранивший чистоту, действительно тюркский язык». Со 2 февраля 1913 г. по март 1918 г. в Оренбурге выходила еженедельная газета «Казах», ставшая рупором казахской национальной западнической интеллигенции. Общий тираж газеты был от трех до восьми тысяч экземпляров. С. Д. Асфендиаров придавал большое значение изданию газеты «Казах» для исторического выбора казахской интеллигенции, которая «выходит из-под влияния татарской буржуазии, выступая даже против «татарского засилья» и отчасти освобождаясь из-под влияния пантюркистской и панисламистской пропаганды. «Казах» стоит на позиции казахского буржуазного национализма. Он ярче призывает к «национальным чувствам», он резче, чем «Ай-Кап», оттеняет необходимость борьбы за казахский язык и культуру». Программные цели активистов газеты предполагали защиту общенародных интересов и этническую консолидацию казахского народа через просвещение, противодействие ассимиляторским планам имперских властей и развитие казахского языка и культуры. В редакционной статье газеты ее бессменный руководитель А. Байтурсынов писал об угрозе существованию казахского народа, страдающего от наплыва «инородных» переселенцев. Будущее народа зависит от распространения образования и культуры, считал А. Байтурсынов, связывая успех борьбы за независимое существование с развитием национального языка и литературы. По воспоминаниям М. Дулатова, Байтурсынов подвергся критике со стороны татарской печати за вносимый раскол, но ему удалось склонить на сторону казахского проекта прежних приверженцев татаризации казахов. Доходило даже до курьезов, когда учащаяся в русских учебных заведениях казахская молодежь вводила правила общения между собой только на казахском языке, штрафуя нарушителей в пользу ученических кружков. Авторский коллектив газеты, ставший позже ядром движения Алаш, прикладывал усилия для сохранения этнической идентичности и самого этнонима «казак», отказываясь от навязанного названия «киргизы» или «киргиз-кайсаки». А. Букейханов в своей статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), написанной под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «тюркский сын»), критиковал закрепление названия «казак» только за русским военно-служилым сословием, призывая казахов беречь свое самоназвание: «… мы не должны терять своего имени «казак» только потому, что и они стали носить это имя. Более того, мы должны стремиться к подъему своих исторических корней, к просвещению и, таким образом, сохранить и приумножить свои самобытные национальные традиции, мы обязаны на основе прошлой традиции создать «Казакскую культуру» и «Казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя – имя «қазақ». В среднесрочные и долгосрочные задачи издания газеты ее основатели включали следующие моменты: восстановление отнятых законом от 3 июня 1907 года избирательных прав казахов; противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность; противодействие скрытой и явной «обрусительной» политике путем «допущения в аульных школах преподавания казахской грамоты, преподавание в этих школах на языке детей» и «введения делопроизводства в волостных канцеляриях и в народных судах на казахском языке»; законодательное внедрение и развитие земства (местного самоуправления) в Степном крае, что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства; внедрение для казахов воинской повинности, что открывало бы казахам путь к современной военной науке и вооружению. Анализ программных положений казахских западников показывает, что в основу казахского этнонационального проекта легли установки о необходимости сохранения кочевого образа жизни и соответствующего культурного порядка, подверженного распаду в связи с утерей контроля над землей кочевых общин и региона в целом. Кочевая экономика, контроль над пастбищными угодьями и культурный порядок, восходящий к древним предкам, ассоциировались у казахских скотоводов с общим этнокультурным наследием, скреплявшим многочисленные кочевые и полукочевые группы «поверх» родоплеменных барьеров. Переход от трибалистской солидарности к этнонациональной, считает американская исследовательница М. Б. Олкотт, протекал в условиях кризиса номадизма и конкуренции со стороны других более продвинутых этносов, претендовавших на казахские земли, и потому «культурное наследие и общая история начинают преобладать как предпосылка легитимности казахской нации». Заключение Главным отличием сторонников казахского или алашевского проекта от проекта их союзников и конкурентов в лице пантюркистов является обращенность в историческое прошлое только казахского кочевого общества и признание необходимости вестернизации и модернизации в рамках русского культурного пространства. К исламским ценностям они относились критически, в значительной мере из-за дискриминации женщин и неприятия социальных и научных инноваций, считая главным в своей деятельности решение аграрного вопроса и справедливое наделение землей казахов. Казахский язык считался националами особым образцовым языком, свободным от арабоперсидских заимствований. Языковой сепаратизм казахских националистов подвергся критике со стороны пантюркистов, в частности А. З. Валидова, считавшего необходимым создание общетюркского языка и относившего локальные тюркские языки к диалектным формам языка тюрки. Казахские национальные деятели верили в возможность совестного проживания казахов, русских и представителей других народов без ассимилляции и притеснения друг друга. Сами казахские деятели национального движения во главе с А. Букейхановым отрицали свою принадлежность к исламским и пантюркистским движениям, будучи по убеждению западниками и националистами. Их ближайшими союзниками и партнерами выступали русские демократические силы. Узость социальной базы поддержки вестернистски настроенной части казахской образованной элиты была обусловлена немногочисленностью самого этого слоя, пополняемого за счет выпускников российской высшей и средней школы. «Верхушка» казахской образованной элиты, обучавшаяся в гимназиях, реальных училищах и вузах на русском языке, была свободна от влияния исламских ценностей и была тесно связана с русскими политическими партиями и общественными движениями. Западнически настроенная часть казахской элиты была настроена на подъем этнонационального сознания казахского населения. Национально ориентированная часть интеллигенции, в отличие от сторонников тюрко-мусульманского интегрализма, основной упор сделала на отстаивании интересов казахского населения посредством публикации статей по злободневным вопросам и мобилизации населения путем подачи петиций и ходатайств имперским властям. Печатное слово активно использовалось основоположниками казахского национального движения для солидаризации и отстаивания интересов казахского населения. Описывая бесправие казахских скотоводов, А. Букейханов апеллировал к узкому слою просвещенных казахов, читающих газету, и к русской демократической общественности, поддерживавшей усилия казахских интеллигентов по обеспечению равноправия казахского населения и прекращению массовых земельных изъятий. Объектом критики казахских авторов являлась имперская власть в лице отдельных ее представителей, отказывающая казахам в равноправии с русскими крестьянами и казаками, в праве на сохранность их родовых земель. Иттифак аль - Муслимин (Союз мусульман) - первая всероссийская исламская партия, образованная по решению Всероссийских съездов мусульман в Нижнем Новгороде (13-20 августа 1905 года, 16-22 августа 1906 года) и Санкт-Петербурге (13-22 января 1906 года). Представляла собой оппозиционное самодержавию либерально-демократическое движение, созданное выходцами из мусульманской интеллигенции, купечества и буржуазии, в основном из татар Поволжья и Крыма. В Центральном комитете партии преобладали лидеры джадидизма - Ю. Акчурин ,С. Максуди, А. Апанаев, Г. Баруди (Казань), Р. Ибрагимов, М. Бигиев (Санкт-Петербург), Г. Буби (Вятка), И. Гаспринский (Бахчисарай). Печатными органами Иттифак аль-муслимин были «Казан мухбире» («Казанский вестник») и «Ахбар» («Вести») в Казани. Взяв за основу программу Конституционно-демократической партии, Иттифак аль-муслимин адаптировала её к особенностям мусульманских регионов страны. Основные цели партии: введение в России конституционно-парламентской монархии; уравнение всех российских граждан перед законом без различия вероисповедания и национальности; наделение крестьян землёй из государственного фонда; передача мусульманам земель, изъятых казной для нужд переселенцев; свободное распоряжение вакфами, имуществом мечетей, учебных и богоугодных заведений; выборность мусульманского духовенства и общественный контроль над его действиями; реформа медресе и муфтиятов; свобода образования религиозных и политических объединений. Из региональных отделений партии наиболее деятельными были казанский, уфимский и оренбургский комитеты. Лидеры партии предприняли несколько неудачных попыток легализовать партию. После поражения Революции 1905-1907 годов многие из них были лишены политических прав и отстранены от общественной деятельности (С.-Г. Алкин, А. Апанаев, Г. Баруди и Г. Буби, С.-Г. Джантюрин, А.-М. Топчибашев). Р. Ибрагимов и Ю. Акчурин оказались в эмиграции. В 1908 году Центральный комитет Иттифак аль-муслимин объявил о самороспуске партии, функции нового координирующего органа её сторонников приняла на себя мусульманская фракция Государственной думы, большинство из депутатов фракции были членами Иттифак аль-муслимин. После Февральской революции 1917 года предпринимались безуспешные попытки воссоздания мусульманской «кадетской» партии. |